Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность религии, структура религии. 3 страница




 

Свое название БРАХМАНИЗМ получил от сборника ритуальных текстов — Брахман.

 

Верховными богами в БРАХМАНИЗМЕ являются Брахма, Вишну и Шива, хотя в целом характерно многобожие с включением различных местных племенных божеств.

 

Значительна роль анимистических и тотемистических представлений, почитание предков и священных животных.

 

Для БРАХМАНИЗМА характерны сложные ритуалы и обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги способствуют улучшению кармы для лучшего перевоплощения души и конечного освобождения от перерождений.

 

В основе вероучения БРАХМАНИЗМА лежат представления об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ.

 

Реинкарнация происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни.

 

Положительная карма предоставляет возможность родиться в новой жизни в более высоком социальном статусе или даже небожителя.

 

Карма отрицательная приведет к рождению в более низком общественном положении или даже в животном или растении.

 

Кармический критерий поведения человека есть выполнение или невыполнение дхармы — долга, связанного с образом жизни, установленным Брахмой для каждой варны.

 

В настоящее время БРАХМАНИЗМ определяется как национальная религия, которую исповедует большая часть населения Индии и Непала.

 

Есть последователи этой религии и на острове Бали в Индонезии.

 

БРАХМАНИЗМ связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институтами.

БРАХМАНИЗМ дал начало таким религиям, как джайнизм, буддизм, и стал этапом в развитии индуизма.

 

ИНДУИЗМ — одна из древнейших и наиболее распространенных религий современного мира, наследник и продолжатель идей ведической религии и брахманизма, в Индии обозначается, как правило, термином «хинду дхарма», т.е. закон индусов.

 

Последователи ИНДУИЗМА, помимо Индии (около 80% всего населения), живут в Непале, Шри-Ланке и др. странах, где проживают выходцы из Индии.

 

Основан на почитании богов Вишну и Шивы, а также женского аспекта Шивы-Шакти.

 

Сохранил много элементов первобытных верований: фетишизма, анимизма, магии, тотемизма — поклонения священным животным, явлениям природы, рекам и т.д.

 

Природа, Вселенная — небольшая, незначительная часть Бога, которая происходит путем соединения мужского и женского начал («Бог — не только отец, но и мать мира»).

 

Бог — это нечто неизмеримо большее, чем Вселенная. «Утвердив этот мир цельностоящим, частицей себя, И я (Брахман) остаюсь неизменным» (Бхагавадгита. X. 42).

 

Учение ИНДУИЗМА изложено в шрути — собственно ведической литературе:

 

Ведах, брахманах, араньяках и Упанишадах, а также в смрити — священном предании, включающем ряд отраслей знаний, необходимых для понимания Вед и их использования при жертвоприношениях, — правила чтения и объяснения трудных мест Вед; грамматика, астрономия; правила совершения обрядов и изложения обычаев; законы «Дхармашастра», куда входят и широко известные законы Ману; эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»; собрание старинных легенд и преданий восемнадцать главных и столько же малых пуран; сочинения этического и дидактического характера.

 

Согласно ИНДУИЗМУ, существует Брахман — высший дух, верховный бог, вселенская душа, объективная сторона бытия Бога.

 

Атман — отражение субъективной стороны, индивидуальная душа, распределяемая среди индивидуальных существ.

 

Брахман объемлет не только мир, в котором мы живем, но все находящиеся во Вселенной миры, и все животные существа возникают из глубины божественной сущности.

 

Так же как реки вытекают из своих источников, так и миры истекают из божества, так же как искры сыплются из пламени, так и миры и живые существа исходят из Брахмана.

 

Материалом для выведения Вселенной из Брахмана служит пракрити — первоначальная недифференцированная материя, находящаяся в сжатом состоянии.

 

Бог обладает тремя главными функциями, или свойствами:

 

созидания,

сохранения и

разрушения.

 

Эти свойства высшего Бога выражают: Брахма — бог-созидатель Вселенной, Вишну — сохранитель всех миров и Шива — разрушитель. Брахма, Вишну и Шива образуют Тримурти — три лица, образа Брахмана.

 

В ИНДУИЗМЕ существует три основных направления: шиваизм, вишнуизм и шактизм.

 

По учению ИНДУИЗМА, душа человека есть часть божественной души и в качестве таковой представляет собой целое, которое после смерти одного живого существа переселяется в тело другого живого существа, в соответствии с законом кармы — воздаяния, возмездия.

 

Карма предопределяет переселение души и деление общества на варны — сословия.

 

ИНДУИЗМ защищает социальную систему, основанную на варнах — четырех сословиях, кастах (их около 3000) и ашрамах — стадиях духовного развития.

 

Варн четыре:

 

брахманы (жрецы),

кшатрии (воины, администраторы, управленцы),

вайшии (торговцы, земледельцы, ремесленники),

шудры (слуги).

 

Ашрамов также четыре:

 

брахмачарья (ученичество с соблюдением безбрачия);

грихастха (семейная жизнь),

ванапрастха (отход от мирской жизни) и

санньяса (полное отречение).

 

Варны формируются на основе закона кармы.

 

При «взвешивании» на ее «весах» учитываются все поступки человека.

 

За каждый поступок несет ответственность его душа.

 

Если действия человека целиком и полностью соответствовали кастовым правилам и установлениям, то его душа после смерти переселяется в тело человека более высокой касты.

Если же наоборот, то душа переселяется в тело человека более низкой касты.

 

Не Бог, а сам человек, его поступки в предыдущем рождении определяют касту того человека, в которого переселится его душа.

 

Бедность и богатство людей, их социальное положение зависят от того, насколько точно они выполняли социальные установления своей касты, направленные на подчинение и служение низших высшим.

 

Целью жизни является освобождение от цепи рождений и достижение освобождения — мокши, или нирваны. Мокша — осознание индивидуальной душой того, что она является частью божественной души или присутствия индивидуальной души при божественной.

 

Одна из основных заповедей ИНДУИЗМА — заповедь ненасилия (ахимса) — непричинение вреда чему-либо живому.

 

ИНДУИЗМ учит, что человек должен быть миролюбив, терпелив, кроток, честен в мыслях и поступках.

 

Добродетель человека состоит в самоконтроле над мыслями и поступками.

 

ИНДУИЗМ не имеет стройной системы церковной организации и иерархии. На протяжении длительного периода в нем возникали различные движения, но поскольку не было единой централизованной организации, они оставались в лоне ИНДУИЗМА.

 

Поэтому, оставаясь единым учением, он допускает определенные различия в толковании целого ряда религиозных вопросов.

 

14)ВОПРОС) ДЖАЙНИЗМ — индийская религия, возникшая около VI в. до н. э.

 

Основоположник — Махавира. ДЖАЙНИЗМ исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет вечно существовать.

 

Бесконечные изменения мира происходят благодаря действию естественных сил природы и не связаны с каким-либо божественным вмешательством.

 

Согласно ДЖАЙНИЗМУ, Вселенная проходит чередующиеся циклы развития, восходящие и нисходящие, каждый из которых продолжается не поддающееся счету время.

 

Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.

 

В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара (перевозчик через океан бытия), 12 главных императоров и 64 великих человека.

 

В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, длительнее становится его жизнь, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку существуют условия для удовлетворения всех его потребностей.

 

В период упадка уменьшаются размеры тела человека, уменьшается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока он не превращается в слабовольное существо.

 

Сейчас человечество живет в эпохе упадка, и последний из 24 тиртханкаров пришел и уже ушел.

 

У ДЖАЙНИЗМА есть своя литература.

 

Они считают, что Веды и Брахманы не заслуживают доверия и как источник знания они не имеют ценности.

 

Реальность характеризуется ими как «множественность», или «многосторонность», она находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения носят относительный характер, все наши знания преходящи (временны) и условны.

 

Не существует уверенности в любом знании, и поэтому метод возможного — самый лучший метод.

 

На каждое утверждение правильный ответ: может быть или может не быть, или да — нет.

 

ДЖАЙНИЗМ считает, что утверждение А есть Б не исключает возможности того, что А не есть Б, потому что вещь может рассматриваться со многих сторон (существует 350 различных точек зрения).

 

ДЖАЙНИЗМ принимает дуалистический принцип — джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа).

 

Джива действует, сама познает; аджива носит атомистический характер и не сознает себя.

 

Аджива существует в различных отношениях.

 

Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные — три или более.

 

ДЖАЙНИЗМ разрешает есть только то, что имеет две адживы — молоко, воду, фрукты, орехи и овощи.

 

Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы — непричинения вреда.

 

В конце I в. (около 80 г.) окончательно закрепилось разделение между двумя основными направлениями ДЖАЙНИЗМА — шветамбары (наиболее многочисленная, выступает против полной обнаженности, жестко выполняет кастовые правила, более ортодоксальна и стоит ближе к исходному ДЖАЙНИЗМУ) и дигамбары (ее представители ходят почти обнаженными, в настоящее время это делают только святые; низко оценивают женщин, считая их величайшим соблазном в мире и причиной греха, не допускают их в храмы; отрицают каноны шветамбаров).

 

Цель существования человека, по ДЖАЙНИЗМУ, связана с тремя драгоценностями (триратна):

 

1) правильным воззрением,

2) правильным знанием,

3) правильным поведением, или абсолютно безупречной жизнью, связанной с освобождением от сансары (переселения души).

 

Только высшие и наиболее совершенные достигают освобождения, поэтому они называются джина — победившие, превозмогшие, преодолевшие.

 

Они служат примером для всех других.

 

Система обетов ДЖАЙНИЗМА требует от мирян воздерживаться от лжи и воровства; хранить тесные узы верности в супружестве.

 

Чувственные удовольствия рассматриваются как грех, культивируется безразличие к удовольствию и боли.

 

Миряне обязаны соблюдать периоды медитации, посвящения и аскетизма.

 

Поскольку основной принцип поведения — ахимса, или непричинение вреда всему живому, джайны создают ашрамы для сирот и вдов, дхармшала — гостиницы для паломников, лечебницы для животных.

 

Для ДЖАЙНИЗМА характерна пратикрамана — публичная исповедь, на которой человек исповедуется в своих грехах, выражает желание стать лучше и духовно очиститься.

 

У многих джайнов существует кастовая практика и есть брахманы, выполняющие религиозные обряды в домах и храмах.

 

15)вопрос) Сикхизм.

 

СИКХИЗМ (на языке панджаби «сикх» от санскр. «шишья» — последователь, ученик)

 

— дхармическая религия, возникшая в XVI в. на северо-западе Индии (Пенджаб) как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов.

 

СИКХИЗМ возник в среде индуизма и ислама, и его возникновению способствовало взаимовлияние этих двух религий.

 

Основатель сикхизма — гуру Нанак (1469-1539) — много путешествовал, совершил паломничество в Мекку, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас, который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества и сложил ряд гимнов.

 

Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей.

 

Десятый гуру Гобинд Сингх (1675-1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов).

 

В результате длительных войн против моголов и афганцев в 1767 году было создано самостоятельное государство — конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями.

 

К 20-м гг. XIX в. Ранджит Сингх (1780-1839) объединил сикхскую конфедерацию и расширил ее границы. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами и в 1849 г. потерпели поражение; Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

 

Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства.

 

Сикхи отошли от индуизма, но не приняли ислам, а создали особую религию.

 

Они верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца.

 

Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека).

 

До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе. Когда он захотел выразить себя, то сначала нашел свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Он растворен и присутствует повсюду.

 

Бог никем не рождён и не перерождается — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, красота, мораль, правда и вера.

 

Бог дает всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем.

 

Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв.

 

Никакие другие божества и духи не достойны поклонения.

 

Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но ему даны свободная воля и ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, он может воспринимать других как часть самого себя.

 

Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме.

 

Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения СИКХИЗМА, попытка одних смертных манипулировать другими.

 

Посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения.

 

После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

 

Основы вероучения СИКХИЗМА изложены в книге «Ади грантх» (буквально: «Изначальная книга», другие названия — «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб»).

 

Она содержит сочинения сикхских гуру и считается средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». Книга содержит более 6 тыс. стихов.

 

Сикхи проповедуют братское отношение ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу.

 

Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других.

 

Никто никого не должен принуждать к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни.

 

Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя.

 

Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы.

 

Любовь следует проявлять во всяком повседневном деянии.

 

Страшным грехом считаются манипулирование другими людьми, принуждение и насилие.

 

СИКХИЗМ могут принять любые люди, независимо от национальности, пола и происхождения.

 

Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Принявшие амрит обязаны хранить при себе 5 предметов (правило пяти «К»):

 

1) кеш — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму;

2) кангха — гребень, поддерживающий волосы;

3) кара — стальной браслет;

4) качх — короткие штаны особого покроя;

5) кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой.

 

При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви.

 

С разделом бывшей Британской Индии на Индию и Пакистан (1947) между мусульманами и сикхами произошли кровопролитные столкновения, после которых практически все сикхи переселились в Индию.

 

Противоречия между сикхами и индуистами обострились в 70-е гг. XX в., и сикхи выдвинули требования о создании независимого государства Халистан.

 

Главная святыня СИКХИЗМА — Золотой храм в Амритсаре — была превращена в крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; предводители сепаратистов и сотни их сторонников были убиты. В октябре того же года премьер-министр Индии Индира Ганди была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Ответом стала серия антисикхских погромов, которая унесла тысячи жизней.

 

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков.

 

В армии традиционно воинственные сикхи занимают 20% всех должностей, составляя при этом менее 2% населения страны.

 

Численность сикхов в настоящее время доходит до 22 млн. чел.; из них 83% проживают в Индии. 76% индийских сикхов живут в штате Пенджаб.

 

16)вопрос) ЗОРОАСТРИЗМ (маздеизм, авестизм, огнепоклонство) —

 

древне-иранская религия, возникшая в VII-VI вв. до н. э.

 

Основателем считается Заратуштра, священная книга — Авеста.

 

Имеются и другие источники вероучения — Денкарт, Бундахишн.

 

Для ЗОРОАСТРИЗМА характерен дуализм: весь мир считается разделенным на две сферы:

мир вещей и мир душ.

 

Во Вселенной происходит борьба добрых духов и божеств (ахуров) со злыми духами и божествами (дэвами).

 

В небесном добром мире господствует положительная троица:

 

Ахура Мазда (греч. — Ормузд) — владыка, вездесущий, воздействующее слово;

Арту Вахишта — дух огня, обеспечивающий наилучший распорядок, доброе дело;

Boxy Мана — дух скота, несущий благую мысль.

 

Троица выступает в сопровождении добрых духов, олицетворяющих стихии природы.

 

Им противопоставляются духи и божества зла.

 

Во главе стоит Анхра Майныо (греч. — Ариман).

 

Существует триада злых богов:

 

Друдж (бог лжи, злое слово),

Ако Мана (злая мысль),

Айшма (дух грабежа, злое дело).

 

Их окружают злые духи — дэвы, вредящие людям.

 

Эсхатология ЗОРОАСТРИЗМА состоит в учении о трех жизненных эрах.

 

В первой эре царило добро, царство Ахура Мазды.

 

Во второй эре идет ожесточенная борьба добра и зла, царство Анхра Майнью.

 

Последняя эра — грядущая жизнь, где установится победа добра после Судного дня.

 

Согласно зороастрийской антропологии, человек — двойственное существо.

 

Помимо тела и души (урван) он имеет дух-душу (фраваши) — хранительницу человека, предшествующую будущему своему носителю.

 

До соединения с телом и душой она принимает участие в создании мира.

 

В настоящее время ЗОРОАСТРИЗМ в основном существует в виде парсизма в Индии.

 

17)вопрос) КОНФУЦИАНСТВО (по имени китайского мыслителя Кунцзы — Конфуция) — этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

 

Как и некоторые другие восточные религии, КОНФУЦИАНСТВО часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

 

КОНФУЦИАНСТВО основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.

 

Согласно учению КОНФУЦИАНСТВА, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи.

 

Главный принцип общественной организации — «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.

 

КОНФУЦИАНСТВО формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика).

 

В КОНФУЦИАНСТВЕ общество делилось на две категории — благородных и простолюдинов.

 

Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.

 

Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.

 

Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о получении благодеяния.

 

Необходимо быть честным сановником и почитать правителя.

 

В КОНФУЦИАНСТВЕ разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель — «сын Неба».

 

Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу.

 

Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел.

 

Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его — важное требование КОНФУЦИАНСТВА.

 

Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии.

 

Любовь — лучшее средство проверки величия человека.

 

Культивируется уважение к предкам и старшим.

 

Сыновние обязанности бывают двух видов:

забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний;

поддержание авторитета семьи.

 

КОНФУЦИАНСТВО провозгласило доктрину следования «срединному пути», во избежание крайностей.

 

Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности:

приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти.

 

Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики.

 

Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.

 

Люди делятся на три группы:

 

хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования;

плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;

смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.

 

Конфуцианский канон — Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) — включает тринадцать древнекитайских классических книг.

 

В эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) было создано «Пятикнижие» («Уцзин»), в которое вошли «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Лицзи» («Записки об обрядах») и «Чунцю» («Летопись весны и осени», хроника одного из китайских княжеств).

 

Позднее, в годы правления династии Тан (618-907), к «Пятикнижию» были добавлены книги:

«Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»),

«Цзочжу-ань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),

«Или» («Книга об этикете и обрядах»),

«Гуньян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао») и

«Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).

 

В 827-840 гг. в Ши-саньцзин были включены «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»), а в северо-сунский период (960-1127) — «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).

 

«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского канона. Книги, вошедшие в канон КОНФУЦИАНСТВА, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.

 

На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.

 

Влияние КОНФУЦИАНСТВА на китайскую культуру и сегодня остается значительным.

 

По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек.

 

18)вопрос) ДАОСИЗМ (кит. Дао узя — школа Дао) —

 

учение китайской философии (IV—III вв. до н. э.), на основе которого во II в. складывается одноименная религия.

 

Наряду с буддизмом и конфуцианством ДАОСИЗМ оказал большое влияние на развитие духовной жизни Китая.

 

Принципы классического ДАОСИЗМА были сформулированы в трактате «Дао дэ цзин», который приписывают Лао-цзы.

 

Согласно учению ДАОСИЗМУ, вещи рождаются и изменяются благодаря естественному «пути» — Дао.

 

В процессе изменения все они переходят в собственную противоположность.

 

Человек должен следовать природе вещей и отказаться от мудрствования.

 

В отличие от внешней формы китайской традиции (конфуцианства), ДАОСИЗМ делает акцент не столько на социально-ритуальных аспектах, этике и обрядах, сколько на духовной реализации отдельного человека, мистическом созерцании и преображении.

 

ДАОСИЗМ критиковал социальное расслоение общества и призывал возвратиться к традициям общинной жизни.

 

Видными представителями ДАОСИЗМА были Ян Чжу, Инь Вэнь и Чжуан-цзы (IV-III вв. до н. э.).

 

По их мнению, соблюдение естественных законов жизни позволяет человеку «сохранить свою природу в целости», а это необходимо для приобретения мудрости и познания истины.

 

Чжуан-цзы называл мышление «зеркалом неба и земли». Основным предметом познания он считал диалектику единого и многого, постоянного и изменчивого. Сам Чжуан-цзы абсолютизировал единое во многом, покой в движении, обособление Дао от вещей что послужило фундаментом его теории «недеяния», которая, в свою очередь, стала одним из источников формирования религии ДАОСИЗМА на рубеже нашей эры.

 

В то же время в ДАОСИЗМЕ усилились мистические тенденции, и это стало причиной разделения его во II-III вв. на философский (Дао цзя) ДАОСИЗМ, развившийся в так называемый неодаосизм, и религиозный ДАОСИЗМ (Дао цзяо), включивший в себя алхимию, демонологию и различные практики целительства.

 

Первым патриархом религиозного ДАОСИЗМА считается Чжан Даолин (Чжан Фухаль).

 

В центре его учения находилась идея о Дао как вездесущем естественном законе природы, общества, мышления и поведения отдельного человека и «дэ» (букв, добродетель или мораль) как проявлении Дао.

 

Во II- III вв. ДАОСИЗМ получил организационное оформление.

 

В этот период он стал знаменем обездоленных, поднявших восстание «желтых повязок». Хотя восстание было подавлено, его оставшиеся в живых участники бежали на запад, где присоединились к другой даосской секте, которая вскоре превратилась в фактически самостоятельное теократическое государство, возглавляемое верховным жрецом Тяньши («Небесным учителем»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.199 сек.