Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компонент формирования личности школьника




Спортивная культура личности как центральный

Данилова А. В.

Чайковский государственный институт физической культуры,

Чайковский Пермской обл., Россия

 

В сфере физкультурного образования основной целью государственного образовательного стандарта определено формирование культуры здоровья, движений, телосложения, овладение системой знаний о физической культуре и воспитание положительных качеств личности (ГОС ООО, 2010 г.), одним из способов достижения которых может стать воспитание физической культуры личности учащегося. Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость развёртывания инновационных процессов в системе физического воспитания, основанных на использовании научно-обоснованных и экспериментально апробированных педагогических моделей, которые позволили бы обеспечить модернизацию физкультурного образования школьников.

Сегодня представляется чрезвычайно актуальным внедрение в практику физического воспитания общеобразовательных школ спортивных технологий, которые бы значительно улучшали эффект в формировании спортивных интересов занимающихся. Так, одним из направлений работы психолого-педагогического коллектива МАОУ Гимназия г. Чайковского является улучшение физкультурно-спортивной деятельности учащихся среднего звена, в связи с чем, в период с 2007 по 2011 гг. проходила реализация инновационного проекта «Спортивная школьная команда» как формы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. Одной из задач проекта являлось формирование спортивной культуры учащихся, для решения которой была разработана педагогическая модель и реализована образовательная программа.

В основу реализации модели положена идея спортивного воспитания как основополагающего компонента личности спортсмена, а также теоретические концепции, определяющие инновационные педагогические подходы, которые сформировались в теории физической культуры в последние десятилетия: В. К. Бальсевич (спортивно-ориентированное воспитание), В. И. Столяров (Спарт, спортивная культура), Ю. Н. Вавилов (президентские состязания), Л. И. Лубышева (спортивная культура).

Ключевые элементы модели раскрыты в следующих компонентах: когнитивный, ценностно-мотивационный, морально-нравственный и деятельностный. Содержание каждого из компонентов модели было получено с помощью теоретического моделирования, позволяющего исследовать ее отдельные качества, стороны и свойства, как предмета познания. С этой позиции каждый из компонентов предложенной нами модели формирования спортивной культуры представлен структурными характеристиками, средствами (общими и специфическими) и критериями, позволяющими оценить уровень сформированности спортивной культуры личности и результат внедрения экспериментальной программы. Эти компоненты объединяет: общие цель, задачи и средства, не противоречащие классической системе физического воспитания (Матвеев В. С., Курамшин Ю. Ф., Холодов Ж. К. и др.).

Когнитивный компонент в рамках физкультурно-спортивного образования предполагает формирование знаний: по истории физической культуры, спорта и олимпийского движения; о состоянии физического здоровья и функциональных возможностях организма; по названию и назначению спортивного оборудования и инвентаря; о правилах поведения и техники безопасности на занятиях; по основам гигиены физической культуры и спорта; о владении терминологией и базовыми положениями правил соревнований по игровым видам спорта и разновидностям соревнований; о средствах и методах закаливания, основам здорового образа жизни.

Специфическими средствами формирования когнитивной сферы учащихся являются: интеллектуальные игры, беседы, СМИ, книжные, учебные, периодические издания, информационные листовки, тематические плакаты, средства информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и умение открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем (Абузарова М. С., 2012).

Мотивационно-ценностный компонент обеспечивает высокий уровень мотивации к спортивной деятельности, подразумевающий ее конкретные аспекты, компоненты, виды и разновидности, а также ценностное отношение к спорту. Реализуется он через: мотивацию к спортивной деятельности; мотивы эмоционального удовольствия, физического самоутверждения, достижения успеха в спорте и др.; понимание товарищей по команде; сформированность ценностей в сфере ФК и С (ценностное отношение к спорту, спортивной деятельности, её компонентам, видам, разновидностям).

В процессе учебно-тренировочных занятий большое внимание необходимо уделять развитию коммуникативных компетенций, связанных с расширением сферы понимания вербальных и невербальных средств передачи информации; формированием дружеской сплоченной атмосферы в коллективе.

Для формирования мотивационно-ценностной сферы учащихся применялись: дидактические и ролевые игры; беседы; встречи с действующими спортсменами города и ветеранами спорта; видеофрагменты лучших мировых чемпионатов и спортивных побед.

Морально-нравственный компонент. Рассматривая тренировочный и соревновательный процесс с точки зрения формирования морально-нравственных качеств спортсменов, следует отметить, что тренер занимает позицию воспитателя, который решает задачу воспитания разносторонне развитого человека, сочетающего в себе «идейную убежденность, желание и умение систематически участвовать в общественно-полезном труде, преданность нравственным идеалам и стремление им следовать, их отстаивать, проявлять активную жизненную позицию, оставаясь вместе с тем добрым, чутким к людям, душевным и внимательным в общении с ними, способным сопереживать их радостям и тревогам» [2].

Поэтому в индивидуальных и групповых беседах особое внимание уделялось формированию, развитию и совершенствованию нравственных и волевых качеств, эмоциональных и коммуникативных свойств личности спортсменов. Данный компонент включает: отношение к обществу, патриотизм, отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, самодисциплину.

Деятельностно-волевой компонент – это практическое овладение учащимися созидательной, преобразующей, творческой деятельности, умение достигать конечной цели в спорте – победы, что является результатом совокупности всех действий каждого участника команды, где спортивная деятельность тесно связана с волевой сферой личности. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы (Абузарова М. С., 2012). В рамках физкультурно-спортивной деятельности он отражает результаты учащихся в учебно-тренировочном процессе и за его пределами, а также их физическое совершенство; заключается в формировании умений и навыков организации и самостоятельного проведения части тренировочного занятия (правильного выполнения физических упражнений, подвижных игр, утренней гимнастики), самоконтроля функционального состояния организма, совершенствование коммуникативно-организаторских способностей.

Составляющими деятельностного компонента спортивной культуры личности являются: умения и навыки самостоятельно использовать средства физической культуры и спорта с целью совершенствования двигательных навыков в избранном виде спорта (динамика физической подготовленности, участие в соревнованиях); коммуникативно-организаторские способности; самоконтроль.

Из волевых качеств основными в спорте являются целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание. Что касается игровых видов спорта, отметим ведущие волевые качества – самостоятельность и инициативность, а также смелость, решительность, настойчивость. Также необходимы для работы в команде такие качества как упорство и самообладание [1].

Эффективными средствами, способствующими успешному формированию деятельностно-волевой сферы учащихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности стали: творческие и волонтерские проекты, фестивали и командные соревнования разного уровня; судейская практика; летние тренировочные сборы; средства физической культуры (игра, физическое упражнение, самоконтроль функционального состояния своего организма, закаливающие процедуры); самоконтроль функционального состояния своего организма; приемы эмоциональной регуляции.

В образовательной среде все четыре компонента рассмотренной модели формирования спортивной культуры личности взаимодополняют друг друга в процессе учебно-тренировочных занятий, психолого-педагогического сопровождения, спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий.

На практике реализация предложенного подхода осуществлялась в рамках учебно-тренировочного процесса учащихся 7-8 классов, занимающихся игровыми видами спорта (баскетбол, волейбол), результатами которой стали положительные изменения в уровнях сформированности рассмотренных компонентов спортивной культуры личности. Следует отметить, существенное изменение в морально-нравственной сфере учащихся. Тренеры-преподаватели и родители обозначили положительные проявления и действия подростков, связанные с оказание помощи окружающим, соблюдении определенных правил и избегании конфликтных ситуаций. Значительно увеличились переживания юных спортсменов за общий спортивный успех их команды.

Нацеленность образовательной среды на передачу знаний в области спортивной культуры и избранного вида спорта, коммуникативных, творческих и организаторских умений, навыков спортивного стиля жизни, а так же саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования юных спортсменов является одной из центральных составляющих модели формирования спортивной культуры учащихся, позволяющей формировать личность, соответствующую требованиям современного динамичного общества.

Литература

1. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

2. Чедова, Т. И. Некоторые аспекты кризисной ситуации жизни подрастающего поколения / Т. И. Чедова // Духовность, воспитание, и образование современной молодежи: материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции. – Чайковский, ЧГИФК, 2009. – С. 176.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.