КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правильность — это соответствие ораторской речи определенным языковым нормам
Смысловой МОДУЛЬ 2 Раздел 6. ЕЛОКУЦИЯ
Елокуция — это раздел риторики, который изучает выразительность ораторской речи. На этом этапе оратор должен обеспечить выразительность материала речи, который был подобран и расположен на предыдущих этапах. Сравнительно с другими этот раздел был наиболее разработан классической риторикой. Теоретики ораторского искусства создавали многочисленные классификации разнообразных риторических средств, которые обеспечивали не только влиятельность, но и красоту речи. Отдельные подразделы елокуции (учение о стилях, риторических фигурах, тропы но др.) во времена упадка риторики благополучно перешли в поэтику, стилистику, теорию литературы и тому подобное. Еще античной риторикой были предложены такие критерии к словесному выражению речи: • правильность; • ясность; • красота; • уместность. Первые три критерия можно развести по модусам убеждения таким образом: правильность связана с оратора (действительно, может ли аудитория доверять человеку, который не владеет правилами определенного языка?); ясность связана с логосом красота связана с пафосом (иногда даже считают, что фигуры как основные средства выразительности речи как раз и выражают доводы к пафосу). Критерий уместности будто выражает общую установку ораторской речи — влияние — и объединяет в себе три первых черты.
Следует отметить, что на сегодняшний день понятие правильности почти полностью переведено в плоскость культуры речи.
Требование ясности имеет очень важное значение для оратора. При публичном выступлении он должен стремиться к тому, чтобы речь была доступна и понятна слушателям. По большей части ясность является результатом удачной работы оратора на этапе инвенции, когда он для себя понял сущность определенного предмета.
«Осложнение языковых конструкций» — это такой прием, суть которого заключается в том, что для фиксации определенных ситуаций, событий, предметов применяются сложные для и восприятие и понимание языковые выражения. Вместо того, чтобы «говорить просто о сложном», оратор «говорит сложно о простом». Попробуйте, например, выяснить значение языковой конструкции - Березовского: «Каждый человек владеет ментальной доминантой, согласно какой превалирующей есть экономическая мотивация». Вообще вышеупомянутый прием имеет много разнообразных форм: «бессмысленный аргумент», «умножение аргументов» и тому подобное.
«Бессмысленный аргумент» — это такой прием, когда оратор в своей речи предлагает определенный набор фраз, которые не имеют смысл. При этом человек выходит с того, что аудитория хотя их не понимает, но будет думать, что за ними что-то кроется. Особенно такой прием срабатывает тогда, когда слушатели стесняются сознаться в своей неосведомленности в проблеме и делают вид, будто им все понятно. А. Шопенгауер по этому поводу писал: «Если противник в душе осознает свою слабость, если он привык слышать много непонятных ему вещей и делать вид, что все замечательно понимает, то можно импонировать ему, закидывая его, с полностью серьезным выражением лица, ученой или такой, что глубокомысленно звучит, бессмыслицей, от которой у него немеет слух, зрение и мысль; и эту бессмыслицу можно выдать за беспрекословное доведение своего положения». «Умножение аргументов» — это такой прием, когда оратор один и тот же аргумент повторяет несколько раз в разных формулировках. В больших речах иногда бывает очень трудно разобраться с тем, что перед нами: одна и та же мысль, но выраженная по-разному, несколько разных мыслей С. Поварнин приводит пример подобного приема и предлагает, читателям самостоятельно установить количество доводов: «Тезис: «Бог существует». Доведение: «В нашем духе существует непосредственная уверенность о Боге. Мы не можем думать о мире, не можем думать о самих себя без того чтобы поневоле с этим не совмещалась и мысль о Боге. Через все видимое и конечное наши мысли следуют к более высокому, невидимому, бесконечному, и их движение не успокаивается раньше, чем они достигают своей цели. Мы за необходимостью должны думать о Боге. Осознание Бога является настолько же существенным элементом нашего духа, как миропонимание и самоосознание и т. др.».
Следует подчеркнуть, что в подготовленных аудиториях использования вышеупомянутых приемов вряд ли будет вызывать симпатии к оратору.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |