Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные физиологические свойства структур нервной клетки




Урок 4

 

Тип: Изучение нового материала.

 

 

Дидактическая задача урока: ознакомить учащихся с новыми знаниями.

 

 

Место урока в теме: Это четвертый урок в теме нервная система. Изучены общий план строения нервной системы, нервная ткань. Выяснено, что такое синапс. Учащиеся готовы понять механизм возникновения и распространение нервных импульсов.

 

 

Ценности: Жизнь. Здоровье. Познание. Компетентность.

 

 

Цели:

Образовательные: в результате изучения нового научить понимать как возникают и распространяются нервные импульсы.

 

Развивающие: обобщить материал строения нервной ткани, нейронов связать с выполняемыми функциями.

 

Воспитательные: в процессе усвоения нового материала воспитывать у учащихся сознательного отношения к процессу обучения.

 

 

Средства:

Методы:

1. по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные.

2. по степени самостоятельности мышления обучающихся – проблемно – поисковые.

3. по стимулированию интереса к учению – учебная дискуссия.

4. методы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль, устный опрос.

 

Приемы: беседа, лекция.

 

Формы: индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование: таблица «Натрий – калиевый насос», дидактические карточки.

 

№   1.     2.   3.   6.     Структура занятия   Организационный момент а) приветствие; б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих)   Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. а) 4 учащихся работают с дидактическими карточками, на которых изображены нейроны, синапсы. б) устный ответ по вопросам: - назовите структуры, входящие в состав нервной ткани и их функции? - какие нервные клетки вы знаете, их функции? - как устроено нервное волокно, какие они бывают? - какие нервные окончания бывают? - Назовите функции синапса?   Мотивация и изучение нового материала. - где заключается информация, которую получают нервные клетки? - как возникают и передаются нервные импульсы?   План урока: 1. Механизм возникновения нервного импульса. 2. Работы А. Ходжкина и А. Хаксли. 3. Проведение нервного импульса. 4. Строение нерва. 5. Торможение.   1. Сегодня на уроке мы продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека.   Фундаментальный результата биологии XX века – выяснение природы основных нейрофизиологических процессов. Вся информация, которую получают и анализируют нервные клетки, заключена в нервных импульсах. О том, что нервные сигналы передаются по нервным клеткам в виде нервных импульсов, было известно давно, однако природа их возникновения и распространения была выяснена в последние годы.   Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Отмечает отсутствующих.   Проверяет функциональные обязанности дежурных.   Происходит отработка умения распознавать части нейрона, синапса.   Внимательно слушает ответы, провоцирует активное обсуждение. Подводит учащихся к мысли о необходимости получения новых знаний.   Корректирует план. Записывает тему урока на доске.     Задается эмоциональный тон урока.   Знакомит учащихся с работами немецкого биолога Ю.Верштейна. Английских ученых А.Ходжкина и Хаксли (лауреаты Нобелевской премии в 1963 г). Акцентрирует внимание на возникновении электрического сигнала в клетке. Организует работу с таблицей «Натрий-каливый насос». Записываем новые понятия на доске. Активизирует познавательную деятельность. Вводит новое понятие нерва.   ске.ээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээээ     Деятельность учащихся (ожидаемый результата) Настраиваются на урок.   Реализуют функциональные обязанности дежурных.   Подписывают части нейрона, синапса и их функции.     Слушают ответы своих товарищей. Оценивают достаточность своих знаний для ответа на эти вопросы. Включаются в процесс обсуждения. Оценивают ответы одноклассников.   Мотивируются, получая деловой настрой на урок. Записывают тему урока в тетради.   Вспоминают строение нейрона.   Анализирует полученную информацию. Извлекают из домовой памяти значение об активном транспорте, происходящем в клетке.   Внимательно слушают, записывают в тетрадь новые термины: потенциал покоя, потенциал действия.  
    4.     5.   6.     Закрепление. - Что такое нервный импульс? - Что является причиной возникновения импульса? - Какие заряды находятся на поверхности цитолеммы нервных клеток? - В чем особенность проведения нервных импульсов? - Какие процессы называются возбуждением и торможением?   Подведение итогов (рефлексия)   Домашнее задание.   § 28, изучить, повторить. Основные понятия урока. Зарисовать по памяти схему «Натрий – калиевого насоса». Знакомит с процессами торможения.   Организует фронтальную беседу по вопросам. Выслушивает ответы, корректирует их. Поддерживает выступающих. Настраивает класс на взаимопонимание. Учатся выслушивать ответы товарищей, отвечают, оценивают свои знания и знания других.     Провоцирует размышления учащихся над тем, что они сегодня узнали.   Формируется более четкая обратная связь на уровне личности школьника.   Записывает на доске и комментирует его.   Соотносят строение нервных волокон с выполняемой функцией.     Углубляют свои знания. Синтезируют знание о синаптической передаче. Переводят понятие на новый уровень знаний. Учатся выслушивать ответы товарищей, отвечают, оценивают свои знания и знания других.   Оценивают уровень своих знаний в конце урока. Формулируют вывод урока.   Записывают задание в дневники.   Уточняют задание с помощью вопросов.    
Урок 5 Рефлекс. Рефлекторная дуга. Тип:урок изучения нового материала.     Дидактическая задача урока:ознакомить учащихся с новыми знаниями. Место урока в теме:это предпоследний урок в теме «Нервная система». Изучены строение и функции нервной системы. Строение и функции нейрона. Механизм и передача нервного импульса. Учащиеся могут объяснить как происходит возбуждение и торможение в нервной системе.     Ценности:Жизнь. Здоровье. Познание. Компетентность.     Цели:   Образовательные: углубить понятие рефлекса, известное из зоологии, научить составлять схему рефлекторной дуги, научить давать классификацию рефлекторным дугам. Развивающие: выделить звенья рефлекторной дуги, найти отличия простой рефлекторной дуги от сложной, дать определение рефлекторного кольца (круга).   Воспитательные: развивать коммуникативные умения, развивать интерес к предмету.     Средства:   Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные. 2. По степени самостоятельности мышления обучающихся – проблемно – поисковые. 3. По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности. 4. Методы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль.     Приемы: беседа, самостоятельная работа по заданиям, игра.     Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.     Оборудование: таблица «Схема рефлекса», макет ромашки.        
№ п/п   1.   2.   3. Структура занятия     Организационный момент: а) приветствие б) учет посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих)     Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. а) работа 3 учащихся с дидактическими карточками, на которых показана схема возникновения нервного импульса. б) устный опрос по вопросам: - Что такое нервный импульс? Где и почему он возникает? - Как проводятся нервные импульсы по мякотным и безмякотным нервным волокнам? - Как происходят торможение?   Мотивация и изучение нового материала. Что такое рефлекс?     Какие бывают рефлексы?     Что такое рефлекторная дуга?   План урока: 1. Рефлекс. 2. Рефлекторная дуга. 3. Классификация рефлекторных дуг. 4. Рефлекторное кольцо.   1. Дать определение рефлекса. 2. Дать определения рефлекторной дуги и определить звенья рефлекторной дуги. Деятельность учителя (педагогическое воздействие) Отмечает отсутствующих. Проверяются функциональные обязанности дежурных.   Проверяет умения работать с карточками. Проверяет знания.. Слушает, корректирует ответы учащихся с помощью реплик. Совершенствует навыки устной речи. Провоцирует извлечение изученного материала из долговой памяти.   Активизирует познавательную деятельность.   Настраивает на изучение нового материала..   Подводит к изучению новой темы.   Знакомит с планом урока, записывает тему на доске. Помогает сформулировать определения.   Организует самостоятельную работу учащихся с учебником, с целью выделения звеньев рефлекторной дуги. Организует взаимодействие всего класса. Деятельность учащихся (ожидаемый результата) Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.   Подписывает ионы участвующие в образовании потенциала действия, объясняют механизм передачи импульса. Заинтересованно слушают ответы, включаются в процесс обсуждения. Оценивают ответы одноклассников.   Дают определения, известные из курса зоологии.   Корректируют свои знания.   Включаются в процесс обсуждения.   Понимают необходимость изучения новых знаний. Мотивируются.   Записывают тему урока в тетрадь.   Записывают определения рефлекса и рефлекторной дуги в тетрадь. Работают парами. Взаимодействуют друг с другом. Определяют звенья рефлекторной дуги. Записывают звенья рефлекторной дуги в тетрадь.
3.     4.   5.     6.   7. Классификация рефлекторных дуг. - Сколько контактов может быть между чувствительным и двигательным нейронами.     Рефлекторное кольцо (круг). -заканчивается ли рефлекторный акт ответной реакцией организма на раздражение?   Закрепление. Игра «Ромашка» Учащиеся, желающие проверить себя, вытаскивают лепесток с вопросами.   Подведение итогов (рефлексия).   Домашнее задание.   § 29 изучить, составить схему рефлекторной дуги с описанием.   Повторить §26, 27, 28, составить 5 вопросов по теме «Нервная система» Выслушивает ответы. Корректирует их.     Организует обсуждение, убирает формализм в знаниях. Знакомит с работами П. Анохина и Н. Бернштейна.. Подводит учащихся к биологическому значению рефлекса.   Поддерживает, корректирует ответы учащихся.   Организует обсуждение значимости изученного материала для учащихся.   Записывает задания на доске и комментирует их. Дает возможность проявить творчество. Делятся своими предложениями, находят правильный ответ в процессе обсуждения.   Анализируют значимость процессов, формулируют понятие рефлекторного кольца. Переводят знания в убеждения. Оценивают значимость рефлексов. Записывают биологическое значение в тетрадь.     Оценивают свои знания и знания товарищей.   Анализируют полученные знания, формулируют вывод урока.   Записывают задания в дневник.
                 

Приложение к уроку 5.

 

Игра «Ромашка».

 

Заготавливается макет цветка с лепестками, на каждом лепестке вопрос. Учащиеся по желанию срывают лепестки и отвечают на вопросы.

1. Что такое рефлекс?

2. Что называют рефлекторной дугой?

3. Чем начинается рефлекторная дуга?

4. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга?

5. Какая рефлекторная дуга называется моносинаптической?

6. В чем особенность полисинаптической рефлекторной дуги?

7. Что такое рефлекторное кольцо?

8. Кто из ученых изучил и описал работу рефлекторного круга?

9. Биологическое значение рефлекса?

10. В чем особенность простого рефлекса? Приведите примеры?

11. Какой рефлекс называется сложным? Приведите примеры?

12. Где медленнее всего проходит нервный импульс?

13. Что такое синаптическая задержка?

14. Чем может быть вызвано полное прекращение проведения импульса?

15. Когда наступает утомляемость нервного волокна?

16. К чему приводят взаимодействие процессов торможения и возбуждения?

17. С чем связан процесс торможения?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.