Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнеторговой деятельности




Тема 7 Методы государственного регулирования

1. Общая характеристика методов государственного

регулиро­вания внешнеторговой деятельности

 

К методам государственного регулирования внешнетор­говой деятельности относятся: 1) таможенно-тарифное регули­рование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способ­ствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмот­ренные ФЗ «О ВТД». Не допускаются иные методы государст­венного регулирования внешнеторговой деятельности.

Перечисленные методы должны применяться на основе ме­ждународных договоров РФ, базового закона (ФЗ «О ВТД») и других нормативных правовых актов, к которым, в частности, следует отнести ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Россий­ской Федерации с иностранными государствами», ФЗ «Об экс­портном контроле», ФЗ «Об экспорте газа», Закон РФ «О тамо­женном тарифе» и др.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государст­венного регулирования внешней торговли товарами, осуществ­ляемый путём применения ввозных и вывозных таможенных по­шлин. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

Нетарифное регулирование – метод государственного ре­гулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём введения количественных ограничений и иных запретов и огра­ничений экономического характера. Согласно в ст. 20 ФЗ «О ВТД», нетарифное регулирование товарами может осуществ­ляться только в случаях, предусмотренных указанным законом, и при соблюдении требований, указанных в ст. ст. 21 – 24, 26, 27. В данном случае речь идёт о количественных ограничениях, уста­навливаемые Правительством РФ в исключительных случаях, не­дискриминационном применении количественных ограничений, распределении квот, лицензировании в сфере внешней торговли товарами, исключительном праве на экспорт и (или) импорт от­дельных видов товаров, специальных защитных мер, антидем­пинговых мер и компенсационных мер.

Запреты и ограничения внешней торговли услугами и ин­теллектуальной собственностью как метод государственного ре­гулирования внешнеторговой деятельности касается способов оказания услуг, участия РФ в международных санкциях, поддер­жания равновесия платёжного баланса РФ, мер валютного регу­лирования, ответных мер.

Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности, как метод государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности направлен на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности (см. главу 11 ФЗ «О ВТД»).

2. Государственное регулирование внешнеторговой

деятель­ности в области внешней торговли товарами

 

Государственное регулирование внешнеторговой деятель­ности в области внешней торговли товарами осуществляется по­средством двух основных методов:

1) таможенно-тарифного регулирования путём установ­ления ввозных и вывозных таможенных пошлин. Основным ис­точником правовых норм в этой сфере является Закон РФ «О та­моженном тарифе», согласно ст. 2 которого таможенный тариф РФ – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную гра­ницу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной но­менклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). ТНВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров – см. Международную Конвенцию о Гармонизированной системе опи­сания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14.06.1983 г.). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой террито­рии;

2) нетарифного регулирования только применительно к:

- установлению в исключительных случаях Правительством РФ количественных ограничений импорта и экспорта, т.е. квотированию (контингентированию) внешнеторговых поставок. Эти ограничения означают ограничения экспортных и (или) им­портных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты), как пра­вило, на установленный период времени. Количественные огра­ничения экспорта и импорта являются прямой административной формой государственного регулирования внешней торговли, т. к. они непосредственно регламентируют условия выхода организа­ции (предпринимателя) на внешний рынок. Такое регулирование внешнеторговой деятельности может быть необходимым в пе­риод чрезвычайных ситуаций (экономические кризисы, войны и т.д.). Российское законодательство в условиях максимального приближения к стандартам ВТО устанавливает принцип общего запрета количественных ограничений, однако в исключительных случаях, непосредственно предусмотренных ФЗ «О ВТД» (ст. 21), количественные ограничения могут быть установлены;

- недискриминационному применению количественных ограничений (ст. 22 ФЗ «О ВТД»). Данный принцип означает, что в случае установления количественных ограничений импорта и (или) экспорта товара такие ограничения применяются незави­симо от страны происхождения товара. Принцип недискримина­ционного применения количественных ограничений может не применяться в отдельных случаях (п. п. 3 – 5 ст. 22, ст.ст. 37, 38, 40 ФЗ «О ВТД»);

- распределению квоты (ст. 23 ФЗ «О ВТД»). При приня­тии решения о введении квоты Правительство РФ определяет ме­тод распределения квоты и в соответствующем случае устанав­ливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределе­ние квоты основывается на равноправии участников внешнетор­говой деятельности в отношении получения квоты и их недис­криминации по признакам формы собственности, места регист­рации или положения на рынке;

- лицензированию в сфере внешней торговли товарами (ст. 24 ФЗ «О ВТД»), которое устанавливается только в четырёх предусмотренных законом случаях – введение временных коли­чественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров; предоставление исключитель­ного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; выполнение РФ международных обязательств. В этих случаях основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов това­ров является лицензия, выдаваемая уполномоченным федераль­ным органом исполнительной власти (в настоящее время – Мин­промторг России). Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контроли­руемыми товарами и технологиями применительно к внешнеэко­номической деятельности в отношении товаров, информации, ра­бот, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов воору­жения и военной техники либо при подготовке и (или) соверше­нии террористических актов, выдаются специально уполномо­ченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (в настоящее время – ФСТЭК России);;

- исключительному праву на экспорт и (или) импорт от­дельных видов товаров (ст. 26 ФЗ «О ВТД»). Право на осуще­ствление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путём предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни отдельных видов то­варов, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется ис­ключительное право, а также организации, которым предоставля­ется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами;

- специальным защитным мерам, антидемпинговым ме­рам и компенсационным мерам (ст. 27 ФЗ «О ВТД»). В соот­ветствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» указанные меры могут вводиться для защиты экономических интересов россий­ских производителей товаров. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную терри­торию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной по­шлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинго­вому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобре­ния ценовых обязательств, принятых экспортёром. Компенсаци­онная мера – мера по нейтрализации воздействия специфиче­ской субсидии иностранного государства (союза иностранных го­сударств) на отрасль российской экономики, применяемая по ре­шению Правительства РФ посредством введения компенсацион­ной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномочен­ным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортёром.

Государственное регулирование внешнеторговой деятель­ности в области внешней торговли товарами осуществляется также (помимо вышеуказанных методов) посредством принятия предусмотренных ФЗ «О ВТД» конкретных мер, которые зако­нодатель не отнёс к методам государственного регулирования (введение в закон таких мер обусловлено приведением россий­ского законодательства в соответствии с требованиями ВТО):

- наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров (ст. 25 ФЗ «О ВТД») – временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных ви­дов товаров. Цель наблюдения – получение информации о ходе экспортных и (или) импортных операций в отношении наблю­даемых товаров. На основе анализа этой информации могут быть применены те или иные методы государственного регулирования. Целью наблюдения может быть также оценка результативности использованных ранее методов регулирования;

- предотгрузочной инспекции (ст. 28 ФЗ «О ВТД»), под которой понимается проверка качества, количества, цены, вклю­чая её финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в РФ. В целях защиты прав и интересов потребителей, противодей­ствия недобросовестной практике искажения сведений об импор­тируемых в РФ товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ. Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдель­ных товаров на срок, не превышающий трёх лет. Перечни това­ров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, утверждаются Правительством РФ, которое одновременно с при­нятием решения о введении предотгрузочной инспекции снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых та­кая инспекция вводится. Орган предотгрузочной инспекции оп­ределяется Правительством РФ по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции и осуществляет свою дея­тельность на основании соглашения с Правительством РФ. Им­порт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, осуще­ствляется только при наличии сертификата о прохождении пре­дотгрузочной инспекции;

- национального режима в отношении товаров, происхо­дящих из иностранных государств (ст. 29 ФЗ «О ВТД»). На­циональный режим означает предоставление иностранных юри­дических и физических лица на территории данного государства тех же прав и преимуществ, какими пользуются в государстве его собственные юридические и физические лица. Применение на­ционального режима относится к: 1) налогообложению (не до­пускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависи­мости от страны происхождения товаров); 2) соблюдению обяза­тельных требований к товару (технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из ино­странного государства, таким же образом, каким они применя­ются к аналогичным товарам российского происхождения); 3) продаже, предложению к продаже, покупке, перевозке, распреде­лению или использованию товара на внутреннем рынке РФ (то­варам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благо­приятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирую­щим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ. Данное положение не препятствует применению дифференцированных платежей, свя­занных с перевозкой и основанных исключительно на стоимости эксплуатации транспортных средств, а не на происхождении то­вара). Товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, которые не имеют международ­ных договоров с РФ о предоставлении товарам российского про­исхождения национального режима, соответствии с законода­тельством РФ может предоставляться иной режим регулирова­ния. Положения в отношении национального режима не приме­няются к поставкам товаров для государственных или муници­пальных нужд;

- платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров (ст. 30 ФЗ «О ВТД»). Все платежи, установленные нор­мативными правовыми актами РФ, взимаемые в связи с импор­том и экспортом товаров и не являющиеся таможенными пошли­нами и иными налогами, не должны превышать приблизитель­ную стоимость оказанных услуг и представлять собой защиту то­варов российского происхождения или обложение в фискальных целях (почти дословное воспроизведение ст. VIII ГАТТ);

- свободы международного транзита (ст. 31 ФЗ «О ВТД»). Если иное не установлено федеральными законами, международ­ный транзит осуществляется свободно по железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным путям, наиболее подходя­щим для международных перевозок;

- мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов (ст. 32 ФЗ «О ВТД»). Эти меры являются запретами и ограничения неэкономи­ческого характера (в отличие от нетарифного регулирования). Они могут вводиться исходя из национальных интересов и в со­ответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Эти меры могут вводиться для достижения целей, ус­тановленных законом (соблюдение общественной морали или правопорядка, охрана жизни или здоровья граждан, выполнение международных обязательств РФ, обеспечение обороны страны и безопасности государства и др.). Многочисленные российские за­коны содержат различного рода запреты и ограничения, влияю­щие на внешнюю торговлю (например, ФЗ «Об оружии», «О вы­возе и ввозе культурных ценностей», «Об экспортном контроле», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О наркоти­ческих средствах и психотропных веществах» и др.).

 

3. Государственное регулирование внешнеторговой

деятель­ности в области внешней торговли услугами

и интеллектуальной собственностью

 

Государственное регулирование внешней торговли услу­гами по методам регулирования имеет существенные отличия от внешней торговли товарами. Применительно к внешней торговле услугами правовое значение имеют момент предоставления ус­луги, факт её оказания и государственная принадлежность ис­полнителя и заказчика услуги. Учитывая эти обстоятельства, не­обходимо чётко регламентировать в национальном законодатель­стве возможные способы внешней торговли услугами, что соот­ветствует международно-правовым актам.

Согласно ст. 33 ФЗ «О ВТД» внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами: 1) с территории РФ на территорию иностранного государства; 2) с территории ино­странного государства на территорию РФ; 3) на территории РФ иностранному заказчику услуг; 4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг; 5) российским испол­нителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на тер­ритории иностранного государства, путём присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства; 6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, пу­тём присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ; 7) российским ис­полнителем услуг путем коммерческого присутствия на террито­рии иностранного государства; 8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Внешняя торговля услугами осуществляется на основе принципа национального режима (ст. 34 ФЗ «О ВТД»), кото­рый учитывает положения международных соглашений в данной сфере (ГАТС и др.).

В сфере внешней торговли интеллектуальной собствен­ностью определённые полномочия имеют таможенные органы. Так, в соответствии со ст. 12 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллек­туальной собственности, а также осуществляют противодействие незаконному обороту объектов, содержащих интеллектуальную собственность. Таможенные органы принимают меры по защите прав на интеллектуальную собственность, связанные с приоста­новлением выпуска товаров, в соответствии с главой 46 Тамо­женного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического со­общества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17) и главой 42 ФЗ «О та­моженном регулировании в Российской Федерации».

Одним из методов государственного регулирования внеш­неторговой деятельности является установление запретов и ог­раничений торговли услугами и интеллектуальной собствен­ностью. Внешняя торговля услугами и интеллектуальной собст­венностью может быть ограничена мерами, вводимыми исходя из национальных интересов (ст. ст. 34, 36 ФЗ «О ВТД»).

 

4. Особые режимы осуществления

внешнеторговой деятельно­сти

 

К особым режимам осуществления внешнеторговой дея­тельности относятся два правовых режима: 1) режим пригранич­ной торговли (ст. 41 ФЗ «О ВТД»); 2) режим особых экономиче­ских зон (ст. 42 ФЗ «О ВТД»).

Приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора РФ с сопредельным иностран­ным государством или группой сопредельных иностранных госу­дарств.

Особый режим внешнеторговой деятельности на террито­риях особых экономических зон устанавливается ФЗ «Об осо­бых экономических зонах в Российской Федерации», в соответст­вии с которым (ст. 2) особая экономическая зона – определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельно­сти. Особые экономические зоны создаются в целях развития об­рабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных от­раслей, производства новых видов продукции, транспортной ин­фраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих четырёх типов: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные и 4) пор­товые особые экономические зоны.

 

5. Особенности государственного регулирования

внешнетор­говых бартерных сделок

 

Внешнеторговая бартерная сделка – это сделка, совер­шаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и пре­дусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллек­туальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при её осу­ществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Особенности государственного регулирования внешне­торговых бартерных сделок устанавливаются главой 10 ФЗ «О ВТД» и касаются мер, применяемых в отношении внешнеторго­вых бартерных сделок (запретов и ограничений), порядка кон­троля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учёта, особенностей осуществления внешнеторговых бартерных сделок, порядка оформления документов.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответ­ствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в ко­тором в том числе указываются сведения о платежах с использо­ванием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частич­ным использованием денежных и (или) иных платежных средств.

 

6. Защита национальных интересов России

при осуществлении внешнеторговой деятельности

 

Защита национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности предусматривает:

- осуществление экспортного контроля в соответствии с ФЗ «Об экспортном контроле»;

- возможность введения специальных защитных, антидем­пинговых и компенсационных мер для защиты экономических интересов российских производителей товаров в соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсаци­онных мер при импорте товаров»;

- возможность введения исходя из национальных интересов мер, не носящих экономического характера и затрагивающих внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для других предусмотренных зако­ном целей (ст. 32 ФЗ «О ВТД»);

- возможность введения специальных экономических мер в соответствии с ФЗ «О специальных экономических мерах».

 

7. З апреты и ограничения внешней торговли товарами,

услугами и интеллектуальной собственно­стью

 

Законодатель установил следующие виды запретов и огра­ничений в сфере внешней торговли (см. главу 8 ФЗ «О ВТД»):

- запреты и ограничения внешней торговли товарами, услу­гами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях;

- ограничение внешней торговли товарами, услугами и ин­теллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платёжного баланса РФ;

- ограничение внешней торговли товарами, услугами и ин­теллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования;

- введение Правительством РФ ответных мер.

 

Контрольные вопросы

1) Перечислите методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренные российским за­конодательством.

2) В каких случаях устанавливается лицензирование в сфере внешней торговли?

3) В чём состоит отличие друг от друга специальных защит­ных, антидемпинговых и компенсационных мер?

4) Назовите способы внешней торговли услугами.

5) Какие правовые режимы относятся к особым режимам осуществления внешнеторговой деятельно­сти?

6) Как осуществляется защита национальных интересов России при осуществлении внешнеторговой деятельности?

 

 

Раздел 4. Организационно-правовые формы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.