КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие «Zanshin» и «Kime», их значение в бою
В боевых искусствах дзаншин означает непрерывный визуальный контакт с противником. Нельзя даже мигать, а не то, чтобы отводить взгляд в сторону. При выполнении упражнений моргание означает ошибку. Сенсей может сказать: "Ты моргнул, а в момент, когда твои глаза на мгновение закрылись, противник начнет атаковать, и ты не успеешь выбрать правильное ответное действие. Ты проиграл". Дзаншин - полная сосредоточенность на внешнем, на том, что происходит на самом деле, а не в твоём воображении, на твоих мысленных "полях сражения". Если ничего не происходит, ничего не надо делать - стой спокойно и наблюдай. В картинах о самураях мы видели такие странные сцены долгого разглядывания противников в застывшей позе. Это - дзаншин. У котов есть похожая боевая техника - нападение взглядом. Пока противник не кинется наутёк, за ним не бежит его соперник. Это не разглядывание партнёра-противника, это - нападение на центр сознательной воли. Дзаншин - это спокойное отслеживание обстановки и изменений в ней с одновременной оценкой этих изменений ситуации и принятие решения на какие-либо действия в случае необходимости, причем отсутствие действий - это тоже действие, если изменения ситуации не требуют этих самых действий. Дзаншин - «сохранение ума (сердца)», бдительность. Спокойная бдительность, непрерывный визуальный контакт с противником, гипнотизирование его, полная сосредоточенность на нем. Понятие это применяется и вне боевого искусства, в дзен и гэйдо практике, также в каллиграфии, танце, чайной церемонии или составлении икебаны. Понятие кимэ означает буквально «бесповоротная решимость». В традиции японского кулачного искусства оно указывает на высшую, сверхординарную эффективность технических приемов. В обычной жизни действие такой решимости духа можно наблюдать в те моменты, когда люди под влиянием сильнейшего стресса или напряжения обнаруживают необыкновенную физическую силу: хозяин горящего дома может вынести из огня вещи, которые он при других обстоятельствах не способен даже сдвинуть с места, мать может приподнять автомобиль, наехавший на ее ребенка, и т.п. Мастер кулачного боя отличается от непосвященного тем, что умеет концентрировать и применять эту сверхсилу в нужный момент. Такая способность, однако, доступна лишь тому, кто безупречно овладел арсеналом ката и тем самым создал условия для духовного себя. Кимэ предполагает безупречное единство тела и духа; это сила, обретаемая за порогом обычного сознания и чисто физических возможностей организма. Реализация кимэ предполагает полное, до автоматизма доведенное владение нормативными формами боевой практики и крепкое тело, но вовсе не требует необыкновенной мускульной силы. Поэтому занятие каратэ и прочими видами традиционного кулачного искусства в Японии, по сути своей, не имели прямого отношения к спорту или даже к физической культуре, ориентированным на количественные показатели. Тайна делала каратэ явлением именно традиции. В сущности, достижение кимэ означало раскрытие сверхсознания («не-сознания») за пределами обыденного субъективистского сознания. Важным средством для достижения кимэ является особого рода крики, так называемые «киай». Киай служит стимулом к преодолению психо-физического барьера обыденного существования, своеобразным камертоном, который помогал обрести гармоническое согласие духа и тела, движения и дыхания. Наибольшее значение предавалось крику, исходящему из низа живота, то есть из области Моря энергии и издававшемуся благодаря резкому сокращению мышц брюшной полости. Кимэ может достигаться ударом руки или ноги, а также блоком. Техника, не имеющая в себе кимэ, не может считаться настоящим карате, сколь бы сильно она его ни напоминала. Соревнования в этом отношении не исключение. Однако полный контакт противоречит правилам из-за опасности травмы. "Кимэ" можно истолковать как "всепроникающую эффективность", что поможет лучше понять суть этого состояния. Кимэ - это совокупность физических и ментальных действий, вступающих в дело одновременно в последней фазе движения незадолго до завершения удара и продолжающихся еще некоторое время после него. Эти действия позволяют развитой энергии проникнуть вглубь цели. Это действительно эффективная фаза технического действия. Кимэ - это взрыв энергии, сконцентрированный в одной точке и происходящий мгновенно. Оно имеет место только на последнем отрезке траектории движения массы, наносящий удар, в момент, когда все силы тела уже полностью сконцентрированы в этом месте, движущейся с большой скоростью; масса резко останавливается в момент контакта, и кинетическая энергия переходит в силу удара. Следовательно, кимэ можно назвать кратковременной, но интенсивной концентрацией физической энергии, усиленной одновременным приливом ментальных сил во время контакта с противником при движении, совершаемом с целью атаки или защиты. Оно предшествует полному расслаблению. В действительности кимэ - это более тонкое и сложное понятие, и настоящие мастера, чья эффективность не нуждается в доказательствах, демонстрируют кимэ, внешне менее резко выраженное, медленнее возникающее, но при этом очень концентрированное. Кимэ иногда конкретизируют, связывая его с кэнсэй - тем резким горловым выкриком, который всегда поражает и впечатляет новичков, и которым они часто злоупотребляют. Обычно его называют "киаи", тогда как в действительности это состояние сильного внутреннего напряжения, которое предшествует крику и вызывает его; кэнсэй - это шумно выраженная внутренняя концепция. Говорят "сделать кэнсэй" или "испустить киаи". Крик - это составляющая кимэ, материализация физического и духовного напряжения дошедшего до пароксизма, свидетельство непоколебимой воли к победе; он испускается естественно, без усилий, причем не из горла, а из живота. Он поддерживает проводимое техническое действие и часто позволяет увеличивать его эффективность, так как, испускаемый всем существом, крик есть реальная сила, которая смущает противника и вносит свою долю в то, чтобы лишить его всякой возможности ответить. Успех крика зависит от силы звука и тональности (крик должен быть пронзительным), но в особенности от убежденности в его пользе и от состояния духа противника в этот момент. Если противник недостаточно сосредоточен, кэнсэй сломит его. Таким образом, одна из целей тренировок состоит в том, чтобы "наполнить свое тело Ки", то есть ощутить его почти физически. Впрочем, без этого ощущения силы тренировки в каратэ утомительны, и интерес ним быстро теряется, так как дает о себе знать отсутствие тесной связи между телом и душой. Если заниматься каратэ в таких условиях, то никакой эффективности не будет вне зависимости от того, изучаются ли основы или проводятся соревнования. Всякий смысл теряется изначально.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |