КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Развитие науки в новейшее время и научное мировоззрение XXI века
Тема 3. Квантовая теория и окружающий мир 1. Предпосылки и обстоятельства появления понятия «квант» в науке. 2. Что такое волновая функция? 3. Выполняется ли принцип причинности в квантовом мире (поясните ответ)? 4. Назовите объекты, обладающие корпускулярно-волновыми («дуальными») свойствами. 5. Строение ядра и причины явления радиоактивности. 6. Как соотносятся базовые представления и принципы механицизма с квантовой теорией, и в чем это проявляется? 7. К каким философским выводам приводит квантовая теория? 8. Какие основные события описывают развитие квантовой теории в первой трети ХХ века?
1. Источник энергии и многообразия элементов во Вселенной. 2. Современные космологические теории. 3. Сформулируйте принцип дополнительности и поясните его. 4. Какие этапы прошла эволюционная теория в своём развитии? 5. Эволюционная теория (сопоставление взглядов Ч. Дарвина и современных представлений). 6. Ноосфера. Принцип возрастания энтропии и будущее мира. 7. Антропный принцип и примеры его проявления. 8. Проанализируйте основные положения научного мировоззрения XIX века с точки зрения современных научных представлений.
Вопросы для контрольных работ
Контрольная работа №1 1. Фундаментальные принципы и понятия механицизма в науке. 2. Опишите проявление основных принципов механицизма в философии. 3. Исторические предпосылки быстрого развития науки в Европе в XVII – XVIII в. 4. Научно-мировоззренческое значение электромагнитной теории. 5. Основные положения и выводы из специальной теории относительности. 6. Основные положения и выводы из общей теории относительности. 7. Кто и каким образом внес вклад в развитие механистических представлений в науке? 8. Кто и каким образом внес вклад в развитие оптики и электромагнитной теории? 9. Кто и каким образом внес вклад в создание специальной и общей теорий относительности?
Контрольная работа №2 1. Выполняется ли принцип причинности в квантовом мире? 2. Принцип дополнительности и его научно-мировоззренческое значение. 3. Современные космологические теории. 4. Эволюционная теория (сопоставление взглядов Ч. Дарвина и современных представлений). 5. Антропный принцип и примеры его проявления. 6. Критика основных положений научного мировоззрения XIX века с точки зрения современных научных представлений. 7. Кто и каким образом внес вклад в развитие квантовой теории? 8. Кто и каким образом внес вклад в развитие современных космологических теорий? 9. Кто и каким образом внес вклад в появление и развитие эволюционной теории?
вспомогательный раздел
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Основы современного естествознания»
для специальности 1-21 01 01 ТЕОЛОГИЯ
Кафедра РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Курс I
Семестр I
Лекции 18 час. Экзамен I Практические (семинарские) занятия 12 час. Зачёт Управляемая самостоятельная работ а 4 час.
Всего часов по дисциплине 34 час.
цели и задачи дисциплины
Курс "Основы современного естествознания" – дисциплина, предполагающая изучение основных естественнонаучных концепций, их влияние на формирование философских и мировоззренческих доктрин, а также изучение аспектов влияния культуры в целом, религии и религиозных взглядов на рождение и формирование новоевропейской и современной научных традиций. Особенность курса заключается в том, чтобы уйти от сугубо атеистической идеологемы и взглянуть на динамику развития естествознания, а также на природу взаимоотношений науки и религии с точки зрения современного состояния истории и философии науки. Целью курса является ознакомление слушателей с историей развития естествознания в новое и новейшее время, базовыми принципами научных парадигм в эти эпохи, основными понятиями естественнонаучных концепций, доминирующих в настоящее время. Слушатель после прочтения курса должен знать основные этапы развития естественнонаучных представлений и причины смены базовых принципов научной парадигмы; иметь представление о таких понятиях как наука, научный метод познания, гипотеза, теория; о периодах развития науки в целом и естествознания в частности; об эволюции естественнонаучных парадигм и основных идей философии и науки; о сущности фундаментальных законов природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии. Итогом данного курса должно стать умение слушателей анализировать фундаментальные положения современной космологии и концепций естествознания, а также понимать динамику взаимного влияния религии, философии и науки на протяжении развития человеческой цивилизации. Современное состояние историко-научной мысли характеризуется наличием немалого числа дискуссионных проблем, которые наиболее ярко проявляются в конкурирующих концепциях развития науки. Как следствие, для науки формулируются различные задачи и пути их реализации по обеспечению дальнейшего прогресса человеческого общества. По этой причине дисциплина «Основы современного естествознания» является весьма важной для мировоззрения молодого человека, получающего высшее образование. В ходе ее изучения преследуются следующие цели и задачи: - цели курса: познакомить слушателей с историей развития естествознания, базовыми принципами научных парадигм в различные исторические эпохи, основными понятиями естественнонаучных концепций, доминирующих в настоящее время; - задачи курса: дать слушателям представление об основных современных концепциях естествознания в рамках единой естественнонаучной картины мира и логической истории развития науки во взаимосвязи с прогрессом человеческого общества; - знания и умения: в результате изучения дисциплины студенты должны приобрести знание основных этапов развития естественнонаучных представлений и причин смены базовых принципов научной парадигмы, знание персоналий в науке; понимание единства основ различных областей научного знания, взаимосвязи и взаимозависимости человека, живой и неживой природы; умение аргументированно и логично комментировать полученные знания.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |