КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Химической промышленности
Анализ программ профессионально-прикладной физической подготовки будущих работников Фадина О. О. Омский государственный технический университет, Омск, Россия
Профессиональная деятельность, в том числе и учебная – для студентов, воздействует на физическую культуру отдельных людей, трудовых коллективов, содействуя расширению функций физической культуры, конкретизации ее целей, критериев, обогащению содержания, рождению новых компонентов, видов, форм, средств физической культуры (О. О. Фадина, 2011). К сожалению, профессиональная физическая подготовка в нашей стране не отвечает требованиям современного производства. Это связано с низким общим культурным уровнем, недостаточной физкультурной образованностью, низкой мотивацией значительной части будущих работников и слабой материальной базой. К тому же, по данным ученых, низкий уровень развития физических и психических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 37 % всех задержек и аварий в работе, а в нефтяной промышленности и того больше – до 53 % случаев. В связи с вышеизложенным значительную роль приобретает повышение уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающее физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья является физическая культура на производстве и профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) во время обучения в вузе. Научному обоснованию профессионально-прикладной физической подготовки посвящен ряд исследований. В частности, Т. А. Попова (2004) разработлала методику ППФП студентов диспетчерского профиля с использованием традиционных средств физического воспитания, новых средств, таких, как хатха-йога, дыхательная гимнастика, самомассаж, калланетика, стретчинг, психорегуляция и прикладных видов спорта (дартс, настольный теннис, бадминтон и др.). Л. В. Федотова (2006) предлагает внедрение ППФП в факультативный раздел учебно-воспитательной работы со студентами-менеджерами государственной службы. А. Г. Моисеева (2008) делает акцент на формировании ППФК личности будущих экономистов. Проведен ряд исследований, посвященных ППФП студентов нефтегазовой и химической промышленности (О. А. Голубина, 2009; А. О. Егорычев, 2005). В них отмечается, что для успешного выполнения предстоящей трудовой деятельности будущим инженерам-химикам необходимо наличие высокого уровня функционирования сердечно-сосудистой и дыхательных систем, высокое развитие общей выносливости, двигательной реакции, ловкости, равновесия, вестибулярной устойчивости, устойчивости к низкой и высокой температуре, развитие объема, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости. Основные изменения, происходящие в организме в результате занятий физической культурой, являются специфическим результатом адаптации организма к продолжительной мышечной деятельности. Принято считать, что общая выносливость является интегральным показателем функционального резерва всех важнейших систем организма. Е. Г. Мильнер (1997) научно обосновал различные экспериментальные программы бега. По мнению автора, этот вид физической культуры в полной мере способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, а при определенных методических условиях и укрепляет здоровье. При этом следует отметить, что ходьба на лыжах по своему оздоровительному эффекту не уступает бегу. Специфика двигательного навыка в ходьбе на лыжах повышает чувство равновесия в результате тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, а для будущих работников химического производства этот навык является профессионально важным. Тем не менее, выполнение длительной аэробной работы способствует развитию состояния монотонии и для будущих работников химического производства не совсем приемлемо в силу их профессиональной деятельности. Анализ научно-методической литературы последних лет свидетельствует о повышении интереса многих специалистов к такому виду спорта, как спортивное ориентирование (И. Н. Чайкин, 1999; Ю. С. Воронов, 2001 и др.). Обычно спортсмены-ориентировщики преодолевают дистанцию от 7 до 13 км (З. В. Васильева, 2007). Поэтому по характеру физических нагрузок ориентирование сопоставимо с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, Практически все время на дистанции занимает бег по пересеченной местности с различным характером и состоянием грунта. При этом бег по дорожкам и просекам, как правило, составляет небольшую часть трассы, основную же часть спортсмены пробегают по лесу через овраги, завалы, по болотам и высокотравью. Для достижения высоких результатов на трассах ориентирования необходимо развивать такие качества, как память, внимание, логическое и пространственное мышление. Т. Н. Соколова (2004) утверждает, что по объему умственной работы спортивное ориентирование уступает лишь шахматам, причем, по словам автора, протекает данная умственная работа одновременно с напряженной физической нагрузкой, эмоциональным влиянием соперников, неблагоприятными метеоусловиями, преодолением опасных препятствий, что усиливает тренирующее воздействие на организм занимающихся. Именно потому, что спортивное ориентирование так широко охватывает все стороны физического и психофизиологического развития человека, многие авторы (В. Н. Агальцов, 1990; И. Н. Чайкин, 1999 и др.) используют данный вид спорта как одно из средств профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов. Ориентирование на местности является вполне доступным средством физического воспитания студентов, так как в процессе подготовки к ориентированию развиваются прикладные навыки, необходимые для поддержания высокой профессиональной работоспособности. Кроме того, эмоциональность ориентирования на местности, длительное пребывание в лесу и непосредственный контакт с природой способствует оздоровлению лиц, чья профессиональная деятельность проходит в неблагоприятных условиях. Все вышеперечисленное как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к психофизической подготовленности будущих работников химического производства. Литература 1. Агальцов, В. Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию студентов: автореф. дис.... канд. пед. наук: 1.00.04 / В. Н. Агальцов. – Омск, 1990. – 20 с. 2. Васильева, З. В. Методика интегральной тренировки спортсменов-ориентировщиков на основе применения специальных упражнений и тренажеров в годичном цикле: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / З. В. Васильева. – Смоленск, 2007. – 22 с. 3. Воронов, Ю. С. Основы научно-методической деятельности в спортивном ориентировании: учеб. пособие для преподавателей и студентов академий физической культуры / Ю. С. Воронов, З. В. Васильева. – Смоленск: Б. и., 2001. – 74 с. 4. Голубина, О. А. Физическое воспитание студенток технического вуза: профессионально формирующая система: на примере специальности химика-технолога: дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 / О. А. Голубина. – Орел, 2009. – 205 с. 5. Егорычев, А. О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04/ А. О. Егорычев. – Ярославль, 2005. – 317 с. 6. Мильнер, Е. Г. Формула бега / Е. Г. Мильнер. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 192 с. 7. Моисеева, А. Г. Формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов непрофильных вузов: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. Г. Моисеева. – Майкоп, 2008. – 28 с. 8. Попова, Т. А. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов диспетчерского профиля: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. А. Попова. – Челябинск, 2004. – 176 c. 9. Соколова, Т. Н. Аудиторная методика ментальной тренировки для развития способности оперирования со спортивной картой в процессе подготовки ориентирования: автореф. дис.... канд. пед. наук 13.00.04 / Т. М. Соколова. – Смоленск, 2004. – 19 с. 10. Фадина, О. О. Оздоровительное ориентирование как средство физической культуры мужчин 35-45 лет, занятых в химическом производстве: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / О.О. Фадина. – Москва, 2011. – 24 с. 11. Федотова, Л. В. Методика развития профессионально-важных психофизических качеств будущих менеджеров государственной службы средствами физической культуры: автореф ….канд. пед. наук: 13.00.04/ Л. В. Федотова. – Хабаровск, 2006. – 24 с. 12. Чайкин, И. П. Спортивное ориентирование в процессе подготовки курсантов вузов: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / И. П. Чайкин. – СПб, 1999. – 25 с.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |