КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
Горбатенко А. С. Оглавление От автора. 3 Введение. 3 Основные положения. 3 Актуальность разработки системной концепции психики. 4 Цели и задачи разработки концепции. 4 Новизна концепции. 5 Теоретическая и практическая значимость концепции. 5 Структура монографии. 6 Апробация положений концепции. 6 Глава 1. Система психики и общей психологии. 7 1. 1. Предмет и принципы психологии. 7 Предмет системной концепции психики. 7 Межпредметная связь психологии и философии. 10 Методологический анализ в психологии. 13 Теоретический анализ в психологии. 14 1. 2. Структура общей психологии. 15 1. 3. Методы психологии. 18 1. 4. Психика и мозг. 19 1. 5. Развитие психики, способности. 20 1. 6. Сознание. 26 Глава 2. Системные элементы психики. 29 2. 1. Потребности и мотивы. 29 2. 2. Внимание. 31 2. 3. Ощущение, восприятие. 33 2. 4. Эмоции, мышление и воображение. 36 2. 5. Деятельность, речь. 39 2. 6. Память. 41 Глава 3. Проявления психики как системы. 43 3. 1. Темперамент. 43 3. 2. Личность, характер, воля. 45 3. 3. Межличностные отношения. 49 Заключение. 50 Цитированная литература: 53 Использованная литература. 53 Приложение. Примерный учебно-тематический план и программа по общей психологии. 54 Горбатенко А. С.,1994 Анатолий Силович Горбатенко, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических и прикладных методов психологии факультета психологии Ростовского государственного университета В 1965 г. экстерном окончил специализированную математическую школу. В 1970 г. окончил физический факультет Ростовского государственного университета. В 1976 г. окончил аспирантуру по философии без представления диссертации. В 1981 г. в Академии МВД СССР (Москва) защитил кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Социально-психологическое исследование отношения к новому члену группы». В 1984 г. присвоено ученое звание доцента. Читает курсы «Психодиагностика», «Методы психологического воздействия», «Прикладная психология», «Системная психология», «Психология малых групп и коллектива», «Применение ЭВМ в психологии». Им опубликовано 80 научных работ, из них 3 монографии — «Системная концепция психики и общей психологии», «Системная психология», «Структура межличностных отношений в старших классах» (в соавторстве). Под его руководством защищено 2 кандидатские диссертации. В 1994-95 г. г. — победитель конкурса грантов Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию по теме «Автоматизированная методика исследования взаимоотношений в малой группе». В настоящее время научные интересы связаны с исследованием реальных малых групп, таких как производственные бригады, школьные классы и другие учебные группы, спортивные команды, воинские подразделения. В частности, научный интерес вызывает проблема образования неформальных подгрупп в малых группах. А именно, внутренняя структура любой малой группы предполагалась простой и однородной: как совокупность отдельных членов группы, включенных в совместную деятельность. Однако исследование, проведенное с помощью специально разработанной методики кластерного анализа, позволяющей выделять в малых группах неформальные микрогруппы не ограничивая заранее ни числа этих неформальных микрогрупп, ни количества членов, включенных в эти микрогруппы, показало, что внутренняя структура всех, без исключения, реальных малых групп гораздо сложнее — они дифференцируются на неформальные микрогруппы, а некоторые члены малых групп остаются не включенными ни в одну из этих микрогрупп. В качестве наглядного примера можно напомнить деление школьных классов на неформальные подгруппы, памятное каждому со школьных времён. Наличие сложной, мультисубъектной структуры реальных малых групп требует пересмотра понимания многих процессов групповой динамики, например, сплоченности малой группы, уровня её развития, идентификации членов малой группы, проблемы лидерства и референтности в малых группах и так далее, а также методов исследования этих процессов и полученных ранее результатов исследований. E-Mail: gas@ns. rnd. runnet. ru gas@ms. matн. rsu. ru Адрес: 344010 г. Ростов-на-Дону ул. Соколова, д. 85/2, кв. 99 Горбатенко А. С. телефон: (8-863-2) 38-88-17
От автора. Дорогие коллеги! В настоящее время Российская психология переживает кризис, который состоит в том, что: — теория деятельности, ориентированная на марксистско-ленинскую философию, утратила свое главенствующее положение. Образовался методологический вакуум, который начал заполняться другими концепциями, в том числе — вступающими в противоречие с теорией деятельности. Это — естественный процесс, однако в наших условиях он создает не только конфликт научных идей, но и конфликт ученых; — психологи старшего поколения, добившиеся успехов именно при разработке различных аспектов теории деятельности и занимающие ведущие посты в психологической науке, по-видимому считают, что с появлением новых научных концепций их положение может быть ослаблено. Дистанцировавшись, в какой-то мере, от теории деятельности, они, мягко говоря, не способствуют разработке других теорий. Итак, кризис проявляется в том, что возникает противостояние различных поколений психологов друг другу, а также научный застой и дезориентация, когда разработка теории деятельности прекращена значительной частью Российских психологов, а разработка других концепций — тормозится. Выход из кризиса видится в том, чтобы считать разработку различных психологических концепций приоритетной задачей, предоставив авторам этих концепций возможность публиковать свои взгляды в центральной научной печати "в порядке обсуждения" (Горбатенко А. С. Кризис российской психологии. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции Института психологии 28-30 января 1997 года. — М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1997, С. 26.) Прошло уже более двух лет после публикации этих тезисов, однако ничего не изменилось. «Метры» психологии не ругают и не хвалят мою концепцию - они её сознательно замалчивают. Вероятно, это самый «лучший» способ похоронить всё, что отличается от теории деятельности... Именно поэтому я решил опубликовать свою концепцию в Интернете. Я вижу в этом реальную возможность познакомить всех желающих с содержанием системной концепции психики и общей психологии. Я буду признателен всем моим коллегам, которые не пожалеют своего времени и пришлют мне объективный отзыв. Я с удовольствием буду сотрудничать со всеми моими коллегами, которые заинтересуются и будут использовать системную концепцию психики и общей психологии. А. Горбатенко. 4 февраля 1999 г.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |