Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды таможенных платежей




Согласно ст. 242 ТК Республики Беларусь при перемеще­нии через таможенную границу Республики Беларусь и в других случаях, установленных Кодексом, уплачиваются следующие та­моженные платежи:

· ввозные таможенные пошлины;

· вывозные таможенные пошлины;

· специальные, антидемпинговые и компенсационные по­шлины;

· НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную тер­риторию;

· акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную тер­риторию;

· таможенные сборы.

Момент возникновения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов определяется в соответствии с ТК Республики Беларусь (статьи 59, 64, 104, 122, 132, 137, 160, 163, 176, 187, 194, 201, 209, 214,217, 220, 224, 230, 244).

Налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) при его исполнении в виде:

· уплаты таможенных пошлин, налогов;

· взыскания таможенных пошлин, налогов таможенным органом в соответствии с ТК и налоговым законодательством Рес­публики Беларусь;

2)при использовании налоговых льгот по уплате таможен­ных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользо­ванию и распоряжению товарами, установленными налоговым за­конодательством Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;

3)при использовании тарифных преференций по уплате та­моженных пошлин;

4)при отказе таможенного органа в выдаче разрешения на таможенный транзит;

5)при отказе таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим;

6)в случае принудительного изъятия товаров в государствен­ную собственность;

7)при добровольном отказе в пользу государства от това­ров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распо­ряжению товарами, установленными налоговым законодатель­ством Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;

8)при помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному офор­млению в целях помещения под такой таможенный режим;

9)в отношении товаров, находящихся под таможенным кон­тролем, - при взыскании за счет этих товаров неуплаченных тамо­женных платежей, процентов, пеней;

10) в отношении товаров, которые утрачены, в том числе
товаров, помещенных под таможенный режим свободного обра-
щения с использованием налоговых льгот по уплате таможенных
пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию
и распоряжению товарами, установленными налоговым законо-
дательством Республики Беларусь в связи с использованием та­ких льгот, — при утрате таких товаров вследствие аварии или дей­ствия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения;

11) если размер неисполненного налогового обязательства
составляет эквивалент менее 0,25 базовой величины. Размер базо-
вой величины определяется на день принятия таможенной декла-
рации таможенным органом, а в иных случаях - на день истече-
ния срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

12) в иных случаях, установленных ТК Республики Беларусь.

 

 

7.2. Таможенная пошлина

 

Таможенная пошлина взимается в соответствии с законом от 03.02.1993 № 2151 XII «О таможенном тарифе». Таможенной по­шлиной облагаются как ввозимые на таможенную территорию Рес­публики Беларусь (ввозная, или импортная, пошлина), так и выво­зимые за ее пределы (вывозная, или экспортная пошлина) товары.

Ставки таможенной пошлины по ввозимым и вывозимым товарам устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Кроме того, на отдельные категории товаров могут устанав­ливаться временные ставки таможенных пошлин.

Таможенная пошлина может уплачиваться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, курс которой устанавливает­ся Национальным банком Республики Беларусь.

Существует три вида ставок таможенной пошлины:

 

1)адвалорная ставка - это когда таможенная пошлина ис­числяется в процентах от таможенной стоимости товаров;

2)специфическая ставка применяется, когда таможенная по­шлина исчисляется в определенном размере за единицу измере­ния товаров (штук, пар, кг. и т.д.);

3)комбинированная ставка складывается из двух предыду­щих видов ставок. Они рассчитываются как с таможенной сто­имости товаров, так и с их объема в натуральном выражении, за­тем эти суммы сравниваются и уплачивается большая из них (по некоторым товарам - обе суммы).

Существуют также особые виды таможенных пошлин:

 

1)специальные - применяются как защитная мера при ввозе товаров в количестве и на условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб экономике; ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств;

2)антидемпинговые - применяются в случае ввоза товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вы­воза, с целью защиты отечественных производителей подобных товаров;

3)компенсационные - применяются в случаях ввоза това­ров, при производстве которых прямо или косвенно использова­лись субсидии, и такой ввоз угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подоб­ных товаров.

 

 

7.3. Льготы по уплате таможенных пошлин

(тарифные преференции)

 

ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

Основное назначение определения страны происхождения товара заключается в проведении государством преференциаль­ной либо протекционистской политики. Это означает, что в зави­симости от страны, в которой товар производится и из которой он импортируется в Республику Беларусь, Президентом учреждает­ся льготный режим налогообложения либо налагаются определен­ные ограничения на перемещение, или же устанавливается повы­шенная ставка таможенной пошлины.

Порядок определения страны происхождения товара осно­вывается на международной практике на основании ТК Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь льготы по налогам и таможенным платежам устанавливаются Пре­зидентом и Законами, причем льготы юридическим и физическим лицам индивидуально предоставляются исключительно Президентом на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 27.02.2001 г. № 6 «Об упорядочении предоставления льгот по налогам и таможенным платежам». Таможенными сборами за тамо­женное оформление, таможенными пошлинами, акцизами и НДС не облагаются ввозимые и вывозимые товары:

· предназначенные для официального пользования иност­ранными дипломатическими представительствами и консульски­ми учреждениями;

· освобождаемые в соответствии с Законами Республики Беларусь либо вступившими в силу международными договорами;

· иные товары в порядке и на условиях, определяемых Пре­зидентом Республики Беларусь.

Таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость не облагаются товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на та­моженную территорию нашей страны, по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредиторов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Товары, ввозимые в качестве вклада иностранных участни­ков в уставный фонд предприятия с иностранными инвестиция­ми, освобождаются от обложения НДС и таможенными пошлина­ми при условии, что эти товары:

· относятся к основным производственным фондам;

· не являются подакцизными;

· ввозятся в сроки, установленные учредительными доку­ментами для формирования уставного фонда предприятия с инос­транными инвестициями, а в случае создания предприятия с ино­странными инвестициями в форме акционерного общества- в сро­ки, определенные договором о совместной деятельности по со­зданию этого фонда;

· имеют суммарную стоимость, не превышающую указан­ного в учредительных документах размера неденежного вклада иностранного участника, а в случае создания предприятия с инос­транными инвестициями в форме акционерного общества- в иных документах, касающихся формирования уставного фонда.

Товары, таможенное оформление которых производилось предоставлением льгот, могут использоваться либо распоряжение такими товарами может производиться только в целях, в связи с которыми предоставлены данные льготы.

 

7.4. Акцизы

7.5. Налог на добавленную стоимость

7.6. Сборы за таможенное оформление

За таможенное оформление транспортных средств, переме­щаемых через таможенную границу, товаров не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международ­ных почтовых отправлениях и грузах, взимаются таможенные сбо­ры за таможенное оформление. Основой для исчисления таможен­ных сборов за таможенное оформление является таможенная сто­имость ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в размерах, установленных соответствующим указом Президента.

7.7. Исчисление таможенных платежей

Товары, которые являются объектом обложения таможен­ными пошлинами, налогами, сборами, перемещаемые через та­моженную границу, являются объектами.

В основе таможенно-тарифного регулирования находится определение таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость товара -это стоимость товара, оп­ределяемая в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» и используемая для целей обложения товара таможенными пошлинами, налогами, сборами; внешнеэкономи­ческой статистики и валютного контроля.

Таможенная стоимость товара рассчитывается декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установ­ленным законодательством Республики Беларусь, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Система опреде­ления таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах оценки, принятых в международной практике, и рас­пространяется на товары, перемещаемые через таможенную гра­ницу Республики Беларусь. Контроль за правильностью определе­ния таможенной стоимости осуществляется органами, производя­щими таможенное оформление товаров.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О тамо­женном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, про­изводится путем применения следующих методов:

1.Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможен­ной стоимостью ввозимого товара является цена сделки, факти­чески уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения таможенной границы Республики Беларусь. Данный метод выступает в качестве основного при исчислении таможенной стоимости товаров. В случае, если метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть осуществлен, то применяются последовательно иные методы установления тамо­женной стоимости ввозимых товаров.

2.Метод по цене с идентичными товарами. В качестве ос­новы для определения таможенной стоимости товара принимает­ся цена сделки с идентичными товарами. При этом под идентич­ными товарами понимаются товары, одинаковые во всех отноше­ниях с оцениваемыми товарами, в том числе по физическим при­знакам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения и производителю.

3. Метод по цене сделки с однородными товарами.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара применяется цена сделки по товарам, однородным с ввози­мыми. При этом под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из сложных компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые това­ры, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

4.Метод на основе вычитания стоимости. В качестве ос­новы для определения таможенной стоимости товара принимает­ся цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на террито­рии Республики Беларусь.

5.Метод на основе сложения стоимости. В качестве осно­вы принимается цена товара, рассчитывая путем сложения следу­ющих компонентов:

- стоимости материалов и издержек, понесенных изготови­телем при производстве товаров;

- общих затрат, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пере­сечения таможенной границы и т.д.;

- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки товаров на таможенную территорию Беларуси.

6. Резервный метод. В качестве основы могут быть исполь-
зованы:

- цена товара на внутреннем рынке Республики Беларусь;

- цена товара, поставляемого из страны его ввоза в третьи страны;

- цена на внутреннем рынке на товары отечественного про­исхождения;

- произвольно установленная или достоверно неподтверж­денная цена товара.

Таможенные налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, само­стоятельно. При этом декларанты выбирают метод расчета тамо­женной стоимости и несут ответственность за правильность вы­бора метода и достоверность указываемой информации. При выставлении требования об уплате таможенных платежей исчисления производятся таможенным органом.

Сборник правил интерпретации международных таможенных терминов, разработанных и систематизированных на основе сложившегося опыта мировой торговли и введенных в коммер­ческий оборот Международной торговой палатой в 1936 г., используется в целях:

· единого толкования условий поставки;

· упрощения процесса условий поставки и особенностей транспортировки;

· исключения споров между продавцом и покупателем в распределении рисков и расходов, связанных с доставкой товаров.

В «ИНКОТЕРМС» условия поставки товаров разделены на 4 группы:

Группа Е - это условия, по которым покупатель получает товар на складе (заводе) продавца.

Группа F - условия, по которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем.

Группа С - условия, по которым продавец должен заклю­чить договор перевозки, однако он не несет риска потери или по­вреждения товаров и дополнительных расходов, возникающих пос­ле отгрузки или отправки товаров.

Группа D - условия, по которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой товаров в пункт назначения.

Группа Е - EXW.

Группа F - FCA, FAS, FOB.

Группа С - CFR, CIF, СРТ, CIP.

Группа D - DAF, DES, DEQ, DDU, DDP.

7.8. Уплата таможенных платежей

В соответствии с ТК Республики Беларусь плательщиком таможенных платежей может быть декларант. При ввозе товаров таможенные платежи должны быть уплачены не позднее 60 ка­лендарных дней со дня предъявления груза в таможенный орган в месте его прибытия на таможенную территорию Республики Беларусь или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте прибытия товара. При вывозе товаров таможенные платежи могут быть исполнены не позднее дня подачи декларации. При изменении та­моженного режима платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного Таможенным кодексом для завершения дей­ствия изменяемого таможенного режима.

Уплата таможенных платежей может осуществляться путем авансовых платежей. Авансовые платежи - это денежные сред­ства, внесенные на счет таможенного органа за предстоящие та­моженные платежи и не идентифицированные плательщиком в ка­честве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отно­шении конкретных видов товаров.

Таможенные платежи уплачиваются в кассу или на счет та­моженного органа, открытый для этих целей. Таможенные плате­жи вносятся по выбору плательщика в белорусских рублях либо любой валюте, курс которой устанавливается Национальным бан­ком. По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать письменное подтверждение уплаты таможенных платежей. Обязанность по уплате таможенных платежей считается испол­ненной с момента:

· списания денежных средств со счета плательщика в банке;

· внесения наличных денежных средств в кассу таможен­ного органа;

· зачета в счет уплаты таможенных платежей излишне уп­лаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а если такой зачет производится по заявлению плательщика, - с момента принятия заявления о зачете;

· зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, внесенных банком иной кредитной либо страховой орга­низацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, или же поручителем в соответствии с договором по­ручительства;

· обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер внесенных сумм ниже над­лежащих уплате таможенных платежей.

При наличии оснований, установленных таможенным ко­митетом, срок уплаты таможенных платежей может быть изменен путем предоставления отсрочки или рассрочки. Отсрочка или рас­срочка могут предоставляться по одному или нескольким видам таможенных платежей, а также в отношении части или же всей суммы, подлежащей уплате. За предоставление отсрочки или рас­срочки взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженно­сти по уплате таможенных платежей, исходя из ставки рефинан­сирования Национального банка.

Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных платежей предоставляется при условии обеспечения их уплаты в срок не более двух месяцев со дня принятия таможенным органом декла­рации, если иной срок не установлен актами Президента Респуб­лики Беларусь.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на их предоставление, возбуждено уголовное дело по признакам пре­ступления, связанного с нарушением таможенного законодатель­ства, либо возбуждена процедура банкротства.

Все виды отсрочки (рассрочки) предоставляются по реше­нию начальника либо заместителя начальника таможенного орга­на. Для получения отсрочки (рассрочки) необходимо заблаговре­менно подать в таможню заявление (заявление-обязательство) ус­тановленной формы и пакет документов, подтверждающих выпол­нение условий предоставления той или иной отсрочки (рассрочки).

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:

· залогом имущества;

· гарантией третьего лица (гарантия банка или иного кре­дитного учреждения, имеющего лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций и вклю­ченного в реестр гарантов обеспечения уплаты таможенных пла­тежей, который ведет ГТК Республики Беларусь);

· внесением счет таможенного органа причитающихся сумм;

· поручительством.

 

ТЕМА№ 8: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

8.1. Понятие, цели и организация таможенного контроля.

8.2Операции и порядок проведения таможенного контроля.

8.3Роль и место таможенных органов в системе валютного контроля.

8.4Освобождение от определенных операций та­моженного контроля.

8.5Средства идентификации товаров, применяе­мых таможенными органами.

8.6Привлечение эксперта для оказания содействия при проведении таможенного контроля.

8.7Использование результатов таможенного кон-
троля при производстве по делам об административ-
ных правонарушениях, рассмотрении гражданских и
уголовных дел.

 

8.1. Понятие, цели и организация таможенного контроля

Таможенный контроль - это один из основных институтов таможенного права как комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь.

Таможенный контроль - это совокупность организационно-правовых мер, осуществляемых таможенными органами Респуб­лики Беларусь в целях обеспечения соблюдения таможенного за­конодательства.

Целью таможенного контроля является:

- обеспечение соблюдения участниками внешнеэкономичес­кой деятельности норм таможенного, налогового, административ­ного и уголовного законодательства;

- охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов Республики Беларусь, защита обще­ственного порядка;

- выявление, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

- защита законных интересов, прав и свобод физических юридических лиц.

В соответствии со ст. 275 ТК Республики Беларусь таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем:

1. проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

2. таможенного досмотра (досмотр товаров и транспортных средств), личного досмотра как исключительной формы таможен­ного контроля;

3. учета товаров и транспортных средств;

4. устного опроса физических и должностных лиц;

5. проверки системы учета и отчетности;

6. осмотра территорий и помещений, СВХ, таможенных
складов, свободных складов, СТЗ. Магазинов беспошлинной тор-
говли и других мест, где могут находиться товары и транспортные
средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществля-
ется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные
органы Республики Беларусь:

· таможенная проверка;

· таможенное исследование;

· проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Местом проведения таможенного контроля являются со­ответствующие зоны. Зоны таможенного контроля создаются в целях проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным контро­лем. Проверка товаров может осуществляться только в зонах та­моженного контроля. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства та­моженного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах вре­менного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных мес­тах, определяемых ГТК Республики Беларусь. Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, переме­щения товаров, транспортных средств, лиц, включая должност­ных лиц и иных государственных органов, через границы таких юн и в их пределах допускается только с разрешения таможен­ных органов Республики Беларусь и под их контролем, за ис­ключением случаев, предусмотренных законодательными акта­ми. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных ор­ганов Республики Беларусь.

Как и любая контрольная деятельность, таможенный конт­роль, осуществляемый таможенными органами, имеет свою на­правленность (объекты).

Объектами таможенного контроля являются:

1.Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, включая международные почтовые отправления.

2.Соблюдение установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, - как объект таможенного контроля.

3.Документы и сведения о товарах и транспортных сред­ствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Бе­ларусь, в том числе таможенная декларация.

4.Деятельность лиц в качестве таможенных агентов, тамо­женных перевозчиков, владельцев СВХ, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли.

5. Уплата таможенных пошлин.

6. Физические лица (при осуществлении личного досмотра).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.