Удивительно, что именно в русле разрешения основного противоречия этого возраста, через воплощение переживае- мой меры правильности в свои возможности по устройству жизни ребенок овладевает важнейшим человеческим качест- вом - трудолюбием. Честное слово, обидно, что и само это качество, и его исследование почти не описано в психологиче- ской литературе. Говорится о воле, о произвольном поведе- нии и тому подобное, но трудолюбие - это не волевое качест- во, оно, думается, одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни как осущест- вимой в соответствии с собственными усилиями по ее органи- зации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жиз- ни, которое можно было бы выразить так: «Это моя жизнь». Как важен в этом переживании вопрос о ее цели? Как важна возможность осуществления (именно осуществления) своих экзистенциальных потребностей, которое поможет не поте- ряться в мире взрослой относительности.
Именно в это время все трудовые навыки ребенка вклю- чаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его, так как все эти навыки свя- зываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я. Замечено, что именно в это время современный ребенок в очень быстром темпе мо- жет овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на машинах (компьютер, автомобиль и тому по- добное), работой с инструментами, то есть орудиями тру- да. Именно их свойства как бы воплощают возможные ко- нечные цели действия, что делает инициативы ребенка, при- меняющего эти инструменты, вполне конкретными и осу- ществимыми.
В современных условиях эта потенциальная готовность де- тей к устройству жизни реализуется в условиях, когда сама социальная действительность очень сложна и понятие обу- строенной жизни - осуществимом жизненном пути, если хоти- те, карьере - становится весьма неопределенным.
475
Думаю, что это порождает для детей в конце детства очень сложную проблему построения меры правильности в оценке и понимании социальных отношений, значения в их собствен- ной жизни людей, составляющих эти отношения. Умелость ребенка, разворачивающаяся в предметной деятельности, не обязательно проявляется в социальных отношениях или в школе, которая в современной культуре становится вообще особым институтом со своими целями и задачами, она стано- вится той школой в школе, которую приходится осваивать по специфическим законам, часто выглядящими вполне фанта- стическими. Чему и посвящаю этот небольшой текст, как бы главу в главе. Итак «Школа в школе».
Вооруженный воображением и способностью действовать по правилам (по образцу взрослых отношений), ребенок при- ходит в школу. Воображение помогает ему намечать перспек- тиву будущих действий, а способность ориентироваться на отношения людей задает объективное содержание этой пер- спективы. Такие психические особенности ребенка являются существенными для последующего школьного обучения.
Школьное детство - новая ступень в формировании инди- видуальности ребенка. Содержание ее кратко можно предста- вить следующим образом: научиться соотносить общие и ча- стные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явле- ний, отношений людей, научиться организовывать свое пове- дение в соответствии с этими свойствами.
В нашем обществе школьное детство делится на три периода:
младший школьный возраст, средний и старший. Попытаемся проанализировать особенности и значение каждого из этих периодов для развития индивидуальности ребенка. Посмотрим, какие качественно новые изменения возникают в каждом из них.
Нужно напомнить, что в дошкольном возрасте у ребенка уже появляется ориентировка на общие особенности отноше- ний людей, на объективные свойства предметного мира, зна- ние о возможном несоответствии свойств предмета и отноше- ний людей к предмету. В поведении взрослых это связано с несоответствием слова и дела, что часто является для ребенка источником глубоких переживаний.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление