КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спортивные мероприятия в воспитательном процессе
СТУДЕНТОВ Сорокина О. Г., Липатова И. Ф., Иванова Э. Н., Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары, Россия
Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа является важной формой физического воспитания студентов, составной частью всей политико-воспитательной и культурно-массовой работы, осуществляемой в вузе. В этой связи хочется рассмотреть роль и значение спортивных мероприятий в жизни студентов Чувашского госуниверситета им. И. Н. Ульянова. Будучи кураторами по спортивно-массовой работе со студентами медицинских специальностей, приходится много времени уделять созданию команд в различных видах спорта, организовывать и проводить тренировочные занятия и соревнования, постоянно и тесно работать со студенческим физкультурным активом. Многочисленные спортивные мероприятия, которые проходят в стенах Чувашского госуниверситета, преследуют определенные цели и решают конкретные задачи. Они имеют существенное значение в приобщении студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Круг задач включает также повышение спортивного мастерства, выполнение разрядных нормативов. Соревнования делают досуг студентов активным, интересным и содержательным, позволяют комплектовать сборные команды факультетов и вуза по различным видам спорта, также имеют огромное воспитательное значение – способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, воспитанию высоких морально-волевых качеств. В Чувашском госуниверситете накоплен определенный опыт по организации и проведению соревнований среди студентов. Очень массово и живо проходит спартакиада «Первокурсник», которая проводится по следующим видам спорта: легкоатлетический кросс, шашки, шахматы, армспорт, гиревой спорт, армлифтинг, стрит-баскет, перетягивание каната. Сначала мы организовываем соревнования на факультете (по баскетболу, волейболу, футболу). Соревнуются команды студентов лечебного (они выступают двумя командами), педиатрического и стоматологического специальностей. Также практикуем соревнования в группах (по армспорту, шашкам, настольному теннису и др.). Студентам выделяется время для проведения тренировок в спортивном зале по таким видам спорта, как волейбол, мини-футбол, баскетбол. Многие студенты-медики занимаются в спортивных секциях по вольной борьбе, армспорту, гиревому спорту, легкой атлетике, баскетболу. Положительную роль играет курс лекций по физической культуре, введенный в учебную программу вузов с прошлого года. Первокурсники на этих лекциях знакомятся с теоретическими сведениями по физической культуре, узнают о воздействии физических нагрузок на функциональные системы организма, изучают методики развития физических качеств и построения самостоятельных занятий, встречаются с известными спортсменами республики. Также студентам интересна история становления и развития физкультурного и спортивного движения в стране и республике, Олимпийских игр и Универсиад. Важнейшей своей задачей считаем воспитание у студентов положительного отношения к нашему предмету, внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь молодежи, формирование навыков здорового образа жизни. Все это позволяет добиваться значительных результатов: первокурсники медицинского факультета являются победителями спартакиады, завоевывая почти по всем видам программы призовые места. Юноши и девушки, проживающие в общежитии, участвуют в соревнованиях, проводимых среди общежитий. Многие студенты факультета являются членами сборных команд университета и выступают в спартакиаде вузов республики по таким видам спорта, как легкая атлетика, баскетбол, волейбол, лыжный спорт, плавание, армспорт. Большой популярностью среди студентов пользуется спартакиада «Ульяновец», в которой участвуют сборные команды факультетов. В программу спартакиады входит 19 видов спорта: шашки, шахматы, футбол, мини-футбол (мужской и женский), волейбол и баскетбол (мужской и женский), армспорт, гиревой спорт, армлифтинг, вольная борьба, настольный теннис, бадминтон, лыжные гонки, лыжная эстафета, легкоатлетический кросс, легкоатлетическая эстафета. И в этом виде спартакиады студенты медицинского факультета являются лидерами, из года в год, занимая первые или призовые места. Таким образом, спортивная деятельность студентов-медиков является достаточно насыщенной и разнообразной. Спорт, занимая особое место в повседневной жизни студентов, дарит здоровье, радость общения, способствует физическому и духовному развитию, учит сопереживать, помогает снимать стрессовые состояния, приносит положительные эмоции.
Содержание занятий избирательной направленности в физическом воспитании студентов Усачев Ю. А. Национальный авиационный университет, Киев, Украина
Актуальность. Опыт работы со студентами Национального авиационного университета (НАУ), изучающими дисциплину «Физическое воспитание», свидетельствует, что наиболее рациональной формой организации учебных и самостоятельных занятий является распределение первокурсников по методическим объединениям с преимущественным использованием избранного вида спорта или оздоровительной двигательной активности (ОДА). Данный подход соответствует Указу Министерства образования и науки Украины от 27.11.2008 №1078 «Об утверждении мероприятий, направленных на реформирование системы физического воспитания учеников и студенческой молодежи в учебных заведениях Украины», согласно которому руководство ВУЗов призвано обеспечить развитие секционной формы физического воспитания в высших учебных заведениях. Решение этой задачи позволяет целенаправленно ориентировать студентов к занятиям физической культурой и массовым спортом с использованием личного опыта спортивной деятельности, что обеспечивает должный уровень мотивации, наличие интересов к повышению уровня физической подготовленности, участию в соревнованиях, судейской и инструкторской практике. Как свидетельствуют результаты специальных исследований, студенты, занимающиеся таким образом, имеют, как правило, высокие оценки по зачетным требованиям дисциплины «Физическое воспитание», общей академической успеваемости, легче адаптируются к новым социально-бытовым условиям студенческой жизнедеятельности, что создает реальные предпосылки их профессиональной компетенции [3, 4]. Целью представленной работы является обобщение научно-методического материала по обеспечению учебного процесса со студентами І курса Аэрокосмического института НАУ в условиях углубленного освоения популярного вида спорта «настольный теннис». Методы и организация исследований. В работе использовались методы теоретического (анализ и обобщение научно-методической литературы) и эмпирического (наблюдения, беседы, анкетирования). Для обработки полученных данных применялись методы математической статистики. Всего было охвачено 176 студентов I курса НАУ (96 юношей и 80 девушек), приступивших к регулярным учебным и самостоятельным занятиям физической культурой и массовым спортом. Медианное значение всей выборки – 17,5 лет. Результаты исследований. Учебные и самостоятельные занятия проводились в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины, сформированным двумя семестровыми модулями: «Физическое образование, общая и специальная подготовка студентов» и «Повышение уровня физического состояния в режиме жизнедеятельности студентов». Их содержание включало теоретический и практический разделы, а также подготовку и написание семестровых контрольных работ. В процессе занятий студенты изучали основы теории и методики физического воспитания и спорта, при этом особое внимание уделялось различным аспектам тренировки в настольном теннисе [1, 2, 4]. Практический раздел включал средства общей физической подготовки (ОФП) студентов, методы контроля и самоконтроля при занятиях, сдачу контрольных нормативов, а также специальную физическую и технико-тактическую подготовку теннисистов (хват ракетки, стойка теннисиста, перемещение у стола, выполнение подач, ударов, игры в одиночных и парных разрядах, участие в соревнованиях). В результате анализа уровня ОФП студентов по результатам педагогического тестирования установлено, что наиболее слабыми ее компонентами являются взрывная мышечная сила и общая (аэробная) выносливость, определяемая нормативами: «прыжок в длину с места» и «бег на длинную дистанцию». Исходя из этого, в учебный процесс были включены специализированные упражнения для развития этих двигательных качеств [2, 5]. Анализ исходных (начальные занятия І семестра) и повторных (окончание ІІ семестра) уровней физической работоспособности (ФР) и ОФП студентов свидетельствуют об отсутствии статистически достоверных различий рассматриваемых показателей. Это объясняется недостаточным количеством учебных и самостоятельных занятий (1-2 раза) в рамках недельного микроцикла, обеспечивающих лишь поддерживающий эффект тренировочных воздействий. Данный факт, в соответствии с базовыми положениями построения кондиционной тренировки, определяет необходимость проведения не менее 3-4 занятий с контингентом, имеющий низкий и средний уровни физического состояния. Навыки самоконтроля ФР студентов отрабатывались в процессе ознакомления с методикой проведения пробы Руфье. Первый этап охватывал проведение массовых исследований под руководством преподавателей, в процессе которых студенты осваивали методы определения ЧСС порядок выполнения дозированной нагрузки и расчета коэффициента. Эта процедура была повторена студентами самостоятельно на первом и втором этапах в процессе индивидуальных занятий. Статистический анализ результатов исследований свидетельствует об их идентичности на уровне связи Р < 0,05. Результаты исследований свидетельствуют об удовлетворительном исходном уровне ФР у юношей (К=8.8) и девушек (К=9.1), что определило избирательность и направленность средств общей и специальной физической подготовки в границах І и II семестров учебного года. Обязательной составной частью учебной рабочей программы по физическому воспитанию для студентов І курса НАУ является теоретико-методический материал, формирующий содержание семестровых контрольных работ (СКР). В I семестре основной задачей было усвоение материала по теории и методике развития основных физических качеств и двигательных навыков, определяющих уровень общей физической подготовленности [2, 3, 4, 5]. Второй раздел контрольных работ формировали вопросы о базовых положениях настольного тенниса как избранного вида двигательной активности. Баллы, полученные в результате выполненных семестровых контрольных работ, являлись важным компонентом в общей зачетной оценке студентов и реальным стимулом к самостоятельному изучению этих вопросов в специальной литературе и сети Интернет. Выводы. 1. Экспериментально доказана целесообразность использования секционной формы учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов 1 курса НАУ. 2. Апробирован и реализован учебно-методический материал по обеспечению занятий с углубленным освоением популярного вида спорта «Настольный теннис». 3. Установлена положительная, статистически достоверная динамика определяющих уровень общей и специальной физической подготовленности студентов. Перспективным вектором исследований в данном направлении следует считать разработку педагогической технологии преподавания основ теории и практики избранного вида двигательной активности с учетом гендерного фактора и уровня спортивной подготовленности студентов. ЛИТЕРАТУРА 1. Барчукова, Г. В. Настольный теннис – учебное пособие для студентов /Г. В. Барчукова, А. Н. Мизин. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 188 с. 2. Булатова, М. М. Розвиток фізичних якостей. / М. М. Булатова, М. М. Линець, В. М. Платонов. – Теорія і методика фізичного виховання; за ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олімпійська література, 2008. – Т. 1. – С. 175-295. 3. Григорьев, В. И. Фитнесс-культура студентов: теория и практика: учеб. пособие / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко, С. В. Малинина. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2010, – 228 с. 4. Зінченко, В. Б. Фітнес-технології у фізичному вихованні: навч.посібник / В. Б. Зінченко, Ю. О. Усачов. – К.: НАУ, 2011. – 152 с. 5. Иващенко, Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л. Благий, Ю. А. Усачев. – К.: Наук. світ, 2008. – 198 с.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |