КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В физическом воспитании детей 6-7 лет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЫ МЯЧА Никоноров В. Т., Никоноров Д. В. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева Чебоксары, Россия
В «Концепции организации содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе» для достижения высокого качества работы по физической культуре детей старшего дошкольного возраста в качестве одной из первоочередных мер планируется разработка и внедрение современных технологий обучения разным видам движений. В ряде работ рассматривались вопросы совершенствования методики обучения двигательным действиям на основе реализации принципа обобщения в обучении. Наряду с этим проблема реализации принципа обобщения в обучении двигательным действиям детей дошкольного возраста остается малоисследованной. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» от 2005 года в качестве одной из задач физического воспитания ставится задача формирования школы мяча: вооружения детей основами знаний и умений выполнения действий с мячом в подвижных играх и в играх с элементами баскетбола и футбола. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что действия с мячом, выполняемые в баскетболе, футболе, волейболе, имеют в своем содержании много общих элементов, что позволяет рассматривать их как целостную систему взаимосвязанных движений, а обучение этой системе – как формирование школы мяча. Относительная неразработанность проблемы формирования школы мяча в физическом воспитании дошкольников приводит к тому, что при обучении действиям с мячом преобладает аналитический подход, когда они усваиваются детьми без учета имеющихся в их содержании общих элементов. Необходимость разрешения данного противоречия обуславливает актуальность проблемы исследования, которая сформулирована следующим образом: Каковы педагогические условия, при которых формирование школы мяча в процессе физического воспитания детей 6-7 лет будет более эффективным? Решение этой проблемы выступает в качестве цели нашего исследования. Гипотеза исследования: Повышение эффективности формирования школы мяча в процессе физического воспитания детей 6-7 лет возможно, если: · выделить противоречия, препятствующие эффективному освоению детьми дошкольного возраста двигательных действий с мячом; · раскрыть содержание школы мяча как системы двигательных действий с мячом; · сформировать мотивационную готовность детей к обучению; · создать развивающую предметную среду и пространство; · сформировать у детей ориентировочную основу двигательных действий с мячом; · обучать двигательным действиям с мячом с учетом общего и частного в их содержании. Результаты исследования. Первая задача опытно-экспериментальной работы заключалась в изучении взаимосвязей показателей выполнения двигательных действий с мячом. В исследовании приняли участие 119 воспитанников дошкольных образовательных учреждений г. Чебоксары в возрасте 6 лет, в том числе – 63 мальчика и 56 девочек. У всех испытуемых определялись показатели выполнения девяти упражнений. Выявлены положительные взаимосвязи между результатами выполнения в семи упражнениях: удар внутренней стороной стопы, жонглирование ногами, подбрасывание и ловля мяча, бросание и ловля мяча от стенки, ведение мяча «змейкой», ведение мяча в челночном беге, бросок мяча в кольцо. Это говорит о том, что двигательные действия, составляющие содержание этих упражнений, имеют общие для них элементы. В настоящее время сложились научные предпосылки для совершенствования обучения детей дошкольного возраста действиям с мячом: физиологическая теория построения движений Н. А. Бернштейна, психологическая теория управления формированием умственных действий и понятий П. Я. Гальперина; теория и методика обучения двигательным действиям М. М. Богена; концепция обобщения в обучении В. В. Давыдова. Концептуальные положения этих теорий легли в основу выделенных нами педагогических условий формирования школы мяча. К ним относятся: 1. Формирование мотивационной готовности к обучению. Известно, что ведущей для дошкольников является игровая деятельность. В связи с этим необходимо создать условия для понимания детьми значимости высокого качества усвоения разучиваемого двигательного действия для успешного участия в игровой деятельности. Поэтому процесс обучения выстраивается в последовательности: «Подвижная игра» - «Упражнения по разучиванию действий с мячом, входящих в содержание подвижной игры» - «Подвижная игра». 2. Создание развивающей предметной среды и пространства. Известно, что чем богаче двигательный опыт и чем больше в нем двигательных представлений, соответствующих содержанию нового действия, тем быстрее усваивается способ его выполнения. В связи с этим для обогащения двигательного опыта необходимо создавать условия развивающей предметной среды и пространства для выполнения детьми различных двигательных действий с мячом. 3. Формирование ориентировочной основы двигательных действий с мячом. Человек может самостоятельно решить двигательную задачу только в том случае, когда владеет всей информацией о задаче, способе и условиях ее решения. Поэтому разучивание детьми двигательных действий с мячом начинается с формирования их ориентировочной основы. Ее формирование предполагает соблюдение ряда требований: · в ее содержание должно включаться минимально возможное, но достаточное для решения двигательной задачи, количество правил; · правила формулируются в виде команд, адресованных к ребенку; · правила должны быть простыми по содержанию (относиться к одному звену тела или к одному простому движению); · при формулировании содержания правил следует использовать понятные для ребенка слова; · каждое правило должно связываться с имеющимся у ребенка двигательным опытом; · каждое правило при первых попытках выполнения разучиваемого двигательного действия должно проговариваться ребенком в форме громкой речи одновременно с выполнением соответствующего правилу движения или принятием определенного положения тела и его отдельных звеньев: рук, ног, туловища, головы. По мере усвоения содержания правила ребенок переходит к его проговариванию во внутренней речи, затем – к внутреннему проговариванию краткого названия правила, и в завершении – к проговариванию названия двигательного действия в целом; · для формирования двигательных представлений следует использовать подводящие упражнения. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть; · в начале обучения основное внимание детей направляется на качество (правильность) выполнения движения. В дальнейшем внимание акцентируется на его точности, затем – на быстроте; · формирование ориентировочной основы действий с мячом осуществляется через методы проблемного обучения, через поиск детьми ответов на три группы вопросов: «Чем новое действие похоже на то действие, которые мы уже научились выполнять?», «Чем отличаются сравниваемые двигательные действия с мячом?», «Почему необходимо выполнять то или иное правило?» 4. Обучение двигательным действиям с мячом с учетом общего и частного в их содержании. Реализация принципа обобщения в формировании школы мяча предполагает выделение вертикальных и горизонтальных структурно-логических связей ее элементов. В связи с этим нами был осуществлен структурно-логический анализ двигательных действий, составляющих содержание техники спортивных игр: баскетбола, футбола и волейбола (рис 1). Это позволило определить элементы техники, относящиеся к семи последовательным уровням обобщения, и установить правила их выполнения в основных опорных точках (ООТ). В содержание каждого технического приема, выполняемого с мячом в спортивных играх: баскетболе, футболе и волейболе, входят элементы различной степени общности: от игровой стойки, которая присуща всем двигательным действиям с мячом, до частных элементов, которые характерны только для данного приема: к примеру – замах рукой с мячом, который содержится только в технике метания малого мяча одной рукой. В частности, техника передачи мяча двумя руками от груди включает в свое содержание игровую стойку (первый уровень обобщения), беговой и стопорящий шаги (второй уровень), хлест ногами и туловищем (четвертый уровень), держание мяча (пятый уровень), хлест двумя руками (шестой уровень). Для практического обоснования эффективности реализации выделенных нами педагогических условий формирования школы мяча в физическом воспитании детей 6-7 лет нами был проведен формирующий педагогический эксперимент с участие две группы испытуемых. В контрольную группу вошли 55 детей из ДОУ №№ 11 и 148 г. Чебоксары (23 мальчика и 32 девочки). Экспериментальную группу составили 78 детей из ДОУ №№ 177 и 178 г. Чебоксары (39 мальчиков и 39 девочек).
Рис. 1. Структурно-логическая схема двигательных действий с мячом в баскетболе, футболе и волейболе с учетом общего и частного в их содержании Формирование школы мяча у детей из экспериментальной группы осуществлялось с учетом выделенных нами педагогических условий на основе экспериментальной учебной программы, в которой были представлены: 1) элементы двигательных действий; 2) двигательные действия, составляющие содержание баскетбола, футбола и волейбола и включающие эти элементы; 3) упражнения, для обучения элементам и двигательным действиям с мячом; 4) подвижные игры, включающие разучиваемые элементы и двигательные действия с мячом. Усвоение содержания программы осуществлялось с учетом существующих между разучиваемыми двигательными действиями с мячом структурно-логических связей. Вначале изучались наиболее общие элементы, характерные для всех действий с мячом, затем – элементы частного характера. Дети из контрольной группы изучали двигательные действия с мячом в рамках традиционной методики. Педагогический эксперимент проводился в течение одного года. В обеих группах испытуемых проводились по три учебных занятия в неделю продолжительностью 30-35 минут, в которых наряду с другими задачами решалась и задача формирования школы мяча. За время эксперимента в обеих группах испытуемых было проведено по 96 учебных занятий. Установлено, что все изучаемые нами показатели владения школой мяча в начале эксперимента у испытуемых контрольной и экспериментальной групп были примерно одинаковыми как среди мальчиков, так и среди девочек. Сравнительный анализ показателей точности и быстроты выполнения двигательных действий с мячом, выявленных по окончании эксперимента (таблица 1), свидетельствует о существенных различиях.
Таблица 1 – Показатели владения «школой мяча» у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента, мальчики (Х ± ỡ)
В частности, мальчики из экспериментальной группы имели более высокие результаты удара серединой подъема (1,82 против 1,30 балла), удара внутренней стороной стопы (1,77 против 0,96 балла), жонглирования ногами (6,26 против 3,87 удара), подбрасывания и ловли мяча (11,15 против 7,65 бросков), бросания мяча о стенку и ловли (4,23 против 2, 74 броска), ведения мяча ногами 2 х 10 м (10,67 против 12,78 с), ведения мяча руками 3x10 м (16,36 против 19,35 с), броска мяча в кольцо на точность (4,33 против 3,30 точных бросков), метания малого мяча на точность (16,10 против 13,43 балла). Аналогичная картина наблюдалась и среди девочек: испытуемые экспериментальной группы значительно опередили девочек другой группы в показателях всех тестовых упражнений. Результаты тестирования знаний по окончании эксперимента с применением 10 тестовых заданий с выборочным вариантом ответа показали, что испытуемые экспериментальной группы отличались более высокими показателями качества усвоения знаний ориентировочной основы разучиваемых двигательных действий с мячом. Мальчики этой группы набрали в среднем 7,13 ± 2,32 балла против 4,11 ± 2,56 балла у испытуемых контрольной группы, девочки - 7,42 ± 2,61 балла против 4,73 ± 2,52 балла у испытуемых контрольной группы. Различия статистически достоверны. Выявлено существенное положительное влияние реализации педагогических условий формирования школы мяча на уровень развития умений выполнять двигательные действия с мячом. Испытуемым обеих групп предлагалось выполнить три двигательных действия: ловлю – передачу мяча двумя руками от груди (баскетбол); удар серединой подъема по неподвижному мячу (футбол): прием-передача двумя руками снизу (волейбол). Уровень сформированности этих двигательных умений определялся по 10-балльной шкале с помощью метода экспертной оценки. Установлено, что испытуемые экспериментальной группы имеют существенное преимущество в показателях качества выполнения всех оцениваемых двигательных действий с мячом. В частности, мальчики экспериментальной группы отличались более высокими оценками качества выполнения ловли-броска мяча двумя руками от груди (6,85 против 5,21 балла), удара серединой подъема (6,25 против 4,96 баллов), приема-передачи двумя руками снизу (6,63 против 4,81 балла). Различия статистически достоверны. Аналогичная картина наблюдалась и среди девочек. Выявлено положительное влияние реализации педагогических условий формирования школы мяча на развитие способности выделять общие элементы в изучаемых двигательных действиях с мячом. Установлено, что большинство испытуемых экспериментальной группы способны обнаружить общие элементы в двигательных действиях с мячом, относящихся к различным видам спортивных игр. В первой паре сравниваемых двигательных действий (ловля–бросок мяча двумя руками от груди и прием-передача двумя руками сверху) они обнаружили из 5 имеющихся в среднем 4,1 общих элементов (82 %), во второй паре (удар серединой подъема и прямой нападающий удар) – 3,85 общих элементов (77 %). Аналогичные показатели в контрольной группе значительно ниже: 1,1 и 0,65 (22 и 13%) общих элементов соответственно. Таким образом, усвоение содержания экспериментальной учебной программы формирования школы мяча с учетом выделенных нами педагогических условий обеспечивает существенное повышение: точности и быстроты выполнения действий с мячом; качества усвоения знаний ориентировочной основы действий с мячом; качества выполнения двигательных действий с мячом.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |