КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная философия
Ницше Шопенгауэр Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) - яркий представитель иррационализма. Основная идея иррационализма: окружающий мир - это хаос, не управляемый Разумом (как считал Гегель), а подчиняющийся мировой воле. Воля универсальна (механические, гравитационные силы; сила растений, жизнь животных, поведение человека суть различные проявления воли). Воля противоречива: все в мире находится в борьбе друг с другом. Так, человек в Другом видит и вечного врага, и желанный объект удовлетворения своих эгоистических потребностей. В противоречивости - трагедия воли человека. Этот мир Шопенгауэр называл «наихудшим из возможных миров», за что и получил прозвище «философа пессимизма».
Пессимизм философа однако имеет свои пределы: он полагает, что человек способен вырваться из тисков мировой воли. Первое, что может помочь ему в этом, - искусство. В искусстве предмет созерцается незаинтересованно, без корысти. Человек искусства уже не ощущает себя центром мира; у него появляется предчувствие единства с миром. Однако искусство – удел немногих. Путь к освобождению человека открывает также и повседневность. Первый шаг – признание других равными себе, чувство справедливости. Чувство справедливости рождает – сострадание, отождествление себя с другими. Однако для окончательного «поворота воли» необходим путь аскетизма – добровольной нищеты, ухода из мира. Сын банкира и писательницы, Артур Шопенгауэр всю жизнь интересовался восточной философией и философией Канта. Подобно Канту, он верил в бескорыстную силу искусства. Подобно буддистам, признавал неизбежность страданий и возможность просветления через аскетизм. Сын банкира не раз говорил: «Моя философия не дала мне никаких доходов, но она избавила меня от ненужных трат». Шопенгауэр – яркий представитель иррационализма Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни". Ницше против диктата науки и логоцентризма. Никаких восторгов по поводу прогресса: прогресса нет, человечество деградирует. Он ставит под сомнение истину: нужна ли она? Зачем религия, - идет он дальше, - давайте скажем: «Бог умер». Наука и религия делают человека рабом – это главный вывод Ницше из всей истории Нового времени. Цель новой философии, по Ницше, — помочь человеку максимально полно реализовать себя в жизни. В каждом человеке борются два начала: аполлоновское и дионисийское. Аполлон символизирует порядок и гармонию, а Дионис - хаос и избыток сил. Европейский человек слишком часто подавлял в себе дионисийское начало в угоду аполлоновского. Дионис древнее Аполлона: человек должен сделать свой выбор в пользу страстей и иррациональной воли к власти. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, его главный лозунг – «Живи опасно!». Как от обезьяны произошел человек, так в результате борьбы за выживание европейский человек должен эволюционировать в Сверхчеловека. Сверхчеловек, считал Ницше, - это гений и бунтарь. Истинно сверхчеловечны только философы, художники и святые. Философия Ницше завершает собой философию Нового времени. Символично, что сам Ницше умирает в 1900 г., на пороге ХХ века. Ницше - основатель "философии жизни" Основные выводы · Философия Нового времени антропоцентрична (в центре внимания либо отдельный человек Канта, Ницше, либо «коллективный» человек Маркса) · В философии Нового времени преобладает гносеология (теория познания) · Философия Нового времени логоцентрична (идеал познания - строго рациональное мышление) · Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего). Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Шопенгауэра и Ницше. Если главным интересом в древней философии являлся Космос, в Средневековье – Бог, в философии Нового времени – человек и общество, то в современной философии интерес смещается в сторону языка. Понять мир и человека в мире через текст (научный ли, художественный) – основная задача философов XX века. Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Одни философские школы реализуют научную, другие эстетическую или практическую стороны философии. Так сложилось, что в Англии, США, скандинавских странах доминирующей стала аналитическая философия, в которой первостепенное значение придавали анализу языка, логики, науки, в Германии - герменевтика, а воФранции больше всего сторонников экзистенциализма и постмодернизма.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |