Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что выглядит странным? 2 страница




При виде Рождественской елки нарисованной в июле, или увидев нечто, имеющее отношение к Пасхе, но нарисованное в ноябре, нам интересно узнать, почему автор хочет, чтобы это время года наступило раньше, или что в том сезоне произошло такого, повторения чего хочется в настоящее время. Обычно рисунки соответствуют сезону, поэтому следует обратить внимание на случаи отсутствия соответствия.

КРС Кэти, пятидесяти трех лет, был нарисован в июле и служит примером рисунка не по сезону (Рис. 46). «Почему она нарисовала Рождественскую елку в июле?», — задал я вопрос самому себе. Торопила ли Кэти приход нового Рождества или наоборот, вспоминала о прошедших? Я выяснил, что Рождество всегда очень много значило для Кэти. «Это


Глава IV

наилучшее, наищедрейшее, наивеселейшее и наилюбимейшее время», — сказала мне она. Для нее очень важно в этот праздник быть вместе с детьми и мужем, но в этом году грядущее Рождество весьма пугало и тревожило ее. Впервые ее детей не будет дома в этот праздник. Два ее сына выросли и жили теперь отдельно. Несмотря на то, что стоял июль, в душе Кэти уже росли тревога и беспокойство по поводу этого предстоящего события. Женщина заранее готовилась к получению душевной травмы.

Рис. 46

Картину-экспромт (Рис. 47) нарисовала мать десятилетнего мальчика и назвала ее «Добро пожаловать в Рождественский Дом». Она нарисовала ее в июне. По прогнозам врачей, у ее десятилетнего сына не было шансов дожить до следующих Рождественских праздников. Скорее всего, опасное состояние сына усилило ее желание поздравить сына с наступлением Рождества, символизирующим рождение новой жизни.


Тайный мир рисунка

Рис. 47

Инкапсуляция

Создание оболочки вокруг персонажей рисунка предполагает отгораживание, необходимость изобразить вокруг них некие границы, чтобы обособиться от окружающих. Поскольку человек помещает себя в защитную оболочку, встает вопрос, чего он боится, для чего ему нужна эта оболочка, или какие внешние события формируют эту оболочку.

Рис. 48


Глава IV

Это КРСП (Рис. 48) Кэрол, возраст 38 лет. Ее сестра, старше Кэрол на десять лет, использует скакалку для создания оболочки вокруг себя. По словам Кэрол, сестра всегда была сама по себе, и общение с ней никому не удавалось. Брат же с двенадцати лет учился в семинарии и редко бывал дома. На рисунке он заключен в «оболочку» собственных дел, а часто болевшая мать изображена в «оболочке» своей постели. Отец находится в замкнутом пространстве дома. Пятилетняя Кэрол лежит в лучах солнца, одна, вдалеке от своей семьи, стараясь «впитать» все возможное тепло. К сожалению, другой брат также занят своим делом. Среди персонажей этого КРСП практически не наблюдается взаимодействия.

Экспромт Ральфа 20-ти лет показывает, насколько он отрезан от общения. Он заключен в мир своей инвалидной коляски. Он ощущает свою отдаленность от других.

Рис. 49

Продолжение руки

Продолжением руки является любое приспособление, нарисованное в руке персонажа. Этим дополнением может быть ложка, тросточка или костыль, клюшка для гольфа или бейсбольная бита — любой предмет, дающий человеку бульшую власть над окружающей действительностью. Это продолжение руки означает, что человек либо считает, что он имеет эту власть, либо желает установить более полный контроль (комплемен-тарность — компенсация), при этом его действия либо ведут к успеху, либо нет.

На КРС (Рис. 50) мы видим как Кит (9 лет) играет в мини-гольф со своей семьей. Он изобразил себя приветствующим мать, забивающую мячик в лунку, но, что важно отметить, при этом своей клюшкой для гольфа он почти бьет по голове своего младшего брата. Эта клюшка, длиннее остальных, вполне может символизировать стремление Кита контролировать ситуацию в семье, в особенности иметь власть над своим братом, к которому Кит в то время относился весьма ревниво.


Тайный мир рисунка

Рис. 50

На следующем КРС Элоиза, сорока двух лет, держит в руках грабли. Рассматривая их как продолжение рук, можно предположить, что она стремится к большему контролю и порядку.

Рис. 51


Глава IV

Из рассказа Элоизы мы узнаем, что ей трудно поддерживать порядок в офисе, хотя она работает в нем уже семь лет. Она ощущает свою эмоциональную зажатость и неспособность дать эмоциям выход. Грабли, как и гребень, являются приспособлением, которым можно как собирать, так и разглаживать. Таким образом, наличие этого предмета в ее руке выражает ее потребность разобраться и с окружающей ее офисной работой, и с внутренними чувствами и переживаниями.

Оборотная сторона рисунка

Когда для рисования используется оборотная сторона бумаги, терапевту должен учитывать, кто или что изображено на обороте, поскольку это может быть симптомом конфликта. Почему персонаж или объект не может находиться на лицевой стороне, как весь рисунок?

Рис. 52

Рис. 52а

На этом спонтанном рисунке Сью четырех с половиной лет мы видим мать, брата, друга и ее саму. Все они играют вместе. На обороте рисунка — «папа» (Рис. 52а). Дело в том, что отец Сью не состоит в браке с ее матерью и не является отцом ее брата. Пока Сью не исполнилось четыре года, он навещал ее по выходным, но полгода назад он перестал приходить, хотя продолжает жить в том же доме. По словам ее матери, Сью очень тяжело думать о том, что отец так близко, и в то же время так далеко. Зная все это, становится понятно, почему папа нарисован на обороте листа. Сью переживает конфликт и сложности в отношениях с отцом. (Примечание: слова, обозначающие членов семьи, написаны для ребенка терапевтом).

Далее вы видите спонтанный рисунок Джин девяти лет (Рис. 53). Она изобразила на рисунке всех своих пятерых братьев и сестер. Каждый чем-то занят, а Джин отправляется на прогулку со своим игрушечным медведем и спрашивает брата, не хочет ли он пойти с ней. Это очень характерно для нежной и щедрой Джин.


Тайный мир рисунка

Рис. 53

На обратной стороне рисунка (Рис. 53а) изображены мать, спящая на диване, за которым, у левого края рисунка, стоит лампа. Отец смотрит телевизор. Детям редко удавалось побыть вместе с родителями, а Джин так часто хотелось поиграть с ними. Джин рано поняла, что родители не интересуются ими, что они всегда заняты, и она постигала мир самостоятельно. Это вызывает ее протест и раздражение, но ситуацию изменить она не может. Становится понятно, почему родители изображены на обратной стороне рисунка.

Рис. 53а


Глава IV

Подчеркивание

Подчеркивание фигуры на рисунке обычно означает неустойчивое положение этого человека в жизни (комплементарность). Однако если одна из фигур на рисунке не подчеркнута, в то время как все остальные подчеркнуты, это означает стабильное положение не подчеркнутого персонажа (компенсация). Разбирая данный опорный элемент, необходимо постоянно помнить о теории компенсации Юнга.

Следующий КРСП был нарисован Ширли сорока лет. В возрасте пяти лет Ширли воспринимала своего отца как человека без устойчивого положения. Он находился как бы в отдалении, всегда занятый чем-то, слишком боясь своей властной жены и не смея защитить Ширли или заявить свои права на нее. Как написала Ширли: «Я должна была дать ему устойчивость и стабильность. Это было важно для меня самой».

Подчеркивание на данном рисунке носит комплементарный характер.

Рис. 54

На КРСП (Рис. 55) мы видим, как Мэй везет детскую коляску (ниже матери, тоже с коляской в руках). На рисунке все фигуры, кроме Мэй, подчеркнуты. Она вспоминает, что ей, еще пятилетней, мать говорила: «Ты — опора нашей семьи». У Мэй было ощущение, что ей в семье необходимо быть стойкой и обеспечивать защиту всем ее членам. Подчеркивание фигур в данном случае имеет компенсирующую функцию.


Тайный мир рисунка

Рис. 55

Исправления стирательной резинкой

Отметьте места подчисток и сравните с тем, что было снова нарисовано на этих местах. Подчистки часто указывают на наличие конфликта, а нарисованное заново символизирует нечто в реальной жизни. Если стертое резинкой было нарисовано заново в улучшенном виде, то, скорее всего, улучшение действительно имеет место в жизни автора. И напротив, если после стирания новая версия рисунка получилась хуже, то в отношении отражаемого материала также произошли ухудшения. Если изображение было просто стерто, а снова ничего не нарисовано, то конфликтные отношения с отражаемым, вероятно, продолжаются.

В спонтанном рисунке Фрэн (Рис. 56) проступает растерянная пятнадцатилетняя девочка, пытающаяся найти более хорошее положение и место в этой жизни. Фрэн хорошо развита физически, и девятнадцатилетние и двадцатилетние парни делают попытки приглашать ее на свидание. Также, она осознает, что отношения отца и матери очень плохи, и она оказалась вовлеченной в это.

Фрэн, ее поклонник Брад (появился неделю назад) и два его приятеля идут от променада на пляже к океану. Фрэн сказала, что на рисунке закат, но поскольку она смотрит на восток, то пусть это будет восход. (То, что она смотрит на восток известно, поскольку Фрэн говорила мне, что она видит Атлантический Океан из своего родного городка на Восточном побережье).


Глава IV

Рис. 56

Видно, что Фрэн стирала себя на рисунке, испытывая затруднения с расположением фигуры. Она пыталась выбрать более удачное место рядом с Брадом. Они жили с ним половой жизнью, и ей хотелось привести эти отношения в порядок. Через несколько дней он ушел в армию. Рисунок был сделан за десять дней до того, как Фрэн пригрозила, что покончит жизнь самоубийством. Ее положение в жизни было шатким и неопределенным.

Рис. 57


Тайный мир рисунка

На рисунке-экспромте Линн, 32-х лет, мы видим кухню в доме ее детства, где-то в далекой глубинке (Рис. 57). Она сообщила мне, что нарисовав стол, поняла, что ракурс выбран неправильно. Тогда она стерла его, и следующая попытка была намного успешней. За этим столом ее мать готовила еду и припасы на зиму; стол олицетворял для Линн «хлеб жизни» (мать).

Линн совсем недавно осознала для себя, что значит быть кормильцем семьи и матерью. Понимание этой роли пришло к ней в ходе аналитической работы, в процессе рисования, когда она стирала нарисованное и рисовала заново.

Рис. 58

На этом спонтанном рисунке, который сделал Ян одиннадцати лет, мы видим, что он несколько раз исправлял на рисунке ноги у солдата. Наиболее примечательна фигура в положении лежа, над подписью мальчика. Ян посещает детского терапевта по причине его постоянных «наездов» на родителей и попыток самоутвердиться в жизни. Он упрямо и настойчиво продолжает свою борьбу с родителями, и на рисунке исправления резинкой отражают его метания.

Подписи на рисунках

Написанные на рисунке слова требуют особого внимания. Нарисовавший рисунок пациент боится, что не смог достаточно хорошо выразить


Глава IV

суть или передать идею рисунка, поэтому слова призваны внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации рисунка. Мы задаемся вопросом, что же было не так истолковано и что неправильно понимается сейчас в жизни пациента. При появлении слов на рисунке во всей полноте встает вопрос о наличии доверия. Также, это вопрос о том, насколько пациент доверяет невербальному способу общения.

Рис. 59

В своем КРС (Рис. 59) Барбара, 28-ми лет, использовала слова, чтобы подчеркнуть идею рисунка. Многое окружает эту женщину в повседневной жизни — «психология, воскресная школа, учеба, преподавание, работа». Со своим домом и всеми членами семьи ее соединяют нарисованные линии. Неудивительны ее жалобы: «Иногда все это уж чересчур. Люди так много хотят от меня». Есть ли у нее уверенность в том, что она справится со всем, чего от нее ожидают? Верит ли она, что другие понимают, как много она делает? Может быть, она слишком многого хочет от себя, совмещая психологию, воскресную школу, учебу и работу? Слова имеют значение, поскольку они выражают определенную точку зрения. Барбаре очень важно, чтобы мы поняли, что она занята на пяти работах и что это «чересчур».

Далее следует рисунок Шарлотты Саломон, юной еврейской беженки, погибшей в ходе массового уничтожения евреев фашистами. В ее автобиографии в рисунках написанные слова иногда являются важным средством художественного выражения. В других случаях, она создает поразительные картины, не требующие слов, так как рисунки говорят сами за себя.


Тайный мир рисунка

Рис. 60

На вышеприведенном рисунке мы видим пожилую женщину, лицо которой выражает страдание, а пожилой мужчина, вероятно ее муж, заботливо утешает ее. Текст на рисунке следующий:

Бабушка: «О, Господи, в какие времена мы живем, увижу ли я ее снова?»

Дедушка: «Не мучай себя, это ничего не изменит. Я верю в Провидение, и то, что должно произойти, произойдет».

Два близких друг другу старых человека выглядят озабоченно и погружены в переживания. Мне кажется, что в этом рисунке слова — это дополнение к тому, что рисунок передает и без слов. Что побудило ее выразить словами то, что она уже так точно передала самим рисунком?*

Линия вдоль верхней части листа

Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, или просто нарисованная линия, может обозначать что-то, психологичес-

* Автор благодарит Фонд Шарлотты Саломон в Амстердаме за разрешение использовать данный рисунок.


Глава IV

ки довлеющее над пациентом. В большинстве случаев это «что-то» является бременем для пациента, испытывающим страх перед необходимостью нести это бремя. Страх рождается от необходимости искать способы справиться с этим грузом, или от сомнений в возможности взять ситуацию под контроль.

Рис. 61

На этом рисунке-экспромте Терезы шести лет в верхней части листа полоской изображено синее небо. Эту маленькую девочку лечат в больнице от лейкемии. Посредством изображения линии наверху она выразила свой страх, который у нее вызывает и само лечение, и тяжесть заболевания (см. Случаи из Практики, Глава VI).

Рис. 62


Тайный мир рисунка

Нарисовав этот КРС (Рис. 62), Карен (34 года) сказала мне, что линия наверху символизирует то, «что мы все вместе, под одной крышей». Карен хочется, чтобы это так и было, хотя на самом деле ее отношения в браке далеки от идеальных, и ее страшит возможность распада семьи, поскольку сама мысль о разводе причиняет ей боль.

Рис. 63

На этом спонтанном рисунке Агнесс, пятидесяти восьми лет, синее небо простирается во всю ширину листа, выдавая дурные предчувствия женщины и довлея над мирной во всех отношениях сценой. Агнесс и ее бывший муж после развода не жили вместе уже три года. Тем не менее, недавно он переехал жить в ее дом, и результат вполне очевиден. Агнесс везет свой воз домашних забот, а муж ей не помощник. В настоящий момент, ощущая необходимость снова разъехаться, она пребывает в волнении и страшится того, как это отразится на детях.

Прозрачность

Прозрачность позволяет смотреть сквозь некую преграду и видеть то, что находится внутри, например, сквозь прозрачную стену, за которой видна обстановка спальни. Это вполне нормально в детских рисунках. У подростков и взрослых прозрачные объекты появляются значительно реже. Однако если в рисунках наблюдается возрастающая повторяемость изображений прозрачных объектов (т. е. возможность видеть сквозь стену, затем сквозь человека, через одежду, и далее сквозь кожу


Глава IV

вплоть до скелета), а также наблюдается повышенный интерес к изображению табуированных сфер (например, к сексуальности), то это свидетельствует о том, что и частота появления прозрачных объектов и их интенсивность соответствуют более продвинутому уровню развития. Это может говорить о затруднениях в ориентировке в окружающей действительности или о ее отрицании.

Рис. 64

На этом КРС Пэтти (42 года) изобразила себя, мужа и двух ее детей. Внешняя стена дома прозрачна, и, по словам Пэтти эта прозрачная стена означает для нее то, что «события проходят мимо (меня). Они не откладываются (у меня) в голове». Пэтти трудно уследить за развитием событий в ее семье.

Движение. Траектория

Терапевту рекомендуется проследить траекторию находящихся в движении объектов, оружия и людей, отметить направление движения и определить, какие последствия это движение вызовет.

В абстрактных рисунках информацию можно получить на основании изучения движения и направления цветового потока или узора, отмечая возможность их перенасыщения, и к чему они тяготеют на рисунке.

КРС (Рис. 65), нарисованный Рут, возраст 38 лет, представляет великолепный пример для изучения траекторий. Оба сына держат предметы, являющиеся продолжением руки, а между ними их сестра сидит верхом


Тайный мир рисунка

на лошади. Если сын с бейсбольной битой протянет руку, он сможет дотянуться и до сестры, и до лошади. Сестра, со своей стороны, легко может проехаться на лошади прямо по брату. Как сказала Рут, «отношения между братом и сестрой — это любовь и ненависть одновременно».

Рис 65

Другой сын, с теннисной ракеткой, также может взмахом ракетки пустить лошадь вскачь, и тогда лошадь налетит на младшего брата. На мой вопрос Рут ответила, что «между двумя мальчиками, несомненно, существует соперничество».

Занятия персонажей на КРС (Рис. 66) Кеннета, 37-ми лет, весьма разнообразны. Если мы приглядимся к траектории стрелы, пускаемой из лука фигурой в нижнем левом углу, то увидим, что она нацелена на сестру Кеннета, сидящую с левой стороны кокосовой пальмы. Кеннет написал: «Моя сестра родилась прямо дома, когда мне было семнадцать лет. В тот момент в доме, кроме меня и акушерки, никого не было. Я оказался непосредственным участником этого события. Когда сестре было три года, я хотел забрать ее из дома, поскольку считал, что родители не справляются с воспитанием сестры. Я хотел растить ее самостоятельно. Мне очень не хотелось, чтобы родители повторили все те ошибки в воспитании, которые они допустили в моем случае».

«Когда сестре было тринадцать, родители эмигрировали в Европу, но сестра ехать не хотела. Ей, напротив, хотелось остаться и жить вместе со мной. Этого родители ей не позволили. Она сейчас в Европе, но я все равно чувствую свою близость к ней. Когда родилась моя первая дочь, я


Глава IV

постоянно по ошибке называл ее именем сестры. Иногда я думаю, что они единое целое». Стрела является символом мужественности. В словах Кеннета заложена маскулинная первооснова, побуждающая его оберегать и направлять сестру в жизни. Кроме всего, Кеннет поспособствовал ее появлению на свет и проявляет к ней отеческие чувства.

Рис. 66

Абстракция

Абстрактный фрагмент рисунка или полностью абстрактный рисунок обычно выражают или то, что трудно поддается пониманию, нечто сложное или неясное, или попытку уклониться от чего-либо. Автор может и не знать, что скрывается за его абстракцией, но весьма часто вопрос «на что это похоже, или что это Вам напоминает?» вызывает у него ассоциации с важной проблемой, отразить которую в реалистическом рисунке он не смог. Когда человек рисует много абстрактных картинок, он, возможно, спасается от какой-то проблемы, избегает чего-то, или в них заключается бессознательное содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа.

Экспромт Лауры, 24-х лет, выглядит как мандала (Рис. 67). В искусстве и религии Востока мандала, обычно симметричная и имеющая форму круга, является символом вселенной.

У Лауры узоры в области цвета морской волны вызвали ассоциации с вагинами, а те, что расположены в области голубого цвета — со спермой. Эта сперма и вагина ассоциировались у нее с использованием секса как


Тайный мир рисунка

средства подчинения. Затем она рассказала мне о том, как ее заставили сделать аборт перед свадьбой. Она испытывает ярость от того, что ее жених не смог понять, насколько ей было необходимо родить того ребенка. Лаура злится и на себя за то, что она настолько попала под его власть, что ему удалось убедить ее сделать аборт.

Рис. 67

Биллу восемь лет и у него лейкемия. Его врачи сообщили мне, что ему не известно о его тяжелом заболевании и предупредили меня, что я не должен говорить ему об этом. Он рисует картинку (Рис. 68) и рассказывает мне, что это пузырьки, и что «пузырьки никак не могут добраться до других пузырьков». Их не пускает затор. Засорение случилось из-за гря-

Рис. 68


Глава IV

зи, и пузырьки не могут перемещаться, как раньше. Своими словами он рассказывает мне о клетках, которые не могут выздороветь, он описывает свое заболевание, и, тем не менее, медицинский персонал сохраняет уверенность, что о диагнозе ему ничего не известно. Да, я согласен, что в их понимании ему ничего не известно, ему не сказать это их словами, но где-то в глубине души он «знает». Это еще раз демонстрирует то, как абстрактный рисунок и связанные с ним личные ассоциации помогают получить более четкое представление о психологическом состоянии конкретного человека.

В этом же рисунке также можно увидеть бабочку. Из гусеницы, проходя через стадию смерти, бабочка превращается в крылатое создание. Этапы ее развития — жизнь, смерть и воскрешение. Вероятно, у Билла есть глубинное «знание» о предстоящем ему пути.

Рис. 69

На этом абстрактном рисунке Этель, тридцати пяти лет, изображено множество переплетающихся цветных линий. Первая ассоциация, возникшая у Этель в связи с этими абстрактными линиями — звуковые волны. Это дало нам повод обсудить ее проблему утраты слуха, травму, послужившую причиной этого, а также последствия. В настоящее время Этель страдает частичной глухотой и носит слуховой аппарат.

Другая ассоциация, вызванная узором, была духовного плана. К своему удивлению, Этель ощущает, что духовное начинает занимать больше места в ее жизни, и она чувствует связь с высшей силой. Ей кажется, что временами она «лишь частично находится в этом мире», и духовный


Тайный мир рисунка

порыв настолько силен, что она не может ему противиться. Недавно раввин попросил ее подумать о трактовке псалма из Ветхого Завета и выступить в синагоге. Она согласилась и, по ее ощущениям, ее связь с Богом становится все глубже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.