КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 2 страница
Обратная связь в говорении и слушании
Для проверки правильности понимания информации всегда целесообразно устанавливать обратную связь с собеседником. Специалисты в области общения выделяют ч е т ы р е техники установления обратной связи. Расспрашивание. Это самый распространенный прием установления обратной связи. Он осуществляется с помощью разнообразных вопросов: на уточнение (что и как я услышал); на отношение (кому-нибудь или чему-нибудь); на развитие (получение новой, дополнительной информации); на понимание (что и как я понял). Вопрос на понимание может задаваться с помощью разных техник. Например, «Правильно ли я вас понял?» и затем — полное in ж трение тезиса, перефразировка, основная мысль сказанного, отражение своих чувств, отражение чувств партнера, развитие мыслей партнера и повторение с резюмированием того, что помню и как понято. Вопрос к собеседнику с просьбой дать дополнительные пояснения, как правило, направлен на то, чтобы облегчить понимание, поэтому после дополнительных разъяснений коммуникация восстанавливается. Если информация все же воспринимается партнером с трудом, то полезно формулировать такие, например, вопросы, как: «Не могли бы вы на конкретном примере пояснить но?», «Что вы имеете в виду?», «Весьма сожалею, но я не все понял, разъясните, пожалуйста...». Перефразирование, или вербализация. Перефразировать — значит повторить мысль собеседника, но своими словами. Прежде чем иступить в полемику, слушающий перефразирует мысль, т.е. возвращает собеседнику суть сообщения, чтобы тот смог оценить, насколько оно понято правильно, например: «Насколько я мог вас понять...», «Итак, вы полагаете, что...», «Вы думаете, что...». Обычно перефразирование как прием обратной связи используется для выделения только основных мыслей собеседника. Причем акцент делается именно на смысловом значении его предложения или идеи, а не на чувствах и установках, используя при этом свои собственные слова, а не механически копируя сказанное. Отражение чувств. При отражении чувств, в отличие от перефразирования, основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает собеседник, эмоциональной составляющей его высказываний. Особенно важно использовать эту технику в случае неконгруэнтности собеседника. Вербализация чувств — это наше сообщение о них, своеобразное Яснослание. При этом имеет значение то, какие именно чувства мы передаем словами. В прямых обозначениях чувств предпочтительнее использовать термины, которые указывают на определенный уровень уважения к партнеру. Рациональный анализ эмоциональных состояний собеседников, несомненно, снижает их интенсивность и позволяет избавиться от напряжения. Эмоциональная реакция на чувства других очень важна для взаимопонимания. Человек проявляет эмоции тогда, когда информация для него особенно значима. Задача слушающего в этой ситуации — показать собеседнику, что его понимают и разделяют его чувства, поэтому вместо популярной, но неэффективной фразы «Я знаю, что вы чувствуете» лучше скажите: «Мне кажется, что вы испытываете...», «Вероятно, вас это очень расстроило...». При этом для более адекватного понимания чувств собеседника след следить за выражением его лица, движением рук, позой, интонацией и той дистанцией, которую он устанавливает при общении. Резюмирование. Обобщение помогает синтезировать, связывать отдельные части услышанной информации в единое целое. Toil самым слушающий дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты. Особенно резюмирование полезна тогда, когда следствием коммуникации должны быть какие-либо действия со стороны собеседника. Резюме следует формулировать своими словами, используя технику перефразировки, например такие фразы, как: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...» или «Обобщая то, что вы сказали, можно сделать следующие выводы...».
Подумай и выполни задание В процессе говорения или передачи распоряжений очень важно находить верные слова. Известно, что разные слова несут различный эмоциональный посыл. Подумайте о том, к каким чувствам и эмоциям своих собеседников вы хотели бы апеллировать, и подберите соответствующие слова, которые вместо отрицательных чувств будут вызывать положительные эмоции и желание выполнить вашу просьбу. Вместо: Скажите: Вам следует... Давайте перейдем... Вы должны... Вы сделаете... Я сказал... Нужно выполнить срочно.
Вопросы и ответы в межличностном общении. Эффективности общения способствуют умения задавать вопросы и отвечать на них. Вопросы заставляют человека думать: они представляют собой одну из логических форм, которая включает в себя прежде всего исходную информацию, а также указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения. Однако заставить человека думать, ставить разнообразные вопросы — самое сложное в процессе взаимодействия. Вместе с тем значимость вопросов, задаваемых участниками общения друг другу, высока. Это связано с тем, что: - вопрос — удобная форма побуждения («Вы могли бы?..); - с помощью вопросов привлекается внимание собеседника; - вопросы несут определенную информацию (в частности, вопрос свидетельствует о том, что задающий его знает ситуацию); - с помощью вопросов можно наводить собеседников на нужный ответ (уже содержащийся в самом вопросе, например вопрос, требующий согласия); - сразу после восприятия вопроса видна обратная связь с собеседником, так как его невербальные сигналы показывают отношение к теме вопроса, которое может распространиться и на занимавшею вопрос; - вопросы помогают спровоцировать собеседника на высказывание своей точки зрения, «раскрыть» его; - правильно сформулированный вопрос позволяет дипломату исправить ошибку в аргументации или поведении; - вопросы создают основу для эффективного взаимодействия. Известно, что, путешествуя по Мексике, немецкий ученый Гумбольдт все время расспрашивал своих спутников обо всем, что видел. В конце концов один из них воскликнул: «Господин Гумбольдт, вас называют великим ученым, но почему же вы без конца спрашиваете обо всем?» — «Именно поэтому я и знаю так много», — спокойно ответил ученый. Умение правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом помогает достичь лучшего взаимопонимания собеседников. Для того чтобы задать вопрос или ответить на него, нужна компетентность. Как правило, в любой беседе вопросы задаются в основном ради достижения участниками общения одинакового понимания обсуждаемой проблемы. Для того чтобы вопрос был понят собеседником, необходимо: -делать вопросы короткими; - удостовериться, что они корректны и задаются с потенциальной возможностью участников ответить на них; - исключить отгадывание; - избегать вопросов, требующих публичных откровений; - не отвечать самому на свои же вопросы. Самыми распространенными вопросами в коммуникации являются открытые, закрытые и наводящие. Открытые вопросы полезны для начала двусторонней коммуникации, их цель — собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?». Например: «Как часто подобная проблема встречается в вашей деятельности?» Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов, например: «Расскажите о...», «Как вы считаете...», «Что вы думаете о возможностях?» Привлекательность открытых вопросов связана с тем, что они позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность собеседника; предоставляют ему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором способа ответа; поощряют немедленную обратную связь; помогают более детально анализировать мнения и ценности; проверяют степень понимания. Закрытые вопросы также широко используются в общении, но они требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: «согласен», «да» или «нет». Вместе с тем злоупотреблять закрытыми вопросами не рекомендуется, так как они не по» зволяют участникам активно взаимодействовать, а вот в ситуаци» ях проверки информации или ограничения возможностей выбор! такой вопрос вполне уместен. Например: «Часто ли вы поступаете таким образом?» Закрытые вопросы применяются чаще тогда, когда прямого ответа «да» или «нет» достаточно: нужно получить или уточнить информацию; подтвердить понимание фактов, согласие или договоренности; принять решение в случае, когда существует альтернатива («да» или «нет»). Наводящие вопросы используются с тем, чтобы подвести говорящего к ответу, который ожидается от него услышать. Наводящие вопросы, как правило, заканчиваются «зацепками», не позволяющими участнику ответить отрицательно. Например: «Коммуникативная компетентность важна для эффективного взаимодействия, ведь правда?», «Ведь это так?», «Не правда ли?», «Вы согласны?» и т.д. Существуют и другие категории вопросов, например: вопросы для проработки — для информации общего характера, например: «Расскажите мне о...», «Есть ли еще что-нибудь?»; детализированные вопросы — запрашивающие более подробную информацию, например: «Что именно она сказала?», «Когда это произошло?»; вопросы об ощущениях — задаваемые, когда необходимо знать об эмоциональном воздействии чего-либо, например: «Что вы почувствовали, когда это произошло?», «Что вы ощущаете, когда люди агрессивно настроены по отношению к вам?»; вопросы о взглядах — задаются для того, чтобы выяснить точку зрения человека относительно чего-либо, например: «Что вам меньше всего нравится в вашей настоящей работе?», «Что бы вам понравилось из того, чего у вас нет?»; вопросы о поведении — задаются для того, чтобы можно было спрогнозировать поведение человека в будущем, например: «Что вы сделали, когда это случилось в прошлый раз?», «Как вы отреагировали, когда...». С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснить информацию и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Из сказанного видно, что вопросы являются одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение. Однако не менее значимы и ответы на вопросы.
Интерактивное упражнение Научитесь хорошо рассказывать четыре-пять анекдотов. Затем соберите группу друзей. Один-два анекдота расскажите как обычно. А перед рассказом следующих двух попросите слушателей сбивать вас любыми ««опросами. Например, вы начинаете: «Приехал новый русский...» А вас спрашивают: «А на какой машине приехал? Какого цвета? Ее номер? С кем приехал?» Ваша задача — парировать эти вопросы, находить краткие ответы, уклоняться, отшучиваться и т.п. Но... довести рассказ анекдота до конца. Повторяйте тренинг, пока не сможете достойно выдерживать и отражать подобный натиск.
Ответы на вопросы и подготовка к ним. Во время взаимодействия собеседникам необходимо не только точно и грамотно формулировать вопросы, но также компетентно, корректно и уверенно отвечать на них. Большую помощь при подготовке к ответам на иопросы дает их предугадывание. Еще до начала разговора можно продумать вопросы, которые может задать собеседник. Кроме того, для ответов на вопросы можно воспользоваться специальными правилами, описанными в литературе. Правила, способствующие успеху собеседников. - Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 7 секунд) для размышления. Или скажите: «Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным (я его ожидал)». - Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан или в своей собственной интерпретации. Например: «Спасибо за вопрос (следование Правилу 1). Насколько я вас понял, вас интересуют вопросы управления конфликтами? (следование Правилу 2). Я сейчас вам дам необходимую информацию». - Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой из них отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса. - Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то: а) попросите повторить вопрос, поскольку вы не уверены, что поняли его. При повторении вопрос окажется короче, яснее, лучше сформулирован; б) повторите вопрос так, как вы его поняли (следование Правилу 2); в) попросите несколько минут на размышление, за это время о вопросе могут просто забыть; г) если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, предлагаемую в вопросе собеседника. - Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует автора вопроса. Это позволит вам сэкономить время на обдумывание ответа, не сказать ничего лишнего и более точно спрогнозировать ожидании собеседника. - Не следует воспринимать вопросы как знак агрессии протиш вас. Отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не ш* щищайтесь и не оправдывайтесь. В случае, когда вопросы пред» ставляют собой настоящий вызов, когда человека хотят поставить в тупик, в трудное положение, подорвать доверие или опровергнуть все то важное, что было им сказано или сделано, то необходимо использовать вариант ответа на вопрос-вызов путем перефразирования или переформирования сути вопроса на противоположное. Например: - Что про меня говорят? — спросил Диоген у Ксениада. - Да говорят, что ты притворяешься дураком. - Мнение хорошее, потому что, если я притворяюсь дураком, значит, на самом деле я — умен. А им скажи, что они притворяются умными! - Если вам задают непредвиденный вопроси вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения ответить на него чуть позже, или отделайтесь коротким ответом типа «да», «нет», или переадресуйте вопрос тому, кто его задал. Пример такой переадресации в известной шутке Е. Петросяна: «Мужчина позвонил в квартиру. Дверь открыл подросток с огромной дымящейся сигарой в зубах. Мужчина растерялся и спросил: "А родители дома?". На что подросток процедил сквозь зубы: "А ты сам-то как думаешь?"». - Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ на вопрос в еще одно сообщение. - Если заданный вопрос уводит вас от темы разговора, то ни в коем случае не поддавайтесь на провокацию — вернитесь к теме общения. Всего каких-нибудь две-три фразы, но ответ должен вернуть собеседника к обсуждаемой проблеме. Не дайте увлечь себя в сторону. - Если при ответе вас неправильно поняли, немедленно признайте свою вину, сообщив собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились, и попробуйте сделать это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. - Отвечая на вопросы, ведите себя как свободный человек, у которого всегда есть выбор вариантов: вежливый отказ от ответа, отсрочка ответа. Кроме того, вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы. Показателен такой пример: «Китайский философ Мэн Цзы, находясь на приеме у правителя, задал ему вопрос: "Как следует поступить с чиновником, который не умеет управлять подчиненными?" — "Немедленно отрешить от должности!" — последовал ответ. — "А как поступить, если царство не управляется?" — продолжал Мэн Цзы. Правитель тут же утратил интерес к беседе и, отвернувшись от философа, заговорил с придворными». 12. В конце ответов на вопросы поблагодарите собеседника. Итак, для того чтобы общение дало позитивные результаты, ill-обходимо не только организовать процесс задавания вопросов, но и быть готовым самому отвечать на вопросы собеседника.
Подумай и выполни задание Из обычных разговоров, перепалок, выступлений, телепередач наберите и зафиксируйте возмущенные, каверзные и провокационные вопросы, реплики и суждения. Особенно выделите те из них, на которые именно вам было бы трудно отвечать. Продумайте достойные и по возможности краткие ответы на них. Позаимствуйте понравившиеся меткие ответы у других ораторов и из методической литературы. Заучите их и пользуйтесь!
Публичные презентации, аргументации и возражения
Презентации. Одной из распространенных коммуникативных форм, широко используемых в современной практике взаимодействия в условиях конкуренции, стала презентация, средствами реализации которой, как правило, являются техники задавания вопросов, формулирования ответов, аргументации и возражения. Именно в презентациях новой идеи, проекта, книги, продвижения товара, услуги, рок-группы, открытия новой фирмы, выставки — убеждающие компоненты превалируют. Презентация (от англ. presentation, от лат. praesentatio — представление; торжественное ознакомление; предъявление чего-л.) — это публичное представление. Целей презентации может быть несколько: - создать о себе (об организации, о товаре) положительное общественное мнение; - вызвать интерес, продемонстрировать возможности, преимущества; - убедить других принять ваши идеи, предложения, заключить договора, контракты; - проявить лидерские качества и интеллектуальный потенциал презентаторов; - продемонстрировать качество и сервис и пр. Поскольку презентация — это процесс коммуникации, то на него распространяются все правила эффективного общения: публичного говорения и слушания, использования всех сенсорных каналов, невербальных и аудиовизуальных средств влияния. Для эффективной презентации важен также процесс дистилляции, т.е. отбора из всей информации самой существенной, убедительной и доказательной. Кроме того, презентация — это творчество, которое предполагает не только подготовленность и импровизацию, но и искусство маневрирования разнообразными средствами с учетом целей, особенностей аудитории и актуальности момента. При подготовке текста презентации необходимо помнить, что процедура презентации — это отточенный алгоритм, для реализации которого следует соблюдать правило трех, т. е. использовать не менее трех ключевых пунктов. Открывающая часть презентации — введение, далее следуют: ключевой пункт 1, переход, ключевой пункт 2, переход, ключевой пункт 3, затем обзор и заключение. Оставшееся время отводится ответам на вопросы. Для презентации необходимо спланировать краткие выступления авторов (новой книги, изделия); специалистов, которые могут профессионально рассказать о новинках; экспертов, способных подтвердить преимущества, качественные характеристики, удовлетворяющие разнообразные потребности потребителей. Кроме того, в целях демонстрации товара или услуг (например, образовательных — тренинг развития навыков общения) подготавливаются пресс-релизы, слайды, видеосюжеты, схемы и диаграммы, другие средства визуализации и информирования. Большое значение для успешной презентации имеет выбор ведущего и подготовка его к презентации. Это должен быть обаятельный, умный, знающий проблему, энергичный, не злоупотребляющий юмором профессионал. Первое впечатление о предмете презентации создает внешний вид ведущего. Его осанка, поза, жестикуляция, общий эстетический облик имеют зачастую решающее значение. Однако более всего влияет на первое впечатление речь ведущего. Вербальное содержание речи должно быть грамотным, с правильными ударениями, а подача информации — экспрессивной и убедительной. Факты, используемые в презентации, должны быть безупречны и организованы в определенной логической последовательности. Признаки эффективно представленной информации на презентации: -увлекательность (внимание); - содержательность (для слушателей); - запоминаемость (чтобы запомнили); - активизация (побуждает к действию); - сбалансированность (гармония объективной информации и индивидуального стиля). Более привлекательной делают презентацию визуальные технические средства. Особенно важна визуализация на тех презентациях, где аудитория обширна и возможность непосредственных контактов с консультантами и экспертами для многих маловероятна. В этих случаях информация представляется во всех пяти сен- сорных каналах: увидеть, услышать, почувствовать, попробовать, почуять особый аромат (если это презентация парфюмерии, цве- точного магазина или кофе). Поэтому на презентациях обычно широко практикуются специальные выставочные стенды, плакаты, витрины, демонстрация фильмов, стеллажи с товаром, который можно потрогать руками, и практическая демонстрация деятельности приборов или механизмов — такая презентация более убедительна, красноречи- иа и достоверна. Подготовка к презентации включает в себя разработку сценария, составление подробного плана подготовки и проведения, написание всех необходимых текстов, рекламных материалов, закупку сувениров. Успешная презентация включает следующие элементы, влияющие на ее результативность (5 «С» презентаций): структура презентации — компоненты, из которых она состоит; в ней должны быть все необходимые, перечисленные выше, части; содержание презентации — все, что оказывает наибольшее влияние на восприятие аудитории; стиль презентации — может быть высокий, деловой, дружеский, т. е. такой, который создает необходимую для конкретной ситуации атмосферу, формирует и демонстрирует корпоративный имидж, но при этом позволяет полностью отразить предмет презентации; сопровождение презентации — все, что окружает, внешние составляющие самого пространства, где происходит презентация (зал, столы и стулья, их расположение, количество людей, флип-чарты, доски, ноутбуки, слайды), все, что влияет на эффективность и пробуждение необходимых эмоций слушателей; ситуативное управление — поддерживание постоянного контакта с аудиторией, установление обратной связи с ней и адекватное реагирование на ее поведение, корректные ответы на вопросы, взаимодействие с «провокаторами» (людьми, имеющими негативное отношение к проблеме, иные взгляды и позиции), оптимальное невербальное поведение, соблюдение регламента. Все перечисленные элементы должны быть тщательно отработаны. Интерактивное упражнение Во время учебных занятий разбейте группу на «сторонников» и «противников» для обсуждения вопроса «Следует ли запретить производство и продажу сигарет?». Представители каждой группы должны выступать поочередно — обратиться к участникам, убедительно изложить свою позицию, постараться привлечь слушателей на свою сторону. После окончания всех выступлений участники пишут, какие ораторы произвели на них наиболее сильное убеждающее воздействие, какие понравились своей манерой поведения и речи, какие выступления были наиболее удачными. Далее следует проанализировать контакт, выразительность, убедительность выступлений, отношение к предмету (положительное, отрицательное), отношение к аудитории (закрытое—открытое). Затем группами по 3 — 5 человек нужно составить проекты «Памятки презентатору» (основные правила организации убеждающего выступления) и, обсудив проекты, выработать совместную «Памятку». Аргументации и построение возражений на презентациях. Убеждающая презентационная речь — это процесс, в ходе которого передается сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения к действию. Стратегия и тактика аргументаций на презентациях во многом зависит от особенностей мыслительной деятельности человека, потому что логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Известны три распространенные формы мышления: понятие (отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления, его содержание и объем); суждение (представляет собой форму мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями); умозаключение (цепочка суждений, последнее из которых — заключение — является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками). На начальном этапе презентационного выступления необходимо ввести предмет сообщения (ключевое слово) и удерживать его в сознании аудитории путем периодического акцентирования внимания. Предмет отвечает на вопрос «О чем мы говорим?». Любое утверждение, высказанное вслух на презентационном сообщении, должно быть логически обоснованно. С этой целью используются тезис, аргументация и демонстрация. Тезисом обычно называют четко сформулированную и высказанную мысль, которую следует обосновать. Тезис отвечает на вопрос «Что мы доказываем?». Формулировка тезиса должна исключать возможность понимания утверждения в другом смысле. Он должен быть предельно конкретным и кратким. Тезис подкрепляется аргументами, доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос «Чем доказываем?». Основанием доказательства могут быть совокупность фактов, статистические данные, теоретические положения, веские аргументы, ссылка на признанные авторитеты, например юридические нормы, статистика, суждения, основанные на профессиональном или житейском опыте, и пр. Третий элемент обоснования — демонстрация — показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает па вопрос «Как доказываем?». Она демонстрирует ход наших рассуждений. Доказать что-либо можно непосредственно — путем наблюдения, собранных фактов и посредством рассуждений, т.е. логических умозаключений. Убедить, а тем более переубедить кого-либо — это сложная задача. Для ее решения необходимо прежде всего соблюдать следующие принципы. Принцип формулировки конкретной цели выступления. Цель убеждающей презентации — сформировать или изменить мнение слушателей. Необходимо, чтобы слушатели согласились с целесообразностью представленного выступающим мнения. Например: «Я хочу, чтобы аудитория считала, что новая книга по коммуникативной компетентности с практическим инструментарием необходима для развития профессиональной компетентности учителя». В данном примере ориентация сделана на то, во что следует верить слушателям. Если же необходимо побудить слушателей к действию, то в цели выступления должно быть не только декларировано желание добиться согласия аудитории, но и побуждение к тому, чтобы они действовали. Например: «Я хочу, чтобы мои слушатели имели в своей профессиональной библиотеке такую нужную для успеха книгу, а для этого приобрели ее». Принцип адаптации к установкам слушателей. Установка — это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом. В практике общения люди обычно выражают свои установки через мнение о чем-либо. Следовательно, чтобы убедить участников презентации, необходимо знать их мнения, точки зрения, т.е. превентивно изучать аудиторию. Мнение аудитории чаще всего концентрируется вокруг определенной точки (например: ни «за», ни «против»; или рассматривается в пределах от благосклонного до враждебного), представляющей обобщенную установку аудитории по отношению к предмету. Если известно, что отношение к обсуждаемому предмету позитивное, то можно сконцентрировать внимание на конкретной программе действий, способной их вдохновить. Если определенное мнение нейтрально, то слушатели могут рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. Если существует негативная установка по отношению к обсуждаемому предмету, то следует приводить аргументы, которые будут убедительны, и хорошие практические примеры, подтверждающие аргументацию. При наличии враждебной точки зрения (например, у конкурентов) целесообразно начать свою речь издалека или не ставить целью убеждение, тогда можно добиться того, что аудитория, прослушав речь, возможно, хотя бы немного изменит отношение к предмету.
Адаптация стратегии убеждающей речи к установкам слушателей (Р. Вердербер, К. Вердербер «Общение. Интенсивный курс», с. 370)
Принцип хороших доводов и доказательств. Убедить аудиторию легче, когда выступающий на презентации владеет разумными доводами и доказательствами в поддержку своих целей. Довод — это заявление, объясняющее, почему предложение оправданно. В основе доводов, как уже было отмечено выше, лежат умозаключения.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |