Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука логики 29 страница




выражает собой отдельное отношение. Самостоятельное [нечто ] поистине

отличается особым (eigentiimliche) рядом показателей, который оно, принятое

за единицу, образует с другими такими самостоятельными [нечто], тогда как их

иное, таким же образом приведенное в соотношение с теми же самостоятельными

[нечто ] и принятое за единицу, образует другой ряд. - Отношение такого ряда

внутри его и составляет качественное в самостоятельном [нечто ].

Поскольку такое самостоятельное [нечто] образует с некоторым рядом

самостоятельных [нечто] некий ряд показателей, то сначала кажется, что от

некоторого иного, находящегося вне самого ряда и с которым оно сравнивается,

оно отличается тем, что это иное составляет с теми же противостоящими

[нечто] другой ряд показателей. Но таким путем эти два самостоятельных

[нечто] не были бы сравнимы, поскольку каждое из них рассматривается при

этом как единица относительно своих показателей, и оба ряда, возникающие из

этого соотношения, суть неопределенно другие. Оба они, сравниваемые как

самостоятельные, отличаются друг от друга прежде всего лишь как определенные

количества; для определения их отношения между собой требуется в свою

очередь некоторая общая им для-себя-сущая единица. Эту определенную единицу

следует искать только в том, в чем сравниваемые, как было показано, имеют

специфическое наличное бытие своей меры, следовательно, в отношении, в

котором находятся друг к другу показатели отношений данного ряда. Но само

это отношение показателей есть лишь постольку для себя сущая, действительно

определенная единица, поскольку члены ряда имеют это отношение (как

константное отношение между собой) к обоим [сравниваемым самостоятельным

нечто]; таким именно образом оно может быть их общей единицей.

Следовательно, только в ней заключается сравнимость обоих самостоятельных

[нечто], которые принимались не за взаимно нейтрализующиеся, а за

безразличные друг к другу. Каждое из них, взятое обособленно, вне сравнения,

есть единица отношений с противостоящими членами, которые суть численности

относительно этой единицы, стало быть, представляют [данный] ряд

показателей. Напротив, этот ряд есть единица для тех двух, которые, будучи

сравниваемы между собой, суть определенные количества друг относительно

друга; как таковые, они сами суть разные численности их только что указанной

единицы.

Но, далее, те [нечто ], которые с противостоящими, сравниваемыми между

собой двумя или, вернее, многими вообще образуют [данный ] ряд показателей

их отношения, в самих себе суть также самостоятельные; каждое из них есть

специфическое нечто, обладающее свойственным ему в себе отношением меры.

Постольку их равным образом следует брать каждое как единицу, так что они в

только что названных просто сравниваемых между собой двух (или, вернее,

неопределенно многих [нечто]) имеют некий ряд показателей, каковые

показатели суть их сравнительные числа; равно как и наоборот, сравнительные

числа их, берущиеся теперь и в отдельности как самостоятельные, также

составляют [данный ] ряд показателей для членов первого ряда. Обе стороны

суть, таким образом, ряды, в которых каждое число есть, во-первых, единица

вообще относительно противостоящего ему ряда, в котором оно имеет свою

для-себя-определенность как некий ряд показателей;

во-вторых, оно само есть один из показателей для каждого члена

противостоящего ряда; и, в-третьих, оно сравнительное число для прочих чисел

своего ряда, и, как такого рода численность, свойственная ему также и как

показателю, имеет свою для-себя-опреде-ленную единицу в противостоящем ряде.

3. В этом отношении происходит возврат к тому способу, каким определенное

количество положено как для-себя-сущее, а именно как градус, как простое, но

имеющее определенность величины в сущем вне его определенном количестве,

которое есть круг определенных количеств. Но в мере это внешнее есть не

только определенное количество и круг определенных количеств, а некий ряд

относительных чисел, и именно в их совокупности и заключается

для-себя-определенность меры. Подобно тому, как это имеет место относительно

для-себя-бытия

Определенного количества как градуса, природа самостоятельной меры

превратилась в эту внешность себя самой. Соотношение этой меры с собой - это

прежде всего непосредственное отношение, и тем самым ее безразличие к иному

сразу же оказывается состоящим лишь в определенном количестве. К этой

внешности относится поэтому ее качественная сторона, и ее отношение к иному

становится тем, что составляет специфическое определение: этого

самостоятельного [нечто]. Определение это состоит, таким образом, просто в

количественном способе этого отношения, и этот способ определен столь же

иным, сколь и им самим 137, и это иное есть некий ряд определенных количеств

и само [нечто] есть также определенное количество. Но это соотношение, в

котором два специфических специфицируются в нечто, в некоторое третье - в

показатель, содержит, далее, то, что одно не перешло в нем в другое и,

следовательно, не только одно отрицание вообще, но и оба в нем положены

отрицательно, а так как каждое при этом сохраняет себя безразличным, то его

отрицание также вновь подвергается отрицанию. Это их качественное единство

есть тем самым для-себя-сущее исключающее единство. Показатели, которые суть

прежде всего сравнительные между собой числа, обладают в самих себе друг

относительно друга истинно специфической определенностью лишь в моменте

исключения, и их различие таким образом получает также качественную природу.

Различие это, однако, основывается на количественном. Самостоятельное

[нечто], во-первых, относится к множественности своей качественно другой

стороны лишь потому, что оно в этом [своем] отношении также безразлично;

во-вторых, нейтральное соотношение благодаря содержащейся в нем

количественное(tm) теперь не только есть изменение, но и положено как

отрицание отрицания и есть исключающее единство. Благодаря этому сродство

самостоятельного [нечто] с множественностью другой стороны [отношения] уже

не безразличное соотношение, а избирательное сродство.

с) Избирательное сродство (Wahlverwandtschaft)

Здесь мы употребляем выражение "избирательное сродство", так же как

раньше употребляли выражения "нейтральность", "сродство", - выражения,

касающиеся химического отношения. Ибо в химической области материальное

имеет свою специфическую определенность главным образом в соотношении со

своим иным; оно существует лишь как это различие (Differenz). Это

специфическое соотношение связано, далее, с количеством и есть в то же время

соотношение не только с отдельным иным, но и с неким рядом таких

противостоящих ему различных [иных]; соединения с этим рядом основываются на

так называемом сродстве с каждым из его членов, но при таком безразличии

каждое соединение в то же время исключает другие; это соотношение

противоположных определений нам еще предстоит рассмотреть.

Но не только в химической области специфическое выявляет себя в некотором

круге соединений; отдельный тон также имеет свой смысл лишь в отношении и

соединении с другим и с целым рядом других; гармония или дисгармония в таком

круге соединений составляет его качественную природу, которая в то же время

основывается на количественных отношениях, образующих некий ряд показателей

и представляющих собой отношения обоих специфических отношений, которые

каждый из соединенных тонов есть в самом себе. Отдельный тон есть основной

тон некоторой системы, но равным образом и один из членов в системе каждого

другого основного тона. Гармонии суть исключающие избирательные сродства,

качественная особенность которых, однако, точно так же вновь разрешается во

внешность чисто количественного нарастания (Fortgehens).

Но в чем заключается принцип меры для тех средств, которые (будь они

химические или музыкальные или какие-либо другие) суть избирательные

сродства среди других и в противоположность другим? Об этом в дальнейшем

будет еще сказано в примечании о химическом сродстве; но этот более важный

вопрос теснейшим образом связан со спецификой собственно качественного и

должен рассматриваться в особых разделах конкретного естествознания.

Поскольку член некоторого ряда имеет свое качественное единство в своем

отношении к некоему противостоящему ряду как целому, члены которого, однако,

отличаются друг от друга лишь тем определенным количеством, в соответствии с

которым они нейтрализуются с членом первого ряда, - постольку более

специальная определенность в этом многообразном сродстве есть также лишь

количественная определенность. В избирательном сродстве, как исключающем,

качественном соотношении, отношение изымает себя из этого количественного

различия. Ближайшее представляющееся здесь определение таково: с различием

множества, следовательно, экстенсивной величины, имеющим место между членами

одной стороны для нейтрализации того или другого члена другой стороны,

сообразуется также и избирательное сродство этого члена с членами другого

ряда, с каждым из которых он находится в сродстве. Исключение, которое

опиралось бы на это сродство и которое было бы более прочным сцеплением,

противостоящим другим возможностям соединения, превращается, казалось бы, в

тем большую интенсивность, сообразно указанному ранее тождеству форм

экстенсивной и интенсивной величины, в каковых обеих формах определенность

величины одна и та же. Но это превращение односторонней формы экстенсивной

величины также и в ее другую форму, в интенсивную величину, ничего не меняет

в природе основного определения, которое есть одно и то же определенное

количество; так что этим на самом деле не полагалось бы никакого исключения,

а могло бы безразлично иметь место либо только одно соединение, либо также и

комбинации неопределенного числа членов, если бы только доли их, входящие в

соединения, соответствовали требуемому определенному количеству сообразно их

отношению между собой.

Однако то соединение, которое мы назвали также нейтрализацией, есть не

только форма интенсивности; показатель есть по своему существу определение

меры и тем самым исключающий; в этой стороне исключающего отношения числа

утратили свою непрерывность и способность сливаться друг с другом;

[определения] "более" и "менее" получают отрицательный характер, и то

преимущество, которое один показатель имеет перед другими, не сохраняется в

количественной определенности. Но равным образом имеется и та другая

сторона, с которой тому или другому моменту опять-таки безразлично получать

от нескольких противостоящих ему моментов нейтрализующее определенное

количество, от каждого сообразно отличающей его от других специфической

определенности; исключающее, отрицательное отношение испытывает в то же

время этот ущерб, наносимый количественной стороной. - Этим положено

превращение безразличного, чисто количественного отношения в качественное и,

наоборот, переход специфической определенности в чисто внешнее отношение, -

положен некий ряд отношений, которые то обладают чисто количественной

природой, то суть специфические отношения и меры.

 

 

Примечание

[Бертоллэ о химическом избирательном сродстве и теория Берцелнуса по

этому предмету]

 

Химические вещества - самые характерные примеры таких мер, которые суть

моменты мер, обладающие тем, что составляет их определение, единственно лишь

в отношении к другим. Кислоты и щелочи или основания вообще представляются

непосредственно в себе определенными вещами; но на самом деле они

незавершенные элементы тел, составные части, которые, собственно говоря, не

существуют для себя, а имеют существование лишь для того, чтобы снимать свою

обособленность и соединяться с другим. И далее, то различие, в силу которого

они самостоятельны, состоит не в этом непосредственном качестве, а в

количественном способе отношения. А именно различие это не ограничивается

химической противоположностью кислоты и щелочи или основания вообще, а

специфицируется в некоторую меру насыщения и состоит в специфической

определенности количества нейтрализующихся веществ. Это количественное

определение относительно насыщения составляет качественную природу того или

иного вещества; оно делает его тем, что оно есть само по себе, и число,

которое это выражает, есть по своему существу один из нескольких показателей

для некоторой противостоящей единицы. - Такое вещество находится с другим

веществом в так называемом сродстве; поскольку это соотношение сохраняло бы

чисто качественную природу, постольку одна определенность, например

соотношение магнитных полюсов или электричеств, была бы лишь отрицательной

определенностью другой и обе эти стороны не оказывались бы в то же время

безразличными друг к другу. Но так как соотношение имеет и количественную

природу, то каждое из этих веществ способно нейтрализоваться с несколькими и

не ограничиваться одним противостоящим ему. Относятся между собой не только

кислота и щелочь или основание, но кислоты и щелочи или основания. Они

характеризуются друг относительно друга прежде всего тем, что, например,

одна кислота требует для своего насыщения больше щелочи, чем другая. Но

для-себя-сущая самостоятельность обнаруживается в том, что сродства

относятся между собой как исключающие и что одно сродство имеет преимущество

перед другим, между тем как, сама по себе взятая, какая-нибудь кислота может

вступать в соединение со всеми щелочами и обратно. Таким образом, главное

различие между одной кислотой и другой состоит в том, что одна имеет большее

сродство с [данным ] основанием, чем другая, т. е. состоит в так называемом

избирательном сродстве.

Относительно химических средств между кислотами и щелочами найден закон,

который гласит: когда смешиваются два нейтральных раствора, вследствие чего

получается разложение и образуются два новых соединения, эти продукты также

нейтральны. Отсюда следует, что количества двух щелочных оснований,

потребные для насыщения какой-нибудь кислоты, в такой же пропорции

необходимы для насыщения другой кислоты; вообще, если для одной какой-нибудь

щелочи, взятой как единица, установлен определенный ряд относительных чисел,

в которых ее насыщают разные кислоты, то для каждой другой щелочи этот ряд

остается одним и тем же, и только разные щелочи должны быть взяты по

отношению друг к другу в разных численностях - в численностях, которые

опять-таки со своей стороны образуют точно такой же постоянный ряд

показателей для каждой из противостоящих кислот, так как они тоже с каждой

отдельной кислотой соотносятся в той же пропорции, как и с каждой другой. -

Фишер первый вывел в простом виде эти ряды на основании работ Рихтера1А1

(см. его примечания к переводу сочинения Бертоллэ о законах сродства в

химии, стр. 232, и Berthollet, Statique chiinique, 1 part. p. 134 и

ел.).-Желание принять в соображение знание относительных чисел для сочинений

химических элементов, столь всесторонне разработанное тех пор, как это

впервые было написано, было бы здесь отклонением в сторону и потому, что это

эмпирическое, но отчасти лишь гипотетическое расширение [сведений] не

выходит за рамки одних и тех же понятийных определений. Но о применяемых при

этом категориях и, далее, воззрениях на само химическое избирательное

сродство и его соотношение с количественным (das Quantitative), равно как и

о попытке основать это сродство на определенных физических качествах, мы

присовокупим еще несколько замечаний.

Как известно, Бертоллэ изменил общее представление об избирательном

сродстве, вводя понятие о действии некоторой химической массы. Это

видоизменение, следует отметить, не оказывает никакого влияния на

количественные отношения самих законов химического насыщения, но

качественный момент исключающего избирательного сродства, как такового, им

не только ослабляется, но даже устраняется. Если две кислоты действуют на

одну и ту же щелочь и та из них, о которой говорят, что она имеет с данной

щелочью большее [избирательное] сродство, имеется и в таком определенном

количестве, которое способно насытить [данное] определенное количество

основания, то, согласно представлению об избирательном сродстве 142,

получается только это насыщение; другая кислота не оказывает никакого

действия и остается исключенной из нейтрального соединения. Согласно же

понятию Бертоллэ о действии некоторой химической массы, каждая из этих двух

кислот оказывает действие в отношении, стороны которого составляют их

наличное количество и их способность насыщения или так называемое сродство.

Исследования Бертоллэ указали те конкретные (nahern) условия, при которых

это действие химической массы устраняется, и одна (более сродная) кислота

вытесняет, по-видимому, другую (менее сродную) и исключает ее действие, т.

е. действует в смысле избирательного сродства. Он показал, что условия, при

которых происходит такое исключение, это, например, сила сцепления,

нерастворимость образующейся соли в воде, а не качественная природа агентов,

как таковая. Действие этих условий может в свою очередь быть снято другими

условиями, например температурой. С устранением этих препятствий химическая

масса начинает действовать, ничем не стесняемая, и то, что казалось чисто

качественным исключением, избирательным сродством, оказывается заключающимся

лишь во внешних видоизменениях.

Дальнейшее по этому предмету следовало бы узнать главным образом от

Берцелиуса. Но он в своем "Учебнике химии" не дает по этому вопросу ничего

своего и более определенного. Он принимает взгляды Бертоллэ и повторяет их

дословно, оснащая их только своеобразной метафизикой некритической

рефлексии, категории которой, стало быть, единственно только и подлежат

более подробному рассмотрению. Его теория выходит за пределы опыта и, с

одной стороны, придумывает чувственные представления, какие не даны даже в

опыте, с другой - применяет определения мысли и делает себя с обеих сторон

предметом логической критики. Поэтому мы разберем здесь то, что сказано об

этой теории в самом этом учебнике, III том, I отдел (перев. Велера, стр. 82

и ел.). Там мы читаем: "Необходимо представить себе, что в равномерно

смешанной жидкости каждый атом растворимого тела окружен одинаковым числом

атомов растворителя; и если растворены несколько субстанций вместе, то они

должны поделить между собой промежутки между атомами растворителя, так что

при равномерном смешении жидкости возникает такая симметрия в расположении

атомов, что все атомы, отдельных тел одинаково расположены по отношению к

атомам других тел; можно поэтому сказать, что раствор характеризуется

симметрией в расположении атомов, так же как соединение характеризуется

определенными пропорциями". - Сказанное поясняется затем примером

соединений, образующихся в растворе хлористой меди, к которому прибавлена

серная кислота; но этим примером Берцелиус, разумеется, не доказывает ни

того, что атомы существуют, ни того, что атомы жидкости окружены некоторым

числом атомов растворенных тел и что свободные атомы обеих кислот

располагаются вокруг остающихся связанными (окисью меди), ни того, что

существует симметрия в расположении и положении атомов, ни того, что имеются

промежутки между атомами, и уж меньше всего доказывается, что растворенные

субстанции делят между собой промежутки между атомами растворителя. Это

означало бы, что растворенные вещества занимают место там, где нет

растворителя, ибо промежутки его - это пространства, которых он не

наполняет, и что, стало быть, растворенные субстанции не находятся в

растворителе, а хотя и обволакивают и окружают его или обволакиваются и

окружаются им, все же находятся вне его, следовательно, несомненно также и

не растворены им. Стало быть, не усматривается, почему нужно составить себе

такие представления, которые не основаны на опыте, заключают в себе

существенные противоречия и не подтверждены каким-нибудь иным образом. Такое

подтверждение могло бы получиться только посредством рассмотрения самих этих

представлений, т. е. посредством такой метафизики, которая есть логика; но

последняя так же мало подтверждает их, как и опыт, - как раз наоборот! -

Впрочем, Берцелиус признает, как это тоже сказано выше, что положения

Бертоллэ не противоречат теории определенных пропорций; он, правда,

добавляет, что они не противоречат также и взглядам корпускулярной

философии, т. е. указанным выше представлениям об атомах, о наполнении

промежутков растворяющей жидкости атомами твердых тел и т. д., но эта

лишенная всякого обоснования метафизика не имеет по своему существу ничего

общего с самими пропорциями насыщения.

То специфическое, что выражено в законах насыщения, касается, стало быть,

лишь множества самих количественных единиц (не атомов) некоторого тела, с

каковым множеством нейтрализуется количественная единица (также не атом)

другого тела, химически отличного от первого; разница между ними состоит

единственно лишь в этих разных пропорциях. Если Берцелиус, несмотря на то,

что его учение о пропорциях есть не более как определение множеств, все же

говорит (например, на стр. 86) также и о степенях сродства, объясняя

химическую массу Бертоллэ как сумму степени сродства из наличного количества

действующего тела, вместо чего Бертоллэ более последовательно употребляет

выражение capacite de saturation, то этим он сам прибегает к форме

интенсивной величины. Но это форма, характерная для так называемой

динамической философии, которую он раньше, на стр. 29, называет

"спекулятивной философией некоторых немецких школ" и категорически отвергает

в пользу превосходной "корпускулярной философии". Эта динамическая

философия, по его словам, принимает, что при своем химическом соединении

элементы проникают друг в друга и что нейтрализация состоит в таком взаимном

проникновении; но это означает только то, что химически различные частицы,

противостоящие друг другу как множество, сводятся в простоту некоторой

интенсивной величины, чтб проявляется также как уменьшение объема. Напротив,

согласно корпускулярной теории, атомы и при химическом соединении

сохраняются в указанных выше промежутках, т. е. остаются вне друг друга

(рядоположность); при таком отношении химических тел как лишь экстенсивных

величин, как долговечного множества, степень сродства не имеет никакого

смысла. Если там же указывается, что явления определенных пропорций

оказались совершенно неожиданными для динамического воззрения, то это лишь

внешнее историческое обстоятельство, не говоря уже о том, что

стихиометрические ряды Рихтера в изложении Фишера уже были известны Бертоллэ

и приведены в первом издании настоящей "Логики", где показывается

ничтожность категорий, на которых зиждется как старая, так и притязающая на

новизну корпускулярная теория. Но Берцелиус ошибается, утверждая, будто при

господстве "динамического воззрения" явления определенных пропорций остались

бы неизвестными "навсегда", - в том смысле, что указанное воззрение якобы

несовместимо с определенностью пропорций. Последняя есть во всяком случае

лишь определенность величины, причем безразлично, имеет ли она форму

экстенсивной или интенсивной величины, так что даже сам Берцелиус, хотя он и

рьяный сторонник первой формы - множества, все же пользуется представлением

о степенях сродства.

 

Так как сродство тем самым сведено к количественному различию, то от него

отказались как от избирательного сродства; а свойственное ему исключающее

сведено к условиям, т. е. к определениям, выступающим как нечто внешнее

сродству, - к сцеплению, нерастворимости получившихся соединений и т. д. С

этим представлением можно отчасти сравнить способ рассуждения, применяемый

при рассмотрении действия тяжести, когда то, что в себе присуще самой

тяжести, а именно то, что движущийся маятник благодаря ей необходимо

переходит в состояние покоя, принимается лишь за одновременно существующее

условие внешнего сопротивления воздуха, нити и т. д. и, вместо того чтобы

остановку маятника приписывать тяжести, ее приписывают исключительно только

трению. Здесь, для природы качественного, присущего избирательному сродству,

безразлично, выступает ли оно и понимается ли в форме этих обусловливающих

его обстоятельств. Вместе с качественным, как таковым, начинается некоторый

новый порядок, спецификация которого уже не есть только количественное

различие.

Если, таким образом, различие химического сродства точно устанавливается

в некотором ряде количественных отношений в противоположность избирательному

сродству как появляющейся качественной определенности, поведение которой

отнюдь не совпадает с указанным порядком, то это различие снова полностью

запутывают тем способом, каким в новейшее время приводятся в связь

электрическое отношение с химическим, и совершенно теряется надежда на то,

что, исходя из этого якобы более глубокого принципа, удастся выяснить себе

самое главное - отношение меры. Здесь не место рассматривать подробнее эту

теорию, в которой полностью отождествляются электрические явления с

явлениями химизма, поскольку она касается физической стороны, а не только

отношений меры, и нужно коснуться ее лишь постольку, поскольку она

запутывает различение определений меры. Взятая сама по себе, она должна быть

названа поверхностной, ибо поверхностность состоит в том, что, упуская из

виду различие, принимают различное за тождественное. Что касается сродства,

то, поскольку эта теория отождествляет, таким образом, химические процессы с

электрическими, равно как и с явлениями огня и света, то его сводили "к

нейтрализации противоположных электричеств". Можно найти такое почти

комическое изображение тождества электричества и химизма (там же, стр. 63):

"Электрические явления служат, правда, объяснением действия тел на

большем или меньшем расстоянии, их притяжения еще до соединения (т. е. их

еще не химического действия) и возникающего через это соединение огня (?),

но не разъясняют нам причины того, почему продолжается с такой огромной

силой соединение тел после того, как уничтожается противоположное

электрическое состояние", т. е. эта теория разъясняет нам, что электричество

есть причина химического действия тел, но электричество не разъясняет, что в

химическом процессе есть химического.

Тем, что химическое различие сводится вообще к противоположности

положительного и отрицательного электричества, различие в сродстве между

агентами, стоящими по ту и другую сторону, определяется как порядок двух

родов электроположительных и электроотрицательных тел. При отождествлении

электричества и химизма, исходящем из общего их определения, упускается из

виду уже то обстоятельство, что первое вообще и его нейтрализация не

постоянны и остаются внешними качеству тел, химизм же в своем действии и в

особенности при нейтрализации затрагивает и меняет всю качественную природу

тел. Точно так же в пределах самого электричества непостоянна его

противоположность как положительного и отрицательного; она столь

непостоянна, что находится в зависимости от самых незначительных внешних

условий и не может идти ни в какое сравнение с определенностью и прочностью

противоположности, например кислот и металлов и т. д. Изменчивость, которая

может иметь место в химическом процессе благодаря чрезвычайно сильным




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.212 сек.