КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Завершение речи
Последняя часть речи — завершение — дает возможность оратору усилить убедительность своих мнений, которые были обоснованы в основной части. Общая цель завершения — закрепление оратором своих положений в сознании аудитории. Наиболее распространенными является три приема, что используются в этой части: • формулировка выводов; • рассмотрение перспективы; • апеллирование. Первый прием (формулировка выводов) заключается в том, что оратор возвращается к важнейшим пунктам главной части. В таких случаях завершения речи призванное напомнить о них. Оно может разворачиваться на: 1) предмет сообщения; 2) структуру сообщения: Для этого оратор должен отобрать наиболее сильные существенные положения главной части. Определяющей является процедура разработки резюме. В завершениях такого типа не рекомендуется: вводить новые данные; слишком варьировать исходные формулировки; отвлекаться занятными «штучками».
Выбор того или другого приема завершения диктуется конкретными условиями общения. В первую очередь оратору следует взвесить на цель речи. Для информативных речей больше подходит завершение через формулировку выводов, а для убеждающих — рассмотрение перспективы (как правило, неутешительной в случае отказа от определенных действий) или апеллирование. Кроме того, тип завершения зависит и от способа представления материалу в главной части. Для исторического способа изложения, например, оптимальным будет завершение как рассмотрение перспективы. Последние фразы завершения должны быть тщательным образом продуманы оратором, ведь они способствуют закреплению того впечатления, которое сложилось в аудитории во время всей речи. В пределах риторики установленные определены общие приемы завершения, которые подходят к речам на любую тему: — цитата; — иллюстрация; - благодарность аудитории, которая имеет вид развернутый комплименту. При выборе приема завершения как благодарности оратору не следует ограничиваться простой фразой: «Благодарю за внимание!». Нужно конкретизировать комплимент аудитории. Например: «В завершение я бы хотел подякувати вам за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. Очень приятно было с вами сотрудничать» или «Благодарю за внимание. Было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории» Кроме «позитивных» вариантов завершения речи, специалистами в отрасли риторики установленные и «негативные» способы. Эффективное завершение выступления имеет такое же значение, как и удачное вступление. Не нужно завершать речь: — извинениями; — дополнительными данными после того, как сформулированы выводы; — безнадежной перспективой. Общая черта завершения — это сжатость (так же, как и вступлению).
Модульный контроль 2 Тест по части 3 «Теория риторики» раздел 5 «Диспозиция» 1. Ораторская речь состоит из: А) вступлению, аргументации, выводу; Б) вступления, аргументации, критики; В) вступления, главной части, завершения. 2. «Начало издалека» как прием вступления рекомендуется применять в конфликтной аудитории: А) да; Б) нет. 3. Путями изложения материала является: А) дедуктивный, индуктивный; Б) естественный, искусственный. 4. Искусственный путь характеризуется наименьшим вмешательством оратора в изложение материалу: А) да; Б) нет. 5. Индуктивный способ изложения материала — это движение: А) от формулировки аргументов к формулировке тезиса; Б) от формулировки тезиса к формулировке аргументов. 6. Выделяют такое количество групп правил относительно аргументации/критики: А) три; Б) четыре; В) пять. 7. Разновидностями ошибки «необоснованный аргумент» является: А) безосновательный аргумент, опережение основы, круг в обосновании; Б) круг в обосновании, не подтверждает, порочный аргумент. В) опережение основы, круг в обосновании, порочный аргумент. 8. Нарушение правила соответствия аргументов тезису приводит к ошибке: А) безосновательный аргумент; Б) избыточное обоснование; В) необоснован аргумент. 9. Целью завершения является: А) закрепление оратором своих положений в сознании аудитории; Б) напоминание аудитории об основном смысле речи. 10. Суть приема завершения «формулировки выводов» заключается в часовой или пространственной экстраполяции: А) да; Б) нет. 11. Суть приема завершения «апеллирования» заключается в: А) влиянии на чувство аудитории; Б) развертывании завершения на предмет сообщения; В) развертывании завершения на структуру сообщения. 12. Диспозиция — это раздел риторики, который изучает: А) средства выразительности ораторской речи; Б) способы запоминания ораторской речи; В) структуру ораторской речи. 13. Целью вступления является установление контакта с аудиторией: А) да; Б) нет. 14. Целью главной части является: А) обоснование тезисов оратора; Б) раскрытие темы речи. 15. Естественный путь изложения материала может реализоваться дедуктивным, индуктивным или компаративистским способами: А) да; Б) нет. 16. Дедуктивный способ изложения материала — это движение: А) от формулировки аргументов к формулировке тезиса; Б) от формулировки тезиса к формулировке аргументов. 17. Оптимальным считается такой порядок расположения аргументов в речи: А) сильные, слабые аргументы; Б) слабые, сильные аргументы; В) сильные, слабые, самый сильный аргумент. 18. Нарушение правила неизменности тезиса приводит к ошибкам: А) изменение тезиса, потеря тезиса; Б) подмена тезиса, потеря тезиса. 19. Нарушение правила достаточности аргументов приводит к ошибке: А) безосновательный аргумент; Б) избыточное обоснование; В) необоснован аргумент. 20. Нарушение правила относительно формы аргументации приводит к ошибке, которая имеет общее название: А) «от сказанного условно к сказанному безусловно»; Б) «порочная аналогия»; В) «не подтверждает».
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |