Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционной деятельности




Тема 8 Правовое регулирование международной

Регулирования иностранных инвестиций

 

Изучив материалы раздела, Вы сможете:

 

- определить организационно-правовые формы регулирова­ния международного инвестирования;

- дать характеристику международно-правовых средств за­щиты ино­странных инвестиций;

- ознакомиться с основными международными соглаше­ниями в инвестиционной сфере;

- уяснить содержание основных российских законов, регу­лирующих деятельность иностранных инвесторов;

- определить гарантии правовой защиты в России иностран­ных ин­вестиций;

- ознакомиться с законодательно установленными ограни­чениями деятельности в России иностранных инвесторов.

 

 

1. С овременные организационно-правовые формы

регулирования международного инвестирования

 

Деятельность в сфере международных инвестиций (ка­питаловложений) регулируется как многосторон­ними (соглаше­ниями), так и двусторонними соглашениями о по­ощрении и за­щите инвестиций (СПЗИ). Многие соглашения преду­сматривают создание соответствующих организационных струк­тур, опреде­ляя их правовой статус и компетенцию.

К основным многосторонним международным соглаше­ниям относятся: 1) Сеульская конвенция 1985 года об учрежде­нии Много­стороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее – Сеуль­ская конвенция); 2) Вашингтонская конвенция 1965 года об урегулировании инвестиционных споров между государст­вами и физическими или юридическими лицами других госу­дарств (далее – Вашинг­тонская конвенция); 3) Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) 1994 года, входящее в Марракешский пакет ВТО.

Среди международных региональных договоров, направ­ленных на создание благоприятного инвестиционного климата, следует отметить Московское соглашение 2008 года о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразий­ского эконо­мического сообщества, соглашения инвестиционного характера, действующие в рамках Европейского Союза и др.

К двусторонним соглашениям в инвестиционной сфере относятся: 1) СПЗИ, которым принадлежит основная роль в обес­печении международно-правового режима иностранных инвести­ций; 2) соглашения об избежании двойного налогообложения; 3) соглашения по отдельным вопросам регулирования инвестици­онной деятельности, в частности, о сотрудничестве в отдельных отраслях и торгово-экономической сфере и по иным вопросам, затрагивающим регулирование иностранных инвестиций.

В международно-инвестиционной сфере действуют различ­ные организации универсального и регионального харак­тера. Универсальными организациями являются Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), учреждённое Се­ульской конвен­цией, и Международный центр по урегулиро­ванию инвестицион­ных споров (ИКСИД), созданный Вашинг­тонской конвенцией. В качестве примера региональной органи­зации следует на­звать Межарабскую компанию по гарантирова­нию инвестиций.

На основе двусторонних соглашений могут быть созданы специальные организации, например, Межправительственный российско-британский комитет по торговле и инвестициям, уч­реждённый сторонами на основе Соглашения между Правитель­ством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономи­ческом сотрудничестве (заключено в Лондоне 09.11.1992 г.).

Кроме того, многие страны по примеру США стали созда­вать национальные организации, целью которых является страхо­вое обеспечение национальных инвесторов при осуществлении ими зарубежных капиталовложений. Первой такой организацией стала Корпорация зарубежных частных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation – OPIC/ОПИК), учреждённая в США в 1948 году.

Под правовым режимом иностранных инвестиций сле­дует понимать совокупность правовых норм, устанавливающих условия и правила деятельности иностранных инвесторов (в том числе предоставляемые льготы и устанавливаемые ограничения их деятельности), а также гарантии защиты прав и имуществен­ных интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие два основных вида правовых режи­мов иностранных инвестицийрежим наибольшего благо­прият­ствования и национальный режим. Международными договорами либо национальным законодательством могут уста­навливаются различные изъятия из того или иного режима, кото­рые могут но­сить как льготный, так и ограничительный характер.

2. Международно-правовые средства

защиты ино­странных инвестиций

 

Защита интересов иностранных инвесторов осуществляется на основе созданных механизмов гарантирования инвестиций. Эти механизмы работают как на международном уровне (МИГА), так и на внутригосударственном уровне (например, ОПИК), и ос­нованы на страховании инвестиций от некоммерческих рисков.

Гарантирование инвестиций основано на заключении (обычно по типовой форме) договора страхования между инве­стором и гарантирующим органом. Договор содержит как усло­вия предоставления инвестиционных гарантий, так и условия суброгации (право гарантийного органа на предъявление им рег­рессной претензии к государству, на территории которого имел место некоммерческий риск, послуживший основанием для воз­мещения инвестору ущерба гарантийным органом). Заключение договора обусловливается наличием двустороннего СПЗИ. Если гарантом выступает МИГА, роль такого соглашения выполняет многосторонняя Сеульская конвенция 1985 г.

 

3. Двусторонние международные соглашения

о поощрении и защите инвестиций

Типовое содержание двусторонних СЗПИ, как правило, включает следующие вопросы: понятие иностранного инвестора и инвестиций; правовой режим иностранных инвестиций; допуск и защита капиталовложений инвесторов другой стороны; защита прав инвесторов при экспроприации; возмещение нанесенного инвесторам ущерба; правила перевода платежей; применение суброгации; разрешение споров; иные вопросы.

В некоторых СЗПИ иностранным инвестициям предостав­ляется справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера (своего рода «минимальный международный стандарт»), например, Договор между РФ и США о поощрении и взаимной защите капиталовло­жений (подписан в г. Вашингтоне 17.06.1992 г.) предусматривает (пп. «а» п. 2 ст. II), что «капиталовложениям будет предостав­ляться справедливый и равноправный режим, они будут пользо­ваться полной защитой и безопасностью, и ни в коем случае им не должен предоставляться режим, не совместимый с принци­пами и нормами международного права».

Большинство двусторонних соглашений предусматривают предоставление иностранным инвесторам национального режима или режима наибольшего благоприятствования, а также преду­сматривают изъятия (оговорки) из предоставляемых режимов.

В России утверждено типовое соглашение между Правитель­ством РФ и правительствами иностранных государств о по­ощре­нии и взаимной защите капиталовложений (Постанов­ление Пра­вительства РФ № 456 от 9 июня 2001 г., в ред. от 17.12.2010 г.). Типовое соглашение содержит 12 статей.

 

4. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

 

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА) входит в группу учреждений Всемирного банка (МБРР), при этом обладает юридической и финансовой незави­симостью.

Правовой статус МИГА имеет двойственную природу: с од­ной стороны, МИГА – это юридическое лицо с акционерным ус­тавным капиталом, с другой – межправительственная организа­ция. Основной целью МИГА является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами - чле­нами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким обра­зом деятельность МБРР, МФК и других международных финан­совых учреждений развития. Органами МИГА являются Совет управляющих, Совет ди­ректоров и Президент.

Уставный акционерный капитал МИГА составляет один миллиард специальных прав заимствования (СДР), он делится на сто тысяч акций с номинальной стоимостью в десять тысяч СДР каждая, предоставляемых членам по подписке. Все платежные обязательства членов по отношению к акционерному капиталу должны быть урегулированы на основе средней стоимости СДР, выраженной в долларах США.

Членство в МИГА определяется специальной шкалой А (приложение к Сеульской конвенции), в соответствии в которой определяется число акций для государств-членов. При этом все государства – члены МИГА относятся либо к категории I (разви­тые страны), либо к категории 2 (развивающиеся страны). На дату заключения Сеульской конвенции в категорию I вошли раз­витые страны с рыночной экономикой (всего – 21 страна), в сово­купности владеющие примерно 60% акционерного капитала (крупнейшие акционеры – США, Япония, ФРГ, Франция, Вели­кобритания, Канада, Италия). Категорию II образуют развиваю­щиеся страны (в последующем сюда же были включены Россия и другие присоединившиеся к Сеульской конвенции страны с пере­ходной экономикой). На долю стран, отнесённых к категории II приходится чуть более 40% акционерного капитала. На дату за­ключения конвенции в эту категорию входили 132 страны, круп­нейшими акционерами из которых являются Китай, Саудовская Аравия, Индия. В настоящее время (по состоянию на декабрь 2010 г.) членами МИГА являются 175 стран. Россия вступила в МИГА в декабре 1992 г. путём ратификации Сеульской конвен­ции.

Разделение всех государств-членов на две категории имеет юридическое значение, так как капиталовложения гарантируются только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны – члена (ст. 14 Сеульской конвенции), т.е. МИГА непосредственно предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II. Исключениями из этого правила являются инвестиционные гарантии, предоставляемые при уча­стии МИГА (гарантии под капиталовложения по спонсорским договоренностям, предусмотренным в приложении I к Сеульской конвенции).

Правовой формой предоставления гарантий является до­го­вор между инвестором и МИГА. Договоры о гарантии утвер­жда­ются Президентом МИГА под руководством Совета директо­ров. В договоре регулируются размеры и условия гарантий, виды не­коммерческих рисков, от которых предоставляется защита, ус­ло­вия цессии, суброгации и др.

МИГА может гарантировать инвестиции в виде капитало­вложений на случай убытка в результате одного или нескольких видов риска, к которым относятся (ст. 11 Сеульской конвенции), в частности: перевод валюты, т.е. введение ограничений на пере­вод за пределами принимающей страны её валюты в свободно конвертируемую валюту и др.; экспроприация или аналогичные меры; нарушение договора; война и гражданские беспорядки. Ни при каком случае не гарантируется защита от риска девальвации или обесценивания валюты.

 

5. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС)

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным ме­рам (Agreement on Trade-Related Investment Measures) – ТРИМС (TRIMs) входит в Марракешский пакет и является обязательным для всех стран-членов ВТО.

Участники соглашения обязуются не применять в области регулирования иностранных инвестиций меры, препятствующие развитию международной торговли. При этом действие Согла­шения распространяется только на инвести­ционные меры, свя­занные с торговлей товарами. В приложении к ТРИМС со­дер­жится иллюстративный перечень инвестиционных мер, кото­рые не совместимы с вышеуказанными обязательствами. Из ус­тановленного ТРИМС запрета есть некоторые ис­ключения по применению инвестиционных мер (ст. 3).

Контрольные вопросы

1) Назовите основные международные соглашения в инве­стиционной сфере.

2) В чём состоит сущность механизмов гарантирования ино­странных инвестиций?

3) Какие вопросы включаются в содержание типового дву­стороннего соглашения о поощрении и защите инвестиций?

4) Сформулируйте, в чём состоит роль Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций?

5) В каких целях было заключено в рамках ВТО соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.