Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деметра 4 страница




За последние тридцать лет значительно возросло использование рисунков в качестве достоверного и действенного средства психологической диагностики. Сейчас мы называем эту область научных исследований «проективные рисунки» или «проективные методики». Некоторые широко известные проективные инструменты перечислены в книге Clinical Application of Projective Drawings (Хаммер, 1980):

Нарисуйте Человека под Дождем (Арнольд Эбрамс): попытка извлечь материал для понимания я-концепции в обстоятельствах, символизирующих внешние стрессовые условия.

Дом—Дерево—Человек (ДДЧ) (Джон Н. Бак): методика, разработанная в помощь клиницисту для получения специфической и общей информации о человеке — его чувствительности, степени зрелости, при-спосабливаемости, работоспособности, степени цельности личности, а также способности взаимодействия с окружающей действительностью.

Кинетический Рисунок Семьи (КРС) (Роберт К. Бернс и С. Хар-вард Кауфман): данная методика проявляет действия, манеры, символы, указывающие на первичные нарушения в семье человека. Хотя методика была разработана для детей, в частности, для детей с расстройствами, она отлично применима также и к взрослым.

Кинетический Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП) (Ферс): рисунок самого себя в пятилетнем возрасте и членов семьи, занятых каждого своим делом, избегая схематического изображения фигур.

Последовательное наложение восьми модифицированных рисунков (Леопольд Калигор): данная методика позволяет проникнуть в самые глубины психосексуальной идентификации человека.

Рисунок Человека (Карен Макховер): эта методика ставит перед человеком не только проблему изображения фигуры, но и задачу ориентироваться в определенной ситуации, приспосабливаться к ней и выстраивать свою линию поведения.

Эти методики используются консультантами, терапевтами и аналитиками в их стремлениях помогать росту пациента. Некоторые профессионалы считают, что от рисунков на заданную тему меньше пользы по сравнению с теми, когда тему выбирает сам пациент. То есть, просьба «нарисовать что угодно» оставляет человеку больше простора для экспрессии, чем подробное задание «нарисовать себя и членов семьи, занятых каждого своим делом, избегая изображения статичных фигур». Я убедился, что рисунки обоих типов информативны и проникают в бессознательное их авторов.


Тайный мир рисунка

Поняв, что внутренний мир и внешний мир отдельного человека взаимосвязаны, мы можем увидеть, как внутреннее состояние проецируется на окружающий мир, и как внешний мир влияет на внутренний. Другими словами, мир сознания и мир бессознательного переплетены и влияют друг на друга, и эта взаимосвязь в разной степени выражается в рисунках.

Я начал свою работу с рисунками исходя из предпосылки, что только спонтанные рисунки содержат в себе материал бессознательного. В ходе дальнейших занятий по расшифровке рисунков, я обнаружил, что даже элементы рисунков и темы, заданные терапевтом, позволяют соприкоснуться с содержанием бессознательного пациента, и что не только спонтанные рисунки могут быть средством проявления бессознательного. Бессознательное само выстраивает тот уникальный путь, следуя которому его содержания обнаруживают себя во внешнем мире. Тренированный глаз способен разглядеть их появление и проследить этот индивидуальный путь, постепенно выясняя, что же личное бессознательное хочет «сказать» о личности.

По этому вопросу мое мнение отличается от мнения д-ра Якоби. В своей книге она описывает спонтанные рисунки как результат «бессознательного поиска и выбора изобразительных элементов при сохранении мотива» (Якоби, 1969, стр. 34). Она придерживается точки зрения, что спонтанные рисунки имеют ценность «только в тех случаях, когда они являются спонтанными проявлениями внутренних процессов или возникающих образов». Сюзан Бах (1969) также считает, что «спонтанные рисунки» обнаруживают бессознательные содержания, но ничего не говорит о возможности использовать рисунки, создание которых было обусловлено влиянием извне. По определению, «спонтанный» означает «не имеющий внешних причин или влияния». Если исходить из этого определения, то, как мне кажется, оба указанных автора отрицают взаимосвязанность внутреннего и окружающего миров. Применение термина рисунки-экспромты допускает влияние на рисунок также и внешнего мира.

Практически, бессознательное, видимое в свете работы-экспромта, может проявиться в рисунках, выполняемых под руководством. Таким образом, картины и рисунки, выполненные «на заказ», являются ценным орудием для прояснения аспектов бессознательного пациента. Как великие художники, так и любители, которым предлагают определенную тему, в той или иной степени обязательно вкладывают в произведение содержание своего бессознательного. Более подробно данное утверждение будет рассмотрено в четвертой и шестой главах.

Как уже говорилось выше, способ создания рисунка не имеет особого значения, поскольку все рисунки открывают дорогу к психике или содержаниям бессознательного конкретного человека. Я не знаю, какой способ самый лучший, но некоторым я отдаю предпочтение, используя их в зависимости от пациента и от того, что происходит в его или ее жизни в данный момент. Делая выбор, я исхожу из собственного опыта, пристрастий и антипатий, но ни в коем случае не на том основании, что другой метод создания рисунка не ведет к душе пациента. Короче говоря, «все дороги


ведут в Рим». Большинство проективных методик позволяют получить ценную информацию, и все они равноценны. Выбор конкретной методики определяется текущим состоянием пациента и тем, какое средство более успешно используется терапевтом и пациентом. Кроме этого, тем, кто хочет научиться анализировать рисунки, необходимо сначала помочь в развитии самобытности в проведении терапии, и только потом они могут приступать к усиленному изучению академических теорий.

Весьма часто начинающие аналитики пытаются копировать методы своих учителей. Некоторые стараются представить, какой подход выбрал бы другой профессионал. Однако, то, что применяет в работе один советник, может абсолютно не подходить другому. Древняя китайская пословица предупреждает: если неправильный человек использует правильные методы, то правильные методы поведут по неверному пути. (Юнг, 1967, CW 13, стр. 7). Напротив, на Западе господствует вера в «правильность» методов независимо от того, кто их применяет. В действительности, все зависит от человека и очень мало или вообще ничего от метода.

Например, мне нравятся деревья и растения, и они привлекают мое внимание в рисунке. Меня также интересует, чем занимаются изображенные персонажи, и я внимательно их разглядываю. Эти занятия дают мне возможность собраться с мыслями, обдумать вопросы и выбрать направления работы с пациентом. Напротив, некоторых моих коллег больше интересуют в рисунке цвет, форма и направление движения. Они могут уделять особое внимание цвету, определяя степень аномальности его использования. В конце концов, их мнение о пациенте будет мало отличаться от выводов, сделанных мной, несмотря на то, что мы начинали работу, исходя из личных склонностей. Руководствуясь личным интересом, терапевт в конечном итоге получает наилучшую информацию. Желая лучше пояснить то, что я имею в виду, я опять вынужден обратиться к словам Юнга:

«Практическая медицина — это искусство, и всегда таковым являлась. Это относится и к практическому анализу. Настоящее искусство — это творчество, а творчество превыше всех теорий. Вот почему я говорю начинающему: «Овладей всеми теоретическими знаниями во всей возможной полноте, но отложи их в сторону, когда соприкоснешься с чудом живой души. Решения должны подсказывать не теории, а собственная творческая индивидуальность». (Бэйнс, стр. 361).


Глава III. Как собирать рисунки

Принцип и методика

Насыщенность жизни иррациональным научила меня никогда не отбрасывать что-либо, даже если это противоречит всем нашим теориям (в лучшем случае, таким недолговечным) или не получает моментального объяснения. Конечно, это причиняет беспокойство и заставляет сомневаться, правильно ли указы-вает направление компас, но на пути к открытию не может быть чувства безопасности, уверенности и умиротворенности.

К. Г. Юнг

Для того чтобы читать рисунки и понимать их значение, нам в первую очередь необходимо знать, в каких условиях они создавались. Это знание необходимо, и это касается пациентов всех возрастов. Случай с преподавателем, определившим у мальчика наличие глубокой депрессии и отсутствие душевного равновесия на том основании, что ребенок нарисовал картину только черным цветом, служит наглядным примером необходимости знаний о сопутствующих обстоятельствах. Преподаватель, будучи опытным, ответственным и заботливым по отношению к своим ученикам, незамедлительно проконсультировался со школьным психологом. Тот начал анализировать жизнь ребенка и его отношения с друзьями, церковью, школой и семьей, пытаясь выяснить причину глубокой депрессии. В конце концов, мальчику задали прямой вопрос, почему он нарисовал картинку в черном цвете. Он простодушно ответил, что нашел в парте только черный мелок, а остальные мелки он забыл дома! Не желая получать выговор, он промолчал о своей забывчивости.

Этот пример показывает, что условия, включая выбор доступных материалов, полученные указания, освещение, обстановку в целом, а также все остальные факторы окружающей действительности могут оказывать существенное влияние на то, каким получится рисунок, и что он будет выражать. При выборе рисунков для интерпретации необходимо постоянно учитывать внешние факторы.

Первоначальное обращение

Свой первый опыт по сбору рисунков я получил в больничной палате. Я спросил всех пациентов, хотят ли они что-либо нарисовать. Хотя в про-


Глава III

цессе работы над кандидатской диссертацией меня интересовали в первую очередь рисунки неизлечимо больных детей, я не мог попросить нарисовать что-нибудь только этих пациентов. Следовало привлечь к этому всех детей в палате, предложить им порисовать, уделить внимание, предоставив им самим решать — рисовать или нет.

Я хочу пояснить, что нижеописанный подход раскрывает основной принцип, определивший успешность моей работы. Я убедился, что изложенные здесь общие соображения относятся в одинаковой степени, как к детям, так и к взрослым, стационарным и амбулаторным пациентам с физическими заболеваниями разной степени тяжести. Иногда я обращаюсь с этой просьбой к ребенку или взрослому пациенту, который, как мне кажется, готов к общению. Я здороваюсь с пациентом и с членами его семьи, если они присутствуют при этом. Я представляюсь пациенту, спрашиваю его или ее имя, и объясняю, что обхожу больницу и собираю рисунки всех людей, которые соглашаются рисовать для меня.

Я собираю рисунки не только пациентов, но и присутствующих родственников. В них очень много полезной информации, особенно в рисунках братьев и сестер пациентов. Встречая ребенка более старшего возраста или взрослого, я объясняю, что собираю также рисунки детей и взрослых в школах, церкви, клубах, университетах и других организациях и учреждениях.

Если ребенок отвечает согласием на мою просьбу, я приглашаю его в помещение, где у меня приготовлены бумага и карандаши для рисования. Если ребенок не хочет рисовать, я говорю ему, где меня можно найти, если он передумает. Дети редко отвечают отказом на приглашение порисовать, хотя некоторые отклоняли мое предложение только затем, чтобы позже изменить свое решение. Если физическое состояние или медицинское оборудование не позволяют пациенту встать с постели, я приношу ему карандаши и планшет с бумагой прямо в палату. Пока он рисует, я постоянно нахожусь рядом.

При посещении взрослым человеком моего офиса, я прошу его или ее рисовать за отдельным столом в кабинете, где обычно проходят наши встречи. Я всегда сижу рядом с пациентами, но стараюсь не отвлекать их, пока они рисуют. Также, я записываю, что пациенты говорят или спрашивают в процессе рисования. При этом я стараюсь не отвечать на вопросы, чтобы общение пациента с рисунком было наиболее полным.

Материалы

Я пришел к выводу, что лучше использовать коробку обыкновенных цветных карандашей, чем более грубые восковые карандаши. Цветные карандаши позволяют более тонко прорисовывать детали. Фломастеры использовать не рекомендуется, поскольку ими не изобразить тень, и интенсивность цвета неизменна. Простой карандаш со стирательной резинкой также следует включить в набор подручных средств. Стирательная резинка не будет лишней, в особенности, если пациент сам попросит ее.


Тайный мир рисунка

Последующий анализ того, чту пациент стирал на рисунке, позволяет проникнуть в суть стоящих перед пациентом проблем.

Я использую стандартную писчую бумагу, поскольку на ней проще рисовать. С бумагой большого формата ребенку трудно обращаться, а на листе слишком маленького размера юному пациенту из-за недостаточно развитой мелкой моторики может не хватить места, чтобы выразить свои идеи. Пациент может располагать свой рисунок горизонтально или вертикально, так, как ему хочется.

Хорошо иметь под рукой достаточное количество материалов для рисования. Если пациенту не хватает каких-то определенных цветов, или бумага не того формата, который он предпочитает, его работу над рисунком следует продолжить, но одновременно сделать себе пометку об этих затруднениях. Очень информативные рисунки получаются и при отсутствии надлежащих материалов. Я видел рисунки, сделанные шариковой ручкой на обороте конверта, которые помогли пациенту кардинально изменить свою жизнь.

В поликлинике у пациента есть время для создания рисунка, пока он ожидает приема у врача, или в промежутке между предварительными тестами и возвращением в смотровую комнату. Если в такой ситуации пациент начал рисовать, очень важно помнить о том, что его работу ни в коем случае нельзя прерывать. Пациента не должны поторапливать ни медсестра, ни санитар, ни врач, ни родители.

Если, к примеру, медсестра пригласила пациента на прием к врачу, то в рисунке могут быть выпущены многие важные детали. Опускание деталей не будет контролироваться пациентом ни бессознательно, ни сознательно. Это упущение будет результатом наложившегося фактора окружающей действительности — торопливости больничного персонала или нетерпеливости взрослого человека, а не воздействием внутренней реальности пациента. Необходимо, чтобы человек мог рисовать с обычной для него скоростью. Если пациента торопят и не дают закончить рисунок так, как он хотел бы, то терапевту следует усомниться, — возможен ли анализ такого рисунка. Очень важно запастись терпением, дать пациенту достаточно времени для рисования, предварительно дав краткую инструкцию.

Помощь посторонних

Кроме необходимости не торопить рисующего пациента, следует помнить и о «добровольных помощниках» ребенка — родителях, братьях и сестрах, врачах и медсестрах. Я говорю обо всех тех, кто хочет как-то дополнить рисунок пациента. Возможно, читатель будет удивлен, но, тем не менее, братья и сестры не выказывают такого желания вмешаться, какое проявляют родители, медсестры или врачи. Рисунок — это отражение души пациента, и если посторонние будут хвататься за карандаш и пририсовывать что-то, то правдивого отражения не получится. Нельзя


Глава III

позволять окружающим рисовать на том же рисунке, сделанном пациентом, или давать советы относительно создания рисунка.

Полезно иметь под рукой наготове еще один набор карандашей и планшет с бумагой на тот случай, когда находящийся рядом «критик» начнет давать советы рисующему — что и как рисовать, как строить композицию, в какие цвета раскрашивать, а затем примется критиковать рисунок. Поток советов такого псевдохудожника-энтузиаста можно легко прекратить единственной фразой: «Извините, это ведь его рисунок (т. е. пациента), и он неплохо справляется с ним сам. У меня есть еще карандаши и бумага, и если хотите, можете нарисовать что-нибудь сами», и тут же вручить критику запасной планшет.

Обычно члены семьи при этом ретируются, но родители иногда соглашаются рисовать. Однажды меня растрогала одна из матерей, которая так увлеклась собственным рисунком, что пациент, закончив свой, начал приставать к ней с просьбой поторапливаться и не задерживать их уход.

С врачами и медсестрами следует обращаться точно так же. При попытке с их стороны дополнить рисунок пациента, им следует предложить бумагу и карандаши. В большинстве случаев, они отказываются от них, и больше уже не вмешиваются. Между тем, было бы интересно привлечь медицинский персонал к рисованию и заглянуть во внутренний мир этих профессионалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.