Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практически все имена вам хорошо знакомы, в том числе и по публикациям в «Если» (а зачастую - только в «Если»), но вдруг вы еще не все о них знаете. 10 страница




Появился также своеобразный «взрослый» вариант «Королевской битвы» - вторая серия «Параграфа 78» (2007) Михаила Хлебородова. И тот же сюжетный ход - вирусное оружие - побуждает отряд спецназа действовать букве «параграфа» и самоликвидироваться. Однако, вместо того чтобы сразу взорвать зараженную базу, бойцы начинают смертельную игру друг с другом в подземных лабиринтах.

Хотя лента вызвала шквал критики (главным образом, из-за принудительного «деления» надвое и раздутого хронометража), в некоторой «идейности» ей не откажешь. В частности, финал четко показывает, что добровольное состязание было абсолютно бессмысленным, и не начни герои на пороге смерти выяснять отношения - получили бы шанс остаться в живых.

 

 

Состязания киберов

 

Выражение «новая игра» у многих читателей вызывает ассоциации с чем-то компьютерным. Турниры по киберспорту превратились в обыденное явление, а гонорары тамошних звезд приближаются к заработкам именитых боксеров. Многие предпочитают компьютерные игры всем прочим - как подвижным, так и интеллектуальным.

Кино откликнулось на это еще два десятка лет назад, когда стали появляться фильмы о виртуальной реальности. Персонажами «спортивно-игрового» направления таких лент становились юные геймеры, как в «Военных играх» (1983) Джона Бэдема или в «Аркаде» (1993) Альберта Пьюна. В последнем случае игра в прямом смысле затягивала участников - тех, кто проиграл тур. Другое направление посвящалось файтингам - такие ленты, как дилогия «Месть кибера» (1995) и «Абсолютная агрессия» (1996) Дж. Кристиана Ингвордсена, «Пощады не будет» (1996) Зэйла Дэйлена и другие. Как правило, здесь на спецэффекты особо не тратились: «виртуальная реальность», в которую попадали герои, либо визуально никак не отличалась от обыкновенной, либо отличалась чисто косметически, за счет цветовых фильтров.

В XXI столетии экранный киберспорт зацвел пышным цветом. Снова проявила себя глобализация. Автор культового киберпанк-аниме «Призрак в доспехах» Мамору Осии снял в Польше и с польскими же актерами фильм «Авалон» (2001). В мрачном будущем повальным увлечением становится опять же многопользовательская «стрелялка», которая и является основным средством заработка. Героиня прорывалась на новый, секретный уровень и оказывалась... в современном нам мире. Совсем как в известной шутке: «Жизнь - игра. Задумано неказисто, зато графика обалденная!».

Не сдают позиций и малобюджетные голливудские постановки. В ленте «Охотник за кодами» (2002) молодой геймер внутри игры сражается с программой, которая захватывает власть над климатом. Свое лицо программе подарил знаменитый «горец Дункан Маклауд», в миру - актер Эдриан Пол.

Не прервалась пока и линия файтингов. В лучших (и одновременно худших) традициях 1990-х годов режиссер боевиков категории «Б» Арт Камачо поставил фильм Sci-Fighter (2004). Название можно буквально перевести как «Научно-фантастический боец», хотя официально переводят просто как «фантастический». Камачо собрал под свои знамена целую плеяду бойцов, чьи имена красовались на видеокассетах, когда еще никто не знал про DVD: начиная от кикбоксера Дона «Дракона» Уилсона и заканчивая легендой каратэ Робертом Уоллом, который спарринговал на экране еще с Брюсом Ли. По сюжету чемпион Джейк Танака (Уилсон) должен пройти компьютерную игру Sci-Fighter, чтобы освободить застрявшего в виртуальности собственного сына. Естественно, на его пути встанут бойцы всех мыслимых стилей, потому что система воспринимает игрока как вирус.

Для «геймерских» фильмов характерен мотив противостояния героя не столько другим киберспортсменам, сколько самой игре, ее искусственному интеллекту. Хотя игрок бегает, прыгает, стреляет и дерется, в этом участвует только его сознание.

С другой стороны, за «иск-ина» может играть и злой человеческий гений. В заключительной части трилогии Роберта Родригеса «Дети шпионов 3D: Игра окончена» (2003) юный агент Джуни противостоит и коварной игре, способной захватить разум всех вошедших в нее детей, и ее мрачному создателю в нескольких лицах (необычная характерная роль Сильвестра Сталлоне). Причем игра, показанная Родригесом, мультижанровая: в ней присутствуют и бои гигантских роботов, и гонки, и схватки с оружием в руках.

На материале противостояния игре можно снять не только семейную приключенческую комедию, но и «ужастик». Группа подростков в фильме Уильяма Брента Белла «Остаться в живых» (2006) снова опробует новинку, на этот раз в жанре survival horror. Проигравшие начинают умирать точно таким же образом, что и в игре. Однако изобретатель оказывается ни при чем: всему виной дух кровавой графини Батори, вызванный геймерами. Фактически, перед нами вариант известного фильма «Звонок», где вместо видеокассеты и телефона - компьютерная игра.

В фильмах о киберспорте всё сильнее заметен мотив опасности подмены реальной жизни виртуальной, где возможно и допускается всё. Своеобразного апогея это достигло в относительно недавнем «Геймере» (2009) Марка Невелдайна и Брайана Тэйлора. Игровыми персонажами пресыщенных искателей развлечений становятся... живые люди, пусть и приговоренные к смерти за преступления. Это практически «суррогаты», как в другом фильме, но только наделенные свободой воли за пределами игры. Интересно, что, хотя подобная игровая практика показана явно аморальной, в финале герой одерживает победу над системой, только объединившись со своим «оператором»-тинейджером.

Та же тема затронута и в фильме Павла Санаева «На игре» (2009) - экранизации повести Александра Чубарьяна (к моменту написания этого материала в прокат вышла первая из двух частей). Подростки с помощью таинственного диска не только обретают те же способности, что и в играх, но и переносят в жизнь нормы поведения в игровом пространстве. И вот уже обыкновенные люди становятся для персонажей всего лишь «ботами» - либо мишенями, либо «пушечным мясом» на поле боя.

 

 

Спорт в гостях у сказки

 

Наконец, нельзя не заметить, что из научной и псевдонаучной кинофантастики спорт все сильнее мигрирует в фэнтези. Конечно, началось это не сегодня и не вчера. До нового столетия едва ли не самым популярным фэнтези-состязанием были разнообразные рыцарские турниры. Однако и здесь находилось место оригинальности. Так, в одном из видеосалонных хитов 80-х годов «Дух мщения» (1986) молодой Чарли Шин играл восставшего из мертвых водителя, который на суперавтомобиле соревновался в смертельных гонках с дорожной бандой.

А мотив противостояния самой игре вне пределов киберпространства обыгран в «Джуманджи» (1996) Джо Джонстона.

Безусловно, самой спортивной фэнтези начала нынешнего века следует признать киносагу о Гарри Поттере. Детально разработанная Джоан Роулинг командная игра квиддич, эдакое регби верхом на метлах, демонстрируется практически в каждой серии. По опасности, травматизму и накалу страстей квиддич вполне мог бы соперничать с роллерболом, если бы магия не помогала героям быстро восстанавливать телесные повреждения. А сцена соревнований из первой части, «Гарри Поттер и философский камень» (2001), сделала то же самое, что и, по наблюдению Вл. Гакова, сцена гонок в «Призрачной угрозе» Джорджа Лукаса - перетянула на себя всю динамику фильма.

Квиддичем тем не менее состязания магов не заканчиваются. В фильме «Гарри Поттер и тайная комната» (2002) зрители видят спортивные дуэли на волшебных палочках, а в картине «Гарри Поттер и Кубок Огня» (2005) - нечто вроде магического многоборья, Турнир трех волшебников. В последнем случае пародийное сходство с каким-нибудь «Бегущим человеком» усиливает и повышенное внимание чародейской прессы.

Некоторые вроде бы «научно-фантастические» игры тоже следовало бы отнести, скорее, к фэнтези. Например, несмотря на весь НФ-антураж, «Затура» (2005) Джона Фавро практически клонирует «Джуманджи», будучи снятой по книге того же Криса Ван Аллсбурга и посвященной такой же настольной игре, меняющей реальность вокруг участников. В картине Говарда Маккейна «Викинги» (2008), космическом варианте «Беовульфа», продемонстрировано вымышленное состязание викингов. Игроки, применяя элементы акробатики, прыгают по щитам, которые держат на плечах их товарищи. Кстати, в аутентичном «Беовульфе» Роберта Земекиса (2007) нам показывают своеобразное «плавание с препятствиями». В качестве препятствий выступают атаки подводных монстров, отражаемые соревнующимся с напарником Беовульфом.

Куда чаще встречается мотив использования сверхъестественных возможностей героев фэнтези для участия и победы во вполне земных видах спорта. Подросток-вервольф в «Оборотнях» (2005) Уэса Крэйвена легко одерживает верх на борцовском ковре. «Призрачный гонщик» в одноименном фильме Марка Стивена Джонсона (2007) пользуется тем, что бессмертен, выполняя головокружительные мотоциклетные трюки. Увеличивающий силы эликсир друидов используется в качестве допинга героями «Астерикса на Олимпийских играх» (2007).

Особняком стоит «вампирский бейсбол» в «Сумерках» (2008) Кэтрин Хардвик, положивших начало очередной культовой киносаге. В него, кстати, играет Роберт Паттинсон, успевший принять участие и в Турнире трех волшебников. Самое интересное здесь отнюдь не визуальная сторона, хотя и на этот раз сцена получилась наиболее зрелищной во всем фильме. Во-первых, семья Калленов - вампиры-«вегетарианцы», отказавшиеся от человеческой крови, - этой игрой подчеркивает свою приверженность «здоровому образу жизни». А во-вторых, вампирам не особенно важна победа. Бейсбол в грозу - один из немногих периодов, когда герои могут позволить себе просто побыть самими собой. Спорт отчасти дает им возможность почувствовать себя людьми...

 

Аркадий Шушпанов

 

 

 

ЛИДЕРЫ 2009

 

Предлагаем вниманию читателей наш традиционный список самых кассовых фильмов прошлого года.

 

2009 год оказался более удачным для кинофантастики, нежели 2008-й. Прежде всего, по количеству фильмов: причем восемь из них превысили двадцатимиллионный рубеж посещаемости (в прошлом году - семь), а 19 - десятимиллионный (17) в США. Да и во всем мире пользовались большой популярностью 22 ленты (23-й наверняка станет «Аватар»), сумевшие собрать свыше 100 млн долларов.

Однако не всегда эти высокие показатели обеспечивают прибыльность или хотя бы окупаемость картин. Допустим, «Терминатор: Да придет Спаситель» не смог компенсировать гигантские затраты даже в мировом прокате. А фильм «Хранители» вообще стал главным неудачником, поскольку его плохо смотрели за пределами Америки.

Зато солидные результаты по доходности имеет вовсе не «Район № 9», чьи сборы в мире превзошли бюджет почти всемеро, а, довольно неожиданно, вторая серия «Сумерек», которую продолжают демонстрировать в кинотеатрах, и она может на финише в 14 раз перекрыть в мировом прокате расходы на собственное производство.

Но самый невероятный - поистине паранормальный! - прецедент создан картиной «Паранормальная активность» (в России - «Паранормальное явление»), снятой еще в 2007 году за анекдотическую сумму в 15 тысяч долларов. А кассовые сборы во всем мире уже сейчас превышают данный бюджет в фантастическое количество раз - в десять тысяч! Таким образом, был побит прежний рекорд (3,5 тыс. раз), принадлежавший «Ведьме из Блэр».

Если судить по недавнему случаю неожиданно высокого интереса деятелей Голливуда к почти любительской фантастической короткометражке «Приступ паники!» из Уругвая, размещенной ее автором в Интернете, ныне стало выгодно привлекать абсолютно независимых и никому не известных творцов, способных вызвать зрительский ажиотаж за действительно смешные деньги, потраченные на производство.

Для сравнения: фильм «Гарри Поттер и принц-полукровка», который обошелся в $250 млн, получил в мировом прокате $937,5 млн. По всей видимости, и «Аватар», стоивший $230 млн, в итоге сможет довольствоваться схожими показателями.

Фильмы, выпущенные под занавес 2008 года, помечены знаком *, Фильмы, прокат которых еще продолжается, помечены знаком **. Данные приведены по состоянию на 20 декабря 2009 года.

1. «Трансформеры: Месть падших» (Transformers: Revenge of the Fallen), фантастический комикс, реж. Майкл Бэй, бюджет - $200 млн, кассовые сборы в США - $402,1 млн, посещаемость в США - 53,75 млн. зрителей, кассовые сборы в мире - $835,3 млн.

2. «Гарри Поттер и принц-полукровка» (Harry Potter and the Half-Blood Prince), подростковая фэнтези, реж. Дэвид Йейтс, $250 млн, $302 млн, 40,35 млн зрителей, $937,5 млн.

3. «Сумерки. Сага: Новолуние» (The Twilight Saga: New Moon), мистико-романтический фильм, реж. Крис Уайц, $50 млн, $274,55 млн (прогноз - $315 млн), $634,65 млн.**

4. «Звездный путь» (Star Trek), фантастика, реж. Дж.Дж.Абрамс, $150 млн, $257,75 млн, 34,45 млн зрителей, $385,75 млн.

5. «Монстры против пришельцев» (Monsters vs. Aliens), анимационная НФ-комедия, реж. Роб Леттерман и Конрад Верной, $175 млн, $198,35 млн, 26,5 млн зрителей, $381,1 млн.

6. «Люди Икс. Начало: Росомаха» (X-Men Origins: Wolverine), фантастический комикс, реж. Гэвин Худ, $150 млн, $179,9 млн, 24,05 млн зрителей, $373,1 млн.

7. «Ночь в музее 2»/«Ночь в музее: Битва за Смитсоновский институт» (Night at the Museum: Battle of the Smithsonian), фэнтези-комедия, реж, Шон Ливи, $150 млн, $177,25 млн, 23,7 млн зрителей, $412,7 млн.

8. «2012» (2012), фильм-катастрофа, реж. Роланд Эммерих, $200 млн, $158,95 млн (прогноз - $180 млн), $714,15 млн.**

9. «Ангелы и демоны» (Angels & Demons), триллер с элементами мистики, реж. Рон Ховард, $150 млн, $133,4 млн, 17,85 млн зрителей, $485,9 млн.

10. «Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button), фэнтезийная драма, реж. Дэвид Финчер, $150 млн, $127,5 млн, 17,35 млн зрителей, $333,95 млн.*

I1. «Терминатор: Да придет Спаситель» (Terminator Salvation), фантастика, реж. МакДжи, $200 млн, $125,3 млн, 16,75 млн зрителей, $372,05 млн.

12. «Район № 9» (District 9), фантастика, реж. Нил Бломкэмп, $30 млн, $115,65 млн, 15,45 млн. зрителей, $204,75 млн.

13. «Сказки на ночь» (Bedtime Stories), фэнтези-комедия для семейного просмотра, реж. Адам Шэнкмен, $80 млн, $110,1 млн, 15,05 млн зрителей, $212,45 млн.*

14. «Паранормальное явление»/«Паранормальная активность» (Paranormal Activity), 2007, выпуск - 2009, мистический триллер, реж. Орен Пели, $15 тыс., $107,6 млн, 14,4 млн зрителей, $150,4 млн.

15. «Хранители» (Watchmen), фантастический комикс, реж. Зак Снайдер, $130 млн, $107,5 млн, 14,35 млн зрителей, $185,25 млн.

16. «Знамение» (Knowing), фантастический триллер, реж. Алекс Пройас, $50 млн, $79,95 млн, 10,7 млн зрителей, $183,25 млн.

17. «Добро пожаловать в Зомбилэнд»/«3омбилэнд» (Zombieland), хоррор-комедия, реж. Рубен Фляйшер, $23,6 млн, $75,6 млн (прогноз - $76,5 млн), $93,3 млн.**

18. «Коралина в стране кошмаров»/«Коралина» (Caroline), анимационная фантазия, реж. Хенри Селик, $60 млн, $75,3 млн, 10,05 млн зрителей, $121,9 млн.

19. «Аватар» (Avatar), фантастический фильм, реж. Джеймс Камерон, $230 млн, $77 млн (прогноз - $400 млн), $241,6 млн.**

20. «Ведьмина гора»/«Гонки к Ведьминой rope» (Race to Witch Mountain), фантастико-приключенческий фильм для семейного просмотра, реж. Энди Фикмен, $67,15 млн, 9 млн. зрителей, $106,4 млн.

21. «Пункт назначения 4» (The Final Destination), мистический фильм ужасов, реж. Дэвид Р.Эллис, $40 млн, $66,5 млн, 8,9 млн зрителей, $185,75 млн.

22. «Пятница, 13-е» (Friday the 13th), фильм ужасов, реж. Маркус Ниспел, $19 млн, $65 млн, 8,7 млн зрителей, $91,4 млн.

23. «Папе снова 17»/«Снова 17» (17 Again), фэнтезийная комедия, реж. Барр Стирс, $50 млн, $64,15 млн, 8,6 млн зрителей, $135,85 млн.

24. «Жена путешественника во времени» (The Time Traveler's Wife), фэнтезийная романтическая комедия, реж. Роберт Швентке, $39 млн, $63,4 млн, 8,5 млн зрителей, $98,65 млн.

25. «Призраки в Коннектикуте» (The Haunting in Connecticut), мистический триллер, реж. Питер Корнуэлл, $55,4 млн, 7,4 млн зрителей, 576,75 млн.

26. «Призраки бывших подружек» (Ghosts of Girlfriends Past), фэнтезийная романтическая комедия, реж. Марк С.Уотерс, $55,25 млн, 7,4 млн зрителей, $99,05 млн.

27. «Мой кровавый Валентин»/«Мой кровавый День святого Валентина» (My Bloody Valentine 3-D), фильм ужасов с элементами мистики, реж. Патрик Люссье, $15 млн, $51,55 млн, 6,9 млн зрителей, $99,95 млн.

28. «Затерянный мир»/«3емля затерянных» (Land of the Lost), фэнтезийно-приключенческий фильм, реж. Брэд Силберлинг, $100 млн, $49,45 млн, 6,6 млн зрителей, $68,7 млн.

29. «Другой мир: Восстание ликанов»/«Подпольный мир: Восстание ликанов» (Underworld: Rise of the Lycans), мистико-фантастический фильм, реж. Патрик Татопулос, $35 млн, $45,8 млн, 6,1 млн зрителей, $130 млн.

30. «Начало времен»/«Год первый» (Year One), фэнтезийно-приключенческая комедия, реж. Хэролд Рэмис, $60 млн, $43,35 млн, 5,8 млн зрителей, $60,25 млн.

 

Сергей КУДРЯВЦЕВ

 

 

КРИСТИН КЭТРИН РАШ

СИНИЕРСОРС

 

Иллюстрация Владимира ОВЧИННИКОВА

 

 

Малыш лежал в грязи лицом вниз. Бурая грязь была мелкой, сухой и рассыпчатой.

Я думал, что он свалился за пределами купола, но это не совсем соответствовало тому, что я видел сейчас. Тело было невредимым и, значит, не подверглось жесткому излучению истинной Луны.

