Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1 Руководитель и его роль в управлении организацией




Тема 10 Роль и психологические функции руководителя в системе управления (2 ч).

Д Темы докладов и рефератов

1 Методы психологического воздействия на коллектив организации и их характеристика.

2 Основные требования, предъявляемые к управленческому решению.

3 Гендерные различия в управлении трудовым коллективом.

4 Учет возрастных особенностей персонала в управлении коллективом.

5 Управление группой в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях.

 

План:

1 Руководитель и его роль в управлении организацией.

2 Лидер. Стили лидерства.

Литература

Багдасарова, С.К. Психология и педагогика.- Минск, 2006.

Березовин, Н.А. Основы психологии педагогики. – Минск, 2001.

Бородулина, Г.В. Основы психологии педагогики. – Минск, 2004.

Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики. – Минск, 2007.

Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999.

Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов-на- Дону, 2000.

Руководительэто должностное лицо, направляющее и координирующее деятельность подчиненных, которые в рамках установленных полномочий выполняют его требования. Межличностные отношения руководства и подчинения классифицируются как субординарные, то есть отношения между людьми, имеющими разный социальный статус, занимающими разные должности в организации, группе, коллективе.

Основные качества руководителя:

1 дальновидность - умение сформировать облик и задачи организации;

2 умение определять приоритеты: что необходимо, а что просто важно;

3 умение мотивировать последователей;

4 владение искусством межличностных отношений: умение гово­рить, слушать, подсказывать, быть уверенным в своих действиях;

5 «политическое чутье» - способность понимать запросы своего окружения и лиц, которые находятся у власти;

6 стойкость - непоколебимость перед лицом оппонента;

7 обаяние - нечто пленяющее людей;

8 способность идти на риск, делегировать полномочия;

9 гибкость - способность отзываться на новые идеи и опыт;

10 решительность и твердость.

Ответственность руководителя – это свойство личности, являющееся средством самоконтроля и саморегуляции руководящей деятельности: 1) сознательность, то есть выполнение принятых обязательств перед подчиненными, партнерами и вышестоящими организациями; 2) готовность отвечать за последствия управленческих решений; 3) готовность быть ответственным перед самим собой; 4) уровень притязаний

Таблица 1 – Организаторские способности руководителя

психологическая избирательность способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения общегрупповой задачи
практически-психологическая направленность ума готовность применять знания и умения практической психологии в практике решения организаторских задач
психологический такт наличие чувства меры во взаимоотношениях с членами группы (коллектива)
общественная энергичность способность личности своей энергией воздействовать на активность организуемых людей
требовательность способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации
критичность способность выявить и обосновать значимые для деятельности коллектива (группы) негативные отклонения и их последствия
склонность к организаторской деятельности потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении  

- требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

- критичность – способность выявить и обосновать значимые для деятельности коллектива (группы) негативные отклонения и их последствия;

Таблица 2- Функции руководителя

Функция целеполагания ознакомление членов группы с их общей задачей, определение средств и условий достижения цели
Функция коммуникации установление вертикальных и горизонтальных коммуникаций внутри группы и внешних вертикальных коммуникаций с вышестоящими организационными подразделениями
Административно-организационная функция формирование органов управления группы, распределение функций, полномочий и заданий между ее членами, согласование их действий: планирование, координация совместного труда, учет, контроль
Экспертная функция консультирование работников по проблемам профессиональной деятельности
Дисциплинарно-стимулирующая функция оценка качества работы подчиненных, формирование системы поощрений и наказаний
Представительская функция руководитель – лицо, представляющее результаты деятельности и интересы группы перед вышестоящими органами и внешними организациями
Воспитательно-пропагандистская функция создание благоприятного социально-психологического климата в группе, развитие способностей и инициативы ее членов, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение

Власть руководителя - возможность влиять на работников с целью подчинения их своей воле. Объем власти руководителя ограничен должностными обязанностями, делегированием полномочий, правовыми нормами, временным фактором, пределами признания его власти членами группы и др.

Формы власти руководителя:

- власть, основанная на принуждении;

- власть, основанная на вознаграждении;

- законная (традиционная) власть;

- власть примера или эталонная (харизматическая) власть;

- власть экспертная (компетентная.

Внутренний баланс власти: она не должна вызывать у подчиненных чувства обездоленности и непокорности.

Принципы «власти-подчинения»:

1 В основе руководства - не только власть, но и авторитет личности руководителя.

2 Руководство должно принимать моральные принци­пы сотрудничества: недопустимо принуждать подчиненного к противоречащим его совести действиям либо наказать материально за его мо­ральные принципы.

3 Руководитель должен признавать признает достоинство и сво­боду подчиненных. Данное признание обязательно, иначе управление будет лишь функционализацией труда.

4 Право распоряжаться членами группы не дает право руководителю распоряжаться ими так, как ему захочется. Руководство осуществляется только в процессе комму­никаций.

Таблица 3 - Типы руководителей в зависимости от коммуникационных связей с подчиненными

Тип «А» в большей степени ориентирован на общение с подчиненными: побуждает к высказыванию мнений, внимателен к деловым предложениям и личным просьбам, учитывает настроение. Полученную информацию использует в работе
Тип «Б» ориентирован на общение с подчиненными, как и тип «А», но или не стремиться учитывать получаемую «восходящую» информацию в работе или не умеет эффективно ее использовать
Тип «В» ориентирован на общение с подчиненными лишь в рамках своего понимания целесообразности данного общения
Тип «Г» не ориентирован на общение с подчиненными: не побуждает их к высказыванию мнений, невнимателен к деловым предложениям и личным просьбам, не учитывает настроение. Информация поступает к нему лишь по инициативе подчиненных

Примечание: существенным для личностного авторитета руководителя является реверсивное общение - «Не делай того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.