КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностно-ориентированный подход в формировании духовно-телесных ценностей учащейся молодёжи к здоровому образу жизни
Фёдоров А. П. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецк, Украина В современных условиях социально-экономического развития Украины проблема качества образования стала краеугольным камнем в реформировании и оптимизации национальных образовательных систем, которые начались еще в конце ХХ века, и происходят во многих странах мира. Именно качественные показатели развития образования с обязательным их влиянием на формирование психического, соматического, духовного здоровья учащейся молодёжи, по мнению большинства экспертов и ученых, определяющих эффективность общественно-культурологического и цивилизационного развития страны в условиях глобализации мира, обусловливают их конкурентную борьбу за качество жизни граждан. Итак, в сегодняшних условиях образование и его здоровьесберегающая составляющая начинают занимать ведущее место в стратегии государственной политики относительно общественно-социального развития Украины [1, 2, 3]. Проблема культуры здоровья человека, личностно-ориентированного формирования здорового образа жизни является одной из самых актуальных и стратегических, ведь состояние здоровья общества выступает важным показателем сохранения и развития человеческого потенциала любой страны, реализации её безопасности, индикатором уровня цивилизационного развития. В связи с этим, здоровье человека, уровень культуры здоровья должны выступать неоспоримой жизненной ценностью, гарантированно обеспечивать ей возможность успешной общественно-социальной самореализации [6, 9]. В контексте общественно-социальных тенденций развития многих стран мира, и Украины в частности, качество образования как социально-педагогическую категорию ученые рассматривают в двух гносеологических аспектах – теоретико-методологическом и организационно-педагогическом. В первом случае исследователи ведут поиск концептуальных основ структурирования, функционирования и оценки качества образования и его потенциала как категорий, определяющих совершенство функционирования образовательных систем. В организационно-педагогическом аспекте доминируют практические цели, предусматривающие формулировки прагматических ответов на вопрос как определить инновационность образовательно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, духовно-культурологической педагогической системы, каким образом возможно влиять на неё, управлять процессом дальнейшего совершенствования? [4, 5, 7]. По данным научных исследований И. Беха 80% детей дошкольного возраста в Украине имеют устойчивые отклонения в состоянии здоровья, а треть школьников – нервно-психические расстройства; к окончанию общеобразовательного учебного заведения – 42% хронические заболевания, 50% – нарушения в развитии строения тела и функциях различных систем организма [3, с. 216]. Такая ситуация состояния здоровья учащихся общеобразовательной школы сохраняет отрицательную тенденцию и в среде студентов высших учебных заведений. Так, 64% студентов I-V-го курсов имеют нарушения функций центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, 20% – нервно-психические расстройства, а 70% студентов I и II-го курсов имеют низкий уровень психомоторных кондиций, что не способствует выполнению ими государственной программы по физическому воспитанию, затрудняет процесс их профессиональной подготовки. В изложенном контексте научные данные В. Пристинского, П. Щербаня, свидетельствуют, что 85% студентов I и II-го курсов технических вузов имеют низкий уровень мотивации к систематическим занятиям физической культурой, только 6% студентов III и IV-го курсов дополнительно к академическим занятиям по физическому воспитанию посещают спортивные секции и группы здоровья. 56% студентов I-го курса имеют низкий уровень, 20% – средний, 14% – достаточный, и только 10% - высокий; 58% студентов II-го курса имеют низкий уровень, 24% – средний, 12% – достаточный, 6% – высокий уровень возможностей, 61% студентов III и IV-го курсов имеют низкий уровень, 29% – средний, 8% – достаточный, и только 2% – высокий уровень психомоторных возможностей [9, 13]. Приведенные данные свидетельствуют, что в высших учебных заведениях имеет место ситуация ухудшения у студентов состояния их психомоторных возможностей в зависимости от курса обучения. Несмотря на то, что оптимальную двигательную активность считают едва ли не ведущим фактором здоровья человека, следует констатировать факт обесценивания здоровья как духовно-телесной ценности жизни человека. Следовательно, приведённый анализ негативных тенденций состояния здоровья учащихся общеобразовательной школы и студентов высших учебных заведений дает социально-педагогические основания утверждать, что существующая социокультурная ситуация в нашем обществе должна быть коренным образом изменена. Основным социальным, культурологическим, организационно-педагогическим направлением её перестройки, на наш взгляд, должны быть духовные, физические и психологические аспекты личностно-ориентированного формирования у учащейся молодёжи культуры здоровья как духовно-соматической и общественно-социальной ценности, что предусмотрено современной парадигмой образования и воспитания. Ответы на эти принципиальные вопросы волнуют специалистов образовательно-воспитательной отрасли не только нашей страны, но и международного педагогического сообщества. Это связано с тем, что образование, воспитание, развитие и сохранение здоровья человечества определяют перспективы его дальнейшего цивилизационного движения. Знаковым событием в этом контексте есть Саммит тысячелетия ООН (сентябрь 2000 г.), на котором страны-участники, в том числе и Украина, утвердили "Цели развития тысячелетия ООН" как направление интенсификации образовательной, воспитательной, оздоровительной, духовно-культурологической деятельности общества, что способствует развитию его социально-экономической сферы в современных демократических условиях. Базовой идеей реализации указанных проектов, по утверждению известных ученых (К. Баханов, И. Бех, В. Горащук, В. Григоренко, А. Локшина, Г. Шевченко) является теоретико-методологическое обоснование и внедрение в образовательное и воспитательное пространство Украины инновационного обучения как эффективной альтернативы традиционного образования. При этом подчеркивается, что современную парадигму образования и воспитания следует рассматривать как исходную концептуальную схему решения актуальных педагогических проблем, которая основывается на ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика и студента, признание их равноправными субъектами взаимодействия, на диалог как основную форму учебно-воспитательного общения [2, 3, 4, 5, 6, 8, 11, 12]. Гносеологический анализ структуры современной парадигмы образования и воспитания дает аргументированные основания утверждать, что личностно-ориентированный подход к структурированию учебно-воспитательного процесса в различных звеньях национального образования реализуется как последовательное и личностно-ценностное взаимодействие участников образовательной среды, в условиях которого учитываются ценностные ориентации личности, индивидуальные особенности, жизненный опыт, мотивы, интересы, уровень психического и духовно-соматического здоровья, развитие физических способностей, общечеловеческой культуры [12, 13, 14]. Следовательно, есть все основания утверждать, что система ценностных ориентаций личности существует объективно для отображения её персонифицированных ценностей, которые избраны приоритетом обучения, воспитания, общения, и в полной мере отражают особенности поведения, деятельности, духовности, социальной самореализации человека. Известный специалист в области гуманистической психологии и педагогики К. Роджерс доказал, что образовательно-воспитательная практика, направленная на помощь человеку стать личностью, определяется как личностно-ориентированный и духовно-ценностный подход к структурированию этих процессов. На основе этой точки зрения известный ученый А. Сорокоумова [10, с. 26-27] сформулировала ряд организационно-педагогических и духовно-ценностных условий личностно-ориентированного обучения, а именно: • наполнение содержания образовательной, воспитательной и оздоровительной деятельности обучающихся жизненно актуальными проблемами, ситуациями взаимодействия, взаимопомощи, самореализации, самоутверждения; • восприятие педагогом учащихся и студентов такими, какими они сами себя позиционируют в учебной группе, классе, среде, а также способным к сопереживанию, психологическому и педагогическому сопровождению деятельности своих воспитанников; • профессиональная и духовная структура личности педагога должна обеспечивать учащимся и студентам условия чувствовать себя свободными, равноправными, важными субъектами воспитательно-образовательного, физкультурно-оздоровительного, духовно-культурологического процесса; • создание педагогом образовательно-воспитательных ситуаций, требующих от субъектов педагогического процесса актуализации опорных знаний, навыков, умений, познавательного и жизненного опыта, ценностных ориентаций, духовности, культуры здоровья личности. Итак, изложенные организационно-педагогические условия личностно-ориентированного обучения и воспитания дают теоретические и методологические основания утверждать, что ученики и студенты в условиях педагогической системы открытого типа являются основным объектом и субъектом её эффективного воздействия. При этом в полном объеме учитываются цели, мотивы, интересы, знания, индивидуальные особенности характера, состояние психического и соматического здоровья, уровень культуры здоровья, ценностные ориентации, духовность учеников и студентов. Обобщение и осмысление теоретического опыта ученых позволяет определить следующие модели организации личностно-ориентированного обучения и воспитания: • социально-педагогическая модель – направлена на управление, корректировку, формирование личности без детального учета индивидуальных особенностей субъекта образовательно-воспитательного процесса (системообразующую функцию выполняет социальный заказ результатов формирования личности); • предметно-дидактическая модель – направлена на реализацию предметной дифференциации с опорой на содержание научного познания в рамках классического образования, что обусловливало ситуацию нормирования познавательной деятельности субъектов педагогического процесса без учета их особенностей как носителей субъективного опыта; • психологическая модель реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания основывается на объективном учете индивидуальных особенностей субъектов образовательно-воспитательной деятельности, которая организована на принципах "субъект-субъектного" взаимодействия учащихся, студентов и педагогов. Итак, изложенная классификация моделей реализации личностно-ориентированного обучения свидетельствует, что определенный тип модели структурирования образовательно-воспитательной практики определяется содержанием социальной и культурологической ситуации в обществе, которое через нее формулирует социальный заказ на уровень знаний, профессиональной компетентности, ценностных ориентаций, духовности, психического, соматического и духовного здоровья, культуры здоровья личности. Анализ гносеологических аспектов этой проблемы показывает, что важным следует считать индивидуализированное развитие ценностных ориентаций личности к здоровому образу жизни, культуре здоровья, на основе которых она сознательно реализует свои мотивы, потребности, интересы, знания, осмысление цели социально-общественной самореализации. Следует отметить, что ценностные ориентации к здоровому образу жизни, культуры здоровья характеризуют три структурно-функциональных параметра деятельности человека в этой сфере, а именно: • целевая, интериоризационно структурированная деятельность личности осознает ценность здоровья как важнейшую духовно-соматическую предпосылку своей успешной общественно-социальной самореализации; • направленность личности, интенсивность её продуктивной деятельности в аспекте гарантированного достижения целей развития и сохранения психосоматического здоровья, культуры здоровья как духовно-соматической и общественно-социальной ценностей личности; • структура ценностных ориентаций к здоровому образу жизни, культуры здоровья личности, которая ею осознается и выполняет функцию смысловых духовно-социальных ориентиров, установок, гуманистических и гражданских ценностей. Следовательно, сущность изложенных ценностных ориентаций позволяет утверждать, что динамика их развития находится в плоскости деятельности и персонифицированного учета особенностей субъекта социально-педагогического процесса. Анализ теоретико-методологических основ природы современной парадигмы образования и воспитания, личностно-ориентированного обучения и воспитания, духовно-соматических и общественно-социальных ценностей здоровья, культуры здоровья, как духовно-общественного феномена, позволяет констатировать, что категория "ценность здоровья", как психологический инструмент собственного совершенствования (ученика, студента) должна быть умеренно объективной, избавиться своей абстрактности, а значит, и субъективной индифферентности, что позволит человеку постоянно получать подкрепления значимости этой категории на уровне её рефлексии, когнитивной мотивации, мотивационной интерпретации [6, 9]. По нашему мнению, которое согласуется с точкой зрения известных ученых, такое осознание ценности здоровья на уровне самоанализа и самоконтроля за функциональным состоянием организма, динамики изменений его параметров, согласованность или разбалансированность с социальным бытием субъекта является реально значимым индикатором здоровья, который усваивается на уровне интериоризованного критерия оценки состояния психосоматических возможностей, индивидуальной рефлексии [6, 9]. Анализ "здоровья" человека, его "культуры здоровья", "педагогических систем" их развития на уровне взаимозависимостей типа "функционирования педагогической системы → продукт воспитания и обучения" побудил нас к определению этих понятий как базовых гносеологических категорий исследования проблемы формирования духовно-телесных ценностей человека к здоровому образу жизни. Таким образом, организация личностно-ориентированного воспитания, осознание аксиологической и праксеологической природы культуры здоровья, как единого духовно-соматического и общественно-социального условия выявления и развития способностей, удовлетворения социальных потребностей является основным концептуально-педагогическим подходом создания социокультурной ситуации в обществе – ценностного отношения к здоровью человека. Изучение категории "здоровье" человека в гносеологической плоскости его ценности свидетельствует, что субъекты личностно-ориентированного формирования ценностных ориентаций к здоровому образу жизни, культуры здоровья личности должны осознавать целостность своего "Я", единство в нем соматических параметров человека и духовно-нравственных ценностей, как основного экзогенного условия эндогенной самореализации, самоутверждения, гуманистической направленности жизнедеятельности. Перспективами дальнейших исследований в данном направлении представляется обоснование личностно-ориентированного подхода к формированию ценностных ориентаций психосоматического здоровья человека, его культуры здоровья как социально-педагогической системы, где гармонично функционирует и ценность здоровья (мировоззренческий уровень), и морально-духовные ценности человека, как основа успешной социальной рефлексии, профессиональной и жизненной самореализации. ЛИТЕРАТУРА 1. Апанасенко, Г. Л. Сущность и механизмы индивидуального здоровья [Текст] / Г. Л. Апанасенко // Український медичний альманах. – 2002. – № 4. – Т. 5. – С. 6 – 7. 2. Баханов, К. О. Організація особистісно-орієнтованого навчання [Текст] / К. О. Баханов. – Х.: Основа, 2008. – 159 с. 3. Бех, І. Д. Виховання особистості: у 2 кн. Кн. 1. Особистісно-орієнтований підхід: теоретико-технологічні засади [Текст] / І. Д. Бех. – К.: Либідь, 2003. – 280 с. 4. Бех, І. Д. Виховання особистості: у 2 кн. Кн. 2. Особистісно-орієнтований підхід: науково-практичні засади [Текст] / І. Д. Бех. – К.: Либідь, 2003. – 344 с. 5. Горащук, В. П. Концептуальні основи формування культури здоров’я школяра [Текст] / В. П. Горащук // Наукові технології навчання: [наук.-метод. збірник]. – К., 2000. – Вип. 28. – С. 206 – 213. 6. Григоренко, В. Г. Теория мотивированного воздействия дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физическом развитии человека [Текст] / В. Г. Григоренко. – М.: Фонд социальных изобретений России, 2002. – 226 с. 7. Довженко, В. О. Ієрархія цінностей у формуванні сучасної свідомості студентської молоді [Текст] / В. О. Довженко // Духовність особистості: методологія, теорія і практика: [збірник наук. праць]; гол. ред. Г. П. Шевченко. – Луганськ: вид-во СНУ ім. Володимира Даля, 2009. – Вип. 1 (30). – С. 56 – 63. 8. Моніторинг якості освіти: світові досягнення та українські перспективи [Текст] / за заг. ред. О. І. Локшиної. – К.: “К.І.С.”, 2004. – 128 с. 9. Пристинский, В. Н. Гуманистические ценности физической культуры и спорта как средство формирования нравственной и эстетической культуры человека [Текст] / В. Н. Пристинский // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: [збірник наук. праць]; за ред. проф. С. С. Єрмакова. – Х.: ХДАДМ, 2008. – № 11. – С. 48 – 52. 10. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология [Текст] / Е. А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с. 11. Шевченко, Г. П. Духовність та духовна культура особистості: монографія [Текст] / Г. П. Шевченко. – Луганськ: вид-во СНУ ім. В. Даля, 2006. – 256 с. 12. Шевченко, Г. П. Професійна освіта студентської молоді в контексті культурологічного та аксіологічного підходів [Текст] / Г. П. Шевченко // Духовність особистості: методологія, теорія і практика: [збірник наук. праць]. – Луганськ: вид-во СНУ ім. Володимира Даля, 2007. – Вип. 3 (22) – С. 135 – 144. 13. Щербань, П. М. Прикладна педагогіка: навч. посібник [Текст] П. М. Щербань. – К.: Вища шк., 2002. – 215 с. 14. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст] / отв. ред. М. А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
динамикА физической подготовленности студентов в процессе ОБУЧЕНИЯ дисцИплинЕ «Физическая культура» В ВУЗЕ Федякина Л. К., Авсарагов Г. Р., Баскаева Ф. Г. Сочинский государственный университет, Сочинский институт Российского университета дружбы народов, Сочи, Россия
В последнее время отмечается устойчивая тенденция снижения уровня физической подготовленности и ухудшение состояния здоровья абитуриентов, поступающих в вуз. Занятия физической культурой в вузе должны быть направлены на исправление создавшегося положения. В ходе педагогического эксперимента предполагалось выявить особенности динамики показателей физической подготовленности студентов разных курсов, произошедшие под воздействием академических занятий физической культурой.
Таблица 1 – Показатели физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе, `Х±s
Примечание: верхняя строка – показатели девушек, нижняя строка – юношей Под воздействием академических занятий физической культурой на первом и втором курсах вуза у студентов произошли достоверные положительные изменения показателей в тестовых упражнениях, характеризующих физическую подготовленность девушек и юношей (таблица 1). По-видимому, это обусловлено тем, что вчерашние школьники, поступившие в вуз, увеличили в два раза время, которое отводится на занятия физической культурой в рамках учебного расписания. Следует отметить, что посещаемость занятий по физической культуре на первом и втором курсах вуза у студентов составляла более 90%. За время обучения на третьем курсе уровень физической подготовленности у студентов вуза (юношей и девушек) по результатам в беге на 100 м, на 2000 и 3000 м, поднимания туловища из положения лежа на спине (у девушек), имеет тенденцию к улучшению, однако, эти изменения статистически не достоверны. Улучшились результаты в подтягивании из виса на высокой перекладине у юношей (p<0,05), что связано, по-видимому, с дополнительными самостоятельными занятиями по улучшению силовых способностей. Динамика показателй физической подготовленности студентов четвертого курса характеризуется достоверным ухудшением результатов в беге на 100 метров у девушек, что, возможно, связано со значительным снижением двигательной активности студенток. Результаты в остальных тестах у девушек и у юношей, за время обучения на четвертом курсе, достоверно не изменились. Достоверные (p<0,05) положительные изменения результатов у юношей в подтягивании из виса на высокой перекладине не связаны с направленностью академических занятий, так как, занимаясь один раз в неделю невозможно добиться улучшения силовых способностей, для этого необходимы дополнительные самостоятельные занятия. На рис. 1-3 представлена относительная величина изменения показателей физической подготовленности студентов в %. В беге на 100 метров, как у девушек, так и у юношей за первые два курса обучения в вузе отмечается наибольшая величина положительных изменений результатов теста. Затем, на третьем и четвертом курсах обучения в вузе наблюдается значительное снижение темпов прироста результатов, и даже, отрицательная динамика результатов в беге на 100 м как у девушек, так и у юношей, что свидетельствует о необходимости включения дополнительных (факультативных) занятий для студентов старших курсов.
Рис. 1. Динамика показателей физической подготовленности студентов в беге на 100 м по курсам обучения, в %
Аналогичную картину наблюдаем и с динамикой результатов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши). На первых двух курсах темпы улучшения результатов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) самые высокие, затем на третьем курсе, результаты у девушек улучшились на 0,51%, а у юношей на 0,89%, т.е., практически не изменились (рис. 2). За время обучения на четвертом курсе наблюдается незначительная отрицательная динамика. Следует отметить, что данные тесты являются самыми нелюбимыми у студентов и во многом их отношение влияет на результаты тестирования. Выполнив норматив на тройку, студенты не предпринимают попыток его улучшить, что, по-видимому, связано с необходимостью проявления волевых усилий. Динамика показателей физической подготовленности студентов в тестах силовой направленности (подтягивание на высокой перекладине у юношей и поднимание – опускание туловища из положения лежа у девушек) несколько отличается. На каждом курсе обучения наблюдаются положительные изменения в уровне физической подготовленности. При этом на первом и втором курсах величина положительных изменений в результатах этих тестов значительно выше, чем на третьем и четвертом курсах обучения и составляет 20-25% у юношей и 9% у девушек (рис. 3). По-видимому, это обусловлено тем, что девушки и юноши дополнительно самостоятельно выполняют эти физические упражнения силовой направленности во внеучебное время. Поддержанию и развитию силы определенных мышечных групп (мышц живота – девушки и сгибателей рук – юноши) студентами всех курсов уделяется повышенное внимание, что было установлено нами в ходе устного опроса. Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности студентов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) по курсам обучения, в %
Рис. 3. Динамика физической подготовленности студентов в подтягивании на высокой перекладине (юноши) и поднимании – опускании туловища из положения лежа на спине в процессе обучения в вузе, в %
К особенностям динамики физической подготовленности студентов следует отнести тенденцию снижения всех результатов обязательных тестов за время летней зачетно-экзаменационной сессии и каникул. Это проявляется более выражено на третьем и четвертом курсах обучения. По-видимому, это связано с изменением двигательной активности студентов в различные периоды учебного процесса, с тем, что большинство студентов работает на каникулах, а работа не связана с движениями и т.д. Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать заключение о том, что основными особенностями динамики показателей физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе являются: · позитивные изменения на первом и втором курсах обучения, что объясняется воздействием двухразовых академических занятий физической культурой в неделю; · значительное снижение показателей на третьем и четвертом курсах, что связано с уменьшением времени, отводимого на академические занятия физической культурой в рамках учебного расписания. Это снижение более выражено в результатах тестов, характеризующих развитие выносливости; · снижение результатов обязательных тестов за время летней зачетно-экзаменационной сессии и летних каникул. Уменьшение показателей вариативности (значений стандартного отклонения) к четвертому курсу обучения в вузе косвенно свидетельствует о том, что произошло повышение уровня физической подготовленности преимущественно у «слабых» студентов. Поэтому, необходим поиск организационно-методических условий, которые позволят повысить тренировочное воздействие академических занятий физической культурой на студентов с высоким уровнем физической подготовленности.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |