КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2 Источники правовых норм, регламентирующих отношения в сфере внешнеэкономической деятельности
1. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере внешнеэкономической деятельности По юридической силе нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регламентирующие ВЭД, подразделяются на: 1) Конституцию РФ; 2) международные договоры, действующие в РФ; 3) Федеральные законы (до 1994 года – Законы РФ); 4) подзаконные акты федерального уровня (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти); 5) законы и иные акты субъектов РФ, соответствующие федеральному законодательству; 6) нормативные правовые акты СССР и РСФСР, соответствующие действующему законодательству и не отменённые на данный момент. Конституция РФ содержит ряд норм, определяющих общие начала правового регулирования ВЭД (ст. ст. 71, 72, 74). Конституционные нормы, затрагивающие сферу ВЭД, получают развитие в федеральных законах. Основным системообразующим законодательным актом в рассматриваемой сфере является ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Наряду с ним законодательство Российской Федерации содержит и другие федеральные законы, регламентирующие отдельные аспекты внешнеторговой деятельности – ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Кроме того, многие законодательные положения, касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности, рассредоточены по различным федеральным законам, предмет которых связан с внешней торговлей прямо или опосредованно. Такие нормы можно отыскать, например, в Таможенном кодексе ТС, Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Законе РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и др. Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве, регулирующем внешнеторговую деятельность, значительно возрастает за счет законов, содержащих специальные разделы (главы, статьи), устанавливающие порядок совершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров). Подзаконные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность, принимаются по прямому предписанию, содержащемуся в законе, или в развитие законодательного акта, которым данный вопрос не был подробно урегулирован. В настоящее время Президент РФ осуществляет указанное нормотворчество, как правило, в тех сферах внешнеторгового регулирования, которые непосредственно зарезервированы за ним соответствующими законами: 1) военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами; 2) экспортный контроль; 3) внешнеторговый оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Общее количество нормативных актов Правительства РФ, регулирующих внешнеторговую деятельность, в настоящее время исчисляется сотнями. Так, постановлениями ТС, в частности, устанавливаются ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, защитные меры во внешней торговле, порядок лицензирования внешнеторговых операций и внешнеторговые квоты,организуются мероприятия в рамках экспортного контроля, например, определяются особенности применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, устанавливается порядок ввоза вТС и вывоза из ТС отдельных видов товаров. Среди подзаконных актов, регулирующих внешнеторговую деятельность, следует назвать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Функция по принятию нормативных правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность, закреплена за Минпромторгом (до 2008 г. – за Минэкономразвития России). Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли) закреплены за Минэкономразвития России. Наряду с «профильным» федеральным органом исполнительной власти (Минпромторг России) в создании нормативно-правовой базы внешнеторговой деятельности принимают участие и иные органы отраслевого управления (федеральные министерства). К таким министерствам относятся, в частности, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры РФ и др. Помимо вышеуказанных федеральных министерств нормотворческими полномочиями в сфере ВЭД наделены также некоторые федеральные службы – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и др. Наряду с государственными органами в формировании нормативно-правовой базы, регулирующей ВЭД, могут принимать участие и негосударственные организации в случаях, специально оговоренных в законах. Прежде всего, это – Торгово-промышленная палата РФ, принимающая участие в международной системе АТА. 2. Международно-правовые источники, регламентирующие отношения в сфере ВЭД
В формально-юридическом смысле к таким источникам следует отнести международные договоры, решения межправительственных организаций и конференций, принципы международного права, источники «мягкого» права. Международные торгово-экономические договоры по количеству участвующих в них субъектов классифицируются на многосторонние и двусторонние. При этом в условиях глобализации наблюдается тенденция постепенного смещения международных экономических связей в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Многосторонние международные договоры в рассматриваемой сфере по предмету регулирования можно условно разделить на следующие виды 1) Генеральное соглашение по тарифам и торговле – базовое соглашение универсального и всеобъемлющего характера; 2) соглашения, образующие в совокупности правовую систему Всемирной торговой организации (ВТО), т.е. источники «права ВТО»; 3) учредительные документы межправительственных организаций; 4) соглашения о торговле сырьевыми, продовольственными и отдельными другими товарами; 5) акты, регулирующие международный торговый оборот, защиту прав интеллектуальной собственности и интересов иностранных инвесторов; 6) договоры и конвенции международного процессуального права; 7) договоры, регулирующие экономическое сотрудничество в отдельных сферах (транспорт и связь, охрана окружающей среды, миграция населения и др.); 8) многосторонние соглашения, регулирующие международные валютно-кредитные отношения. Несмотря на широкое применение многосторонних договоров для урегулирования международных (как межгосударственных, так и частных) торгово-экономических отношений, двустороннее договорное регулирование международных экономических связейне теряет своего значения, что подтверждается большим количеством соответствующих соглашений. Отметим, что двусторонние торговые договоры являются исторически первой международно-правовой формой урегулирования международного торгового сотрудничества. Тысячи таких договоров были подписаны в течение многих лет. Огромное количество двусторонних международных договоров торгово-экономического значения можно условно разделить (по предмету регулирования) на следующие виды: 1) договоры общего политико-экономического значения и долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества; 2) соглашения о производственном сотрудничестве, научно-техническом содействии, об оказании технического содействия в строительстве; 3) соглашения о международных валютных расчетах и кредитах, в том числе кредитные, клиринговые соглашения и контингентно-клиринговые соглашения; 4) соглашения о поощрении и защите инвестиций; 5) соглашения об избежании двойного налогообложения; 6) другие виды соглашений. Приведенные выше виды как многосторонних, так и двусторонних международных соглашений не являются исчерпывающими. В условиях непрерывного развития мировой экономики, усложнения, диверсификации и глобализации международных экономических связей появляются новые разновидности международных соглашений, в том числе смешанные формы договорного урегулирования международного торгового, инвестиционного, финансового и иного экономического сотрудничества. Решения международных организаций и конференций среди источников, регулирующих международную экономическую деятельность, могут иметь как рекомендательную, так и обязательную силу. К таким источникам следует отнести, в частности: 1) рекомендации (резолюции) Генеральной Ассамблеи ООН по установлению общих принципов международного экономического сотрудничества; 2) резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам введения международных экономических санкций; 3) решения Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР); 4) решения и акты региональных интеграционных организаций (объединений); 5) решения Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД); 6) решения межгосударственных экономических конференций. В большинстве случаев по юридической силе решения межправительственных организаций и конференций не являются императивными, т.е. носят характер рекомендательных норм. Исключения составляют решения региональных интеграционных организаций, резолюции Совета Безопасности ООН, некоторые решения в рамках МВФ и МБРР. Однако следует отметить, что и решения факультативного характера, принимаемые органами и учреждениями ООН, имеют большое экономико-политическое значение, так как распространяются практически на все мировое сообщество. Особое место в системе правового регулирования внешнеэкономической деятельности занимают общепризнанные нормы и принципы международного права. Среди таких принципов выделяют: 1) основные, общепризнанные принципы – суверенного равенства государств, сотрудничества, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, всеобщего уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств и др.; 2) специальные принципы международного экономического права – недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (принцип наибольшего благоприятствования), национального режима, взаимной выгоды, преференциального режима и др. Признанными в международном торговом обороте документами – источниками «мягкого» торгового права являются: Принципы международных коммерческих договоров, разработанные Международным институтом кодификации частного права (УНИДРУА); Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС), разработанные Международной торговой палатой; Типовые контракты и проформы для экспортных поставок и монтажа машинного оборудования за границей и другие документы, выработанные под руководством Европейской экономической комиссии ООН; Типовые законы, разрабатываемые Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). По мере признания «мягкого права» большинством государств, по мере защиты его в международных третейских и иных судах и принудительного исполнения данное право постепенно превращается в общеобязательное. В соответствии с Федеральным законом от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъекты РФ могут заключать международные соглашения на межправительственном и межведомственном уровнях. Однако их полномочия не могут выходить за пределы полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Предусматривается обязательная регистрация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, которая осуществляется Министерством юстиции РФ. Что касается органов местного самоуправления, то на основании статьи 17 (п.п. 8 п. 1) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами. По своему содержанию такие акты чаще всего являются соглашениями о намерении по осуществлению сторонами в дальнейшем деятельности, направленной на расширение контактов между хозяйствующими субъектами, расположенными на территориях муниципальных образований.
Контрольные вопросы 1) Какие основные федеральные законы регулируют отношения в сфере внешнеэкономической деятельности? 2) По каким вопросам внешнеэкономической деятельности подзаконное нормотворчество осуществляется Президентом России? 3) Дайте характеристику форм участия Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в регулировании внешнеэкономической деятельности. 4) Перечислите основные международно-правовые источники правовых норм, регулирующих международные экономические связи. Раздел 2. Правовые основы международной торговли
Изучив материалы раздела, Вы сможете:
- определить международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами; - ознакомиться с мерами регулирования международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; - дать общую характеристику нарушений и ограничений международного торгово-экономического правопорядка; - уяснить роль и значение валютно-финансового регулирования в международной торговле; - ознакомиться с организационно-правовыми основами Международного валютного фонда и Всемирного банка; - определить содержание и порядок заключения внешнеторгового контракта.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |