Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В международной торговле




Тема 4 Валютно-финансовое регулирование

 

1. Общие положения

 

Экономическими функциями денег являются: 1) измере­ние (мера имущественных ценностей); 2) средство расчётов и плате­жей; 3) средство накопления (тезаврация). Деньги могут пред­ставлять собой, по сути, и просто товар (покупка-продажа ино­странной валюты).

С одной стороны, валютно-финансовое регулирование в ка­ждой стране – суверенное дело каждого государства.С другой стороны, внутригосударственные экономические, торговые, ва­лютные, налоговые и т.п. меры отдельного государства небезраз­личны для экономических интересов других государств, что яв­ляется причиной выработки норм и правил в рамках междуна­родного экономического (в том числе валютно-финансового) права для обеспечения сбалансированных взаимных интересов государств.

Международно-правовое регулирование валютно-фи­нансо­вых отношений в части, связанной с обеспечением меж­дународ­ных торговых сделок, включает регулирование: 1) меж­дународ­ного обращения (обмена) национальных валют; 2) меж­дународ­ных кредитных взаимоотношений; 3) взаимных между­народных расчётов и платежей.

 

2. Организационно-правовые основы

Международного валют­ного фонда и Всемирного банка

 

Валютные системы создаются в результате межгосударст­венного сотрудничества в валютно-финансовой сфере на регио­нальном или универсальном (глобальном) уровне. Целями ва­лютных систем являются: 1) обеспечение стабильного обраще­ния валюты при международных расчётах по текущим внешне­эконо­мическим сделкам; 2) обеспечение трансграничного пере­меще­ния капиталов; 3) разрешение валютно-финансовых про­блем (в том числе исправление диспропорций в платёжных ба­лансах го­сударств) за счёт временного предоставления финансо­вой по­мощи (кредитов).

Бреттон-Вудская валютно-финансовая система, создан­ная на универсальном уровне и получившая своё название по месту проведения в 1944 г. Валютно-финансовой конференции Объе­динённых Наций, основана на соглашениях о создании Ме­ждуна­родного Валютного Фонда (МВФ) и Всемирного банка (Между­народного Банка Реконструкции и Развития – МБРР), вступив­ших в силу 27 декабря 1945 г. и в дальнейшем несколько раз из­менявшихся. МВФ и МБРР являются специализирован­ными уч­реждениями ООН. Россия вступила в МВФ и МБРР в 1992 г.

Учётной единицей МВФ, используемой в международных отношениях, является СДР (SDR). СДР – это специальные права заимствования. Введение СДР формально относится к 1969 году. Специальные права заимствования не могут быть объектом ча­стного накопления. Квоты государств - членов МВФ выража­ются в СДР. Наибольшие квоты в бюджете МВФ имеют следую­щие государства: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. Квота России является незначительной (примерно – 2,7 % от бюджета МВФ), США – 16,8%.

Всемирный банк был создан для оказания странам-членам финансовой (кредитной) помощи в осуществлении ими конкрет­ных проектов.

МВФ и МБРР наделены правом принятия обязательных для государств-членов решений по десяткам различных вопросов. Для принятия наиболее важных решений требуется большинство из 70 - 85% голосов. США и Евросоюз в отдельности обладают блокирующим числом голосов.

 

3. Правовое регулирование международных

кредитных отно­шений

 

Виды, формы и способы кредитов многообразны. Кредит (в собственном смысле слова) – это заём. Традиционными заём­ными (и платёжными) инструментами являются банковские кре­диты и ценные бумаги (облигации, чеки, векселя, в том числе переводные).

Банковский кредит в настоящее время приобретает новые виды и свойства, так как развиваются сложные формы объедине­ний банков - кредиторов в пулы и синдикаты, которые вырабаты­вают унифицированные (стандартные) формы договорных отно­шений заёмщика и кредитора. Сложной формой, обеспечиваю­щей гибкость кредитных схем, являются сделки «своп» (swaps), предусматривающие обмен кредитными обязательствами.

В целях унификации национальных норм, регулирующих использование ценных бумаг (как кредитных инструментов), за­ключаются соответствующие международные соглашения. К наиболее значимым из них относятся: 1) три Женевские вексель­ные конвенции (1930 г.), на основе одной из которых в РФ при­нят 1997 г. ФЗ «О переводном и простом векселях»; 2) три Же­невские чековые конвенции (1931 г.); 3) Конвенция ООН о меж­дународных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.); 4) другие международно-правовые акты.

Среди различных кредитов, связанных с трансграничным перемещением капитала, необходимо выделить кредиты, предос­тавляемые: 1) МВФ; 2) Всемирным банком и учреждениями, вхо­дящими в его группу; 3) региональными международными бан­ками и финансовыми учреждениями (Европейским банком ре­конструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Межамериканским банком развития, Арабским валютным фон­дом и др.); 4) другими участниками валютно-финансовых отно­шений.

Использование кредитных инструментов регулируется меж­дународными и внутригосударственными нормативными право­выми актами.

Кредитование в рамках МВФ является финансовой помо­щью государствам – членам МВФ и направлено на достижение основной цели МВФ – стабилизации и конвертации валют. Пер­воначальным видом помощи МВФ были операции по продаже фондом конвертируемой валюты с правом выкупа (государство - член МВФ покупало иностранную валюту, оплачивая её своей валютой, а затем в установленные сроки выкупало свою валюту, внося в МВФ конвертируемую валюту). В специальной литера­туре (Г.М. Вельяминов) такой вид помощи получил название транш-соглашения («золотые транши», «резервные транши»). Далее (с 1952 г.) этот вид помощи был вытеснен соглашениями «стенд-бай» (stand by arrangements). Под механизмом «стенд-бай» согласно ст. XXX (b) Соглашения МВФ понимается решение МВФ, согласно кото­рому государству-члену предоставляется за­верение в том, что оно сможет в течение определённого периода и в рамках опреде­лённой суммы совершать покупки со счёта об­щих ресурсов в со­ответствии с условиями такого решения. Т.е., МВФ открывает государству «кредитную линию» и финансовая помощь предос­тавляется в размере согласованной суммы в тече­ние определён­ного времени и определёнными частями (тран­шами). Получение кредита «стенд-бай» сопряжено с выполне­нием, как правило, ряда условий (обязательств) государством-за­ёмщиком.

В последующем в МВФ были разработаны особые финан­сово-правовые механизмы оказания помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой (в скобах указан год введения соответствующего механизма в практику):

1) механизм компенсационного финансирования (1963), в рамках которого предоставляемая финансовая помощь направ­лена на компенсацию потерь от экспортной выручки в результате изменения цен на мировых рынках;

2) механизм расширенного кредитования (1974), в рамках которого финансовая помощь направлена на преодоление эконо­мических трудностей структурного характера, негативно влияю­щих на платёжный баланс;

3) механизм политики расширенного доступа (1981), в рам­ках которого финансовая помощь предоставляется в случае, ко­гда дефицит платёжного баланса государства-заёмщика намного превышает его долевую квоту в бюджете МВФ;

4) механизм структурного урегулирования (1986) и меха­низм усиленного структурного урегулирования (1987), преду­сматривающие конкретные условия оказания финансовой по­мощи развивающимся странам – длительные нарушения платёж­ного баланса государства-заёмщика и низкий уровень его дохо­дов. При использовании этих механизмов разрабатываются (при участии экспертов как МВФ, так и Всемирного банка) специаль­ные программы структурного урегулирования проблем в эконо­мике страны-заёмщика;

5) механизм дополнительного резерва (1997), предназначен­ный для оказания финансовой помощи для преодоления чрезвы­чайных кризисов платёжного баланса и противодействия массо­вому оттоку капитала из страны-заёмщика.

Каждый их указанных механизмов предусматривает опре­делённые условия предоставления кредитов МВФ – размер кре­дита (в процентах от квоты государства-заёмщика), сроки пога­шения, проценты по кредиту, требования к государству по разра­ботке программ выхода из кризиса и т.п. Не исключается также применение МВФ и других кредитных схем (механизмов).

Кредитование в рамках Всемирного банка (МБРР) осу­щест­вляется (обычно с более низкими процентными ставками, чем на международных финансовых рынках) для оказания целе­вой фи­нансовой помощи странам-членам в осуществлении ими кон­кретных проектов (программ) экономического развития. В МБРР (также как и в МВФ) разработаны и приняты специальные кре­дитные схемы. Правительство РФ достаточно часто обраща­ется за финансовой помощью в МБРР (более 50 раз с начала про­веде­ния рыночных реформ). В качестве примеров приведём за­ключе­ние соглашений между Правительством РФ и МБРР о зай­мах для финансирования конкретных проектов – пилотного про­екта со­циального реструктурирования районов Крайнего Севера (2001 г.), проекта «Развитие системы государственной стати­стики-2» (2007 г.), проекта «Развитие системы государственной регистра­ции прав на недвижимость» (2007 г.), проекта «Развитие системы государственного кадастрового учёта объектов недви­жимости» (2005 г.), проекта «Поддержка судебной реформы» (2007 г.) и многочисленных других проектов.

Для финансирования предприятий частного сектора разви­вающихся стран была создана в 1956 г. специальная организация – Международная финансовая корпорация (МФК). Она явля­ется самостоятельным филиалом МБРР со статусом специализи­рован­ного учреждения ООН и функционирует на коммерческой ос­нове. Россия вступила в 1993 г. в члены МФК. Помимо МФК в группу Всемирного банка входят ещё две организации – Между­народная ассоциация развития (МАР), созданная в 1960 г., и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), созданное в 1988 г.

В настоящее время в мире наблюдается тенденция развития так называемых «диагональных» кредитных отношений (госу­дарство – иностранное юридическое лицо), т.е. увеличение доли кредитов, полученных государствами не от МВФ или Всемир­ного банка, а от частных коммерческих банков.

 

4. Правовое регулирование международных

платежей и расчё­тов

 

Международно-правовыми основами регулирования меж­дународных платежей и расчётов по внешнеэкономиче­ским сдел­кам являются:

1) Статьи соглашения (Устав) МВФ и рекомендации МВФ, позволяющие упорядочить текущие расчёты;

2) международные многосторонние конвенции (о перевод­ных и простых векселях, о чеках и др.);

3) документы, разработанные МТП и широко применяемые в международных расчётах (по согласованию между сторонами сделок):

- «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (1993 г.);

- «Унифицированные правила по инкассо» (1995 г.);

- «Унифицированные правила для договорных гарантий» (1993 г.);

- «Унифицированные правила для платёжных гарантий» (1992 г.) и др.;

4) документы, разработанные в ЮНСИТРАЛ:

- «Правовое руководство по электронному переводу средств» (1987 г.);

- Типовой закон «О международных кредитовых переводах» (1992 г.);

5) соглашения о межгосударственном клиринге (клиринг – система безналичных расчётов, основанная на зачёте взаимных требований и обязательств);

6) другие международно-правовые акты (как с обязатель­ной, так и с факультативной силой).

Международные расчёты и платежи по внешнеэкономиче­ским сделкам осуществляются через национальные банки – либо центральные, либо пользующиеся правом ведения международ­ных валютных операций (уполномоченные банки). Платежи по текущим международным операциям защищены от принятия го­сударством валютных ограничений (см. ст. VIII Соглашения МВФ), так как любые налагаемые государством - членом МВФ ограничения должны быть утверждены МВФ. Иные трансгра­ничные переводы капитала полностью находятся под соответст­вующей национальной юрисдикцией.

В целях облегчения расчётов используются специальные клиринговые центры. Так, ещё в 1930 г. в Швейцарии (г. Ба­зель) был создан специальный Банк международных расчётов (БМР). Россия вступила в члены БМР в 1996 году. Банком меж­дународ­ных расчётов был создан в 1974 г. Базельский комитет по банков­скому надзору, который организует обсуждение важней­ших про­блем сотрудничества между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики, а также коор­динирует меры по обеспечению надзора за деятельностью банков и их от­делений.

 

5. Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности

 

Согласно ст. 39 ФЗ «Об основах государственного регули­рования внешнеторговой деятельности» внешняя торговля това­рами, услугами и интеллектуальной собственностью может огра­ничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения МВФ.

Основным источником правовых норм, регулирующих в России рассматриваемую сферу отношений, является ФЗ «О ва­лютном регулировании и валютном контроле», устанавливающий валютно-правовой режим в РФ.

В общем случае валютно-правовой режим включает:

- совокупность (систему) валютных ограничений, к кото­рым могут относиться прямые запреты на осуществление валют­ных операций, количественные валютные ограничения, законода­тельно установленные требования (например, о репатриации ва­лютной выручки, об обязательной продаже части валютной вы­ручки, о предварительной регистрации, об использовании специ­ального счета, о резервировании и др.). С 1 января 2007 г. в РФ прекратили действие многие валютные ограничения;

- порядок реализации валютных ограничений, в частно­сти, порядок осуществления купли-продажи иностранной ва­люты в РФ, правовой режим счетов (вкладов) в банках, распо­ложенных за пределами территории РФ, порядок проведения ре­зидентами расчётов при осуществлении валютных операций, порядок ввоза в РФ или вывоза из РФ валютных ценностей, ва­люты РФ и внут­ренних ценных бумаг, порядок исполнения тре­бования о репат­риации и др.;

- меры валютного контроля, осуществляемые специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, орга­нами и агентами валютного контроля) и основанные на получе­нии и анализе информации о валютных операциях. Примерами таких мер являются отказ уполномоченного банка в проведении валютной операции при определённых обстоятельствах (непред­ставление предусмотренных документов), обязанность резиден­тов сообщать об открытии счёта за рубежом, оформление пас­портов внешнеэкономических сделок, составление протоколов о выявленных нарушениях, привлечение нарушителей к ответст­венности и др.

Валютно-правовой режим в РФ основан на международно-правовых стандартах регулирования валютных отношений, пре­дусматривающих использование государством только допусти­мых ограничений. При этом меры валютного регулирования и валютного контроля не должны ограничивать осуществление платежей по текущим валютным операциям (разд. 3 ст. VI Статей Соглашения МВФ).

 

Контрольные вопросы

1) Перечислите экономические функции денег.

2) Дайте характеристику Бреттон-Вудской валютно-финан­совой системы.

3) Каковы международные финансово-правовые механизмы кредитования?

4) Дайте характеристику международно-правовых основ ре­гулирования платежей и расчётов по внешнеэкономическим сдел­кам.

5) Объясните значение термина «валютно-правовой режим». Каковы особенности этого режима в РФ?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.