Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Его управленческой деятельности




Его управленческой деятельности

Руководителя и ее влияние на эффективность

Тема 2. Сформированность культуры управления

Основная идея: культура управления руководителя является показателем его достижений в управленческой деятельности. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от сформированности у него компонентов культуры управления.

1. Сущность, содержание и взаимосвязь основных понятий, характеризующих управленческую деятельность руководителя.

2. Компоненты и составляющие культуры управления руководителя.

Основные понятия: культура управления руководителя, аппарат управления, руководство организацией, структура управления, технология управления, управление, функции управления, харизма, цель, критерии, параметры, показатели.

 

 

Сущность, содержание и взаимосвязь основных понятий, характеризующих управленческую деятельность руководителя.

 

Современная ситуация в России в период реформирования системы управления как на государственном, региональном, муниципальном уровнях, так и внутри организации, обязывает руководителя любого учреждения постоянно повышать свою культуру управления, т.е. совершенствоваться в организации и осуществлении управленческой деятельности. Только четко представляя содержание управленческой деятельности, руководитель обеспечит эффективное руководство организацией.

Осуществляя управление организацией, руководитель должен:

– видеть работу организации в целом и во взаимодействии всех ее компонентов, совершенствовать структурное и функциональное их единство;

– учитывать все ситуационные переменные при выработке управленческого решения;

– выбирать методы управления, которые лучше всего соответствовали целям организации, интересам людей, работающих в ней;

– быть ответственным за развитие и процветание организации;

– использовать подходы к управлению, технологию, системный анализ для оценки результатов деятельности;

– исполнять эффективно функции управления;

– выстраивать структуру управления и алгоритм взаимодействия всех подразделений;

– организовывать коммуникационные процессы;

– осуществлять контроль за деятельностью организации и ее связями с внешним окружением;

– обеспечивать функционирование и развитие организации;

– предотвращать стадию стагнации, угасания организации.

Прежде чем притупить к рассмотрению содержания управленческой деятельности руководителя следует определиться с основными понятиями, характеризующими эту деятельность.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему для обеспечения ее работы наилучшим образом.

Функции управления – это особые специфические виды управленческой деятельности, направленные на управляемый объект. (Мескон).

Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. (Виханский).

Технология управления – это система действий (операций и процедур) по достижению искомого результата, выполняемых в определенном порядке с использованием специальных методов, правил и приемов.

Цель – планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Целеполагание – важнейший момент в управленческой деятельности, поскольку главная единица деятельности есть действие, определяемое ее

целью.

 

 

 


На схеме 1 представлена структура менеджмента как знания и деятельности руководителя. Эта схема позволяет понять цикличность в управленческой деятельности руководителя. Осуществляя руководство организацией, руководитель управляет процессами внутри организации, разрабатывает структуру организации и модель управления ею, управляет процессами включения ее во внешнюю среду. В управленческой деятельности руководитель использует походы: процессный, системный, ситуационный.

Процесс управления организацией заключается в осуществлении функций, которые должен выполнять руководитель в строгом соответствии с технологией управления. К основным функциям управления относят: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Координацию относят к конкретным функциям. Все функции управления взаимодействую между собой, и образуют непрерывную цепь взаимосвязанных действий. Каждая функция имеет свое четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой она обособляется организационно.

Планирование – это определение цели развития объекта управления и средств ее достижения, составление плана действий. По своей сути планирование – это функция, направленная из настоящего в неизвестное будущее.

Организация – это процесс создания структуры учреждения; это вид деятельности, обеспечивающей взаимосвязь и эффективность действия всех других функций.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения цели организации.

Контроль – главнейший элемент процесса управления. Он выступает как элемент обратной связи, позволяющий своевременно исправить ошибки. Функция контроля осуществляется руководителем с того самого момента, как была создана организация и определены ее цели.

Координация (регулирование, руководство) – центральная функция управления, обеспечивающая его непрерывность. Она осуществляется при выполнении основных функций управления.

Осуществляя управление, руководитель использует соответствующие ситуации методы управления: экономические, организационные, социально-психологические.

Завершая определенный этап в управленческой деятельности, руководитель осуществляет системный анализ, в процессе которого выявляет нерешенные проблемы, исходя из которых, формулирует цель и задачи на новый этап деятельности организации. При обсуждении с коллективом уточняются цель и задачи на новый этап в деятельности коллектива.

При выполнении каждой из функций управления руководитель должен осуществлять свою деятельность в соответствии с технологией управления, включающей в себя три основных этапа:

1. Сбор, обработка, анализ и хранение информации по решаемым вопросам.

2. Выработка управленческого решения.

3. Доведение решения до исполнителя и реализация решения.

 

Связь между функциями и технологией управления представлена в виде схемы 2.

 

Схема 2

Связь функций и технологии управления

 

Из схемы видно, что, например, при осуществлении функции планирования руководителю необходимо собрать достоверную информация по деятельности организации в предыдущий период, проанализировать ее, вскрыть проблемы, не позволившие достичь запланированного результата, определить цели на последующий период. Затем руководитель приступает к выработке управленческого решения, доводит решение до исполнителей и вовлекает их в процесс реализации задач, которые позволят достигнуть запланированной цели.

Именно владение технологией управления позволяет руководителю эффективно исполнять все управленческие функции и достигать поставленной цели посредством своевременного и эффективного воздействия на все подразделения, входящие в структуру организации.

Эффективность деятельности руководителя зависит от его умения соответственно ситуации использовать методы управления, а также грамотно осуществлять системный анализ собственной деятельности и деятельности организации. Осуществление системного анализа завершается определением нерешенных проблем результата, процесса, условий. Исходя из проблем, перед коллективом ставятся новые цель и задачи на следующий период деятельности организации и намечаются пути их реализации. То есть начинается новый этап в деятельности организации с функции планирования.

Эффективность управления организацией зависит от уровня развития умений руководителя, являющихся составляющими основных компонентов культуры управления.

 

Компоненты и составляющие культуры управления руководителя

 

Культура управления руководителя – это степень совершенства, достигнутая руководителем в овладении знаниями науки управления и практикой их использования для планирования и организации эффективной деятельности коллектива, конкретной системы или некоторого сообщества.

Каждый руководитель обладает индивидуальными качествами, главным из которых считается его желание и умение самосовершенствоваться в управленческой деятельности, в повышении культуры управления. Следовательно, самосовершенствование должно быть направлено на развитие компонентов культуры управления и их составляющих. Культура управления руководителя включает в себя следующие компоненты: аналитический, организационный, коммуникативный, личностный.

Аналитическая культура руководителя – это знания, умения, навыки в области организации и осуществления анализа деятельности как собственной, так и коллектива, позволяющие выявить проблемы, формулировать цели развития, прогнозировать будущее организации.

Основу аналитической культуры руководителя составляют его умения использовать процессный, системный, ситуационный, комплексный подходы к управлению, технологично исполнять управленческие функции и осуществлять системный анализ результатов деятельности коллектива.

Организационная культура руководителя – это знания, умения и навыки в области организации процесса управления, позволяющие руководителю создать эффективно работающую структуру управления и осуществлять взаимодействие всех ее составляющих.

В основе организационной культуры руководителя лежит его способность организовать, т.е. мотивировать коллектив на выполнение общей цели.

Коммуникативная культура руководителя - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющего устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять их к желаемому результату.

В основе коммуникативной культуры руководителя лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Высокий уровень коммуникативной культуры руководителя определяется наличием у субъекта таких личностных качеств как: эмпатия, доброжелательность, инициативность, ответственность, открытость, принципиальность.

Каждый из названных компонентов проявляется в определенных умениях руководителя, которые ему надлежит совершенствовать. В таблице 1 представлены компоненты культуры управления и их составляющие.

 

 

Таблица 1 Компоненты культуры управления руководителя и их составляющие

Аналитическая культура руководителя Организационная культура руководителя Коммуникативная культура руководителя Личностная Культура руководителя
Аналитическая культура руководителя проявляется в умении: Организационная культура руководителя проявляется в умении: Коммуникативная культура руководителя проявляется в умении: Личностная культура руководителя проявляется в:
- анализировать ситуацию; - выявлять проблемы и находить пути их решения; - осуществлять целеполагание, выстраивать «дерево целей»; - грамотно и правильно формулировать задачи; - осуществлять системный анализ собственной деятельности и деятельности организации; - принимать верные управленческие решения, исходя из ситуации; - предвидеть стадию угасания организации и предотвратить ее, поставив новые цели и осуществить нововведения; - видеть перспективу в развитии организации; - обеспечить развитие, процветание и конкурентность организации на длительное время. - разрабатывать структуру организации; - создавать и совершенствовать организационную культуру учреждения; - грамотно сформировать и распределить функциональные обязанности; - спланировать и распределить работу между отделами и подчиненными; - выполнять управленческие функции технологично; - обеспечить ресурсами, создать условия для эффективной деятельности сотрудников и организации; - использовать организационные методы управления, адекватные ситуации; - осуществлять своевременно координацию деятельности всех подструктур при движении к цели. - осуществлять эффективное взаимодействие с коллективом; - создавать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, взаимодоверия; - создавать атмосферу сотрудничества; - осуществлять деловое общение (вести переговоры, совещания, беседы); - доводить управленческое решение до исполнителей и получать обратную связь о его исполнении; - использовать информационные технологии с целью обеспечения эффективного взаимодействия всех подструктур; - предотвращать и разрешать конфликтные ситуации в организации; - использовать приемы ораторского искусства; - вовлекать коллектив в инновационную деятельность. 1. Сформированности компонентов культуры мышления: - интеллектуального (знание теории и практики управления); - мотивационного (стремление к самосовершенствованию); - деятельностного (умение организовать деятельность собственную и подчиненных); - эмоционально-оценочного (способность критично оценить собственную деятельность). 2. Сформированности личностных качеств: - стрессоустойчивости: - ответственности; - принципиальности; - тактичности; - нравственной позиции; - готовности к риску; - уверенности в себе; - креативности; - надежности; - тактичности. 3. Развитости: - культуры речи; - эстетического вкуса; - коммуникативных способностей.

 

Анализ содержания таблицы 1 приводит к следующему заключению:

– объектом науки, изучающей культуру управления руководителя как феномен, является сфера деятельности руководителя;

– предметом науки, изучающей культуру управления руководителя, является аналитическая, организационная, коммуникативная и личностная культура руководителя.

Уровень развития обозначенных компонентов культуры управления руководителя повышает или снижает эффективность его управленческой деятельности. Например, при осуществлении функции планирования наиболее ярко проявляется аналитическая культура руководителя, то есть его умение анализировать информацию, ситуацию, проблемы; осуществлять целеполагание, формулировать задачи, принимать верные управленческие решения. Вместе с тем руководитель должен будет продемонстрировать свои организационные умения, составляющие организационную культуру. Коммуникативная культура руководителя проявится в процессе взаимодействия руководителя с коллективом при проведении совещаний, при разрешении конфликтных ситуаций, при индивидуальном общении с подчиненными. При этом проявляются умения руководителя создавать атмосферу сотрудничества и творчества в коллективе, вовлекать коллектив в инновационную деятельность. В момент предоставления коллективу отчета за предыдущий период и обозначения перспектив развития организации должны проявиться такие личностные качества как умение убеждать. Личностная культура руководителя, его лидерские качества будут способствовать вовлечению коллектива в творческую деятельность. Следовательно, работа руководителя, направленная на развитие и совершенствование компонентов культуры управления, повысит эффективность его управленческой деятельности и деятельности руководимой им организации.

Для оценки уровня культуры управления руководителя необходимо выбрать критерии, т.е. признаки, на основании которых будет проводиться оценка; выбрать параметры, т.е. величины, характеризующие культуру управления; определиться с показателями, позволяющими судить о состоянии или развитии данного феномена. В качестве критериев можно избрать умения, которыми должен владеть руководитель, в а качестве параметров – величины, характеризующие эти умения.

 

Краткий словарь дефиниций

Культура управления руководителя – это степень совершенства, достигнутая руководителем в овладении знаниями науки управления и практикой их использования для планирования и организации эффективной деятельности коллектива, конкретной системы или некоторого сообщества.

Культура управления – системная, обобщенная характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности работников аппарата.

Аппарат управления – организованная на основе структуры, штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников, объединенных в подразделения, службы управления, на которых возложено выполнение определенных функций управления.

Руководство организацией – способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Структура, в том числе управления, - 1) совокупность взаимосвязанных элементов, образующих систему; 2) совокупность элементов и упорядоченных связей между ними, обеспечивающих устойчивость системы.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.

Параметр – величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы.

Показатель – данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь.

Технология управления – это система действий (операций и процедур) по достижению искомого результата, выполняемых в определенном порядке с использованием специальных методов, правил и приемов.

Управление. Оно может рассматриваться в статике – тогда это организационные структуры, и в динамике – как процесс.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему для обеспечения ее работы наилучшим образом.

Функции управления – особые, специфические виды управленческой деятельности, направляемые на управляемый объект.

Харизма – влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

Цель – планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

 

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Дайте определение понятий «культура управления», «культура управления руководителя».

2. Пользуясь схемой 2, охарактеризуйте взаимосвязь между функциями и технологией управления.

3. Какой компонент культуры управления, на Ваш взгляд, наиболее влияет на эффективность управленческой деятельности руководителя?

4. Какой компонент культуры управления наиболее влияет на эффективность выполнения функций планирования.

 

5. Пользуясь схемой 1, раскройте содержание управленческой деятельности руководителя.

Задания для размышлений

1. Предложите одну из ситуаций, в которой руководитель должен будет проявить те или иные личностные качества.

2. Сформулируйте проблемы, которые возникнут перед Вами при вступлении в должность руководителя. Сформированность какого компонента культуры управления будет иметь первостепенное значение?

3.Развитию какого компонента культуры управления в данное время Вам следует уделить особое внимание?

4. Опешите технологию управления при реализации функций: организация, мотивация, контроль.

5. Обоснуйте, какой из компонентов культуры управления имеет наиболее важное значение при реализации функций, обозначенных в п.4.

 

Литература

1. Кнорринг В. Теория, практика и искусство управления / В. Кнорринг. – М.: Изд-во «Норма», 1999.

2. Рева В.Е. Российская деловая культура: история, традиция, практика / В.Е. Рева. – М., 1998.

3. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Е.И. Комарова и А.И. Воетенко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 288 с.

4. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 2000. – 392 с.

4. Шихирев П.Н. Введение в Российскую деловую культуру: Учебное пособие / П.Н. Шихарев. – М.: Типография «Новости», 2000.

5. Черч Г. Основы управления производством / Г. Черч // Научная организация труда и управления. – М.: Экономика, 1966.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.