Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм




Философия от Декарта до Канта (ХVII-ХVIII вв.)

Для античной философии главной была этика, для средневековья – теология, для философии Нового времени – теория познания (гносеология). Не как вести себя в мире, а как познать его – вот основной вопрос новой философии. Большинство философов Нового времени смотрели на человека прежде всего как на.

1.6.1. Рене Декарт – основатель философии Нового времени

Выдающийся французский философ Рене Декарт (1596 - 1650) считается основателем рациональной философии Нового времени. Как и Сократ, он отказался от всех суждений, принятых человеком ранее на веру, тем самым освободил философию от власти религии.

Для того, чтобы построить основание для новой философии, Декарт решает сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Он подверг сомнению ощущения, ибо они могут быть галлюцинациями. Подверг сомнению свою любимую математику и механику, ибо возможны ошибки в вычислениях. Остается одно, в чем Декарт не смог усомниться: в факте своего существования. Именно в этой связи Декарт заключает знаменитое: «Я мыслю, следовательно, существую». Две вещи просты и очевидны: Я существую и Я мыслю.

Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек разумный (Homo sapiens).

 

1.6.2. Метод «картезианского сомнения»

Само мышление как процесс имеет начало, середину и конец. Начало метода «картезианского сомнения» - обнаружение самых простых, очевидных идей, которые философ называл «врожденными» (изначально очевидными как аксиомы). Далее, исходя из ясных, простых идей следует по законам дедукции(от общего к частному) выводить новые идеи. И, наконец, полученное в результате знание надо сравнить с чувственным опытом, с результатами эксперимента.

Декарт предложил новый метод познания. Его совет: при встрече с затруднением определите то ясное и отчетливое, что не вызывает никаких сомнений; разбейте его на части; последовательно переходите от известных и доказанных вопросов к неизвестным.

Декарт – яркий представитель философии рационализма

Против декартовой концепции врожденных ясных идей выступил англичанин Джон Локк (1632 - 1704). С чего начинается процесс познания, по Локку? Первое, что получает человек - это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта (данный предмет такого-то цвета, такой-то длины). В результате сложения первоначальных идей методом индукции (от частного к общему) мы приходим к более сложным идеям. Локк - сенсуалист, он считает, что всякое знание можно получить только непосредственно из чувственного, жизненного опыта. Человек с рождения, по Локку, - tabula rasa («чистая доска»).

Локку принадлежит учение о первичных и вторичных качествах. Первичные качества предметов существуют сами по себе (объем, плотность, форма, расположение), вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук) – результат воздействия предметов на органы чувств. С этим был не согласен еще один представитель английского сенсуализма (эмпиризма) Дэвид Юм (1711 – 1776). Нельзя, например, плотность называть первичным качеством, это качество мы воспринимаем органами чувств, которые существуют в уме, а не в самом предмете. (Если бы человек был как атом, то мир не казался бы таким плотным: расстояние от ядра до электрона составило бы 5 км). Все качества предметов являются вторичными. Мы не способны внешний мир познать таким, каков он есть сам по себе. Юм – представитель агностицизма (учения о том, что мир до конца не познаваем).

На спор рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и сенсуалистов - эмпиристов (Ф.Бэкон, Локк, Юм) современная философия смотрит иначе. Идеи, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, они являются научным изобретением. Идеи, вопреки мнению Локка, невозможно вывести только из опытов, эксперимента. Идея - это итог поиска, удачи в упорядочении экспериментального и теоретического материала, часто методом проб и ошибок.

Рационализм в познании опирался на разум, а эмпиризм – на опыт

1.6.3. И.Кант – основоположник немецкой классической философии

В центре внимания Иммануила Канта (1724 – 1804) – гносеология (теория познания)ипервейший вопрос: что я могу знать? В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивал идею агностицизма.

Большинство философов до Канта видело в качестве причин агностицизма сложность и загадочность окружающего мира. Кант говорит: не в мире дело, а в ограниченных возможностях разума. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии):

· ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, с другой стороны, мир не имеет начала во времени и безграничен);

· простое и сложное (существуют только простые элементы, с другой стороны, в мире нет ничего простого);

· свобода и причинность (существует не только причинность, но и свобода, с другой стороны свободы не существует, все совершается силу строгой причинности по законам природы);

· наличие бога (бог есть, с другой стороны, бога нет).

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, получается: разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство агностицизма.

Процесс познания направлен на получение знаний. Кант классифицирует знание как:

· апостериорное знание — знание, которое получает человек в результате жизненного опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным.

· априорное знаниедоопытное (существует в разуме изначально и не требует доказательства, например: «Человеческая жизнь протекает во времени» - это очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее: нельзя представить жизнь живого человека, протекающую вне времени). Априорное знаниеабсолютно достоверно и надежно.

· «Вещь в себе» - это сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом до конца.

Само сознание (чистый разум), по Канту, включает в себя:

чувственность (первоначальная систематизация ощущений в пространстве и времени);

рассудок (с помощью категорий как предельно общих понятий (например, количество, качество, возможность, невозможность) происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений);

разум (высший уровень сознания, высшие идеи, такие как идея Бога; идея души).

Философия, по Канту, является наукой о высших идеях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.