Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность человека - душа. Этика Сократа




Сократ

Античная натурфилософия

Основными проблемами, которыми занимались «досократики», были: объяснение явлений природы, сущности Космоса, поиски первоначала всего сущего.

В мире людей существует огромное разнообразие явлений. Как хорошо было бы, если бы человек мог совладать с самыми различными явлениями, понимая их единообразно. Так родилась философская проблема: многое как единое.

Фалес из города Милета разрешил проблему многого и единого тем, что заявил: началом всего является вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал началом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция.

Пифагор не отказался от субстанций огня, воды, земли и воздуха, но видел первооснову в числе. Соотношение чисел образует порядок, которому подчиняются и движение звезд («космос» с греч. – «порядок»), и музыкальная мелодия. Отдавая должное математике, вряд ли мы согласимся стем, что все можно свести к числу.

И вдруг нашлись философы, которые очевидное сделали неочевидным. Парменид и Зенон из города Элеи не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение означает изменение положения вещей. Разве стрела может лететь? Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пролететь, надо пролететь четверть расстояния, далее одну восьмую пути, и т.д. Получается, что невозможно из данной точки попасть в соседнюю, ибо ее нет. Отсюда апория (парадокс) Зенона: стрела не летит.

Но выход из ситуации нашелся. Левкипп и Демокрит стали утверждать, что существуют неделимые атомы вещества, пространства и времени. Кроме атомов есть еще и пустота. Тайна соотношения единого и многого состоит в том, что вещей много, но все они построены из единого (атомов и пустоты). Всякая вещь не сумма нулей, она имеет конечные размеры. Демокрит – основоположник материалистического направления в философии (так называемая «линия Демокрита»), сторонники которой признавали реальность и независимость материи от сознания.

Первые философы успешнее объясняли явления природы, но не духовный мир человека. Поэтому их называли натурфилософами, т.е. философами природы.

Сократ(469 - 399 гг. до н.э.) совершил в философии коренной переворот. Если натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей, Сократ переиначил вопрос: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этик у ставит Сократ на первое место. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

 

Человек состоит из тела и души, но душа – важнее, считает Сократ. Душа реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Тело человека не довлеет над его душой, оно является инструментом души. Развивая добродетели (мудрость, справедливость, умеренность), человек достигает гармонию души и тела (калокагатию). А это означает, что человек становится свободным.

Счастье (благо) – гармония тела и души.

 

1.3.4. «Майевтика» Сократа

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы - диалога. Искусство диалога («диалектика») у Сократа получило название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы давать готовую истину, а в том, чтобы с помощью логических приемов, наводящих вопросов подводить собеседника к самостоятельному нахождению истины. При этом Сократ выделял три этапа: дисквалификация себя и собеседника (отсюда афоризм "Я знаю, что ничего не знаю"), ирония, рождение мысли.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

 

1.3.5. Платон – автор концепции идей

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии (так называемая «линия Платона»). Главные положения идеалистического учения:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые идеи истинны, вечны и постоянны;

идеи можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности.

Вещи не рассматриваются Платоном только в их привычном для нас чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, одна и та же для любой вещи данного класса вещей. Есть множество лошадей (гнедых, вороных и т.д.), но у всех у них есть один и тот же смысл – «идея лошади». Идея - это то самое единое, которое составляет суть многого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.