Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составные элементы личности




Дальнейшее развитие идей Фрейда привело его к разработ­ке структурных гипотез организации психической жизни человека. Он выделил три основные психические инстанции — «Ид» (Ы), или «Оно»; «Эго» (Е§о), или «Я»; «Суперэго» (Зиреге^о), или «Сверх-Я».

Ид — источник человеческих желаний (которые Фрейд изначаль­но считал сексуальными и агрессивными), руководствующийся прин­ципом наслаждения или стремлением к немедленному удовлетворе­нию желания.

Эго подчиняется принципу реальности и ищет возможность удов­летворить желание Ид с учетом внешних факторов, занимая, собст­венно, положение посредника между Ид и реальностью и вырабатывая эффективные способы общения с внешним миром. Эго постоянно колеблется между желаниями Ид и объективной реальностью.

Суперэго — собственно сознание человека, его моральные прин­ципы, определяющие для него приемлемость или неприемлемость того или иного способа поведения. Суперэго формируется на приме­ре морали родителей, которых наблюдает, познает и которым подра­жает ребенок.

Именно в первые годы жизни, и особенно в анальный период, потребности ребенка вступают в конфликт с требованиями обще­ства, представляемого его родителями. Запреты и обязанности пере­живаются ребенком сначала как давление извне, которому он иногда сопротивляется, но часто подчиняется. Успехи ребенка в интеллекту­альном плане позволяют ему постепенно создать сознательный образ того, что можно и чего нельзя делать. Так рождается нравственное сознание, которое во имя принципов оценивает его поступки с точ­ки зрения добра и зла и тесно связано с культурой, в которой живет ребенок.

Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию чело­века, вызывая у него тревогу и беспокойство, Эго старается смягчить опасность либо с помощью реального, сознательного решения про­блемы, либо искажая ситуацию, чтобы защитить сознание человека. Это явление известно как действие защитных механизмов.

Можно сказать, что личность имеет три грани — потребности, «Я» и «Сверх-Я». Эти аспекты отнюдь не всегда находятся в гармонии и равновесии. Некоторые люди легко уступают своим влечениям. Ничто их не останавливает. Их «Сверх-Я» слабо и не способно подавить вле­чение. Такие люди неизбежно вступают в конфликт с обществом. Они готовы совершить преступление.

У других, напротив, чрезмерно развито «Сверх-Я». Они требуют от себя больше того, что они в действительности могут вынести. Их адаптация также находится под угрозой. Их требовательность не толь­ко мешает им самим, но и изолирует их от других людей. Их удел — печальная участь святых, перфекционистов и просто страдальцев.

Некоторое знакомство с теорией психоанализа необходимо, чтобы понять науку о человеческом поведении. Хотя теория психоанализа не предлагает конкретных методов решения практических проблем, с которыми сталкивается менеджер, работая с людьми, основы пси­хоанализа помогут ему понять, почему люди ведут себя так или ина­че. Неадекватное поведение или упорное противодействие можно объяснить функцией защитных механизмов, несоразмерной жаждой признания или гордостью.

Интерпретируя поведение с помощью психоанализа, менеджеру вовсе не следует выступать в роли психоаналитика. Для этого, во-первых, нужно серьезное профессиональное образование, а во-вто­рых, люди, с которыми связаны возникающие проблемы, могут вовсе не нуждаться в таком подходе. Однако все мы временами не осознаем причин, толкающих нас к той или иной мысли или поступку, вес мы так или иначе зависим от своего прошлого, большинство из нас при­бегает к защитным механизмам. Кто не пробовал — и порой небезус­пешно — уверить себя, что в данных сложных обстоятельствах рабо­тает отлично, тогда как на самом деле делает гораздо меньше, чем может? Кроме того, все мы не раз совершали странные, нелогичные поступки.

Итак, теория психоанализа может помочь менеджеру понять по­ведение других в самом общем плане. Из этой теории, заложившей основу современной психологии, он узнает, что поведение не всегда бывает логичным и разумным, что его не всегда можно объяснить в строгих и точных терминах, что люди не всегда понимают свои им­пульсы и желания и с трудом могут объяснить свое собственное по- • ведение. Менеджеру следует принимать во внимание возможные скры­тые мотивы.

Кроме того, менеджеру следует учитывать, что люди живут и ра­ботают так, чтобы их жизнь и работа была безопасной и надежной, поэтому они сознательно или неосознанно игнорируют некоторые факты, не признают некоторых ощущений, дают не вполне правди­вые разъяснения.

Пытаясь применить методы психоанализа в деловых ситуациях, менеджер совершает ошибку. Однако тот, кто вынесет из знакомства с этой теорией более широкое и более реальное представление о людях и их поведении, сможет эффективнее общаться и работать с окружающими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.