КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация и эффективность права
[11; 14; 15; 19; 25; 27; 29, с. 282-286; 30, с.170-174, с.307-310; 42, с.192-193, 244-246; 38, с. 200-208, 210-213] Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них (правомерное поведение), практическая деятельность по приобретению, использованию прав и выполнению юридических обязанностей. Реализация права – непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление. В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение. Так, одна из форм реализации норм права – воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение). Нормы права могут реализоваться и в форме активных действий субъектов права по осуществлению некоторых предусмотренных нормами права правомочий (использование) и исполнению юридических обязанностей. В некоторых случаях правовые нормы могут реализоваться и вне правоотношений. В результате реализации субъектами права предписаний правовых норм в указанных выше формах не возникают юридически значимые последствия. Правовые нормы могут реализоваться также посредством правоотношений. В зависимости от характера связи субъектов правоотношений различаются два самостоятельных вида реализации права через правоотношения. Во-первых, правоотношения могут возникнуть между субъектами, отношения между которыми основаны на юридическом равенстве сторон, их автономном положении по отношению друг к другу. Здесь нет элемента подчиненности одного другому. В таких отношениях участвуют граждане, юридические лица, которые заключают разного рода сделки, договоры между собой. Эту форму реализации права можно условно назвать гражданско-правовой, автономной. Вторая форма – так называемая административная или властная. В этом случае властный орган либо сам выступает одной из сторон в правоотношении, либо своим властным, авторитарным решением устанавливает право либо обязанность конкретного лица. Такая форма реализации права называется применением права. Понятие правового воздействия – широкое понятие, которое охватывает все направления и формы влияния права на общественную жизнь, т.е. действие права и как идеологического, информативного, воспитательного института, и как нормативного общеобязательного регулятора. Причем влияние права как идеологического, воспитательного института не является для него специфическим в том смысле, что, кроме права и наряду с ним, на общественную жизнь воздействуют и другие идеологические формы – агитация, пропаганда, массовая политическая информация, моральные постулаты и т.п. Влияние всех этих форм тесно переплетено, взаимосвязано. Воздействие права на социально-экономические процессы – сложное и многогранное явление. Отсюда возможность различных подходов к его изучению и интерпретации. В социологии права правовое воздействие рассматривается как взятое в единстве формирование и функционирование права (социальный механизм действия права).Такой подход предполагает исследование как социальной обусловленности, так и действия, эффективности права, раскрытие влияния права на общественные отношения и обратного воздействия социальных факторов на право. При таком подходе возможно выделение и отдельных сторон или элементов социального действия права, например, выделение следующих его элементов: 1) уровень и характер правовой информации: функционирование права зависит от знания и понимания субъектами правовых предписаний, отсюда важную роль в обеспечении знания и понимания права играют СМИ и др. источники; 2) правовая установка и ориентация субъектов: функционирование права зависит от того, в какой степени сформирована установка личности на неукоснительное соблюдение и исполнение правовых предписаний, в какой степени она сориентирована на достижение правовых задач, целей, идеалов; 3) социальные последствия действия права – это не только конечный результат реализации правовых предписаний, но и начальный пункт последующих циклов действия права. Социальные последствия действия права – это фактор, влияющий на процесс правового регулирования; 4) социальная сфера: функционирование права происходит в определенной социальной среде, в которой формируется отношение к праву и законности. Одна из важных сторон социальной среды, в пределах которой функционирует право, – «правовой климат», «общая атмосфера состояния законности и правопорядка». Существуют и другие аспекты социальной характеристики механизма действия права. С точки зрения выделения основных направлений его функционирования обращают внимание на следующие элементы: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; постановка в правовых нормах социально полезной цели; поддержка правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль. С целью выявления всей совокупности элементов и сторон правового воздействия на общественные отношения обращается внимание на социальную среду, условия, находящиеся вне права и им непосредственно не регулируемые; социальные факторы, органически включенные в процесс правового регулирования. Право можно рассматривать и как подсистему более широкой системы – системы социального управления. Выделяют следующие стадии воздействия: предварительного формирования государственной воли, принятия нормативного решения, реализации нормативного правового решения, контроль за реализацией решения и оценка результатов его действия. Выделяют еще один аспект действия права – психологический. Изучение этой стороны правового воздействия, во-первых, нацелено на получение ответа на вопрос: каким образом право влияет на формирование таких мотивов поведения, которые бы обеспечили соответствие поступков личности моделям предписываемого или дозволяемого поведения, установленные в соответствующих правовых нормах? Во-вторых, исследование психологического механизма действия права связано с выяснением того, какую роль играют представления личности о праве в определении ее поведения в тех сферах общественных отношений, которые урегулированы правом. Наряду с понятиями «социальный механизм действия права», «психологический механизм действия права» применяется понятие «правовое регулирование» или «механизм правового регулирования» (МПР). Механизм правового регулирования – это специфическое правовое воздействие, осуществляемое правом как нормативным, общеобязательным регулятором, совокупностьвзаимодействующих правовых средств, при помощи которых достигается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Цель МПР – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям. Потребность в различных юридических средствах, действующих в МПР, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Этот механизм образуют следующие основные правовые средства (элементы): правовые нормы, правоотношения, субъективные права и обязанности, акты применения права. В праве функционирует множество механизмов правового регулирования как относительно обособленных друг от друга, так и взаимодействующих. А характер, место отдельных правовых средств, их комбинация в конкретном механизме правового регулирования определяются той ролью, которая отведена ему в регулировании общественных отношений. В процессе правового регулирования выделяют следующие основные стадии: 1) стадия вступления в действие правовых норм. На этой стадии в правовую систему вводятся новые или измененные правовые нормы. Основная задача правовой нормы – очертить персонально неопределенный круг лиц, на который она распространяет свое действие, те обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой, указать на права и обязанности, определить средства правового воздействия на нарушителей правовой нормы; 2) стадия возникновения правоотношений и реализации субъективных прав и обязанностей. У персонально определенных субъектов возникают субъективные права и обязанности, которые осуществляются в их фактическом поведении; 3) стадия применения права, издание уполномоченным государственным органом властного индивидуального акта. Роль акта применения права в том, чтобы конкретизировать общее правило (правовую норму) применительно к персонально определенному лицу, закрепив за ним субъективное право и обязанность. Таким образом, правовые нормы образуют нормативную основу МПР. «Движущиеся» части МПР образуют правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. Необходимым элементом МПР целого ряда правовых норм является применение права. К основным элементам МПР примыкают иные правовые явления: источники (формы) права, интерпретационные акты, систематизация, юридическая техника и т.д. На стадии возникновения правоотношений и реализации субъективных прав и обязанностей – юридические факты, правоспособность и дееспособность; на стадии применения права – правоприменительные акты разного вида и назначения. Общее значение для всех элементов МПР имеют правосознание и правовая культура, которые как бы пронизывают все его элементы, присоединяются к их действию. Проблема эффективности механизма правого регулирования является частью более широкой проблемы – эффективности права. В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы. Обоснованность и целесообразность – это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны. Экономичность – это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей. Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении. Проблема эффективности права рассматривается и с сугубоюридической стороны, как результативность юридической формы. Интересен ответ на вопрос: какова действенность, результативность всей совокупности юридических средств, включенных в механизм правового регулирования, насколько эффективны тот или иной способ, метод, тип регулирования, используемые в данном случае? Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую работу. Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм. Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности актов применения права. Все зависит от применяемой нормы и ее содержания. Так, многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителя принятия однозначного решения. Например, предоставить отпуск несовершеннолетнему ровно на 1 месяц. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение. Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации. Измерение социальной эффективности права должно прежде всего исходить из оценок права с качественной стороны. Вместе с тем существуют особенности в показателях эффективности права в зависимости от того, какие функции – регулятивные или охранительные – подвергаются оценке. Эффективность регулятивных функций права тесно связана с результативностью социально-экономических, политических мероприятий, облекаемых в правовую форму.Здесь количественное измерение эффективности может получить выражение в точных экономических и иных социальных показателях. Необходимо только вычленить из этих показателей тот эффект, который достигнут именно с помощью юридических средств. Эффектность правоохранительной функции права выражается, главным образом, в показателях, характеризующих состояние правопорядка – динамика правонарушений, результативность санкций. Задача определения эффективности той или иной правовой нормы может быть решена еще на стадии разработки. Для этого нередко прибегают к ее опытной проверке, к постановке правового эксперимента. Его конечная цель заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта правового регулирования. Проведение правового эксперимента предполагает издание компетентными органами экспериментальных правовых норм. Их действие опробуется на экспериментальных объектах. Выделяют следующие признаки экспериментальной нормы: она во всех случаях имеет ограниченную сферу применения, является временной и носит поисковый характер. Итак, различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, не охватывающая другие его формы, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С. Алексеев, М.И. Байтин, А.М. Витченко, В.И. Гойман, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Ф. Орзих, Ю.К. Толстой и др.). Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. Разумеется, все вышеперечисленные формы правового воздействия пересекаются и взаимопереходящи.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |