Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирования международной торговли




Тема 3 Современные организационно-правовые формы

 

1. Международно-правовые формы регулирования торгового

сотрудничества между государствами

 

В настоящее время международная торговля регулируется многосторонними торгово-экономическими договорами (согла­шениями), которые предусматривают создание организационных структур.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписано в 1948 году 23 странами, действует с рядом изменений и до настоящего времени. В ГАТТ не было предусмотрено созда­ния каких-либо органов, однако они появились в результате вы­работанной практики (Сессии Договаривающихся Сторон, Секре­тариат ГАТТ, постоянно действующие комитеты и др.). Эпохаль­ным раундом в эволюции ГАТТ стал Уругвайский раунд (1986 - 1994 гг.), в котором участвовало 125 государств. Все его органи­зационные функции перешли к созданной системе Всемирной торговой организации (ВТО).

Правовое регулирование международных экономиче­ских отношений в рамках ВТО в настоящее время следует рас­сматри­вать в качестве универсального регулирования, так как, во-пер­вых, большинство стран являются членами ВТО, во-вто­рых, страны, формально не участвующие в ВТО, вынуждены адапти­ровать регулирование внешней торговли к принципам и стандар­там ВТО. По своему правовому статусу ВТО – межправи­тельст­венная организация, стоящая вне системы учреждений ООН. Бюджет ВТО состоит из взносов стран-членов, пропорцио­нально их долям в мировой торговле.

Органы ВТО: 1) Конференция министров (высший орган), созываемая один раз в два года; 2) Генеральный Совет в составе постоянных представителей стран, который одновременно явля­ется Органом по урегулированию споров и Органом по обзору торговой политики; 3) Совет по торговле товарами; 4) Совет по торговле услугами; 5) Совет по торговым аспектам прав интел­лектуальной собственности; 6) различные комитеты (как по тор­говле отдельными видами товаров, так и по методам регулирова­ния торговли); 7) Секретариат ВТО (во главе с Генеральным ди­ректором), выполняющий административно-организационные функции.

Деятельность ВТО осуществляется на основе общих и спе­циальных принципов. Общими являются принципы наиболь­шего благоприятствования, недискриминации, национального режима, преференциальности. Специальными принципами явля­ются ис­ключительность тарифных средств регулирования, после­дова­тельность тарифных уступок и их связанность, «прозрач­ность» торгового регулирования.

К иным организационно-правовым формам регулирова­ния международной торговли (помимо ГАТТ/ВТО) следует отне­сти Международную торговую палату (МТП). Документы МТП яв­ляются источниками «мягкого» права, однако они широко при­меняются при заключении внешнеторговых сделок (например, правила ИНКОТЕРМС). При МТП созданы и действуют Инсти­тут международного права и практики в области предпринима­тельства, Международный центр экспертиз, Бюро международ­ного судоходства, Бюро экономических преступлений, Бюро кон­трафактных расследований и др. Важнейшим органом, дейст­вующим при МТП, является Международный арбитражный суд для рассмотрения международных коммерческих споров.

2. Международно-правовое регулирование торговли

товарами таможенно-тарифными мерами

 

В составе Марракешского пакета соглашений в 1994 г. было заключено специальное соглашение о таможенной оценке (Со­глашение о применении статьи VII ГАТТ), обязательное для всех стран - членов ВТО. В качестве методов таможенной оценки при­знаются: 1) «цена сделки», т.е. реально уплаченная или подлежа­щая уплате цена за товар; 2) таможенная стоимость идентичного товара; 3) таможенная стоимость подобного товара; 4) таможен­ная стоимость на основе цены единицы товара, по которой дан­ный товар в наибольшем объёме продается на внутреннем рынке страны импорта; 5) расчётная стоимость на базе издержек произ­водства плюс расходы по реализации на внутреннем рынке; 6) иной разумный метод с использованием данных, которые име­ются в стране импорта. Основным методом признаётся первый метод, т.е. «цена сделки».

К организационно-правовым формам международного та­моженно-тарифного сотрудничества вне рамок ВТО следует от­нести: 1) Международное бюро публикации таможенных тарифов (созданное в 1890 г.) – межправительственная организация в об­ласти содействия международной торговле на универсальном, всемирном уровне; 2) Всемирную таможенную организацию, созданную в 1995 г. на базе Совета таможенного сотрудничества, учреждённого в 1950 г. Основные результаты работы Всемирной таможенной организации заключаются в подготовке междуна­родных соглашений в сфере таможенного дела (в частности, Гар­монизированной системы описания и кодирования товаров).

 

3. Международно-правовое регулирование

торговли товарами нетарифными мерами

 

Условия соглашений, образующих правовую систему ВТО, предусматривают использование нетарифных ограничений в тор­говле. Такие ограничения можно разделить на две большие группы:

1) административные меры, не связанные прямо с исполь­зо­ванием экономических способов воздействия на рынки:

- прямой запрет торговли;

- количественные ограничения (квоты, контингенты) для экспорта и импорта;

- разрешительные системы лицензирования торговли;

- технические барьеры в торговле, под которыми понима­ются разнообразные условия и требования нетарифного харак­тера, распространяющиеся на ввозимые товары и выполняющие роль протекционистских средств защиты внутреннего рынка (со­ответствие товара специальным техническим характеристикам и стандартам; процедуры технических испытаний и сертификации; требования к маркировке и упаковке товара; административные правила таможенного оформления, требования к документации; предотгрузочная инспекция; требования к подтверждению про­исхождения товаров; санитарные, фитосанитарные, медицинские, ветеринарные, карантинные меры и т.п.);

2) меры экономического характера, воздействующие на тор­говлю на основе рыночного ценового механизма посредством увеличения цены товара и снижения его конкурентоспособности:

- специальные защитные, антидемпинговые и компенсаци­онные меры;

- налоги, сборы, акцизы, импортные депозиты (обеспечение уплаты ввозных пошлин) и т.п.

Порядок и условия использования нетарифных мер преду­смотрены специальными соглашениями в рамках Марракешского пакета (Соглашение по процедурам лицензирования импорта, Со­глашение о защитных мерах, Соглашение по субсидиям и ком­пенсационным мерам, Соглашения об интерпретации ст. VI ГАТТ, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Согла­шение по санитарным и фитосанитарным мерам, Соглашение по предотгрузочной инспекции, рамочное Соглашение по правилам происхождения товаров и др.).

 

4. Международно-правовое регулирование

торговли особыми группами товаров

 

К особым группам товаров следует отнести:

- сельскохозяйственные (продовольственные) товары (зер­новые, кофе, какао, сахар, оливковое масло, бананы, цитрусовые, мясо, рис, чай и др.);

- сырьевые товары (нефть, газ, каучук, олово, вольфрам, свинец, цинк, никель, медь и др.);

- текстильные товары и готовую одежду;

- вооружение и др.

Международное многостороннее сотрудничество по регу­лированию рынков продовольственных и сырьевых товаров осу­ществляется в рамках ООН, ЮНКТАД, Международной продо­вольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), Орга­низации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и других междуна­родных организаций на основе многочисленных международных товарных соглашений с участием государств - экспортеров и им­портеров. Такие соглашения ставят перед собой различные цели, основной из которых является поддержание на достаточно высо­ком уровне цен на соответствующие товары. Товарные соглаше­ния подразделяются на три основных вида: 1) стабилизационные соглашения, направленные на выработку механизма стабилиза­ции рыночных цен; 2) административные соглашения, направ­ленные на координацию торговой политики стран - производите­лей и стран - потребителей; 3) соглашения по мерам развития, направленные на разработку мер по развитию производства и по укреплению экспортного потенциала стран - производителей сы­рья.

Торговля сельскохозяйственными товарами в рамках ВТО регулируется Соглашением по сельскому хозяйству, вклю­чён­ному в Марракешский пакет документов. Экспортные субси­дии, направленные на внутреннюю поддержку национальных произ­водителей сельскохозяйственных товаров, полностью не запре­щаются. Они подразделяются на два вида: 1) субсидии, раз­ре­шаемые для свободного использования («зелёный пакет»); 2) субсидии, связанные с внутренней поддержкой производства («жёлтый пакет»), применение которых оговаривается опреде­лёнными обстоятельствами.

Кроме того, в рамках ВТО необходимо отметить Соглаше­ния по текстилю и одежде, регулирующее международную тор­говлю текстильными товарами и готовой одеждой, и два между­народных соглашения (по молоку и мясу), заключенных в резуль­тате Уругвайского раунда (но не вошедших в обязательный Мар­ракешский пакет).

В целях регулирования торговли вооружением создан пра­вовой режим международного контроля. В 1949 г. в рамках НАТО был образован Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который существовал до 1995 г. С 1996 г. и по настоящее время действует особый правовой режим Вассена­арских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использова­ния. Россия участвует в режиме Вассенаарских договоренностей.

 

5. Международно-правовое регулирование торговли услугами

 

Международная торговля услугами регулируется:

1) Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС) 1994 г., действующим в системе ВТО;

2) многосторонними международными соглашениями в от­дельных сферах (секторах) услуг - транспорт (морской, воз­душ­ный, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транс­порт, смешанная перевозка грузов), связь и коммуникации (поч­товая и электрическая связь: телеграф, телефон, телетайп, радио, телевидение, факсимильная связь, спутниковая связь, Ин­тернет и т.п.), финансы и страхование и др. Эти соглашения предусмат­ривают создание международных организаций, обес­печивающих межгосударственное сотрудничество примени­тельно к отдель­ным секторам услуг. Примерами таких организа­ций являются: Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Ме­ждународная ас­социация железнодорожных конгрессов, Между­народный союз железных дорог, Постоянная международная ас­социация дорож­ных конгрессов, Международный союз автомо­бильного транс­порта, Всемирный почтовый союз, Международ­ный союз элек­тросвязи и др.;

3) двусторонними международными соглашениями в от­дельных сферах (секторах) услуг.

На универсальном уровне (в рамках ВТО) режим торговли услугами является менее либеральным (по сравнению с торгов­лей товарами), что обусловлено самой природой услуги (её тес­ная связь с поставщиком, исполнителем). Полная либерализация торговли услугами потребовала бы свободы перемещения по­ставщиков и потребителей услуг, а также капиталов, на что в со­временных условиях государства пойти не могут, руководствуясь соображениями национальной и экономической безопасности.

 

6. Международно-правовое регулирование

торговли интеллектуальной собственностью

 

Возникновение и развитие международного права интел­лек­туальной собственности обусловливается: 1) возрастанием мас­штабов международной торговли исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индиви­дуализации; 2) увеличением доли высокотехнологичной и инно­вационной продукции в общем объёме товаров; 3) желанием пра­вообладателей из развитых стран защитить свои экономиче­ские интересы от конкуренции со стороны производителей кон­тра­фактной продукции из развивающихся стран и стран с пере­ход­ной экономикой.

Важным этапом в развитии международно-правовых форм регулирования торговых аспектов интеллектуальной собственно­сти стало заключение Стокгольмской конвенции 1967 г. об учре­ждении Всемирной организации интеллектуальной собствен­но­сти (ВОИС), под руководством которой сосредоточено между­на­родное сотрудничество в сфере правовой охраны интеллекту­аль­ной собственности. ВОИС выполняет административные функ­ции применительно к международным соглашениям в рас­сматри­ваемой области.

Международно-правовое регулирование торговли ин­теллек­туальной собственностью осуществляется на основе:

1) Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), подписанного в рамках Марракешского пакета соглашений ВТО;

2) многосторонних соглашений в области охраны интеллек­туальной собственности универсальной направленности – согла­шения в сфере промышленной собственности, авторского права и смежных прав и др.;

3) региональных соглашений по охране промышленной соб­ственности;

3) международных двусторонних соглашений торгово-эконо­мического характера.

 

7. Унификация и гармонизация торгового права

 

Под международной унификацией и гармонизацией тор­го­вого права понимается выработка для двух и более государств общих, единых или единообразных норм и правил регулирования торговых отношений в целях достижения большей определённо­сти и надёжности правовой регламентации внешнеторговых сде­лок. Унификация и гармонизация национальных норм торгового права может распространяться не только на сферу частноправо­вых отношений, но и на публично-правовое регулирование меж­дународных экономических отношений (например, «Антидем­пинговый кодекс» и др. документы ВТО, нормы многосторонних договоров в сфере интеллектуальной собственности).

Унификация права заключается в постепенном приближе­нии (движении) к гармоничному взаимодействию национальных правовых систем различных государств путём устранения (сгла­живания) различий в национальных правовых системах на основе общепризнанных принципов права. Основной инструмент (ме­тод) унификации – единообразный закон, разрабатываемый экс­пертами в соответствующей отрасли права. В рамках правовой унификации согласуются и вводятся в действие в двух и более государствах идентичные (одинаковые) правовые нормы. На межгосударственном уровне предметом унификации являются, в частности, материально-правовые, процессуальные, коллизион­ные нормы (в основном, в области международных частноправо­вых торговых отношений).

В отличие от унификации правовая гармонизация (более «мягкий» метод) предполагает согласование норм и правил, ко­торые государства могут вводить в свое национальное законода­тельство (полностью или частично) либо вообще не вводить.

Унификация и гармонизация права, регулирующего между­народную торговлю, осуществляется межгосударственными ор­ганизациями (или их органами). К таким организациям относятся Гаагская конференция по международному частному праву, ВОИС, ВТО, ЮНИДРУА, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ и др. Они разрабатывают проекты соответствующих многосторонних пра­вовых актов, которые в дальнейшем принимаются на специально созываемых межгосударственных конференциях. Документы, на­правленные на унификацию и гармонизацию национального тор­гового права, разрабатываются также в рамках неправительст­венных организаций, в частности, Международной торговой па­латы.

 

8. Общая характеристика нарушений и ограничений

междуна­родного торгово-экономического правопорядка

 

Международный торгово-экономический правопорядок – это упорядоченный правовой режим международных торгово-экономических отношений. Однако этот режим зачастую нару­шается различными участниками ВЭД – как организациями и ин­дивидуальными предпринимателями, так и публично-правовыми образованиями (государствами, их органами и др.).

К основным нарушениям следует отнести: 1) недобросове­стную конкуренцию; 2) ограничительную деловую практику; 3) коррупцию во внешнеэкономической деятельности; 4) правона­рушения в валютно-финансовой сфере, связанные с трансгранич­ными перемещениями капиталов (отмывание «грязных» денег, перевод прибылей в оффшоры и т.п.); 5) злоупотребления со сто­роны отдельных государств правомерными средствами защиты национальной экономики и др.

 

Контрольные вопросы

1) Каким образом осуществляется правовое регулирование международных экономических отношений в рамках ВТО?

2) В чём состоит роль МТП в регулировании международ­ной торговли?

3) Перечислите методы таможенной оценки стоимости то­варов, применяемые в таможенно-тарифном регулировании.

4) Какие нетарифные меры могут применяться в регулиро­вании международной тор­говли?

5) Назовите товары, относимые к особым группам (приме­нительно к регулированию международной торговли этими това­рами).

6) Сформулируйте особенности регулирования междуна­родной торговли услугами и интеллектуальной собственностью (по сравнению с товарами).

7) Что такое унификация и гармонизация торгового права?

8) Сформулируйте основные виды нарушений и ограниче­ний междуна­родного торгово-экономического правопорядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.