КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность религии, структура религии. 3 страница
Свое название БРАХМАНИЗМ получил от сборника ритуальных текстов — Брахман.
Верховными богами в БРАХМАНИЗМЕ являются Брахма, Вишну и Шива, хотя в целом характерно многобожие с включением различных местных племенных божеств.
Значительна роль анимистических и тотемистических представлений, почитание предков и священных животных.
Для БРАХМАНИЗМА характерны сложные ритуалы и обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги способствуют улучшению кармы для лучшего перевоплощения души и конечного освобождения от перерождений.
В основе вероучения БРАХМАНИЗМА лежат представления об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ.
Реинкарнация происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни.
Положительная карма предоставляет возможность родиться в новой жизни в более высоком социальном статусе или даже небожителя.
Карма отрицательная приведет к рождению в более низком общественном положении или даже в животном или растении.
Кармический критерий поведения человека есть выполнение или невыполнение дхармы — долга, связанного с образом жизни, установленным Брахмой для каждой варны.
В настоящее время БРАХМАНИЗМ определяется как национальная религия, которую исповедует большая часть населения Индии и Непала.
Есть последователи этой религии и на острове Бали в Индонезии.
БРАХМАНИЗМ связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институтами. БРАХМАНИЗМ дал начало таким религиям, как джайнизм, буддизм, и стал этапом в развитии индуизма.
ИНДУИЗМ — одна из древнейших и наиболее распространенных религий современного мира, наследник и продолжатель идей ведической религии и брахманизма, в Индии обозначается, как правило, термином «хинду дхарма», т.е. закон индусов.
Последователи ИНДУИЗМА, помимо Индии (около 80% всего населения), живут в Непале, Шри-Ланке и др. странах, где проживают выходцы из Индии.
Основан на почитании богов Вишну и Шивы, а также женского аспекта Шивы-Шакти.
Сохранил много элементов первобытных верований: фетишизма, анимизма, магии, тотемизма — поклонения священным животным, явлениям природы, рекам и т.д.
Природа, Вселенная — небольшая, незначительная часть Бога, которая происходит путем соединения мужского и женского начал («Бог — не только отец, но и мать мира»).
Бог — это нечто неизмеримо большее, чем Вселенная. «Утвердив этот мир цельностоящим, частицей себя, И я (Брахман) остаюсь неизменным» (Бхагавадгита. X. 42).
Учение ИНДУИЗМА изложено в шрути — собственно ведической литературе:
Ведах, брахманах, араньяках и Упанишадах, а также в смрити — священном предании, включающем ряд отраслей знаний, необходимых для понимания Вед и их использования при жертвоприношениях, — правила чтения и объяснения трудных мест Вед; грамматика, астрономия; правила совершения обрядов и изложения обычаев; законы «Дхармашастра», куда входят и широко известные законы Ману; эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»; собрание старинных легенд и преданий восемнадцать главных и столько же малых пуран; сочинения этического и дидактического характера.
Согласно ИНДУИЗМУ, существует Брахман — высший дух, верховный бог, вселенская душа, объективная сторона бытия Бога.
Атман — отражение субъективной стороны, индивидуальная душа, распределяемая среди индивидуальных существ.
Брахман объемлет не только мир, в котором мы живем, но все находящиеся во Вселенной миры, и все животные существа возникают из глубины божественной сущности.
Так же как реки вытекают из своих источников, так и миры истекают из божества, так же как искры сыплются из пламени, так и миры и живые существа исходят из Брахмана.
Материалом для выведения Вселенной из Брахмана служит пракрити — первоначальная недифференцированная материя, находящаяся в сжатом состоянии.
Бог обладает тремя главными функциями, или свойствами:
созидания, сохранения и разрушения.
Эти свойства высшего Бога выражают: Брахма — бог-созидатель Вселенной, Вишну — сохранитель всех миров и Шива — разрушитель. Брахма, Вишну и Шива образуют Тримурти — три лица, образа Брахмана.
В ИНДУИЗМЕ существует три основных направления: шиваизм, вишнуизм и шактизм.
По учению ИНДУИЗМА, душа человека есть часть божественной души и в качестве таковой представляет собой целое, которое после смерти одного живого существа переселяется в тело другого живого существа, в соответствии с законом кармы — воздаяния, возмездия.
Карма предопределяет переселение души и деление общества на варны — сословия.
ИНДУИЗМ защищает социальную систему, основанную на варнах — четырех сословиях, кастах (их около 3000) и ашрамах — стадиях духовного развития.
Варн четыре:
брахманы (жрецы), кшатрии (воины, администраторы, управленцы), вайшии (торговцы, земледельцы, ремесленники), шудры (слуги).
Ашрамов также четыре:
брахмачарья (ученичество с соблюдением безбрачия); грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (отход от мирской жизни) и санньяса (полное отречение).
Варны формируются на основе закона кармы.
При «взвешивании» на ее «весах» учитываются все поступки человека.
За каждый поступок несет ответственность его душа.
Если действия человека целиком и полностью соответствовали кастовым правилам и установлениям, то его душа после смерти переселяется в тело человека более высокой касты. Если же наоборот, то душа переселяется в тело человека более низкой касты.
Не Бог, а сам человек, его поступки в предыдущем рождении определяют касту того человека, в которого переселится его душа.
Бедность и богатство людей, их социальное положение зависят от того, насколько точно они выполняли социальные установления своей касты, направленные на подчинение и служение низших высшим.
Целью жизни является освобождение от цепи рождений и достижение освобождения — мокши, или нирваны. Мокша — осознание индивидуальной душой того, что она является частью божественной души или присутствия индивидуальной души при божественной.
Одна из основных заповедей ИНДУИЗМА — заповедь ненасилия (ахимса) — непричинение вреда чему-либо живому.
ИНДУИЗМ учит, что человек должен быть миролюбив, терпелив, кроток, честен в мыслях и поступках.
Добродетель человека состоит в самоконтроле над мыслями и поступками.
ИНДУИЗМ не имеет стройной системы церковной организации и иерархии. На протяжении длительного периода в нем возникали различные движения, но поскольку не было единой централизованной организации, они оставались в лоне ИНДУИЗМА.
Поэтому, оставаясь единым учением, он допускает определенные различия в толковании целого ряда религиозных вопросов.
14)ВОПРОС) ДЖАЙНИЗМ — индийская религия, возникшая около VI в. до н. э.
Основоположник — Махавира. ДЖАЙНИЗМ исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет вечно существовать.
Бесконечные изменения мира происходят благодаря действию естественных сил природы и не связаны с каким-либо божественным вмешательством.
Согласно ДЖАЙНИЗМУ, Вселенная проходит чередующиеся циклы развития, восходящие и нисходящие, каждый из которых продолжается не поддающееся счету время.
Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.
В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара (перевозчик через океан бытия), 12 главных императоров и 64 великих человека.
В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, длительнее становится его жизнь, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку существуют условия для удовлетворения всех его потребностей.
В период упадка уменьшаются размеры тела человека, уменьшается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока он не превращается в слабовольное существо.
Сейчас человечество живет в эпохе упадка, и последний из 24 тиртханкаров пришел и уже ушел.
У ДЖАЙНИЗМА есть своя литература.
Они считают, что Веды и Брахманы не заслуживают доверия и как источник знания они не имеют ценности.
Реальность характеризуется ими как «множественность», или «многосторонность», она находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения носят относительный характер, все наши знания преходящи (временны) и условны.
Не существует уверенности в любом знании, и поэтому метод возможного — самый лучший метод.
На каждое утверждение правильный ответ: может быть или может не быть, или да — нет.
ДЖАЙНИЗМ считает, что утверждение А есть Б не исключает возможности того, что А не есть Б, потому что вещь может рассматриваться со многих сторон (существует 350 различных точек зрения).
ДЖАЙНИЗМ принимает дуалистический принцип — джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа).
Джива действует, сама познает; аджива носит атомистический характер и не сознает себя.
Аджива существует в различных отношениях.
Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные — три или более.
ДЖАЙНИЗМ разрешает есть только то, что имеет две адживы — молоко, воду, фрукты, орехи и овощи.
Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы — непричинения вреда.
В конце I в. (около 80 г.) окончательно закрепилось разделение между двумя основными направлениями ДЖАЙНИЗМА — шветамбары (наиболее многочисленная, выступает против полной обнаженности, жестко выполняет кастовые правила, более ортодоксальна и стоит ближе к исходному ДЖАЙНИЗМУ) и дигамбары (ее представители ходят почти обнаженными, в настоящее время это делают только святые; низко оценивают женщин, считая их величайшим соблазном в мире и причиной греха, не допускают их в храмы; отрицают каноны шветамбаров).
Цель существования человека, по ДЖАЙНИЗМУ, связана с тремя драгоценностями (триратна):
1) правильным воззрением, 2) правильным знанием, 3) правильным поведением, или абсолютно безупречной жизнью, связанной с освобождением от сансары (переселения души).
Только высшие и наиболее совершенные достигают освобождения, поэтому они называются джина — победившие, превозмогшие, преодолевшие.
Они служат примером для всех других.
Система обетов ДЖАЙНИЗМА требует от мирян воздерживаться от лжи и воровства; хранить тесные узы верности в супружестве.
Чувственные удовольствия рассматриваются как грех, культивируется безразличие к удовольствию и боли.
Миряне обязаны соблюдать периоды медитации, посвящения и аскетизма.
Поскольку основной принцип поведения — ахимса, или непричинение вреда всему живому, джайны создают ашрамы для сирот и вдов, дхармшала — гостиницы для паломников, лечебницы для животных.
Для ДЖАЙНИЗМА характерна пратикрамана — публичная исповедь, на которой человек исповедуется в своих грехах, выражает желание стать лучше и духовно очиститься.
У многих джайнов существует кастовая практика и есть брахманы, выполняющие религиозные обряды в домах и храмах.
15)вопрос) Сикхизм.
СИКХИЗМ (на языке панджаби «сикх» от санскр. «шишья» — последователь, ученик)
— дхармическая религия, возникшая в XVI в. на северо-западе Индии (Пенджаб) как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов.
СИКХИЗМ возник в среде индуизма и ислама, и его возникновению способствовало взаимовлияние этих двух религий.
Основатель сикхизма — гуру Нанак (1469-1539) — много путешествовал, совершил паломничество в Мекку, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас, который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества и сложил ряд гимнов.
Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей.
Десятый гуру Гобинд Сингх (1675-1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов).
В результате длительных войн против моголов и афганцев в 1767 году было создано самостоятельное государство — конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями.
К 20-м гг. XIX в. Ранджит Сингх (1780-1839) объединил сикхскую конфедерацию и расширил ее границы. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами и в 1849 г. потерпели поражение; Пенджаб был присоединен к Британской Индии.
Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства.
Сикхи отошли от индуизма, но не приняли ислам, а создали особую религию.
Они верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца.
Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека).
До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе. Когда он захотел выразить себя, то сначала нашел свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Он растворен и присутствует повсюду.
Бог никем не рождён и не перерождается — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, красота, мораль, правда и вера.
Бог дает всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем.
Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв.
Никакие другие божества и духи не достойны поклонения.
Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но ему даны свободная воля и ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, он может воспринимать других как часть самого себя.
Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме.
Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения СИКХИЗМА, попытка одних смертных манипулировать другими.
Посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения.
После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.
Основы вероучения СИКХИЗМА изложены в книге «Ади грантх» (буквально: «Изначальная книга», другие названия — «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб»).
Она содержит сочинения сикхских гуру и считается средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». Книга содержит более 6 тыс. стихов.
Сикхи проповедуют братское отношение ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу.
Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других.
Никто никого не должен принуждать к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни.
Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя.
Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы.
Любовь следует проявлять во всяком повседневном деянии.
Страшным грехом считаются манипулирование другими людьми, принуждение и насилие.
СИКХИЗМ могут принять любые люди, независимо от национальности, пола и происхождения.
Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Принявшие амрит обязаны хранить при себе 5 предметов (правило пяти «К»):
1) кеш — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму; 2) кангха — гребень, поддерживающий волосы; 3) кара — стальной браслет; 4) качх — короткие штаны особого покроя; 5) кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой.
При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви.
С разделом бывшей Британской Индии на Индию и Пакистан (1947) между мусульманами и сикхами произошли кровопролитные столкновения, после которых практически все сикхи переселились в Индию.
Противоречия между сикхами и индуистами обострились в 70-е гг. XX в., и сикхи выдвинули требования о создании независимого государства Халистан.
Главная святыня СИКХИЗМА — Золотой храм в Амритсаре — была превращена в крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; предводители сепаратистов и сотни их сторонников были убиты. В октябре того же года премьер-министр Индии Индира Ганди была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Ответом стала серия антисикхских погромов, которая унесла тысячи жизней.
В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков.
В армии традиционно воинственные сикхи занимают 20% всех должностей, составляя при этом менее 2% населения страны.
Численность сикхов в настоящее время доходит до 22 млн. чел.; из них 83% проживают в Индии. 76% индийских сикхов живут в штате Пенджаб.
16)вопрос) ЗОРОАСТРИЗМ (маздеизм, авестизм, огнепоклонство) —
древне-иранская религия, возникшая в VII-VI вв. до н. э.
Основателем считается Заратуштра, священная книга — Авеста.
Имеются и другие источники вероучения — Денкарт, Бундахишн.
Для ЗОРОАСТРИЗМА характерен дуализм: весь мир считается разделенным на две сферы: мир вещей и мир душ.
Во Вселенной происходит борьба добрых духов и божеств (ахуров) со злыми духами и божествами (дэвами).
В небесном добром мире господствует положительная троица:
Ахура Мазда (греч. — Ормузд) — владыка, вездесущий, воздействующее слово; Арту Вахишта — дух огня, обеспечивающий наилучший распорядок, доброе дело; Boxy Мана — дух скота, несущий благую мысль.
Троица выступает в сопровождении добрых духов, олицетворяющих стихии природы.
Им противопоставляются духи и божества зла.
Во главе стоит Анхра Майныо (греч. — Ариман).
Существует триада злых богов:
Друдж (бог лжи, злое слово), Ако Мана (злая мысль), Айшма (дух грабежа, злое дело).
Их окружают злые духи — дэвы, вредящие людям.
Эсхатология ЗОРОАСТРИЗМА состоит в учении о трех жизненных эрах.
В первой эре царило добро, царство Ахура Мазды.
Во второй эре идет ожесточенная борьба добра и зла, царство Анхра Майнью.
Последняя эра — грядущая жизнь, где установится победа добра после Судного дня.
Согласно зороастрийской антропологии, человек — двойственное существо.
Помимо тела и души (урван) он имеет дух-душу (фраваши) — хранительницу человека, предшествующую будущему своему носителю.
До соединения с телом и душой она принимает участие в создании мира.
В настоящее время ЗОРОАСТРИЗМ в основном существует в виде парсизма в Индии.
17)вопрос) КОНФУЦИАНСТВО (по имени китайского мыслителя Кунцзы — Конфуция) — этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.
Как и некоторые другие восточные религии, КОНФУЦИАНСТВО часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.
КОНФУЦИАНСТВО основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.
Согласно учению КОНФУЦИАНСТВА, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи.
Главный принцип общественной организации — «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.
КОНФУЦИАНСТВО формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика).
В КОНФУЦИАНСТВЕ общество делилось на две категории — благородных и простолюдинов.
Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.
Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.
Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о получении благодеяния.
Необходимо быть честным сановником и почитать правителя.
В КОНФУЦИАНСТВЕ разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель — «сын Неба».
Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу.
Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел.
Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его — важное требование КОНФУЦИАНСТВА.
Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии.
Любовь — лучшее средство проверки величия человека.
Культивируется уважение к предкам и старшим.
Сыновние обязанности бывают двух видов: забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний; поддержание авторитета семьи.
КОНФУЦИАНСТВО провозгласило доктрину следования «срединному пути», во избежание крайностей.
Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности: приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти.
Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики.
Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.
Люди делятся на три группы:
хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования; плохие от природы, которых удерживает только страх наказания; смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.
Конфуцианский канон — Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) — включает тринадцать древнекитайских классических книг.
В эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) было создано «Пятикнижие» («Уцзин»), в которое вошли «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Лицзи» («Записки об обрядах») и «Чунцю» («Летопись весны и осени», хроника одного из китайских княжеств).
Позднее, в годы правления династии Тан (618-907), к «Пятикнижию» были добавлены книги: «Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»), «Цзочжу-ань» («Хроника господина Цзо Цюмина»), «Или» («Книга об этикете и обрядах»), «Гуньян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао») и «Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).
В 827-840 гг. в Ши-саньцзин были включены «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»), а в северо-сунский период (960-1127) — «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).
«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского канона. Книги, вошедшие в канон КОНФУЦИАНСТВА, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.
На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.
Влияние КОНФУЦИАНСТВА на китайскую культуру и сегодня остается значительным.
По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек.
18)вопрос) ДАОСИЗМ (кит. Дао узя — школа Дао) —
учение китайской философии (IV—III вв. до н. э.), на основе которого во II в. складывается одноименная религия.
Наряду с буддизмом и конфуцианством ДАОСИЗМ оказал большое влияние на развитие духовной жизни Китая.
Принципы классического ДАОСИЗМА были сформулированы в трактате «Дао дэ цзин», который приписывают Лао-цзы.
Согласно учению ДАОСИЗМУ, вещи рождаются и изменяются благодаря естественному «пути» — Дао.
В процессе изменения все они переходят в собственную противоположность.
Человек должен следовать природе вещей и отказаться от мудрствования.
В отличие от внешней формы китайской традиции (конфуцианства), ДАОСИЗМ делает акцент не столько на социально-ритуальных аспектах, этике и обрядах, сколько на духовной реализации отдельного человека, мистическом созерцании и преображении.
ДАОСИЗМ критиковал социальное расслоение общества и призывал возвратиться к традициям общинной жизни.
Видными представителями ДАОСИЗМА были Ян Чжу, Инь Вэнь и Чжуан-цзы (IV-III вв. до н. э.).
По их мнению, соблюдение естественных законов жизни позволяет человеку «сохранить свою природу в целости», а это необходимо для приобретения мудрости и познания истины.
Чжуан-цзы называл мышление «зеркалом неба и земли». Основным предметом познания он считал диалектику единого и многого, постоянного и изменчивого. Сам Чжуан-цзы абсолютизировал единое во многом, покой в движении, обособление Дао от вещей что послужило фундаментом его теории «недеяния», которая, в свою очередь, стала одним из источников формирования религии ДАОСИЗМА на рубеже нашей эры.
В то же время в ДАОСИЗМЕ усилились мистические тенденции, и это стало причиной разделения его во II-III вв. на философский (Дао цзя) ДАОСИЗМ, развившийся в так называемый неодаосизм, и религиозный ДАОСИЗМ (Дао цзяо), включивший в себя алхимию, демонологию и различные практики целительства.
Первым патриархом религиозного ДАОСИЗМА считается Чжан Даолин (Чжан Фухаль).
В центре его учения находилась идея о Дао как вездесущем естественном законе природы, общества, мышления и поведения отдельного человека и «дэ» (букв, добродетель или мораль) как проявлении Дао.
Во II- III вв. ДАОСИЗМ получил организационное оформление.
В этот период он стал знаменем обездоленных, поднявших восстание «желтых повязок». Хотя восстание было подавлено, его оставшиеся в живых участники бежали на запад, где присоединились к другой даосской секте, которая вскоре превратилась в фактически самостоятельное теократическое государство, возглавляемое верховным жрецом Тяньши («Небесным учителем»).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |