КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В международной торговле
Тема 4 Валютно-финансовое регулирование
1. Общие положения
Экономическими функциями денег являются: 1) измерение (мера имущественных ценностей); 2) средство расчётов и платежей; 3) средство накопления (тезаврация). Деньги могут представлять собой, по сути, и просто товар (покупка-продажа иностранной валюты). С одной стороны, валютно-финансовое регулирование в каждой стране – суверенное дело каждого государства.С другой стороны, внутригосударственные экономические, торговые, валютные, налоговые и т.п. меры отдельного государства небезразличны для экономических интересов других государств, что является причиной выработки норм и правил в рамках международного экономического (в том числе валютно-финансового) права для обеспечения сбалансированных взаимных интересов государств. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной с обеспечением международных торговых сделок, включает регулирование: 1) международного обращения (обмена) национальных валют; 2) международных кредитных взаимоотношений; 3) взаимных международных расчётов и платежей.
2. Организационно-правовые основы Международного валютного фонда и Всемирного банка
Валютные системы создаются в результате межгосударственного сотрудничества в валютно-финансовой сфере на региональном или универсальном (глобальном) уровне. Целями валютных систем являются: 1) обеспечение стабильного обращения валюты при международных расчётах по текущим внешнеэкономическим сделкам; 2) обеспечение трансграничного перемещения капиталов; 3) разрешение валютно-финансовых проблем (в том числе исправление диспропорций в платёжных балансах государств) за счёт временного предоставления финансовой помощи (кредитов). Бреттон-Вудская валютно-финансовая система, созданная на универсальном уровне и получившая своё название по месту проведения в 1944 г. Валютно-финансовой конференции Объединённых Наций, основана на соглашениях о создании Международного Валютного Фонда (МВФ) и Всемирного банка (Международного Банка Реконструкции и Развития – МБРР), вступивших в силу 27 декабря 1945 г. и в дальнейшем несколько раз изменявшихся. МВФ и МБРР являются специализированными учреждениями ООН. Россия вступила в МВФ и МБРР в 1992 г. Учётной единицей МВФ, используемой в международных отношениях, является СДР (SDR). СДР – это специальные права заимствования. Введение СДР формально относится к 1969 году. Специальные права заимствования не могут быть объектом частного накопления. Квоты государств - членов МВФ выражаются в СДР. Наибольшие квоты в бюджете МВФ имеют следующие государства: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. Квота России является незначительной (примерно – 2,7 % от бюджета МВФ), США – 16,8%. Всемирный банк был создан для оказания странам-членам финансовой (кредитной) помощи в осуществлении ими конкретных проектов. МВФ и МБРР наделены правом принятия обязательных для государств-членов решений по десяткам различных вопросов. Для принятия наиболее важных решений требуется большинство из 70 - 85% голосов. США и Евросоюз в отдельности обладают блокирующим числом голосов.
3. Правовое регулирование международных кредитных отношений
Виды, формы и способы кредитов многообразны. Кредит (в собственном смысле слова) – это заём. Традиционными заёмными (и платёжными) инструментами являются банковские кредиты и ценные бумаги (облигации, чеки, векселя, в том числе переводные). Банковский кредит в настоящее время приобретает новые виды и свойства, так как развиваются сложные формы объединений банков - кредиторов в пулы и синдикаты, которые вырабатывают унифицированные (стандартные) формы договорных отношений заёмщика и кредитора. Сложной формой, обеспечивающей гибкость кредитных схем, являются сделки «своп» (swaps), предусматривающие обмен кредитными обязательствами. В целях унификации национальных норм, регулирующих использование ценных бумаг (как кредитных инструментов), заключаются соответствующие международные соглашения. К наиболее значимым из них относятся: 1) три Женевские вексельные конвенции (1930 г.), на основе одной из которых в РФ принят 1997 г. ФЗ «О переводном и простом векселях»; 2) три Женевские чековые конвенции (1931 г.); 3) Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.); 4) другие международно-правовые акты. Среди различных кредитов, связанных с трансграничным перемещением капитала, необходимо выделить кредиты, предоставляемые: 1) МВФ; 2) Всемирным банком и учреждениями, входящими в его группу; 3) региональными международными банками и финансовыми учреждениями (Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Межамериканским банком развития, Арабским валютным фондом и др.); 4) другими участниками валютно-финансовых отношений. Использование кредитных инструментов регулируется международными и внутригосударственными нормативными правовыми актами. Кредитование в рамках МВФ является финансовой помощью государствам – членам МВФ и направлено на достижение основной цели МВФ – стабилизации и конвертации валют. Первоначальным видом помощи МВФ были операции по продаже фондом конвертируемой валюты с правом выкупа (государство - член МВФ покупало иностранную валюту, оплачивая её своей валютой, а затем в установленные сроки выкупало свою валюту, внося в МВФ конвертируемую валюту). В специальной литературе (Г.М. Вельяминов) такой вид помощи получил название транш-соглашения («золотые транши», «резервные транши»). Далее (с 1952 г.) этот вид помощи был вытеснен соглашениями «стенд-бай» (stand by arrangements). Под механизмом «стенд-бай» согласно ст. XXX (b) Соглашения МВФ понимается решение МВФ, согласно которому государству-члену предоставляется заверение в том, что оно сможет в течение определённого периода и в рамках определённой суммы совершать покупки со счёта общих ресурсов в соответствии с условиями такого решения. Т.е., МВФ открывает государству «кредитную линию» и финансовая помощь предоставляется в размере согласованной суммы в течение определённого времени и определёнными частями (траншами). Получение кредита «стенд-бай» сопряжено с выполнением, как правило, ряда условий (обязательств) государством-заёмщиком. В последующем в МВФ были разработаны особые финансово-правовые механизмы оказания помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой (в скобах указан год введения соответствующего механизма в практику): 1) механизм компенсационного финансирования (1963), в рамках которого предоставляемая финансовая помощь направлена на компенсацию потерь от экспортной выручки в результате изменения цен на мировых рынках; 2) механизм расширенного кредитования (1974), в рамках которого финансовая помощь направлена на преодоление экономических трудностей структурного характера, негативно влияющих на платёжный баланс; 3) механизм политики расширенного доступа (1981), в рамках которого финансовая помощь предоставляется в случае, когда дефицит платёжного баланса государства-заёмщика намного превышает его долевую квоту в бюджете МВФ; 4) механизм структурного урегулирования (1986) и механизм усиленного структурного урегулирования (1987), предусматривающие конкретные условия оказания финансовой помощи развивающимся странам – длительные нарушения платёжного баланса государства-заёмщика и низкий уровень его доходов. При использовании этих механизмов разрабатываются (при участии экспертов как МВФ, так и Всемирного банка) специальные программы структурного урегулирования проблем в экономике страны-заёмщика; 5) механизм дополнительного резерва (1997), предназначенный для оказания финансовой помощи для преодоления чрезвычайных кризисов платёжного баланса и противодействия массовому оттоку капитала из страны-заёмщика. Каждый их указанных механизмов предусматривает определённые условия предоставления кредитов МВФ – размер кредита (в процентах от квоты государства-заёмщика), сроки погашения, проценты по кредиту, требования к государству по разработке программ выхода из кризиса и т.п. Не исключается также применение МВФ и других кредитных схем (механизмов). Кредитование в рамках Всемирного банка (МБРР) осуществляется (обычно с более низкими процентными ставками, чем на международных финансовых рынках) для оказания целевой финансовой помощи странам-членам в осуществлении ими конкретных проектов (программ) экономического развития. В МБРР (также как и в МВФ) разработаны и приняты специальные кредитные схемы. Правительство РФ достаточно часто обращается за финансовой помощью в МБРР (более 50 раз с начала проведения рыночных реформ). В качестве примеров приведём заключение соглашений между Правительством РФ и МБРР о займах для финансирования конкретных проектов – пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера (2001 г.), проекта «Развитие системы государственной статистики-2» (2007 г.), проекта «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» (2007 г.), проекта «Развитие системы государственного кадастрового учёта объектов недвижимости» (2005 г.), проекта «Поддержка судебной реформы» (2007 г.) и многочисленных других проектов. Для финансирования предприятий частного сектора развивающихся стран была создана в 1956 г. специальная организация – Международная финансовая корпорация (МФК). Она является самостоятельным филиалом МБРР со статусом специализированного учреждения ООН и функционирует на коммерческой основе. Россия вступила в 1993 г. в члены МФК. Помимо МФК в группу Всемирного банка входят ещё две организации – Международная ассоциация развития (МАР), созданная в 1960 г., и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), созданное в 1988 г. В настоящее время в мире наблюдается тенденция развития так называемых «диагональных» кредитных отношений (государство – иностранное юридическое лицо), т.е. увеличение доли кредитов, полученных государствами не от МВФ или Всемирного банка, а от частных коммерческих банков.
4. Правовое регулирование международных платежей и расчётов
Международно-правовыми основами регулирования международных платежей и расчётов по внешнеэкономическим сделкам являются: 1) Статьи соглашения (Устав) МВФ и рекомендации МВФ, позволяющие упорядочить текущие расчёты; 2) международные многосторонние конвенции (о переводных и простых векселях, о чеках и др.); 3) документы, разработанные МТП и широко применяемые в международных расчётах (по согласованию между сторонами сделок): - «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (1993 г.); - «Унифицированные правила по инкассо» (1995 г.); - «Унифицированные правила для договорных гарантий» (1993 г.); - «Унифицированные правила для платёжных гарантий» (1992 г.) и др.; 4) документы, разработанные в ЮНСИТРАЛ: - «Правовое руководство по электронному переводу средств» (1987 г.); - Типовой закон «О международных кредитовых переводах» (1992 г.); 5) соглашения о межгосударственном клиринге (клиринг – система безналичных расчётов, основанная на зачёте взаимных требований и обязательств); 6) другие международно-правовые акты (как с обязательной, так и с факультативной силой). Международные расчёты и платежи по внешнеэкономическим сделкам осуществляются через национальные банки – либо центральные, либо пользующиеся правом ведения международных валютных операций (уполномоченные банки). Платежи по текущим международным операциям защищены от принятия государством валютных ограничений (см. ст. VIII Соглашения МВФ), так как любые налагаемые государством - членом МВФ ограничения должны быть утверждены МВФ. Иные трансграничные переводы капитала полностью находятся под соответствующей национальной юрисдикцией. В целях облегчения расчётов используются специальные клиринговые центры. Так, ещё в 1930 г. в Швейцарии (г. Базель) был создан специальный Банк международных расчётов (БМР). Россия вступила в члены БМР в 1996 году. Банком международных расчётов был создан в 1974 г. Базельский комитет по банковскому надзору, который организует обсуждение важнейших проблем сотрудничества между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики, а также координирует меры по обеспечению надзора за деятельностью банков и их отделений.
5. Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Согласно ст. 39 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения МВФ. Основным источником правовых норм, регулирующих в России рассматриваемую сферу отношений, является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающий валютно-правовой режим в РФ. В общем случае валютно-правовой режим включает: - совокупность (систему) валютных ограничений, к которым могут относиться прямые запреты на осуществление валютных операций, количественные валютные ограничения, законодательно установленные требования (например, о репатриации валютной выручки, об обязательной продаже части валютной выручки, о предварительной регистрации, об использовании специального счета, о резервировании и др.). С 1 января 2007 г. в РФ прекратили действие многие валютные ограничения; - порядок реализации валютных ограничений, в частности, порядок осуществления купли-продажи иностранной валюты в РФ, правовой режим счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, порядок проведения резидентами расчётов при осуществлении валютных операций, порядок ввоза в РФ или вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, порядок исполнения требования о репатриации и др.; - меры валютного контроля, осуществляемые специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля) и основанные на получении и анализе информации о валютных операциях. Примерами таких мер являются отказ уполномоченного банка в проведении валютной операции при определённых обстоятельствах (непредставление предусмотренных документов), обязанность резидентов сообщать об открытии счёта за рубежом, оформление паспортов внешнеэкономических сделок, составление протоколов о выявленных нарушениях, привлечение нарушителей к ответственности и др. Валютно-правовой режим в РФ основан на международно-правовых стандартах регулирования валютных отношений, предусматривающих использование государством только допустимых ограничений. При этом меры валютного регулирования и валютного контроля не должны ограничивать осуществление платежей по текущим валютным операциям (разд. 3 ст. VI Статей Соглашения МВФ).
Контрольные вопросы 1) Перечислите экономические функции денег. 2) Дайте характеристику Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы. 3) Каковы международные финансово-правовые механизмы кредитования? 4) Дайте характеристику международно-правовых основ регулирования платежей и расчётов по внешнеэкономическим сделкам. 5) Объясните значение термина «валютно-правовой режим». Каковы особенности этого режима в РФ?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |