Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 Источники правовых норм, регламен­тирующих отноше­ния в сфере внешнеэконо­мической деятельности




1. Основные нормативные правовые акты,

регламентирующие отношения в сфере

внешнеэкономической деятельности

По юридической силе нормативные правовые акты, содер­жащие правовые нормы, регламентирующие ВЭД, подразделя­ются на: 1) Конституцию РФ; 2) международные договоры, дей­ствующие в РФ; 3) Федеральные законы (до 1994 года – Законы РФ); 4) подзаконные акты федерального уровня (Указы Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти); 5) законы и иные акты субъек­тов РФ, соответствующие федеральному законодательству; 6) нормативные правовые акты СССР и РСФСР, соответствующие действующему законодательству и не отменённые на данный момент.

Конституция РФ содержит ряд норм, определяющих общие начала правового регулирования ВЭД (ст. ст. 71, 72, 74). Консти­туционные нормы, затрагивающие сферу ВЭД, полу­чают разви­тие в федеральных законах.

Основным системообразующим законодательным актом в рассматриваемой сфере является ФЗ «Об основах государствен­ного регулиро­вания внешнеторговой деятельности». Наряду с ним законода­тельство Российской Федерации содержит и дру­гие федеральные законы, регламентирующие отдельные ас­пекты внешнеторговой деятельности – ФЗ «О таможенном регу­лиро­ва­нии в Российской Федерации», ФЗ «О специаль­ных за­щитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при им­порте това­ров», ФЗ «О военно-тех­ническом сотрудничестве Рос­сийской Федерации с ино­странными государствами», ФЗ «Об экспорт­ном контроле», ФЗ «О координа­ции международных и внешнеэконо­мических связей субъ­ектов Российской Федерации».

Кроме того, многие законодательные положения, касаю­щиеся государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности, рассредоточены по различным федеральным законам, предмет которых связан с внешней торговлей прямо или опосре­дованно. Такие нормы можно отыскать, например, в Таможенном кодексе ТС, Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, ФЗ «О валютном ре­гулировании и валютном контроле», Законе РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Фе­дера­ции», ФЗ «О со­глашениях о разделе продукции», ФЗ «Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации» и др.

Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве, регулирующем внешнеторговую деятельность, значи­тельно возрастает за счет законов, содержащих специальные раз­делы (главы, статьи), устанавливающие порядок совершения экс­портно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров).

Подзаконные акты, регулирующие внешнеторговую дея­тельность, принимаются по прямому предписанию, содержаще­муся в законе, или в развитие законодательного акта, которым данный вопрос не был подробно урегулирован.

В настоящее время Президент РФ осущест­вляет указанное нормотворчество, как правило, в тех сферах внешнеторгового ре­гулирования, которые непосредственно заре­зервированы за ним соответствующими законами: 1) военно-тех­ническое сотрудниче­ство с иностранными государствами; 2) экс­портный контроль; 3) внешнеторговый оборот драгоценных ме­таллов и драгоценных камней.

Общее количество нормативных актов Правительства РФ, регулирующих внешнеторговую деятельность, в настоящее время исчисляется сотнями. Так, постановлениями ТС, в частности, устанавливаются ставки ввозных и вывозных тамо­женных пошлин, защитные меры во внешней торговле, порядок лицензирования внешнеторговых операций и внешнеторговые квоты,организуются мероприятия в рамках экспортного кон­троля, например, определяются особенности применения специ­альных защит­ных, антидемпинговых и компенсационных мер при им­порте товаров, устанавливается порядок ввоза вТС и вы­воза из ТС отдель­ных видов товаров.

Среди подзаконных актов, регули­рующих внешнеторговую деятельность, следует назвать нормативные правовые акты феде­ральных органов исполнительной власти. Функция по принятию нормативных правовых ак­тов, регулирующих внешнеторговую деятельность, закреплена за Минпромторгом (до 2008 г. – за Ми­нэкономразвития России). Функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-право­вому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельно­сти (за исключением внешней торговли) закреплены за Минэкономразвития России.

Наряду с «профильным» федеральным органом исполни­тельной власти (Минпромторг России) в создании нормативно-правовой базы внешнеторговой деятельности принимают участие и иные органы отраслевого управления (федеральные министер­ства). К таким министерствам относятся, в частности, Министер­ство сельского хозяйства РФ, Министерство финансов РФ, Мини­стерство здравоохранения и социального развития РФ, Ми­ни­стерство культуры РФ и др.

Помимо вышеуказанных федеральных министерств нормо­творческими полномочиями в сфере ВЭД наделены также неко­торые федеральные службы – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техниче­скому и экспортному контролю и др.

Наряду с государственными органами в формировании нор­мативно-правовой базы, регулирующей ВЭД, могут принимать участие и негосударственные орга­низации в случаях, специально оговоренных в законах. Прежде всего, это – Торгово-промыш­ленная палата РФ, принимаю­щая участие в международной системе АТА.

2. Международно-правовые источники,

регламентирующие отношения в сфере ВЭД

 

В формально-юридическом смысле к таким источникам следует отнести международные договоры, решения межправи­тельственных организаций и конференций, принципы междуна­родного права, источники «мягкого» права.

Международные торгово-экономические договоры по коли­честву участвующих в них субъектов классифицируются на мно­госторонние и двусторонние. При этом в условиях глобализации наблюдается тенденция постепенного смещения международных экономических связей в сторону многостороннего экономиче­ского сотрудничества.

Многосторонние международные договоры в рассматри­вае­мой сфере по предмету регулирования можно условно разде­лить на следующие виды 1) Генеральное соглашение по тарифам и торговле – базовое соглашение универсального и всеобъемлю­щего характера; 2) соглашения, образующие в совокупности правовую систему Всемирной торговой организации (ВТО), т.е. источники «права ВТО»; 3) учредительные документы межпра­вительственных организаций; 4) соглашения о торговле сырье­выми, продовольственными и отдельными другими товарами; 5) акты, регулирующие международный торговый оборот, защиту прав интеллектуальной собственности и интересов иностранных инвесторов; 6) договоры и конвенции международного процессу­ального права; 7) договоры, регулирующие экономическое со­трудничество в отдельных сферах (транспорт и связь, охрана ок­ружающей среды, миграция населения и др.); 8) многосторонние соглашения, регулирующие международные валютно-кредитные отношения.

Несмотря на широкое применение многосторонних догово­ров для урегулирования международных (как межгосударствен­ных, так и частных) торгово-экономических отношений, двусто­роннее договорное регулирование международных экономи­че­ских связейне теряет своего значения, что подтверждается боль­шим количеством соответствующих соглашений. Отметим, что двусторонние торговые договоры являются исторически пер­вой международно-правовой формой урегулирования междуна­род­ного торгового сотрудничества. Тысячи таких договоров были подписаны в течение многих лет.

Огромное количество двусторонних международных дого­воров торгово-экономического значения можно условно разде­лить (по предмету регулирования) на следующие виды: 1) дого­воры общего политико-экономического значения и долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-техниче­ского сотрудничества; 2) соглашения о производственном со­трудничестве, научно-техническом содействии, об оказании тех­нического содействия в строительстве; 3) соглашения о междуна­родных валютных расчетах и кредитах, в том числе кредитные, клиринговые соглашения и контингентно-клиринговые соглаше­ния; 4) соглашения о поощрении и защите инвестиций; 5) согла­шения об избежании двойного налогообложения; 6) другие виды соглашений.

Приведенные выше виды как многосторонних, так и дву­сторонних международных соглашений не являются исчерпы­вающими. В условиях непрерывного развития мировой эконо­мики, усложнения, диверсификации и глобализации междуна­родных экономических связей появляются новые разновидности международных соглашений, в том числе смешанные формы до­говорного урегулирования международного торгового, инвести­ционного, финансового и иного экономического сотрудниче­ства.

Решения международных организаций и конференций среди источников, регулирующих международную экономиче­скую дея­тельность, могут иметь как рекомендательную, так и обязатель­ную силу. К таким источникам следует отнести, в част­ности: 1) рекомендации (резолюции) Генеральной Ассамблеи ООН по ус­тановлению общих принципов международного эко­номи­ческого сотрудничества; 2) резолюции Совета Безопасности ООН по во­просам введения международных экономических санкций; 3) ре­шения Международного валютного фонда (МВФ) и Между­на­родного банка реконструкции и развития (МБРР); 4) решения и акты региональных интеграционных организаций (объединений); 5) решения Конференции Организации Объеди­ненных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД); 6) решения межгосударствен­ных экономических конференций.

В большинстве случаев по юридической силе решения меж­правительственных организаций и конференций не являются им­перативными, т.е. носят характер рекомендательных норм. Ис­ключения составляют решения региональных интеграционных организаций, резолюции Совета Безопасности ООН, некоторые решения в рамках МВФ и МБРР. Однако следует отметить, что и решения факультативного характера, принимаемые органами и учреждениями ООН, имеют большое экономико-политическое значение, так как распространяются практически на все мировое сообщество.

Особое место в системе правового регулирования внешне­экономической деятельности занимают общепризнанные нормы и принципы международного права. Среди таких принципов вы­деляют: 1) основные, общепризнанные принципы – суверен­ного равенства государств, сотрудничества, непримене­ния силы и уг­розы силой, мирного разрешения международных споров, все­об­щего уважения прав человека, добросовестного вы­полнения ме­ждународных обязательств и др.; 2) специальные принципы меж­дународного экономического права – недискри­минации, прин­цип наиболее благоприятствуемой нации (принцип наи­большего благоприятствования), национального режима, вза­им­ной выгоды, преференциального режима и др.

Признанными в международном торговом обороте докумен­тами – источниками «мягкого» торгового права являются: Прин­ципы международных коммерческих договоров, разра­бо­танные Международным институтом кодификации част­ного права (УНИДРУА); Международные правила толкования торго­вых терминов (ИНКОТЕРМС), разработанные Международной тор­говой палатой; Типовые контракты и проформы для экспорт­ных поставок и монтажа машинного оборудования за границей и дру­гие до­кументы, выработанные под руководством Европейской экономической комиссии ООН; Типовые законы, разрабатывае­мые Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

По мере признания «мягкого права» большинством госу­дарств, по мере защиты его в международных третейских и иных судах и принудительного исполнения данное право постепенно превращается в общеобязательное.

В соответствии с Федеральным законом от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международ­ных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Феде­рации» субъекты РФ могут за­ключать международные соглаше­ния на межправительственном и межведомственном уровнях. Однако их полномочия не могут выходить за пределы полномо­чий, предоставленных им Консти­туцией РФ, федеральным зако­нодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Предусматривается обязательная регистрация со­глашений об осуществлении международных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов РФ, которая осуществляется Министер­ством юстиции РФ.

Что касается органов местного самоуправления, то на осно­вании статьи 17 (п.п. 8 п. 1) ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного само­управления в Российской Федерации»в целях решения вопросов местного значения органы местного само­управления поселений, муниципальных районов и городских ок­ругов обладают полно­мочиями по осуществлению международ­ных и внешнеэкономи­ческих связей в соответствии с федераль­ными законами. По сво­ему содержанию такие акты чаще всего являются соглашениями о намерении по осуществлению сторо­нами в дальнейшем дея­тельности, направленной на расширение контактов между хозяй­ствующими субъектами, расположенными на территориях муни­ципальных образований.

 

Контрольные вопросы

1) Какие основные федеральные законы регулируют отно­шения в сфере внешнеэкономической деятельности?

2) По каким вопросам внешнеэкономической деятельности подзаконное нормотворчество осуществляется Президентом Рос­сии?

3) Дайте характеристику форм участия Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в регулировании внешнеэкономической деятельности.

4) Перечислите основные международно-правовые источ­ники правовых норм, регулирующих международные экономиче­ские связи.

Раздел 2. Правовые основы международной торговли

 

Изучив материалы раздела, Вы сможете:

 

- определить международно-правовые формы регулирова­ния торгового сотрудничества между государствами;

- ознакомиться с мерами регулирования международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственно­стью;

- дать общую характеристику нарушений и ограничений междуна­родного торгово-экономического правопорядка;

- уяснить роль и значение валютно-финансового регулиро­вания в международной торговле;

- ознакомиться с организационно-правовыми основами Ме­ждународного валют­ного фонда и Всемирного банка;

- определить содержание и порядок заключения внешнетор­гового контракта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.