КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирования внешнеторговой деятельности
Тема 6 Общая характеристика государственного в Российской Федерации
1. Общие положения
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – ФЗ «О ВТД»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В основе государственного регулирования лежит проводимая внешнеторговая политика. Торговая политика РФ – это составная часть (отдельное направление) государственной экономической политики, представляющая собой целенаправленную деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки. Целью торговой политики РФ является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Реализация торговой политики осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Участниками внешнеторговой деятельности являются российские лица и иностранные лица, причём право любого лица на осуществление этой деятельности может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и федеральными законами. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования) осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. Государство в лице управомоченных субъектов (Правительства РФ, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, Центрального банка РФ) оказывает содействие развитию внешнеторговой деятельности, осуществляя мероприятия различного характера (финансового, организационного, информационного, дипломатического), предусмотренные законом (глава 11 ФЗ «О ВТД»). К таким мероприятиям относятся, в частности, кредитование участников внешнеторговой деятельности, создание и функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов, создание общедоступной системы внешнеторговой информации и федеральной системы статистической отчётности, сопоставимой с международными стандартами, заключение международных договоров РФ и др. Внешнеэкономические интересы РФ в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также созданными на основании международных договоров торговыми представительствами РФ. 2. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
В соответствии с ФЗ «О ВТД» (ст. 4) государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется на основе следующих принципов: 1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; 2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; 3) единство таможенной территории РФ; 4) взаимность в отношении другого государства (группы государств); 5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ; 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации; 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ. 3. Полномочия государственных органов в сфере внешнеторговой деятельности
В рассматриваемой сфере законодатель выделяет: 1) полномочия в области внешнеторговой деятельности; 2) полномочия в области её государственного регулирования (т.е. полномочия по использованию предусмотренных методов регулирования). Основные полномочия в области внешнеторговой деятельности имеют федеральные органы государственной власти (ст. 6 ФЗ «О ВТД»). Их полномочия распространяются на стратегически важную для РФ сферу, связанную с защитой экономического суверенитета и экономических интересов государства, обеспечением международного сотрудничества, разработку и реализацию торговой политики РФ, применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определение порядка ввоза-вывоза особо значимых для государства товаров (драгоценных металлов и драгоценных камней; товаров, содержащих информацию, составляющую государственную тайну; ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов и др.). Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в настоящее время сокращены (по сравнению с ранее действовавшим законом). В частности, эти органы лишились права контролировать и регулировать внешнеэкономическую деятельность организаций, предоставлять финансовые гарантии и льготы участникам внешнеэкономической деятельности, создавать свободные экономические зоны, регулировать приграничную торговлю. В рассматриваемой сфере органы государственной власти субъектов РФ осуществляют формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности, в том числе осуществляют на территории субъекта РФ её информационное обеспечение. К конкретным полномочиям указанных органов относится создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ (ст. 8 ФЗ «О ВТД»). Деятельность органов государственной власти субъектов РФ в сфере внешнеторговой деятельности осуществляется при обязательном взаимодействии этих органов с федеральными органами исполнительной власти (ст. 9 ФЗ «О ВТД») и, в первую очередь, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности (Минпромторгом России). Органы местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности практически никаких полномочий не имеют (за исключением осуществления в строгом соответствии с федеральными законами международных экономических связей). Полномочиями в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии со ст. 13 ФЗ «О ВТД» наделены Президент РФ, Правительство РФ и уполномоченный федеральных орган исполнительной власти.
4. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности
Целями такого контроля являются (ст. 52 ФЗ «О ВТД»): - обеспечение соблюдения положений федеральных законов и иных нормативных актов РФ о внешнеторговой деятельности; - обеспечение и защита экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защита экономических интересов муниципальных образований; - защита экономических интересов российских лиц как участников внешнеторговой деятельности; Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляется соответствующими органами государственной власти РФ, к которым относятся Правительство РФ, Банк России, ФСТЭК России, ФТС России, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и др., а также органами государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции. В России создана и функционирует единая система государственного контроля (надзора) за осуществлением внешнеторговой деятельности, которая включает в себя виды (направления) контроля, уполномоченных на его осуществление субъектов и нормативно-правовую базу, регламентирующую механизм контроля. К конкретным видам контроля относятся: экспортный контроль; таможенный контроль; валютный контроль; экологический контроль; ветеринарный и фитосанитарный надзор (контроль), включая карантин растений, в т. ч. фумигацию (обеззараживание) подкарантинной продукции; санитарно-эпидемиологический надзор (контроль); налоговый контроль; контроль за ввозом-вывозом культурных ценностей и др.
5. Ответственность за нарушение законодательства РФ о внешнеторговой деятельности Лица, виновные в нарушении законодательства РФ о внешнеторговой деятельности, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Так, административная ответственность за правонарушения в этой сфере предусмотрена, в частности, ст. ст. 6.15, 6.16, 7.12, 9.16, 10.2, 10.14, 15.25, 16.1 – 16.23, 20.23 КоАП РФ, уголовная ответственность – ст. ст. 188 – 190, 193, 194 УК РФ и др. Контрольные вопросы 1) Сформулируйте понятие государственной внешнеторговой политики и раскройте её содержание. 2) Перечислите основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 3) Дайте характеристику полномочиям государственных органов в сфере внешнеторговой деятельности. 4) В чём состоит контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности? 5) Какая ответственность установлена за нарушение законодательства РФ о внешнеторговой деятельности?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |