Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация и эффективность права




[11; 14; 15; 19; 25; 27; 29, с. 282-286; 30, с.170-174, с.307-310; 42, с.192-193, 244-246; 38, с. 200-208, 210-213]

Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, ко­торое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и ис­хо­дит из них (правомерное поведение), практическая деятельность по при­обретению, использованию прав и выполнению юридических обя­зан­­ностей. Реализация права – непосредственный резуль­тат правового ре­­гулирования, конкретное его проявление. В зависи­мости от ха­рак­те­ра действий субъектов выделяют 4 фор­мы реализации права: со­б­лю­де­ние, исполнение, использование, применение.

Так, одна из форм реализации норм права – воздержание от дейст­вий, запрещенных правом (соблюдение). Нормы права могут реа­ли­зо­ва­ться и в форме активных действий субъектов права по осу­щест­в­ле­нию некоторых предусмотренных нормами права правомочий (ис­поль­зо­­вание) и исполнению юридических обязанностей. В неко­то­рых слу­ча­ях пра­вовые нормы могут реализоваться и вне правоотно­шений. В ре­­зу­ль­та­те реализации субъектами права предписаний правовых норм в ука­­­зан­ных выше формах не возникают юридически значимые пос­лед­ст­­­вия.

Правовые нормы могут реализоваться также посредством пра­во­от­но­­­шений. В зависимости от характера связи субъектов право­отно­шений раз­личаются два самостоятельных вида реализации права через пра­во­от­ношения. Во-первых, правоотношения могут возникнуть между су­бъек­тами, отношения между которыми основаны на юриди­ческом ра­вен­стве сторон, их автономном положении по отношению друг к другу. Здесь нет элемента подчиненности одного другому. В таких от­но­ше­ни­ях участвуют граждане, юридические лица, которые заключают разного ро­да сделки, договоры между собой. Эту форму реализации права мож­но условно назвать гражданско-правовой, автономной. Вторая форма – так называемая административная или властная. В этом случае власт­ный орган либо сам выступает одной из сторон в правоотношении, ли­бо своим властным, авторитарным решением устанавливает право либо обя­занность конкретного лица. Такая форма реализации права на­зы­ва­ет­ся применением права.

Понятие правового воздействия – широкое понятие, которое ох­ва­ты­вает все направления и формы влияния права на общественную жизнь, т.е. действие права и как идеологического, информативного, вос­­питательного института, и как нормативного общеобязательного ре­гу­­лятора. Причем влияние права как идеологического, воспитатель­ного инс­титута не является для него специфическим в том смысле, что, кро­ме права и наряду с ним, на общественную жизнь воздействуют и дру­гие идеологические формы – агитация, пропаганда, массовая по­ли­ти­чес­­­кая информация, моральные постулаты и т.п. Влияние всех этих форм тесно переплетено, взаимосвязано.

Воздействие права на социально-экономические процессы – слож­ное и многогранное явление. Отсюда возможность различных подходов к его изучению и интерпретации. В социологии права право­вое воз­дей­ст­­­­вие рассматривается как взятое в единстве формирование и функ­цио­ни­­­рование права (социальный механизм действия права).Такой подход пред­­­полагает исследование как социальной обусловлен­ности, так и дейст­­­вия, эффективности права, раскрытие влияния права на об­щест­вен­­­ные отношения и обратного воздействия социальных факторов на пра­­во. При таком подходе возможно выделение и отдельных сторон или элементов социального действия права, напри­мер, выделение сле­дую­щих его элементов:

1) уровень и характер правовой информации: функционирование права за­висит от знания и понимания субъектами правовых предпи­саний, от­­сюда важную роль в обеспечении знания и понимания права иг­ра­ют СМИ и др. источники;

2) правовая установка и ориентация субъектов: функционирование пра­­ва зависит от того, в какой степени сформирована установка лич­­ности на неукоснительное соблюдение и исполнение правовых пред­писаний, в какой степени она сориентирована на достижение пра­вовых задач, целей, идеалов;

3) социальные последствия действия права – это не только конечный ре­зультат реализации правовых предписаний, но и начальный пункт пос­ледующих циклов действия права. Социальные послед­ствия дей­ст­вия права – это фактор, влияющий на процесс правового ре­гу­ли­­ро­вания;

4) социальная сфера: функционирование права происходит в опреде­лен­­ной социальной среде, в которой формируется отношение к пра­ву и законности. Одна из важных сторон социальной среды, в пре­де­лах которой функционирует право, – «правовой климат», «общая ат­мос­­­фера состояния законности и правопорядка».

Существуют и другие аспекты социальной характеристики ме­ха­низ­ма действия права. С точки зрения выделения основных на­прав­ле­ний его функционирования обращают внимание на следую­щие эле­мен­ты: до­ведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; пос­та­новка в правовых нормах социально полезной цели; поддержка пра­вом социально полезных образцов поведения; социаль­но-правовой конт­­роль.

С целью выявления всей совокупности элементов и сторон право­во­го воздействия на общественные отношения обращается внимание на со­циальную среду, условия, находящиеся вне права и им не­пос­ред­ст­вен­­но не регулируемые; социальные факторы, органически вклю­чен­ные в процесс правового регулирования. Право можно рассматривать и как подсистему более широкой системы – системы социального уп­рав­ле­­ния. Выделяют следующие стадии воздействия: предварительного фор­мирования государственной воли, принятия нормативного ре­ше­ния, реализации нормативного правового решения, контроль за реа­ли­за­­­цией решения и оценка резуль­татов его действия.

Выделяют еще один аспект действия права – психологический. Изу­че­­ние этой стороны правового воздействия, во-первых, нацелено на по­­лучение ответа на вопрос: каким образом право влияет на фор­ми­ро­ва­­­ние таких мотивов поведения, которые бы обеспечили соот­ветствие пос­­­тупков личности моделям предписываемого или доз­во­ляе­мого по­ве­де­­­­ния, установленные в соответствующих правовых нор­мах? Во-вто­рых, исследование психологического механизма действия права свя­за­но с выяснением того, какую роль играют представления лич­ности о пра­­­ве в определении ее поведения в тех сферах общественных от­но­ше­ний, которые урегулированы правом.

Наряду с понятиями «социальный механизм действия права», «пси­хо­­логический механизм действия права» применяется понятие «пра­во­вое регулирование» или «механизм правового регулирования» (МПР).

Механизм правового регулирования – это специфическое правовое воз­действие, осуществляемое правом как нормативным, об­ще­обя­за­тель­ным регулятором, совокупностьвзаимодействую­щих правовых средств, при помощи которых достигается результатив­ное правовое воз­действие на общественные отношения.

Цель МПР – обеспечить беспрепятственное движение интере­сов су­бъек­тов к ценностям. Потребность в различных юридических сред­ст­вах, действующих в МПР, определяется разным характером движения ин­тересов субъектов к ценностям, наличием многочислен­ных пре­пят­ст­вий, стоящих на этом пути. Этот механизм образуют следующие ос­нов­ные правовые средства (элементы): правовые нормы, правоотношения, су­бъективные права и обязанности, акты применения права.

В праве функционирует множество механизмов правового регу­ли­ро­­вания как относительно обособленных друг от друга, так и вза­и­мо­дей­ст­вующих. А характер, место отдельных правовых средств, их ком­би­­нация в конкретном механизме правового регулирования оп­ре­де­ля­ют­­ся той ролью, которая отведена ему в регулировании общественных от­­ношений.

В процессе правового регулирования выделяют следующие основ­ные стадии:

1) стадия вступления в действие правовых норм. На этой стадии в пра­вовую систему вводятся новые или измененные правовые нор­мы. Основная задача правовой нормы – очертить персонально не­оп­ре­­­деленный круг лиц, на который она распрос­траняет свое действие, те обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нор­мой, указать на права и обязанности, определить средства пра­во­во­го воздействия на нарушителей правовой нормы;

2) стадия возникновения правоотношений и реализации субъективных прав и обязанностей. У персонально определенных субъектов воз­ни­­­кают субъективные права и обязанности, которые осущест­в­ля­ют­ся в их фактическом поведении;

3) стадия применения права, издание уполномоченным государствен­ным органом властного индивидуального акта. Роль акта приме­не­ния права в том, чтобы конкретизировать общее правило (право­вую нор­му) применительно к персонально определенному лицу, зак­ре­пив за ним субъективное право и обязанность.

Таким образом, правовые нормы образуют нормативную основу МПР. «Движущиеся» части МПР образуют правоотношения и акты реа­­лизации прав и обязанностей. Необходимым элементом МПР целого ря­да правовых норм является применение права. К основным эле­мен­там МПР примыкают иные правовые явления: источники (формы) пра­ва, интерпретационные акты, систематизация, юридичес­кая техника и т.д. На стадии возникновения правоотношений и реали­зации субъек­тив­­ных прав и обязанностей – юридические факты, право­способность и де­еспособность; на стадии применения права – право­при­менительные ак­ты разного вида и назначения. Общее значение для всех элементов МПР имеют правосознание и правовая культура, которые как бы про­ни­­­зывают все его элементы, присоединяются к их действию.

Проблема эффективности механизма правого регулирования яв­ля­ет­ся частью более широкой проблемы – эффективности права. В целом под эффективностью права понимается результативность правового воз­действия. Она характеризуется прежде всего отношением между фак­тическим результатом действия юридических норм и той со­ци­аль­ной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Обоснованность и целесообразность – это условия и требования, осу­ществление которых необходимо для того, чтобы нормы права дос­ти­­гали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержа­ние правовых норм, тем бо­лее они эффективны. Экономичность – это положительная эф­фек­тив­ность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом ко­ли­чества затраченной на всех стадиях механизма правового ре­гу­ли­ро­ва­ния, материальных средств, челове­чес­кой энергии, времени, а также иных показателей. Одним из важных общих показателей социальной эф­фективности права являются резуль­та­тивность работы юридических ор­ганов, состояние юридической практики, выявленные в ней не­дос­тат­ки и трудности в решении юри­ди­ческих вопросов, фактические воз­мож­­ности юридических органов в их преодолении.

Проблема эффективности права рассматривается и с сугубоюри­ди­чес­­кой стороны, как результативность юридической фор­мы. Интересен от­­вет на вопрос: какова действен­ность, результативность всей со­во­куп­нос­­­ти юридических средств, включенных в механизм правового ре­гу­ли­­рования, насколько эффек­тивны тот или иной способ, метод, тип ре­гу­лирования, используемые в данном случае? Результативность пра­во­во­­го регулирования во многом зависит от эффективности пра­во­при­ме­ни­­тельных актов. Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую работу. Отсюда измерять эф­фек­­тивность правоприменительных актов следует так же, как и эф­фек­тив­­ность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый ре­зуль­тат их действия с целями соответ­ствующих правовых норм.

Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эф­фек­тивности актов применения права. Все зависит от применяемой нор­мы и ее содержания. Так, многие нормы содержат императивные ве­ления, требующие от правоприменителя принятия однозначного ре­ше­­­ния. Например, предоставить отпуск несовершеннолетнему ровно на 1 месяц. Здесь роль правоприменителя сводится к пассивному про­ве­де­нию в жизнь воли законодателя. От него не требуется творческого под­хо­­да к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение. Эф­фективность правоприменительных актов зависит от их юри­ди­чес­кой и фактической обоснованности, от качества приме­няемого нор­ма­тив­­ного акта, законности и действенности их содер­жания, полноты уче­та всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества ор­ганизации принятия решения и его реализации. Измерение со­ци­аль­ной эффективности права должно прежде всего исходить из оценок пра­ва с качественной стороны. Вместе с тем существуют особенности в по­­казателях эффективности права в зависи­мости от того, какие функ­ции – регулятивные или охранительные – подвергаются оценке. Эф­фек­тив­­­ность регулятивных функций права тесно связана с ре­зуль­та­тив­нос­тью социально-экономических, полити­ческих мероприятий, об­ле­кае­мых в правовую форму.Здесь коли­чественное измерение эф­фек­тив­нос­ти может получить выражение в точных экономических и иных со­циа­ль­­ных показателях. Необходимо только вычленить из этих показателей тот эффект, который достигнут имен­но с помощью юридических средств. Эффектность правоохра­нительной функции права выражается, глав­ным образом, в показателях, характеризующих состояние пра­во­по­ряд­ка – динамика правонару­шений, результативность санкций.

Задача определения эффективности той или иной правовой нормы мо­жет быть решена еще на стадии разработки. Для этого нередко при­бе­­гают к ее опытной проверке, к постановке правового эксперимента. Его конечная цель заключается в выработке оптималь­ного, наиболее эф­фективного варианта правового регулирования. Проведение пра­во­во­го эксперимента предполагает издание компетент­ными органами экс­пе­ри­­ментальных правовых норм. Их действие опробуется на экс­пе­ри­мен­таль­ных объектах. Выделяют следующие признаки экспериментальной нор­мы: она во всех случаях имеет ограни­ченную сферу применения, яв­ляется временной и носит поисковый характер.

Итак, различия между правовым регулированием и правовым воз­дей­ствием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового ре­гу­ли­­рования несколько уже предмета правового воздействия. В пос­лед­ний входят и такие экономические, политические, социальные от­но­ше­ния, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе рас­­пространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регу­ли­­ро­ва­ние как специально-юридическое воздействие связано с ус­та­нов­ле­ни­ем конк­ретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми пред­пи­са­ни­я­ми о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда свя­за­но. Ес­ли первое означает осуществление правовых норм через пра­во­от­но­­ше­ния, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всег­­да означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных от­но­ше­ний. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия пра­­­­ва на общественные отношения, не охватывающая дру­гие его фор­мы, к которым относят информационно-психологическую, вос­пита­те­ль­­­­­ную, со­циальную (С. Алексеев, М.И. Байтин, А.М. Витченко, В.И. Гой­­­­­­ман, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Ф. Ор­зих, Ю.К. Толстой и др.).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсив­ный) ас­пект характеризуется воздействием прескриптивной (управлен­чес­кой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно вы­де­лить два основных юридических средства – правовые стимулы и пра­во­вые ограничения. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориен­та­­ционный общеидеологический) аспект необходимо отличать от ин­фор­­мационно-психологического (мотивационного). Социальный ас­пект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных фак­то­­­ров, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функ­цио­­­нирования. Эти факторы в совокупности образуют то, что называют со­циальной средой действия права.

Разумеется, все вышеперечисленные формы правового воздействия пересекаются и взаимопереходящи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.