Но тут что-то мокрое столкнулось с моей рубашкой, напрочь испортив иллюзию пребывания на месте преступления и вернув меня на рабочую станцию СиниерСорса[1].

Я рывком стащил защитную маску и пустил ее в свободное плавание. Затем оторвался от рабочей станции, чтобы поплавать рядом с ней. С полдюжины собравшихся здесь цеплялись за свои станции, прячась за очками, закрывавшими глаза, уши и нос. Кое-кто пристегнул себя ремнями, чтобы, увлекшись, не отпустить станцию и не врезаться в приборы, закрепленные на другой стороне рабочей зоны.

Маска была не единственной вещью, дрейфующей рядом со мной. Тут же плавали капли некоей коричневой жидкости. Почти все собрались у моего левого бока, как фаланга коричневых шариков, выстроившихся перед атакой.

- Марвин! - рявкнул я. - Кофе опять убежал!

Марвин Пирс, щурясь, выглянул из-за двери, ведущей на общую кухню, и отплыл в сторону, сжимая дверной косяк. С того места, где находился я, были видны только лысина, глаза и нос, как на рисунке типа «здесь был Килрой»[2], которые последнее время стал рисовать один из старейшин на стене (при постоянном вращении здесь нет того, что можно назвать потолком или полом в обычном понимании).

Голубые глаза Марвина лукаво поблескивали. Отталкиваясь руками, он пробирался в рабочую ВР-лабораторию и при этом ухмылялся, как трехлетний проказник.

В лабораторию, где не бывал более ста двадцати пяти лет.

• Прости, - извинился он тоном, в котором не было ни капли раскаяния, поймал ртом три кофейных шарика, громко сглотнул и погнался с китайскими палочками для еды за четвертым.

Они-то его и подвели. Четвертый кофейный пузырек проскользнул сквозь деревянные острия и с поразительной скоростью устремился ко мне. Я отплыл и с отвращением увидел, как кофе расползся по моей маске.

- Эй! - остерег я. - Я работал, не заметил?

- Работа, работа, работа... знаешь, иногда не мешает сделать перерыв на кофе, - объявил Марвин и визгливо, как девчонка, хихикнул.

Почему-то смешок оказался заразительным, но я не позволил себе улыбнуться. Марвин вечно мешал мне работать. Чистить вещи и одежду в невесомости - задача не из легких, а я не имел права потерять еще и этот день. Меня поджимали сроки, уложиться в которые, возможно, я не успею.

И при мысли об этом в желудке все переворачивалось.

Тот малыш был сыном Шона Проктора, главы самой большой на Луне горнорудной компании. Это дело стало первым серьезным испытанием для бригады детективов СиниерСорса по расследованию преступлений на новой Луне.

Теоретически, детективы в СиниерСорсе могли расследовать дела на Луне со своего маленького насеста на орбите Земли. Я привык считать, что на расстоянии преступления не раскрыть.

Но, как видно, ошибся, поскольку, прибыв сюда пять лет назад, успешно завершил более двухсот дел, причем некоторые по давно остывшим следам.

Мало того, СиниерСорс решал множество сложных дистанционных задач - от лазерной хирургии до реставрации предметов искусства. Даже расследование, включающее допрос, сбор улик и слежку, можно успешно проводить, находясь далеко от места преступления.

Однако до этих пор я ни разу не выступал в роли морской свинки. Риск неудачи был велик, и я не смел отказаться.

Я был одним из самых молодых людей в СиниерСорсе - и самым бедным. Приходилось работать полный день, чтобы платить за медицинское обслуживание, комнату и питание.

Когда доктора объяснили, что мне понадобится круглосуточное наблюдение медиков, я взвесил свои возможности и понял: особого выбора у меня нет. Со времени моего детства условия жизни в пансионатах для престарелых и хроников мало в чем изменились.

Старики были вынуждены жить вместе со смертельно больными. И в зависимости от наличия денег либо получали персональное лечение, либо нет.

Но поскольку у меня имелась страховка Манхэттенского департамента полиции, имевшего связи с внепланетными организациями вроде СиниерСорса, я мог подать заявку на пребывание.

Что я и сделал. СиниерСорс был старейшим орбитальным пансионатом для стариков и хроников, содержание в котором по средствам каждому. Руководство обещало нормальную жизнь для долгожителей и, по большей части, держало слово.

Некоторые старейшины, как и Марвин, провели в СиниерСорсе тридцать лет. Когда он впервые появился здесь, ему стукнуло девяносто. Семья списала его со счетов как умирающего, и, возможно, оставшись на Земле, он не зажился бы на этом свете.

В космосе, в таком месте, как СиниерСорс, мы жили в невесомости и лишенной микробов среде, что позволяло каждому чувствовать себя суперменом, особенно в первые минуты после прибытия. Здесь имелся полный штат медиков (ни одного под восемьдесят), которые наблюдали за нами, сохраняли наши кости крепкими, проверяли циркуляцию крови и контролировали физические изменения, связанные с жизнью в герметически закупоренном мире, так сильно отличавшемся от того, в котором мы выросли.

Парни вроде меня, те, что помоложе, вынужденные работать, не имеют пожизненных льгот на медицинское обслуживание. В отличие от престарелых. У нас нет даже акций на продажу. И вообще различий между моим поколением (где-то в середине двадцатых прозванным Самым Болезненным) и поколением Марвина (космическим, или, как некоторые все еще именуют их, бэби-бумерами) полным-полно.

Большинство моих ровесников умерло от диабета и инфарктов еще до того, как мы стали достаточно взрослыми, чтобы послать наших представителей в национальную политику. В результате поколения, следующие за нашим, добились отмены большинства тех социальных привилегий, которые достались бэби-бумерам и поколению X: всеобщее медицинское обслуживание, пенсионные фонды и множество других. Льготы оставили бумерам, а людей, рожденных в двадцать первом веке, бросили на произвол судьбы.

Поэтому мы не могли выйти на пенсию: нужно было работать. Марвины СениерСорса тоже работали - всего день в месяц. В основном они преподавали историю в колледжах через стриминг-голографические проекторы.

Я подал заявку на переезд в СиниерСорс, ожидая отказа. В то время я не понимал, что СиниерСорс крайне нуждается в опытных детективах. Мне обещали просторную квартиру, большое пособие на питание и медицинское обслуживание среднего уровня, которое все же выглядело лучше того, что ждало меня на Земле.

В обмен на все это я обязывался работать пять дней в неделю, восемь часов в день и заниматься в тренажерном зале два часа все семь дней в неделю.

Работать я любил. Занятия в тренажерном зале ненавидел (в конце концов, я дитя своего поколения). Но я согласился на все условия и, к сожалению, пропустил кое-что важное - из напечатанного мелким шрифтом.

Мой уровень жизни на станции был напрямую связан с результатами работы. Уволить меня невозможно, зато понизить в должности - запросто, а это означало, что моя жизнь тогда превратится в ад: тесная комната, крайне скромное пособие на еду и минимальное медицинское обслуживание.

А в случае крупного провала меня просто выгонят. Пошлют в филиал пансионата где-нибудь на северо-востоке Земли и сунут в одну комнату с каким-нибудь хроником.

Проблема заключалась в том, что большинство изгнанных со станции стариков умирало в первые же полгода. Очень немногие пожилые люди способны вынести земное тяготение после жизни в невесомости.

Даже притом, что я был одним из самых молодых обитателей СиниерСорса, сомневаюсь, что мои кости выдержат перелет. Когда-то крепкие, они стали ломкими и хрупкими. Пять лет назад, покидая Землю, я больше не мог ходить. Да и артрит так меня донимал, что я почти не мог двигать пальцами. Всем, даже мне, было ясно, что самостоятельно жить я больше не смогу.

Я побаивался переезда, но после того как справился с желудочными проблемами, связанными с пребыванием на земной орбите в состоянии свободного падения, мне здесь понравилось.

Теперь я представить не могу жизнь где-то в другом месте.

Поэтому и не хотел браться за это дело.

Если в течение двадцати четырех часов я не смогу найти убийцу сына Шона Проктора, меня понизят. Если хотя бы заикнусь о немыслимых сроках и невозможности выполнения задачи, меня могут отправить на Землю.

Я не хочу задыхаться в тесной комнатенке. Не хочу снова испытать земное тяготение.

И очень, очень не хочу умирать.

 

СиниерСорс недавно объявил о новой услуге предоставления охраны закона и порядка различным лунным общинам. Он намеревался уже к середине века завоевать большую часть рынка Марса. Если мы сумеем зарекомендовать себя на Луне и нескольких внеземных станциях, можно с течением времени открыть пансионаты на орбите Марса и использовать обитателей этих пансионатов для предоставления услуг новым общинам Марса.

Успех таких расследований, как мое, - это гарантия получения новых контрактов с Луной, а следовательно, достаточной суммы для начала строительства на орбите Марса, даже без заключенных с его обитателями контрактов.

Мой босс, Райя Эофф, дала понять, что любая работа, выполненная мною на Луне, должна быть безупречной. В противном случае - все последствия свалятся на мою голову.

Ей ни к чему меня пугать. Я и так боюсь.

Сыскные бюро, компаньоны СиниерСорса, расположенные на Земле, имеют в своем распоряжении роботов, ВР-камеры и центры передачи голографического изображения. У нас - всего лишь странные программульки, принцип действия которых мне не совсем понятен. Предположительно, они должны посылать нам воздушные облачка с запахами, которые обнаружились на месте преступления. Дэвид Салливан - старик, который меня натаскивал, - утверждал, что первые два-три дня расследования никаких облачков ждать не стоит. Через носовой блок очков мы получаем имитацию запахов. Только с тех пор как мы стали использовать земные запахи и земные приборы, облачка стали появляться намного чаще.

На Земле еще оставались знающие люди, которые умели отвечать на вопросы, собственноручно проводить исследование доказательств и даже делать старомодное вскрытие, если это было необходимо.

Здесь, на Луне, у нас были роботы, ВР-камеры, передача голографического изображения - и больше почти ничего. У здешних людей-медиков было достаточно хлопот с пациентами, поэтому они не занимались всерьез современной судебной патологоанатомией.

Правда, особого значения это не имело, поскольку Луна по-прежнему оставалась хаотическим нагромождением баз и горнорудных предприятий. Здесь не было настоящей судебной системы, поэтому преследование и наказание преступников считались обязанностью горнорудных компаний, или головной фирмы, расположенной на Земле, или, может быть, страны, в которой эта фирма была зарегистрирована.

Получив дело, я немедленно попросил одного из старейшин, отбывавших на работе свой ежемесячный день, выяснить, кто владеет горнорудной компанией и по каким законам я должен действовать.

Но на этом далеко не уедешь.

Прежде всего необходимо раскрыть преступление.

А я не был уверен, что сумею это сделать.

 

Вот в чем вся штука: я знаю, как делаются подобные вещи на Земле. Если падаю, значит, хожу в синяках. Если чересчур грубо хватаю чью-то руку, могу сломать кость. Если стреляю из пистолета, знаю, что пуля может разорвать кровеносные сосуды, ткани и раздробить кость, оставив при этом вполне понятную профессионалу траекторию.

Если я выстрелю здесь (правда, оружие - первое, что конфискуют у будущих обитателей, еще прежде чем они поднимутся на борт шаттла компании), то пуля - по прямой линии. Если пуля не встретит большого сопротивления, то есть не попадет в кость - значит, прорвется через человеческое тело по той же прямой, пройдет сквозь стену, возможно, встретит на пути еще одно человеческое тело и так далее, пока не иссякнет энергия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.