Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение речи




Последняя часть речи — завершение — дает возможность оратору усилить убедительность своих мнений, которые были обоснованы в основной части.

Общая цель завершениязакрепление оратором своих положений в сознании аудитории.

Наиболее распространенными является три приема, что используются в этой части:

• формулировка выводов;

• рассмотрение перспективы;

• апеллирование.

Первый прием (формулировка выводов) заключается в том, что оратор возвращается к важнейшим пунктам главной части. В таких случаях завершения речи призванное напомнить о них. Оно может разворачиваться на:

1) предмет сообщения;

2) структуру сообщения:

Для этого оратор должен отобрать наиболее сильные существенные положения главной части. Определяющей является процедура разработки резюме. В завершениях такого типа не рекомендуется: вводить новые данные; слишком варьировать исходные формулировки; отвлекаться занятными «штучками».

 

Выбор того или другого приема завершения диктуется конкретными условиями общения. В первую очередь оратору следует взвесить на цель речи. Для информативных речей больше подходит завершение через формулировку выводов, а для убеждающих — рассмотрение перспективы (как правило, неутешительной в случае отказа от определенных действий) или апеллирование. Кроме того, тип завершения зависит и от способа представления материалу в главной части. Для исторического способа изложения, например, оптимальным будет завершение как рассмотрение перспективы.

Последние фразы завершения должны быть тщательным образом продуманы оратором, ведь они способствуют закреплению того впечатления, которое сложилось в аудитории во время всей речи. В пределах риторики установленные определены общие приемы завершения, которые подходят к речам на любую тему:

— цитата;

— иллюстрация;

- благодарность аудитории, которая имеет вид развернутый комплименту.

При выборе приема завершения как благодарности оратору не следует ограничиваться простой фразой: «Благодарю за внимание!». Нужно конкретизировать комплимент аудитории. Например:

«В завершение я бы хотел подякувати вам за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. Очень приятно было с вами сотрудничать»

или

«Благодарю за внимание. Было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории»

Кроме «позитивных» вариантов завершения речи, специалистами в отрасли риторики установленные и «негативные» способы. Эффективное завершение выступления имеет такое же значение, как и удачное вступление. Не нужно завершать речь:

— извинениями;

— дополнительными данными после того, как сформулированы выводы;

— безнадежной перспективой.

Общая черта завершения — это сжатость (так же, как и вступлению).

 

 

Модульный контроль 2

Тест по части 3 «Теория риторики»

раздел 5 «Диспозиция»

1. Ораторская речь состоит из:

А) вступлению, аргументации, выводу;

Б) вступления, аргументации, критики;

В) вступления, главной части, завершения.

2. «Начало издалека» как прием вступления рекомендуется применять в конфликтной аудитории:

А) да;

Б) нет.

3. Путями изложения материала является:

А) дедуктивный, индуктивный;

Б) естественный, искусственный.

4. Искусственный путь характеризуется наименьшим вмешательством оратора в изложение материалу:

А) да;

Б) нет.

5. Индуктивный способ изложения материала — это движение:

А) от формулировки аргументов к формулировке тезиса;

Б) от формулировки тезиса к формулировке аргументов.

6. Выделяют такое количество групп правил относительно аргументации/критики:

А) три;

Б) четыре;

В) пять.

7. Разновидностями ошибки «необоснованный аргумент» является:

А) безосновательный аргумент, опережение основы, круг в обосновании;

Б) круг в обосновании, не подтверждает, порочный аргумент.

В) опережение основы, круг в обосновании, порочный аргумент.

8. Нарушение правила соответствия аргументов тезису приводит к ошибке:

А) безосновательный аргумент;

Б) избыточное обоснование;

В) необоснован аргумент.

9. Целью завершения является:

А) закрепление оратором своих положений в сознании аудитории;

Б) напоминание аудитории об основном смысле речи.

10. Суть приема завершения «формулировки выводов» заключается в часовой или пространственной экстраполяции:

А) да;

Б) нет.

11. Суть приема завершения «апеллирования» заключается в:

А) влиянии на чувство аудитории;

Б) развертывании завершения на предмет сообщения;

В) развертывании завершения на структуру сообщения.

12. Диспозиция — это раздел риторики, который изучает:

А) средства выразительности ораторской речи;

Б) способы запоминания ораторской речи;

В) структуру ораторской речи.

13. Целью вступления является установление контакта с аудиторией:

А) да;

Б) нет.

14. Целью главной части является:

А) обоснование тезисов оратора;

Б) раскрытие темы речи.

15. Естественный путь изложения материала может реализоваться дедуктивным, индуктивным или компаративистским способами:

А) да;

Б) нет.

16. Дедуктивный способ изложения материала — это движение:

А) от формулировки аргументов к формулировке тезиса;

Б) от формулировки тезиса к формулировке аргументов.

17. Оптимальным считается такой порядок расположения аргументов в речи:

А) сильные, слабые аргументы;

Б) слабые, сильные аргументы;

В) сильные, слабые, самый сильный аргумент.

18. Нарушение правила неизменности тезиса приводит к ошибкам:

А) изменение тезиса, потеря тезиса;

Б) подмена тезиса, потеря тезиса.

19. Нарушение правила достаточности аргументов приводит к ошибке:

А) безосновательный аргумент;

Б) избыточное обоснование;

В) необоснован аргумент.

20. Нарушение правила относительно формы аргументации приводит к ошибке, которая имеет общее название:

А) «от сказанного условно к сказанному безусловно»;

Б) «порочная аналогия»;

В) «не подтверждает».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.