Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирования внешнеторговой деятельности




Тема 6 Общая характеристика государственного

в Российской Федерации

 

1. Общие положения

 

Государственное регулирование внешнеторговой деятель­ности в РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – ФЗ «О ВТД»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми ак­тами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами ме­ждународного права и международными договорами РФ.

В основе государственного регулирования лежит проводи­мая внешнеторговая политика. Торговая политика РФ – это составная часть (отдельное направление) государственной эко­номической политики, представляющая собой целенаправленную деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного произ­водства на внешние рынки. Целью торговой политики РФ явля­ется создание благоприятных условий для российских экспорте­ров, импортеров, производителей и потребителей товаров и ус­луг. Реализация торговой политики осуществляется с использо­ванием методов государственного регулирования внешнеторго­вой деятельности.

Участниками внешнеторговой деятельности являются российские лица и иностранные лица, причём право любого лица на осуществление этой деятельности может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными догово­рами РФ и федеральными законами. Публично-правовые образо­вания (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования) осуще­ствляют внешнеторговую деятельность только в случаях, уста­новленных федеральными законами.

Государство в лице управомоченных субъектов (Правитель­ства РФ, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, Централь­ного банка РФ) оказывает содействие развитию внешнеторго­вой дея­тельности, осуществляя мероприятия различного харак­тера (финансового, организационного, информационного, дипло­матического), предусмотренные законом (глава 11 ФЗ «О ВТД»).

К таким мероприятиям относятся, в частности, кредитова­ние участников внешнеторговой деятельности, создание и функ­ционирование систем гарантий и страхования экспортных креди­тов, создание общедоступной системы внешнеторговой инфор­мации и федеральной системы статистической отчётности, со­поставимой с международными стандартами, заключение между­народных договоров РФ и др. Внешнеэкономические интересы РФ в иностранных государствах обеспечиваются дипломатиче­скими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также созданными на основании международных договоров тор­говыми представительствами РФ.

2. Основные принципы государственного

регулирования внешнеторговой деятельности

 

В соответствии с ФЗ «О ВТД» (ст. 4) государственное регу­лирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется на основе следующих принципов:

1) защита государством прав и законных интересов участ­ников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторго­вой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным за­коном;

3) единство таможенной территории РФ;

4) взаимность в отношении другого государства (группы го­сударств);

5) обеспечение выполнения обязательств РФ по междуна­родным договорам РФ и осуществление возникающих из этих до­говоров прав РФ;

6) выбор мер государственного регулирования внешнетор­говой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществ­ления которых предполагается применить меры государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер го­сударственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государ­ства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездейст­вия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущем­ляющих право участника внешнеторговой деятельности на осу­ществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регули­рования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

3. Полномочия государственных органов в сфере

внешнеторговой деятельности

 

В рассматриваемой сфере законодатель выделяет: 1) полно­мочия в области внешнеторговой деятельности; 2) полномочия в области её государственного регулирования (т.е. полномочия по использованию предусмотренных методов регулирования).

Основные полномочия в области внешнеторговой дея­тельности имеют федеральные органы государственной власти (ст. 6 ФЗ «О ВТД»). Их полномочия распространяются на страте­гически важную для РФ сферу, связанную с защитой экономиче­ского суверенитета и экономических интересов государства, обеспечением международного сотрудничества, разработку и реализацию торговой политики РФ, применения методов госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности, оп­ределение порядка ввоза-вывоза особо значимых для государства товаров (драгоценных металлов и драгоценных камней; товаров, содержащих информацию, составляющую государственную тайну; ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов и др.).

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в настоящее время сокращены (по сравнению с ранее действо­вавшим законом). В частности, эти органы лишились права кон­тролировать и регулировать внешнеэкономическую деятельность организаций, предоставлять финансовые гарантии и льготы уча­стникам внешнеэкономической деятельности, создавать свобод­ные экономические зоны, регулировать приграничную торговлю. В рассматриваемой сфере органы государственной власти субъ­ектов РФ осуществляют формирование и реализацию региональ­ных программ внешнеторговой деятельности, в том числе осуще­ствляют на территории субъекта РФ её информационное обеспе­чение. К конкретным полномочиям указанных органов относится создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторго­вой деятельности на территории субъекта РФ (ст. 8 ФЗ «О ВТД»). Деятельность органов государственной власти субъектов РФ в сфере внешнеторговой деятельности осуществляется при обяза­тельном взаимодействии этих органов с федеральными органами исполнительной власти (ст. 9 ФЗ «О ВТД») и, в первую очередь, с уполномоченным федеральным органом исполнительной вла­сти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторго­вой деятельности (Минпромторгом России).

Органы местного самоуправления в области внешнеторго­вой деятельности практически никаких полномочий не имеют (за исключением осуществления в строгом соответствии с федераль­ными законами международных экономических связей).

Полномочиями в области государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности в соответствии со ст. 13 ФЗ «О ВТД» наделены Президент РФ, Правительство РФ и уполно­моченный федеральных орган исполнительной власти.

 

4. Контроль за осуществлением внешнеторговой дея­тельности

 

Целями такого контроля являются (ст. 52 ФЗ «О ВТД»):

- обеспечение соблюдения положений федеральных законов и иных нормативных актов РФ о внешнеторговой деятельности;

- обеспечение и защита экономических и политических ин­тересов Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции, а также защита экономических интересов муниципальных образований;

- защита экономических интересов российских лиц как уча­стников внешнеторговой деятельности;

Контроль за осуществлением внешнеторговой деятель­ности осуществляется соответствующими органами государст­венной власти РФ, к которым относятся Правительство РФ, Банк России, ФСТЭК России, ФТС России, Росприроднадзор, Ростех­надзор, Роспотребнадзор и др., а также органами государствен­ной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции.

В России создана и функционирует единая система госу­дар­ственного контроля (надзора) за осуществлением внешне­торго­вой деятельности, которая включает в себя виды (направле­ния) контроля, уполномоченных на его осуществление субъектов и нормативно-правовую базу, регламентирующую механизм кон­троля. К конкретным видам контроля относятся: экспортный кон­троль; таможенный контроль; валютный контроль; экологиче­ский контроль; ветеринарный и фитосанитарный надзор (кон­троль), включая карантин растений, в т. ч. фумигацию (обеззара­живание) подкарантинной продукции; санитарно-эпидемиологи­че­ский надзор (контроль); налоговый контроль; контроль за вво­зом-вывозом культурных ценностей и др.

 

5. Ответственность за нарушение законодательства РФ

о внешнеторговой деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ о внеш­неторговой деятельности, несут гражданско-правовую, админи­стративную или уголовную ответственность. Так, администра­тивная ответственность за правонарушения в этой сфере преду­смотрена, в частности, ст. ст. 6.15, 6.16, 7.12, 9.16, 10.2, 10.14, 15.25, 16.1 – 16.23, 20.23 КоАП РФ, уголовная ответственность – ст. ст. 188 – 190, 193, 194 УК РФ и др.

Контрольные вопросы

1) Сформулируйте понятие государственной внешнеторго­вой политики и раскройте её содержание.

2) Перечислите основные принципы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности.

3) Дайте характеристику полномочиям государственных ор­ганов в сфере внешнеторговой деятельности.

4) В чём состоит контроль за осуществлением внешнеторго­вой дея­тельности?

5) Какая ответственность установлена за нарушение законо­дательства РФ о внешнеторговой деятельности?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.