Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты таможенного контроля 3 страница




 

11.3. Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, главной целью которой является развитие и либера­лизация мировой торговли через установление единых стандар­тов для мировой торговли, обязательных для всех стран, присое­динившихся к ВТО. Данная организация, ее документы существен­но влияют на таможенное дело во всем мире.


Всемирная торговая организация (ВТО) была создана 1 ян­варя 1995 г. Она стала продолжателем ГАТТ - Генерального со­глашения по тарифам и торговле, действовавшего в 1947-1995 гг. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) имело те же цели, что и нынешняя ВТО, — установление единого торгового порядка и сдерживание отдельных государств от односторонних действий в мировой торговле, которые бы шли вразрез с правилами торговли, признаваемыми большинством стран, и препятствовали бы развитию мировой торговли. Несмот­ря на то, что ГАТТ эффективно действовало на протяжении ряда десятилетий, в 80-е гг. XX в., в связи с резким скачком в разви­тии торговли в 60-80-е гг., возникла необходимость его рефор­мирования. Был проведен ряд раундов переговоров по данному вопросу. Наиболее значимым явился так называемый Уругвайс­кий раунд переговоров, проходивший в 1986-1994 гг. По его ре­зультатам было принято решение о создании с 1995 г. ВТО. Не­смотря на то, что ГАТТ и ВТО имеют сходные цели, данные струк­туры различаются между собой:

· ГАТТ представляло собой систему торговых соглашений, а ВТО является как системой соглашений, так и международной организацией;

· ВТО имеет более совершенную структуру управления;

· в ВТО усилен контроль за соблюдением странами торго­вых соглашений;

· ГАТТ являлось неформальным объединением, «клубом» стран, а ВТО - официальная международная организация, имею­щая статус специализированного учреждения ООН.

Главными принципами ГАТТ-ВТО, вокруг которых идет объединение государств-участников, являются:

· недискриминация;

· свободный доступ на рынок.

Принцип недискриминации означает, что страны-участни­ки ВТО при осуществлении внешней торговли должны одинако­во относиться ко всем другим участникам торговых отношений -членам ВТО; запрещается одним странам давать приоритет в тор­говле, а другим создавать препятствия.

Принцип свободного доступа на рынок означает, что стра­ны-участники ВТО не должны создавать искусственных препятст­вий доступу на свой рынок товарам других стран, например, при­нимать неоправданно масштабные антидемпинговые, ком­пенсационные и иные защитные меры.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выпол­нению основных оглашений и юридических документов, объ­единенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО пред­ставляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется при­мерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Основными многосторонними торговыми соглашениями яв­ляются:

 

1)Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. - определя­ют основы режима торговли товарами, права и обязательства чле­нов ВТО в этой сфере;

2)Соглашение по сельскому хозяйству - определяет осо­бенности регулирования торговли сельскохозяйственными това­рами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе;

3)Соглашение по текстильным изделиям и одежде - опреде­ляет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой;

4)Соглашение по соблюдению санитарных и фитосанитарных норм определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля;

5)Соглашение по техническим барьерам в торговле - опре­деляет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации;

6)Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с тор­говлей, содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением;

7)Соглашение по предотгрузочной инспекции - определя­ет условия проведения предотгрузочных инспекций;

8)Соглашение по правилам происхождения - определяет принципы происхождения товаров;

9) Соглашение по процедуре импортного лицензирования -
устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта;

10)Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам - определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием;

11)Соглашение по защитным мерам - определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту;

12)Соглашение по применению статьи 6 ГАТТ (антидем­пинг) — определяет условия и процедуры применения мёр для противодействия демпингу;

13)Соглашение по применению статьи 7 ГАТТ (Таможен­ная оценка товаров) - определяет правила оценки таможенной стоимости товаров;

14)Генеральное соглашение по торговле услугами - опре­деляет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере;

15)Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуаль­ной собственности - определяет права и обязательства членов ВТО в области зашиты интеллектуальной собственности;

16)Договоренность о правилах и процедурах, регулирую­щих разрешение споров, - устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.

Помимо основных соглашений страны-участники ВТО мо­гут подписывать плюрилатеральные соглашения, т.е. такие со­глашения, имеющие силу только для тех стран, что их подписали, и необязательны для всех участников ВТО (например, различные отраслевые соглашения, такие, как соглашения в области граж­данской авиации, государственных закупок сельхозпродукции, тор­говли химическими веществами и т.д.).

Организационную структуру ВТО составляют:

1.Министерская конференция.

2.Генеральный совет.

3.Генеральный директор.

Министерская конференция - высший орган ВТО, прини­мающий стратегические решения и формирующий иные ее рабо­чие органы. Министерская конференция собирается минимум 1 раз в 2 года. Исполнительным органом ВТО является Генераль­ный совет, состоящий из представителей стран-участниц ВТО. Он отвечает за текущее управление организацией. В подчинении Ге­нерального совета находится ряд специализированных комитетов:

· по анализу торговой политики;

· разрешению споров;

· торговле и развитию;

· ограничениям, связанным с торговым балансом;

· бюджету, финансам и административным вопросам.

Штаб-квартира Генерального совета ВТО располагается в Женеве (Швейцария).

Высшим должностным лицом ВТО, представляющим дан­ную организацию как в отношениях между ее членами, так и на международной арене, является Генеральный директор, который назначается Министерской конференцией или Генеральным сове­том на один 3-летний срок.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, на­ходящимся на следующем уровне иерархии:

· Совету по торговле товарами;

· Совету по торговле услугами;

· Совету по торговым аспектам прав интеллектуально собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит дея­тельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением со­глашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТТ. В его составе находятся:

1.Комитет по торговле финансовыми услугами.

2.Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности, помимо осуществления контроля за выполнение соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также воп­росами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Отдельными соглашениями системы ВТО и решением воп­росов в таких областях, как защита окружающей среды, пробле­мы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения, занимаются многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы.

Организационную работу по обеспечению деятельности ВТО осуществляет Секретариат ВТО, который:

· имеет около 500 штатных сотрудников;

· базируется в Женеве;

· возглавляется Генеральным директором;

· в отличие от подобных органов других международных организаций не принимает решений, так как эта функция реали­зуется самими странами-участниками.

Основные обязанности Секретариата:

· обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции;

· оказывать техническое содействие развивающимся стра­нам;

· проводить анализ мировой торговли и разъяснять положе­ния ВТО общественности и средствам массовой информации;

· обеспечивать некоторые формы правовой помощи в про­цессе разрешения споров и консультировать правительства стран, желающих стать членами ВТО.

 

11.4. Киотская конвенция

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. вступила в силу 25 сентября 1974 г.

В Конвенции участвуют 73 государства.

После принятия Киотской конвенции прошло определенное время и стало ясно, что интеграционные процессы, происходящие в обществе, предопределили необходимость приведения положе­ний Конвенции к современным реалиям.

26 мая 1999 г. сессия Всемирной таможенной организации одобрила новую редакцию Киотской конвенции.

Положения новой редакции Киотской конвенции строятся на следующих принципах:

· ясность и четкость таможенного законодательства, в час­тности, института обжалования решений таможенных органов;

· принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур;

· максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий;

· совершенствование методов таможенного контроля, про­ведение его на основе управления рисками;

· использование предварительных форм декларирования;

· использование электронных баз данных и способов об­мена информацией при проведении таможенных процедур;

· всестороннее сотрудничество таможенных органов с дру­гими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможен­ных служб;

· установление партнерских отношений с законопослуш­ными участниками ВЭД.

Новая редакция Киотской конвенции состоит из 3 частей:

1)основного текста Конвенции;

2)Генерального приложения к ней;

3)десяти специальных приложений.

Основной текст содержит преамбулы:

1) определения общих терминов;

2) положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к конвенции и выхода из нее;

3) органов управления;

4) условий применения Конвенции и ряд других общих по­ложений.

Генеральное соглашение состоит из следующих глав:

1) «Общие положения»;

2) «Определение понятий»;

3) «Таможенное оформление и другие таможенные формаль-
ности»;

4) «Пошлины и налоги»;

5) «Гарантии»;

6) «Таможенный контроль»;

7) «Применение информационных технологий»;

8) «Отношения между таможенными органами и третьими лицами»;

9) «Информация, решения и предписания таможенной служ­бы»;

10) 10)«Обжалование решений по таможенным вопросам».

Специальные приложения конкретизируют принципы при­менения различных таможенных правил и процедур.

Приложения содержат стандартные и рекомендуемые пра­вила по отдельным таможенным режимам и сферам деятельности таможенных служб.

Главное отличие новой редакции Киотской конвенции от прежней состоит в том, что обязательным условием присоедине­ния к Конвенции является принятие, как минимум, всех положений ее Генерального приложения и внедрение стандартных правил.

Присоединяющееся государство может принять одно или несколько специальных приложений, одну либо несколько их глав.

Присоединяющимся государствам предоставляется также право переходного периода, в течение которого они должны:

- ввести стандартные правила (3 года);

- стандартные правила с переходным сроком (5 лет);

- рекомендуемые правила (без ограничения сроков).

Киотская конвенция оставляет возможность для примене­ния национального таможенного законодательства, исходя:

· из экономических условий;

· специфики построения административной системы;

· других факторов, влияющих на законодательство.

Участником Киотской конвенции может стать любой член Всемирной таможенной организации и Организации Объединен­ных Наций или ее специализированных учреждений:

· подписав Конвенцию без оговорки о ратификации;

· подав документы о ратификации после ее подписания, если ратификация необходима;

· присоединившись к ней.

Положения Киотской конвенции предусматривают созда­ние Управляющего комитета, уполномоченного рассматривать практические вопросы выполнения, единообразного применения и толкования Конвенции, а также предложения по внесению по­правок к ней. Членами Управляющего комитета являются уча­стники Конвенции.

 

Принимать участие в заседаниях Управляющего комитета в качестве наблюдателя могут компетентные органы любого субъек­та, правомочного стать участником Конвенции, а также компетен­тные органы любого члена Всемирной торговой организации.

 

11.5. Конвенция международных дорожных перевозок

(МДП)

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с по­правками 1997 г. вступила в силу 20 марта 1978 г. Участниками Конвенции являются 68 государств, в том числе и Республика Беларусь.

Конвенция регулирует перевозку грузов любыми видами транспортных средств:

· от таможни места отправления;

· до таможни места назначения государств-участников.

Обязательное требование заключается в том, чтобы часть перевозимых грузов перемещалась только автомобильным транс­портом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблю­дением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин, а также от таможен­ного досмотра.

Наличие одного сопроводительного документа - книжки МДП - упрощает пограничные операции, что существенно сни­жает транспортные расходы за счет задержек в пути.

27 июня 1997 г. были одобрены поправки к Конвенции МДП, которые:

· более надежно гарантируют процедуры МДП;

· упрощают таможенные процедуры;

· усиливают контроль за использованием книжки МДП.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.