КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешнеторговой деятельности
Тема 7 Методы государственного регулирования 1. Общая характеристика методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные ФЗ «О ВТД». Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Перечисленные методы должны применяться на основе международных договоров РФ, базового закона (ФЗ «О ВТД») и других нормативных правовых актов, к которым, в частности, следует отнести ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «Об экспорте газа», Закон РФ «О таможенном тарифе» и др. Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Согласно в ст. 20 ФЗ «О ВТД», нетарифное регулирование товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных указанным законом, и при соблюдении требований, указанных в ст. ст. 21 – 24, 26, 27. В данном случае речь идёт о количественных ограничениях, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях, недискриминационном применении количественных ограничений, распределении квот, лицензировании в сфере внешней торговли товарами, исключительном праве на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер. Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности касается способов оказания услуг, участия РФ в международных санкциях, поддержания равновесия платёжного баланса РФ, мер валютного регулирования, ответных мер. Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности, как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности направлен на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности (см. главу 11 ФЗ «О ВТД»). 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами осуществляется посредством двух основных методов: 1) таможенно-тарифного регулирования путём установления ввозных и вывозных таможенных пошлин. Основным источником правовых норм в этой сфере является Закон РФ «О таможенном тарифе», согласно ст. 2 которого таможенный тариф РФ – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). ТНВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров – см. Международную Конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14.06.1983 г.). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой территории; 2) нетарифного регулирования только применительно к: - установлению в исключительных случаях Правительством РФ количественных ограничений импорта и экспорта, т.е. квотированию (контингентированию) внешнеторговых поставок. Эти ограничения означают ограничения экспортных и (или) импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты), как правило, на установленный период времени. Количественные ограничения экспорта и импорта являются прямой административной формой государственного регулирования внешней торговли, т. к. они непосредственно регламентируют условия выхода организации (предпринимателя) на внешний рынок. Такое регулирование внешнеторговой деятельности может быть необходимым в период чрезвычайных ситуаций (экономические кризисы, войны и т.д.). Российское законодательство в условиях максимального приближения к стандартам ВТО устанавливает принцип общего запрета количественных ограничений, однако в исключительных случаях, непосредственно предусмотренных ФЗ «О ВТД» (ст. 21), количественные ограничения могут быть установлены; - недискриминационному применению количественных ограничений (ст. 22 ФЗ «О ВТД»). Данный принцип означает, что в случае установления количественных ограничений импорта и (или) экспорта товара такие ограничения применяются независимо от страны происхождения товара. Принцип недискриминационного применения количественных ограничений может не применяться в отдельных случаях (п. п. 3 – 5 ст. 22, ст.ст. 37, 38, 40 ФЗ «О ВТД»); - распределению квоты (ст. 23 ФЗ «О ВТД»). При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке; - лицензированию в сфере внешней торговли товарами (ст. 24 ФЗ «О ВТД»), которое устанавливается только в четырёх предусмотренных законом случаях – введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров; предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; выполнение РФ международных обязательств. В этих случаях основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров является лицензия, выдаваемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время – Минпромторг России). Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями применительно к внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (в настоящее время – ФСТЭК России);; - исключительному праву на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26 ФЗ «О ВТД»). Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путём предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами; - специальным защитным мерам, антидемпинговым мерам и компенсационным мерам (ст. 27 ФЗ «О ВТД»). В соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» указанные меры могут вводиться для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортёром. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортёром. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами осуществляется также (помимо вышеуказанных методов) посредством принятия предусмотренных ФЗ «О ВТД» конкретных мер, которые законодатель не отнёс к методам государственного регулирования (введение в закон таких мер обусловлено приведением российского законодательства в соответствии с требованиями ВТО): - наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров (ст. 25 ФЗ «О ВТД») – временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Цель наблюдения – получение информации о ходе экспортных и (или) импортных операций в отношении наблюдаемых товаров. На основе анализа этой информации могут быть применены те или иные методы государственного регулирования. Целью наблюдения может быть также оценка результативности использованных ранее методов регулирования; - предотгрузочной инспекции (ст. 28 ФЗ «О ВТД»), под которой понимается проверка качества, количества, цены, включая её финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в РФ. В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ. Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий трёх лет. Перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, утверждаются Правительством РФ, которое одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится. Орган предотгрузочной инспекции определяется Правительством РФ по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции и осуществляет свою деятельность на основании соглашения с Правительством РФ. Импорт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, осуществляется только при наличии сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции; - национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств (ст. 29 ФЗ «О ВТД»). Национальный режим означает предоставление иностранных юридических и физических лица на территории данного государства тех же прав и преимуществ, какими пользуются в государстве его собственные юридические и физические лица. Применение национального режима относится к: 1) налогообложению (не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров); 2) соблюдению обязательных требований к товару (технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения); 3) продаже, предложению к продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товара на внутреннем рынке РФ (товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ. Данное положение не препятствует применению дифференцированных платежей, связанных с перевозкой и основанных исключительно на стоимости эксплуатации транспортных средств, а не на происхождении товара). Товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, которые не имеют международных договоров с РФ о предоставлении товарам российского происхождения национального режима, соответствии с законодательством РФ может предоставляться иной режим регулирования. Положения в отношении национального режима не применяются к поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд; - платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров (ст. 30 ФЗ «О ВТД»). Все платежи, установленные нормативными правовыми актами РФ, взимаемые в связи с импортом и экспортом товаров и не являющиеся таможенными пошлинами и иными налогами, не должны превышать приблизительную стоимость оказанных услуг и представлять собой защиту товаров российского происхождения или обложение в фискальных целях (почти дословное воспроизведение ст. VIII ГАТТ); - свободы международного транзита (ст. 31 ФЗ «О ВТД»). Если иное не установлено федеральными законами, международный транзит осуществляется свободно по железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным путям, наиболее подходящим для международных перевозок; - мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов (ст. 32 ФЗ «О ВТД»). Эти меры являются запретами и ограничения неэкономического характера (в отличие от нетарифного регулирования). Они могут вводиться исходя из национальных интересов и в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Эти меры могут вводиться для достижения целей, установленных законом (соблюдение общественной морали или правопорядка, охрана жизни или здоровья граждан, выполнение международных обязательств РФ, обеспечение обороны страны и безопасности государства и др.). Многочисленные российские законы содержат различного рода запреты и ограничения, влияющие на внешнюю торговлю (например, ФЗ «Об оружии», «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «Об экспортном контроле», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О наркотических средствах и психотропных веществах» и др.).
3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью
Государственное регулирование внешней торговли услугами по методам регулирования имеет существенные отличия от внешней торговли товарами. Применительно к внешней торговле услугами правовое значение имеют момент предоставления услуги, факт её оказания и государственная принадлежность исполнителя и заказчика услуги. Учитывая эти обстоятельства, необходимо чётко регламентировать в национальном законодательстве возможные способы внешней торговли услугами, что соответствует международно-правовым актам. Согласно ст. 33 ФЗ «О ВТД» внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами: 1) с территории РФ на территорию иностранного государства; 2) с территории иностранного государства на территорию РФ; 3) на территории РФ иностранному заказчику услуг; 4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг; 5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путём присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства; 6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путём присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ; 7) российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства; 8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ. Внешняя торговля услугами осуществляется на основе принципа национального режима (ст. 34 ФЗ «О ВТД»), который учитывает положения международных соглашений в данной сфере (ГАТС и др.). В сфере внешней торговли интеллектуальной собственностью определённые полномочия имеют таможенные органы. Так, в соответствии со ст. 12 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, а также осуществляют противодействие незаконному обороту объектов, содержащих интеллектуальную собственность. Таможенные органы принимают меры по защите прав на интеллектуальную собственность, связанные с приостановлением выпуска товаров, в соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17) и главой 42 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Одним из методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности является установление запретов и ограничений торговли услугами и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, вводимыми исходя из национальных интересов (ст. ст. 34, 36 ФЗ «О ВТД»).
4. Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности
К особым режимам осуществления внешнеторговой деятельности относятся два правовых режима: 1) режим приграничной торговли (ст. 41 ФЗ «О ВТД»); 2) режим особых экономических зон (ст. 42 ФЗ «О ВТД»). Приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора РФ с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств. Особый режим внешнеторговой деятельности на территориях особых экономических зон устанавливается ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в соответствии с которым (ст. 2) особая экономическая зона – определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих четырёх типов: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные и 4) портовые особые экономические зоны.
5. Особенности государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок
Внешнеторговая бартерная сделка – это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при её осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. Особенности государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок устанавливаются главой 10 ФЗ «О ВТД» и касаются мер, применяемых в отношении внешнеторговых бартерных сделок (запретов и ограничений), порядка контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учёта, особенностей осуществления внешнеторговых бартерных сделок, порядка оформления документов. Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств.
6. Защита национальных интересов России при осуществлении внешнеторговой деятельности
Защита национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности предусматривает: - осуществление экспортного контроля в соответствии с ФЗ «Об экспортном контроле»; - возможность введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты экономических интересов российских производителей товаров в соответствии с ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров»; - возможность введения исходя из национальных интересов мер, не носящих экономического характера и затрагивающих внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для других предусмотренных законом целей (ст. 32 ФЗ «О ВТД»); - возможность введения специальных экономических мер в соответствии с ФЗ «О специальных экономических мерах».
7. З апреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью
Законодатель установил следующие виды запретов и ограничений в сфере внешней торговли (см. главу 8 ФЗ «О ВТД»): - запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях; - ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платёжного баланса РФ; - ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования; - введение Правительством РФ ответных мер.
Контрольные вопросы 1) Перечислите методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренные российским законодательством. 2) В каких случаях устанавливается лицензирование в сфере внешней торговли? 3) В чём состоит отличие друг от друга специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер? 4) Назовите способы внешней торговли услугами. 5) Какие правовые режимы относятся к особым режимам осуществления внешнеторговой деятельности? 6) Как осуществляется защита национальных интересов России при осуществлении внешнеторговой деятельности?
Раздел 4. Организационно-правовые формы
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 5767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |