Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение анимистических верований




ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ В АНИМИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТАХ

Основоположником анимистической теории происхождения религии является выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Э.Б.Тайлор (Tylor E.B..1832-1917)

По определению Э.Б.Тайлора, анимизм это первобытное представление о душе и духовных сущностях.

Э.Б.Тайлор оспаривал мнение отдельных культурологов, считающих, что в первобытных обществах не имеются религий. Обнаруженные им в самых примитивных обществах верования он считает зачатками религий. Он писал, что каждое племя, упоминаемое в истории или известное нам по древним памятникам, безусловно, обладало принятым нами минимумом религии. Верование в духовных существ обнаруживается у всех примитивных обществ, которые удалось узнать ближе.

 

Э.Б.Тайлор под анимизмом понимает верования племен, стоящих на весьма низких ступенях развития. В последующем эти верования переходят в более высокие уровни, глубоко видоизменяются при переходе к современной культуре. В связи с этим Э.Б.Тайлор делает выводы, что анимизм составляет основу философии не только дикарей, но и цивилизованных народов. И хотя на первый взгляд он представляет как бы сухое и бедное определение минимума религии, однако его практика, необходимая для выживания является вполне достаточной.

Теория анимизма, по мнению Э.Б.Тайлора распадается на два главных догмата, составляющих части одного цельного учения.

Первый догмат касается души отдельных существ, способной продолжать существование после смерти или уничтожения тела.

Второй догмат дает представление об остальных духах и могущественных богах.

Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом.

Анимисты думают, что духи сообщаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие. В связи с этим вера в их существование должна привести, рано или поздно, к действительному почитанию их или желанию их умилостивить.

Таким образом, анимизм в его полном развитии включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят на практике в действительное поклонение.

При этом Э.Б.Тайлор отмечает, что нравственные аспекты, являющиеся весьма важным элементом и самой жизненной ее частью более развитых религий, весьма слабо выражены в анимизме примитивных племен. Это не означает отсутствия у них нравственного чувства или нравственного идеала — и то и другое есть у них, хотя и не в форме определенных учений, а в виде того традиционного сознания, которое мы называем общественным мнением и которое определяет у нас добро и зло..

Э.Б.Тайлора, как культуролога, интересовал вопрос, почему появились представления о душах и духовных сущностях у примитивных народов. Он выдвигает предположение, что мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять:

во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти?

во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях?

Видя эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде всего, сделали само собой напрашивавшееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе «я». И то и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак показывается людям вдали от него.

Дикарям-философам нетрудно было сделать и второй шаг - соединить жизнь и призрак. Если то и другое присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно рассматривать как связанные между собой. В результате и появляется общеизвестное понятие, которое может быть названо призрачной душой, духом-душой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.