КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преподаватель: С.Т. Ващенко
План. Тема: Введение. Симферополь ПО ПРЕДМЕТУ: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ИМ. ВАДИМА ГЕТЬМАНА РАЗДЕЛ: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ» 1. Задачи и содержание предмета «Организация производства и обслуживания». 2. Современное состояние и перспективы развития ресторанного хозяйства в Украине в условиях рыночной экономики. 3. Законные и подзаконные нормативные акты, регламентирующие деятельность заведений ресторанного хозяйства.
Мини-лексикон: организация, концентрация, специализация, кооперирование, ресторанное хозяйство, заведение ресторанного хозяйства. 1. Программа курса «Организация производства и обслуживания» предназначена для студентов колледжа, обучающихся по специальности «Производство пищевой продукции». Целью изучения курса является – глубокое ознакомление студентов с современным состоянием развития ресторанного хозяйства в Украине, рациональной организацией процессов производства и реализации готовой пищи, теоретическими и практическими основами организации процесса обслуживания в заведениях ресторанного хозяйства. Актуальность изучения данного курса объясняется объективными признаками современного общественного производства: · Усложнением производственных проблем. · Постоянным изменением ситуаций. · Ростом рыночной конкуренции. Знание систематизированных основ предмета позволяет принимать эффективные решения и организовывать человеческую деятельность в условиях перехода экономики Украины к рыночной системе хозяйствования. Организация – это приведение в соответствие кадров, материально-технических средств производства, аппарата управления для выполнения определенных целей. «Организация производства и обслуживания» является научной дисциплиной, которая изучает наиболее рациональные способы ведения хозяйственной деятельности заведений ресторанного хозяйства.
Задачей данного курса является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области организации производства заведений ресторанного хозяйства в объеме, необходимом для практической работы в организациях и заведениях ресторанного хозяйства по специальности. Главное внимание при изучении курса уделяется внедрению в производство передовых методов организации труда и достижений научно-технического прогресса, повышению производительности труда, экономии материальных и трудовых ресурсов, укреплению дисциплины труда. Курс «Организация производства и обслуживания» рассматривает заведение как совокупность входящих в него цехов и производственных участков, исследует вопросы специализации производства, разделения и кооперации труда внутри заведения. Курс непосредственно связан с другими учебными дисциплинами, которые дают будущему младшему специалисту экономические, правовые, коммерческие и другие знания. Курс завершает теоретическое обучение специалистов отрасли ресторанного хозяйства.
2. Отечественное ресторанное хозяйство продолжает постоянно развиваться. Специфика отрасли заключается в максимальном обеспечении услугами заведений ресторанного хозяйства различных групп населения, что достигается при максимальном приближении заведений ресторанного хозяйства к потребителям. В Украине в настоящее время появляются новые интересные и концептуальные заведения, растет культура обслуживания, однако параллельно возрастают и требования потребителей. У отечественных потребителей возникает возможность выбора. Современные заведения уделяют значительное внимание позиционированию реализуемой продукции – способу, в соответствии с которым потребители идентифицируют реализуемую продукцию по его важнейшим характеристикам. Позиция реализуемой продукции связано с местом, занимаемым продукцией в сознании потребителя по сравнению с аналогичной конкурирующей продукцией. Услуги заведений ресторанного хозяйства являются конкурентно способными. Основные критерии конкурентоспособности – безопасность, качество, ассортимент, цена, сервисные услуги. Современные заведения ресторанного хозяйства много работают над созданием имиджа, который служит воплощением всех отличительных преимуществ реализуемой продукции, а также занимаемой ими позиции на рынке. Имидж заведений Украины повсеместно и ежечасно подтверждается всем, что заведения делают. Основа политики каждого заведения – создание системы качества. Такая система многоэлементная. Она включает в себя и ответственность руководства, закупку сырья и продуктов, разработку новых видов продукции, управление производством, контроль, идентификацию услуги и продукции, предупреждение неверных действий, управление процессами обслуживания. В заведениях ресторанного хозяйства осуществляется дифференциация по персоналу, которая требует от заведений, чтобы персонал, который работает непосредственно в контакте с потребителями, был тщательно отобран, хорошо подготовлен и компетентен. Он должен обладать необходимыми навыками и знаниями, проявлять любезность и дружелюбие. Уважение по отношению к потребителям, приложение максимума усилий, для того, чтобы понять потребителей, объясняться с ними понятно и немедленно реагировать на их требования и возникающие у них проблемы.
Основные направления развития ресторанного хозяйства: · Обеспечение в соответствии с научно обоснованными нормами потребностей граждан Украины в питании по месту работы [на производственных предприятиях, в учреждениях, объектах сферы обслуживания и др.]. · Развитие сети ресторанного хозяйства в общеобразовательных школах, училищах, высших и средне-специальных учебных заведениях, сети диетических столовых, заведений быстрого обслуживания, магазинов кулинарии для обеспечения населения полуфабрикатами, кулинарными и кондитерскими изделиями для домашнего потребления, организации досуга.
Совершенствование организации производства и обслуживания в ресторанном хозяйстве связано с внедрением индустриальной технологии производства полуфабрикатов и кулинарной продукции высокой степени готовности на базе относительно крупных заготовочных заведений системы ресторанного хозяйства и предприятий пищевой промышленности и комплексного целенаправленного снабжения этой продукцией структурных производственных единиц – столовых, ресторанов, кафе, закусочных, магазинов [отделов] кулинарии. Специфика отрасли заключается в максимальном обеспечении услугами заведений различных групп населения, что достигается при максимальном приближении заведений непосредственно к потребителям. Под концентрацией в ресторанном хозяйстве понимается процесс сосредоточения средств производства, работников в заведениях или в цехах большей мощности. Специализация предусматривает организацию производства в специализированных заведениях или цехах, предназначенных для выпуска определенного однородного ассортимента продукции [кондитерских, мучных, кулинарных изделий, полуфабрикатов и др.] Производственная [технологическая] специализация означает разделение производства на две стадии: механическая кулинарная обработка сырья, изготовление полуфабрикатов высокой степени готовности и других изделий и приготовление готовой продукции, реализуемой потребителям заведений ресторанного хозяйства. Специализация по ассортименту перерабатываемого сырья [специализированные цехи – овощной, мясной, рыбный, кондитерский и др.], обслуживаемым контингентам, формами и методами обслуживания и др. Кооперирование – установление организационно и экономически обоснованных связей между заведениями изготовляющими определенную [однородную] продукцию.
3.
· Ресторанное хозяйство – вид экономической деятельностисубъекта хозяйственной деятельности относительно предоставления услуг по удовлетворению потребностей потребителей в питании с организацией досуга или без него. Субъекты хозяйственной деятельности осуществляют деятельность в ресторанном хозяйстве благодаря заведениям ресторанного хозяйства. · Заведение ресторанного хозяйства - организационно-структурная единица в сфере ресторанного хозяйства, которая осуществляет производственно-торговую деятельность: производит и (или) доготавливает, продает и организует потребление продукции собственного тпроизводства и покупных товаров, может организовывать досуг потребителей. Заведение ресторанного хозяйства может размещаться в отдельном капитальном здании или в специально оборудованном помещении другого капитального или некапитального сооружения производственных прнедприятий, организаций, учреждений, учебных, лечебных, оздоровительных заведений, гостиниц, магазинов, заведений культуры, или вагонах железнодорожного, салонах авиа-, авто-, и водного транспорта.
Информационно-методическое обеспечение: 1. Национальный стандарт Ураины. Заведения ресторанного хозяйства. Классификация. ДСПУ 4281:2004. 2. Правила работы заведений [предприятий] общественного питания от 24.07.2002 г. № 219. 3. Аграновский Е.Д., Аносова М.М., Лифанова Р.Ф. Организация производства в общественном питании. – М.: Экономика, 1990. 4. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – М.: ПрофОбрИздат, 2002.
Тема: Особенности производственно-торговой деятельности заведений ресторанного хозяйства.
План:
1. Отраслевые и организационные особенности заведений ресторанного хозяйства. 2. Классификация заведений ресторанного хозяйства.
Мини-лексикон: классификация, класс заведений ресторанного хозяйства.
1. Отраслевые особенности производственно- торговой деятельности заведений ресторанного хозяйства: · Выполнение трех взаимосвязанных функций – производства кулинарной продукции, ее реализации и организации потребления. · Изготовление продукции, имеющей ограниченные сроки реализации, это требует выпуска блюд небольшими партиями по мере их реализации. · Необходимость строгого соблюдения работниками заведений ресторанного хозяйства санитарно-гигиенических требований. · Обеспечение контроля за качеством обрабатываемого сырья, процессами приготовления и реализации готовых блюд. Организационные особенности производственно-торговой деятельности заведений ресторанного хозяйстваа: · Зависимость ассортимента изготовляемой и реализуемой продукции от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, возрастного, национального состава, условий труда, учебы и других факторов. · Зависимость режимов работы заведений ресторанного хозяйства от режимов работы обслуживаемых ими предприятий, учреждений и учебных заведений. Это требует особенно интенсивной работы в часы наибольшего потока посетителей [часы пик], использования всех резервов для обеспечения бесперебойного выпуска продукции, своевременного обслуживания и наиболее полного удовлетворения спроса. · Значительное изменения спроса на продукцию по часам суток, дням недели, временам года. · Зависимость типов, мощностей и местонахождения заведений ресторанного хозяйства от характера обслуживаемого контингента, плотности населения, наличия поблизости других заведений ресторанного хозяйства, пищевой промышленности и продовольственных магазинов. · Необходимость проведения специалистами ресторанного хозяйства пропаганды среди населения научных основ питания, консультаций по технологии приготовления различных блюд и сервитовке столов к торжествам и юбилеям.
2. Классификация – это распределение предметов, явлений по отдельным категориям, группам, подгруппам для достижения определенных практических целей. Диалектика учит, что с развитием знаний классификация уточняется и изменяется.
Тема: Характеристика основных типов заведений ресторанного хозяйства План: 1. Понятие типа заведения ресторанного хозяйства. 2. Факторы, учитываемые при определении типа заведения ресторанного хозяйства. 3. Характеристика основных типов заведений ресторанного хозяйства. 1. Тип заведения ресторанного хозяйства – совокупность общих характерных признаков производственно-торговой деятельности заведений ресторанного хозяйства. Класс заведения ресторанного хозяйства – совокупность отличительных признаков заведения ресторанного хозяйства определенного типа, характеризующая уровень требований к продукции собственного производства и покупных товаров, условий потребления, организации обслуживания и досуга потребителей. Полносервисное заведение ресторанного хозяйства – разновидность заведения ресторанного хозяйства с обслуживанием официантами и значительной частью фирменных и заказных блюд и (или) напитков в продукции собственного производства. Заведение быстрого обслуживания – разновидность заведения ресторанного хозяйства, где используют метод самообслуживания и предлагают ограниченный ассортимент продукции, что ускоряет процесс обслуживания. Площадь питания – комплекс заведений ресторанного хозяйства быстрого обслуживания, которые имеют общий торговый зал. Заведение ресторанного хозяйства - клуб – разновидность заведений ресторанного хозяйства, на базе которого работает клуб, который объединяет потребителей по интересам и особенностям вкуса. Общедоступные заведения ресторанного хозяйства - заведение ресторанного хозяйства, продукцию и услуги в котором может получить любой потребитель. Закрытое заведение ресторанного хозяйства - заведение ресторанного хозяйства, продукцию и услуги в котором может получить определенный контингент потребителей.
2. При определении типа заведения учитывают следующие факторы: · Ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления. · Техническую оснащенность [материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.]. · Методы обслуживания. · Квалификацию персонала. · Качество обслуживания [комфортность, этику общения, эстетику и т.д] · Номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
3. Ресторан – заведение ресторанного хозяйства с разнообразным ассортиментом продукции собственного производства и покупных товаров, высоким уровнем обслуживания и комфорта в комплексе с организацией отдыха и досуга потребителей. По срокам обслуживания рестораны подразделяют на: быстрого обслуживания и обычные; по методам обслуживания: обслуживание официантами и самообслуживание. Разделяют специализированные рестораны: рыбный, ресторан с национальной кухней. Ресторан-бар – разновидность ресторана, в состав которого включен бар, торговый зал которого смежный с торговым залом ресторана или барная стойка размещена в торговом зале ресторана. Ресторан для специальных заказов (catering) - заведение ресторанного хозяйства, предназначенный осуществлять приготовление готовой пищи и организовывать обслуживание потребителей в других местах по специальным заказам.
Бар – заведение ресторанного хозяйства, в котором алкогольные, безалкогольные, смешанные напитки и блюда к ним и покупные товары реализуют через барную стойку. Разделяют специализированные бары: винный, пивной, молочный, витаминный, коктейль-бар. Ночной клуб – разновидность бара или ресторана, который работает преимущественно в ночное время, с организацией разнообразных зрелищ и развлекательно-танцевальных программ с музыкальным сопровождением. Разделяют ночные клубы с услугами развлечений: кабаре, бильярд, диско. Пивной зал – разновидность бара или ресторана с широким ассортиментом пива.
Кафе – заведение ресторанного хозяйства с широким ассортиментом блюд несложного приготовления, кондитерских изделий и напитков, в котором используют самообслуживание или обслуживание официантами. Разделяют специализированные кафе: кафе-кондитерская, кафе-мороженое, кафе-молочное и др. Кофейня – разновидность кафе с разнообразным ассортиментом кофе. Кафе - бар – разновидность кафе, в состав которого входит бар, торговый зал которого смежный с торговым залом ресторана или барная стойка размещена в торговом зале кафе. Кафе - пекарня – разновидность кафе, отличительной особенностью которого является производство и продажа хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на месте. Чайный салон – разновидность кафе с широким ассортиментом чая, где можно реализовывать кондитерские, булочные и мучные кулинарные изделия.
Кафетерий – заведение ресторанного хозяйства самообслуживания с ассортиментом блюд несложного приготовления и напитков, торговый зал которого оборудован торгово-технологическим оборудованием, предназначенным для раздачи пищи.
Закусочная - заведение ресторанного хозяйства самообслуживания, где преобладает ассортимент горячих и холодных закусок, блюд несложного приготовления, предназначенный для быстрого обслуживания потребителей. Разделяет специализированные закусочные: «Галушки», «Кулеш», «Деруны», «Сосиски», «Вареники», «Блины», «Пирожки», «Чебуреки», «Шашлыки», «Пельмени», «Пиццерия».
Столовая – заведение ресторанного хозяйства для обслуживания определенного контингента потребителей с разнообразным ассортиментом продукции собственного производства и покупных товаров, в котором блюда могут предоставлять в виде скомплектованных рационов питания. В столовых могут функционировать залы оздоровительные, лечебные и лечебно-профилактического назначения. В качестве специализированных столовых различают диетические столовые.
Буфет – заведение ресторанного хозяйства с ограниченным ассортиментом готовых блюд и напитков, размещенный в специально отведенном помещении, где пищу потребляют, как правило, стоя или продают на вынос.
Фабрика заготовочная – заведение ресторанного хозяйства, предназначенное для механизированного производства собственной продукции и централизованного обеспечения ею других заведений ресторанного хозяйства и объектов розничной торговли. Фабрика-кухня – заведение ресторанного хозяйства, предназначенное централизовано осуществлять приготовление и поставлять готовую для потребления пищу в разные места. Домовая кухня – заведение ресторанного хозяйства, предназначенное осуществлять приготовление продукции собственного производства и реализовывать ее домашним хозяйствам.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуры предоставляемых услуг подразделяются на три класса – люкс, высший, первый, которые должны соответствовать следующим требованиям: - «люкс» – изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных и фирменных напитков, коктейлей – для баров; - «высший» – оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров; - «первый» – гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных – для баров. Кафе, столовые, закусочные на классы не подразделяют. Рестораны различают: - по ассортименту реализуемой продукции – рыбный, пивной, с национальной кухней или кухней зарубежных стран; - по месту расположения – ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др. Бары различают: - по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления – молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар; - по специфике обслуживания потребителей – видео-бар, варьете-бар и др.
Кафе различают: - по ассортименту реализуемой продукции – кафе-молочная, кафе-мороженое, кафе-кондитерская; - по контингенту потребителей. Столовые различают: - по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и диетическая; - по обслуживаемому контингенту потребителей – школьная, студенческая и др.; - по месту расположения – общедоступная, по месту учебы, работы.
Закусочные разделяют: - по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и специализированные [сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т.д.] Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечения потребителей.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Национальный стандарт Ураины. Заведения ресторанного хозяйства. Классификация. ДСПУ 4281:2004. 2.Аграновский Е.Д., Аносова М..М.., Лифанова Р.Ф. Организация производства в общественном питании. – М.: Экономика, 1990. 3.Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – М.: ПрофОбрИздат, 2002.
Преподаватель: С.Т.Ващенко
Тема: Организация продовольственного и материально-технического снабжения заведений ресторанного хозяйства План:
1. Роль, задачи, требования к организации снабжения. 2. Виды и источники снабжения. Хозяйственные отношения поставщиков и получателей. 3. Формы организации снабжения и способы доставки товаров.
Мини-лексикон: продовольственное снабжение, материально-техническое снабжение, договор поставки.
1. Правильная организация снабжения заведений необходимым сырьем, полуфабрикатами, оборудованием, инвентарем, столовым бельем, приборами способствует ритмичности работы, повышению качества выпускаемой продукции и успешному выполнению производственной программы.
Под своевременностью снабжения следует понимать поставку всех необходимых продуктов на рабочие места в установленные технологическим процессом сроки. Комплексность снабжения предусматривает поставку продуктов одного или нескольких наименований в определенном соотношении. Качество поставляемых продуктов и материальных ресурсов непосредственно влияет на качество готовой продукции. Поставка товаров без проверки их качества может привести к браку.
Требования к организации снабжения заведений ресторанного хозяйства:
· обоснованное определение потребности в продуктах и материально-технических средствах; · своевременное заключение договоров и контроль за их выполнением; · соблюдение графика доставки товаров; · правильная организация процесса приемки и отпуска товаров материально-ответственными лицами; · обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей и сведение до минимума потерь и затрат.
2.
Продовольственное снабжение связано с поступлением на заведения ресторанного хозяйства сырья, полуфабрикатов и различных продуктов. Материально-техническое снабжение связано с поставкой оборудования, столовой и кухонной посуды, торгового и хозяйственного инвентаря, столового инвентаря и приборов, санспецодежды, мебели, моющих и дезинфицирующих средств и т.п. Количество материальных средств определяется на основе норм оснащения, расхода и эксплуатационных норм, установленных для заведений ресторанного хозяйства различного типа. Источники снабжения: предприятия различных форм собственности [частной, коллективной, государственной] и организационно-правовых форм [сельские фермерские хозяйства, кооперативы, малые предприятия и др.], закуп на рынке. Формой торговой связи между предприятиями – изготовителями продовольственной и промышленной продукции и потребителями, в том числе и заведениями ресторанного хозяйства, является оптовая торговля, роль которой в современных условиях значительно расширяется. Всех поставщиков заведения ресторанного хозяйства можно разделить на поставщиков-производителей и поставщиков-посредников. К поставщикам-производителям относятся: объединения и предприятия пищевой промышленности, сельские фермерские хозяйства, птицефабрики, молокозаводы, мясо и хлебокомбинаты, рыбоперерабатывающие комплексы, булочнокондитерские предприятия – эти предприятия сами производят продукты питания и заняты их переработкой. К поставщикам-посредникам относятся: базы и оптовые склады, а также некоторые лица, занимающиеся предоставлением посреднических услуг. Организация снабжения заведений ресторанного хозяйства предполагает обеспечение взаимовыгодных организационных и правовых отношений с поставщиками, которые строятся на основе развития хозяйственных связей. Хозяйственные отношения между поставщиками и получателями основываются на договорах поставки. Договор поставки является основным документом, регламентирующим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции, это письменное соглашение, по которому поставщик обязуется в установленные сроки поставлять определенное количество товаров необходимого ассортимента и качества, а покупатель – принимать заказанные товары и своевременно их оплачивать. При заключении договора заведения ресторанного хозяйства с поставщиком в договоре указываются следующие реквизиты: · наименование, количество и развернутый ассортимент подлежащих снабжению товаров; · качество, а в необходимых случаях, сортность и комплектность товаров; · общий срок действия договора и сроки снабжения; · цены на товары и общую сумму договора; · требования, которые относятся к таре и упаковке; · порядок и формы расчетов; · платежные и почтовые реквизиты поставщика и получателя; · другие условия, которые поставщик и получатель признают необходимыми предусмотреть в договоре. Невыполнение обязательств по договорам является нарушением и влечет за собой гражданско-правовую ответственность юридических и физических лиц.
3. В зависимости от объема поставок, характера сырья [особо скоропортящееся, скоропортящееся, нескоропортящееся] различают транзитную и складскую формы поставок товаров. Транзитная форма – предполагает прямые связи «поставщик – заведение». Она ускоряет продвижение товаров, устраняет необходимость в дополнительных расходах на погрузочно-разгрузочные работы, сокращает размер товарных потерь. Складская форма – предполагает наличие складов, движение товаров происходит по схеме «поставщик-склад-предприятие». Характерно для нескоропортящихся продуктов.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |