Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитанию в высших учебных заведениях




КОНТРОЛЬ учебного процесса по физическому

Билецкая В. В., Семененко В. П.

Национальный авиационный университет

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины,

Киев, Украина

 

Постановка проблемы, анализ последних исследований и публикаций, связь с научными и практическими задачами. Содержание и результаты учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении во многом зависят от того, насколько систематически, глубоко и целенаправленно осуществляется контроль учебного процесса [1, 5].

Одной из задач контроля является обеспечение оценки теоретического и научного уровня учебно-воспитательной работы. Из самой сущности контроля следует, что он выполняет, прежде всего, проверочную функцию. Будучи направленной на все стороны учебного процесса, проверка дает возможность видеть действительное состояние учебно-воспитательной работы, критически анализировать ее содержание, стиль и методы с теми задачами и требованиями, которые предъявляются к подготовке кадров для современного рынка труда. Данные о качестве учебной работы, полученные в результате контроля, позволяют принимать своевременные меры по совершенствованию учебного процесса, деятельности преподавателей и студентов [2, 3, 4].

Цель исследования – проанализировать особенности использования комплексного контроля в обеспечении качества процесса физического воспитания студентов 1 курса высшего учебного заведения технического профиля.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ данных научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, программ по физическому воспитанию для высших учебных заведений, обобщение опыта передовой педагогической практики. Исследования проводились в течение 2011-2012 уч.г. на базе Национального авиационного университета (Киев, Украина).

Результаты исследования и их обсуждение. Одной из ведущих задач в системе контроля является оценивание учебной деятельности каждого студента уже с первого дня его пребывания в высшем учебном заведении, а не только во время семестрового контроля.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Физическое воспитание» в Национальном авиационном университете отведено 216 часов, из них 140 часов составляют практические занятия, а 76 часов выделено на самостоятельную работу студентов. Еще 2 часа в неделю (1-4 семестры) и 4 часа (5-8 семестры) отводится на занятия в секциях по различным видам спорта, группах здоровья и т.д.

Систематический контроль развивает самокритичность, самостоятельность, побуждает к углублению и расширению знаний студентов по физическому воспитанию. Существует несколько видов контроля. Так, предварительный контроль позволяет объективно оценить начальный уровень физического состояния и физической подготовленности студентов. Текущий контроль позволяет определить уровень усвоения двигательных умений и навыков, скорректировать дальнейшее изучение дисциплины. Этапный контроль проводится по завершению определенного периода обучения и позволяет оценить знания, умения и навыки студента по конкретной теме или разделу курса. Например, оценка уровня общей и специальной физической подготовленности (в зависимости от выбранного вида спорта) проводится обычно 2-3 раза в семестр. Итоговый контроль позволяет оценить знания, умения и навыки студента по предмету в целом.

Если зачеты, как формы промежуточного и итогового контроля, строго определены и регламентируются учебным планом, то текущий контроль – это творчество и инициатива руководства кафедры и преподавателей. Систематическое и объективное оценивание оказывает стимулирующее влияние на обучение студентов, способствует проявлению их желания осуществлять самоконтроль. Наряду с этим контроль дает возможность и преподавателям определять эффективность своей педагогической деятельности, применяемых методик, а также своевременно вносить коррективы, как в процесс преподавания, так и в самостоятельную работу студентов.

Контроль за качеством организации учебного процесса достигает своей цели и выполняет свойственные ему функции только при соблюдении ряда обязательных принципов, таких как: всеобъемлющий характер оценивания, систематичность, целеустремленность, объективность, требовательность, постоянное совершенствование его форм и методов.

Большое практическое значение для студентов, занимающихся физической культурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует, прививает навыки самоанализа, делает более эффективной работу преподавателя, положительно влияет на динамику уровня физической подготовленности. Под самоконтролем следует понимать наблюдение за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок посредством объективных и субъективных приемов. На наш взгляд достаточно эффективной формой самоконтроля является ведение студентами дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты тренировок и соревнований, объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий физическими упражнениями.

Контроль помогает повышать организованность студентов, вырабатывать оптимальный режим в обучении, рациональное распределение времени, выполнение учебных заданий в строго определенные сроки.

Одним из сильнейших стимулов в учебе студента является его увлеченность наукой, интерес к научным знаниям, осознанная жизненная потребность в них, понимание того, что без глубоких знаний и умений он не может стать высококвалифицированным специалистом. Результаты своей научной работы студенты демонстрируют при выступлениях с докладами на ежегодных научно-практических конференциях кафедры физического воспитания Национального авиационного университета «Современный фитнес – эффективная технология в физическом воспитании студентов», которые мы рассматриваем также как фактор контроля за динамикой успеваемости.

Выводы.

1. Систематический контроль учебного процесса по физическому воспитанию обеспечивает стимулирующее воздействие на студентов, способствует воспитанию добросовестного отношения к занятиям, побуждает к поиску более совершенных приемов и методов обучения, к углублению и расширению знаний.

2. Объективное оценивание выполненных студентами модульных контрольных работ по физическому воспитанию повышает их организованность, формирует навыки учебной и научной работы.


ЛИТЕРАТУРА

1. Берденникова, Н. Г. Организационное и методического обеспечение учебного процесса в вузе / Н. Г. Берденникова, В. И. Меденцев, Н. И. Панов. – СПб.: Д.А.Р.К., 2006. – 208 с.

2. Білецька, В. В. Програмно-методичне забезпечення процесу фізичного виховання студентів / В. В. Білецька, О. В. Давиденко, В. П. Семененко //Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М.П.Драгоманова. Серія 15. Науково-педагогічні проблеми фізичної культури (Фізична культура і спорт). – 2011. – Вип. 13. – С. 35-38.

3. Семененко, В. П. Особливості організації процесу фізичного виховання у технічному вищому навчальному закладі / Семененко В. П., Білецька В. В. // Теорія і методика фізичного виховання і спорту.– 2011. – № 3. – С. 74-77.

4. Столярова, Е. П. Роль и функции различных видов педагогического контроля при формировании практических умений и навыков у студентов институтов физической культуры: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. П. Столярова; РГУФКСМиТ. – Москва, 2012. – 24 с.

5. Томаров, С. А. Эффективность различных вариантов организации и содержания учебных занятий по физическому воспитанию студентов (на примере мини-футбола): автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. А. Томаров; НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2011. – 26 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.