КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвестиционной деятельности
Тема 8 Правовое регулирование международной Регулирования иностранных инвестиций
Изучив материалы раздела, Вы сможете:
- определить организационно-правовые формы регулирования международного инвестирования; - дать характеристику международно-правовых средств защиты иностранных инвестиций; - ознакомиться с основными международными соглашениями в инвестиционной сфере; - уяснить содержание основных российских законов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов; - определить гарантии правовой защиты в России иностранных инвестиций; - ознакомиться с законодательно установленными ограничениями деятельности в России иностранных инвесторов.
1. С овременные организационно-правовые формы регулирования международного инвестирования
Деятельность в сфере международных инвестиций (капиталовложений) регулируется как многосторонними (соглашениями), так и двусторонними соглашениями о поощрении и защите инвестиций (СПЗИ). Многие соглашения предусматривают создание соответствующих организационных структур, определяя их правовой статус и компетенцию. К основным многосторонним международным соглашениям относятся: 1) Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее – Сеульская конвенция); 2) Вашингтонская конвенция 1965 года об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (далее – Вашингтонская конвенция); 3) Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) 1994 года, входящее в Марракешский пакет ВТО. Среди международных региональных договоров, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, следует отметить Московское соглашение 2008 года о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества, соглашения инвестиционного характера, действующие в рамках Европейского Союза и др. К двусторонним соглашениям в инвестиционной сфере относятся: 1) СПЗИ, которым принадлежит основная роль в обеспечении международно-правового режима иностранных инвестиций; 2) соглашения об избежании двойного налогообложения; 3) соглашения по отдельным вопросам регулирования инвестиционной деятельности, в частности, о сотрудничестве в отдельных отраслях и торгово-экономической сфере и по иным вопросам, затрагивающим регулирование иностранных инвестиций. В международно-инвестиционной сфере действуют различные организации универсального и регионального характера. Универсальными организациями являются Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), учреждённое Сеульской конвенцией, и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД), созданный Вашингтонской конвенцией. В качестве примера региональной организации следует назвать Межарабскую компанию по гарантированию инвестиций. На основе двусторонних соглашений могут быть созданы специальные организации, например, Межправительственный российско-британский комитет по торговле и инвестициям, учреждённый сторонами на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве (заключено в Лондоне 09.11.1992 г.). Кроме того, многие страны по примеру США стали создавать национальные организации, целью которых является страховое обеспечение национальных инвесторов при осуществлении ими зарубежных капиталовложений. Первой такой организацией стала Корпорация зарубежных частных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation – OPIC/ОПИК), учреждённая в США в 1948 году. Под правовым режимом иностранных инвестиций следует понимать совокупность правовых норм, устанавливающих условия и правила деятельности иностранных инвесторов (в том числе предоставляемые льготы и устанавливаемые ограничения их деятельности), а также гарантии защиты прав и имущественных интересов иностранных инвесторов. Выделяют следующие два основных вида правовых режимов иностранных инвестиций – режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Международными договорами либо национальным законодательством могут устанавливаются различные изъятия из того или иного режима, которые могут носить как льготный, так и ограничительный характер. 2. Международно-правовые средства защиты иностранных инвестиций
Защита интересов иностранных инвесторов осуществляется на основе созданных механизмов гарантирования инвестиций. Эти механизмы работают как на международном уровне (МИГА), так и на внутригосударственном уровне (например, ОПИК), и основаны на страховании инвестиций от некоммерческих рисков. Гарантирование инвестиций основано на заключении (обычно по типовой форме) договора страхования между инвестором и гарантирующим органом. Договор содержит как условия предоставления инвестиционных гарантий, так и условия суброгации (право гарантийного органа на предъявление им регрессной претензии к государству, на территории которого имел место некоммерческий риск, послуживший основанием для возмещения инвестору ущерба гарантийным органом). Заключение договора обусловливается наличием двустороннего СПЗИ. Если гарантом выступает МИГА, роль такого соглашения выполняет многосторонняя Сеульская конвенция 1985 г.
3. Двусторонние международные соглашения о поощрении и защите инвестиций Типовое содержание двусторонних СЗПИ, как правило, включает следующие вопросы: понятие иностранного инвестора и инвестиций; правовой режим иностранных инвестиций; допуск и защита капиталовложений инвесторов другой стороны; защита прав инвесторов при экспроприации; возмещение нанесенного инвесторам ущерба; правила перевода платежей; применение суброгации; разрешение споров; иные вопросы. В некоторых СЗПИ иностранным инвестициям предоставляется справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера (своего рода «минимальный международный стандарт»), например, Договор между РФ и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений (подписан в г. Вашингтоне 17.06.1992 г.) предусматривает (пп. «а» п. 2 ст. II), что «капиталовложениям будет предоставляться справедливый и равноправный режим, они будут пользоваться полной защитой и безопасностью, и ни в коем случае им не должен предоставляться режим, не совместимый с принципами и нормами международного права». Большинство двусторонних соглашений предусматривают предоставление иностранным инвесторам национального режима или режима наибольшего благоприятствования, а также предусматривают изъятия (оговорки) из предоставляемых режимов. В России утверждено типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Постановление Правительства РФ № 456 от 9 июня 2001 г., в ред. от 17.12.2010 г.). Типовое соглашение содержит 12 статей.
4. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА) входит в группу учреждений Всемирного банка (МБРР), при этом обладает юридической и финансовой независимостью. Правовой статус МИГА имеет двойственную природу: с одной стороны, МИГА – это юридическое лицо с акционерным уставным капиталом, с другой – межправительственная организация. Основной целью МИГА является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами - членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деятельность МБРР, МФК и других международных финансовых учреждений развития. Органами МИГА являются Совет управляющих, Совет директоров и Президент. Уставный акционерный капитал МИГА составляет один миллиард специальных прав заимствования (СДР), он делится на сто тысяч акций с номинальной стоимостью в десять тысяч СДР каждая, предоставляемых членам по подписке. Все платежные обязательства членов по отношению к акционерному капиталу должны быть урегулированы на основе средней стоимости СДР, выраженной в долларах США. Членство в МИГА определяется специальной шкалой А (приложение к Сеульской конвенции), в соответствии в которой определяется число акций для государств-членов. При этом все государства – члены МИГА относятся либо к категории I (развитые страны), либо к категории 2 (развивающиеся страны). На дату заключения Сеульской конвенции в категорию I вошли развитые страны с рыночной экономикой (всего – 21 страна), в совокупности владеющие примерно 60% акционерного капитала (крупнейшие акционеры – США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Канада, Италия). Категорию II образуют развивающиеся страны (в последующем сюда же были включены Россия и другие присоединившиеся к Сеульской конвенции страны с переходной экономикой). На долю стран, отнесённых к категории II приходится чуть более 40% акционерного капитала. На дату заключения конвенции в эту категорию входили 132 страны, крупнейшими акционерами из которых являются Китай, Саудовская Аравия, Индия. В настоящее время (по состоянию на декабрь 2010 г.) членами МИГА являются 175 стран. Россия вступила в МИГА в декабре 1992 г. путём ратификации Сеульской конвенции. Разделение всех государств-членов на две категории имеет юридическое значение, так как капиталовложения гарантируются только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны – члена (ст. 14 Сеульской конвенции), т.е. МИГА непосредственно предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II. Исключениями из этого правила являются инвестиционные гарантии, предоставляемые при участии МИГА (гарантии под капиталовложения по спонсорским договоренностям, предусмотренным в приложении I к Сеульской конвенции). Правовой формой предоставления гарантий является договор между инвестором и МИГА. Договоры о гарантии утверждаются Президентом МИГА под руководством Совета директоров. В договоре регулируются размеры и условия гарантий, виды некоммерческих рисков, от которых предоставляется защита, условия цессии, суброгации и др. МИГА может гарантировать инвестиции в виде капиталовложений на случай убытка в результате одного или нескольких видов риска, к которым относятся (ст. 11 Сеульской конвенции), в частности: перевод валюты, т.е. введение ограничений на перевод за пределами принимающей страны её валюты в свободно конвертируемую валюту и др.; экспроприация или аналогичные меры; нарушение договора; война и гражданские беспорядки. Ни при каком случае не гарантируется защита от риска девальвации или обесценивания валюты.
5. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС) Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (Agreement on Trade-Related Investment Measures) – ТРИМС (TRIMs) входит в Марракешский пакет и является обязательным для всех стран-членов ВТО. Участники соглашения обязуются не применять в области регулирования иностранных инвестиций меры, препятствующие развитию международной торговли. При этом действие Соглашения распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами. В приложении к ТРИМС содержится иллюстративный перечень инвестиционных мер, которые не совместимы с вышеуказанными обязательствами. Из установленного ТРИМС запрета есть некоторые исключения по применению инвестиционных мер (ст. 3). Контрольные вопросы 1) Назовите основные международные соглашения в инвестиционной сфере. 2) В чём состоит сущность механизмов гарантирования иностранных инвестиций? 3) Какие вопросы включаются в содержание типового двустороннего соглашения о поощрении и защите инвестиций? 4) Сформулируйте, в чём состоит роль Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций? 5) В каких целях было заключено в рамках ВТО соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |