Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические и психосоциальные потребности




У взрослого человека физиологические потребности (голод, жажда, сон, воздух и секс) не существуют в чистом виде. Они несут на себе печать жизни в обществе. Человек — природное существо, обладающее наименьшим количеством инстинктов и наибольшим ко­личеством потребностей, которые сформированы обществом. Пове­дение человека, отнюдь не запрограммированное заранее в его нерв­ной системе, является в гораздо большей степени результатом науче­ния. Инстинкты, явившиеся результатом «предкодирования» в нерв­ной системе, лежат в основе сложного поведения, которое вызвано физическими потребностями. Они чаще всего выступают у человека как социальные привычки.

Психосоциальные потребности (потребности в безопасности, в любви, в уважении, самовыражении и т.д.) приобретаются каждым индивидом в ходе его собственной жизни под влиянием личных и социальных факторов.

Потребности и фрустрация. В конкретной ситуации человек, по­буждаемый своими потребностями, действует, чтобы достичь их удов­летворения. Его поведение ведет к изменению данной ситуации в соответствии с его потребностями. Однако иногда действия индиви­да сталкиваются с препятствиями. Ситуация не изменяется, но по­требность остается. Эта ситуация содержит в себе два аспекта: вне­шний и внутренний.

Внешний аспект — существующее в данной ситуации препятствие.

Можно выделить следующие виды ситуаций, вызывающих фруст-рацию.

1. Физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей (узник в камере, непогода, недостаточный доход, опущенный шлагбаум или часовой).

2. Отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испы­тываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины зак­рыты, а дома его больше не осталось).

3. Биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме).

4. Социальные условия, которые являются главным источником наи­большего количества наших фрустраций. Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими — мы находимся в состоянии фрустраций. Существует множество примеров ситуаций фрустраций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давле­ние на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

Внутренний аспект — это нарушение равновесия в результате нс-достигнутой цели или неудовлетворенной потребности. Это также напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Таким образом, фрустрация есть не что иное, как новая мотивация (фрустрация действует как новая потребность). Од­нако эта новая мотивация часто сопровождается чувством, иногда даже бурным эмоциональным состоянием, которое обычно и назы­вают фрустрацией.

Психологический конфликт. Помимо фрустрирующих ситуаций, которые связаны с внешними преградами, препятствующими удов­летворению наших основных физических потребностей, самым важ­ным источником человеческих фрустраций является психологичес­кий конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих.

В психологическом конфликте мы не можем выбрать решение сто­ящей перед нами проблемы, потому что находимся во власти разных стремлений.

Различают несколько типов психологических конфликтов.

1. Конфликт потребностей. Обычно наши потребности образуют некую иерархию, но они могут также и противостоять друг другу, и побуждать нас к различным действиям. Иногда: наши стремления про­тиворечивы, и потому мы не можем действовать.

2. Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень силь­ная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потреб­ности, ситуация становится фрустрирующей.

3. Конфликт социальных норм. В нашем обществе, открытом различ­ным влияниям, индивид иногда может испытывать равнозначное дав­ление двух противоположных социальных норм. Так, например, в прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заклю­чалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.

Реакции на фрустрацию и на психологический конфликт. Когда на нашем пути возникает препятствие, когда цель, к которой мы стре­мимся, не достигнута, в нашем организме накапливается напря­жение. Оно может быть снято на двух уровнях: в поведении и орга­низме.

Если возникшее у нас напряжение при наличии внешнего (фрус-трация) или внутреннего (психологический конфликт) препятствия получает разрядку в поведении, то говорят о положительной реакции, если это поведение адаптивное, и отрицательной, если речь идет о неадаптивном поведении или о простой разрядке, единственная цель которой — снять накопленное напряжение.

Однако напряжение может также найти выход внутри самого орга-низма, вызвав различные психосоматические феномены (т.е. физичес­кие нарушения психогенного характера).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.