КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Центры расходов, прибыли, ответственности и бюджетирования 1 страница
Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности Классификация затрат для принятия решений и планирования Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли Затраты и их классификация по целям учета Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности Классификация затрат для принятия решений и планирования Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли Затраты и их классификация по целям учета Основным объектом управленческого учета являются, как уже было отмечено выше, расходы (затраты). Для эффективной реализации управленческих задач принято также выделять такие категории объектов, как места возникновения затрат (МВЗ) и носители затрат. Определения экономической категории затрат зарубежными авторами достаточно кратки и на первый взгляд просты. Например, "...затраты - стоимостная оценка потребления товаров и услуг" или "...обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги". Затраты - стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. Здесь мы сталкиваемся с понятием расходов, которому также необходимо дать определение. Часто понятие "затраты" отождествляется с понятием "расходы", однако эти явления имеют принципиальные отличия и не могут использоваться как синонимы только в конкретном тексте. Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории: - расходы данного (текущего) отчетного периода; - отложенные расходы. Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода. Отложенные расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации. Отложенные расходы по признаку возможности возникновения будущих ресурсов организации делятся на: - инвестиции (капитальные вложения); - расходы будущих периодов. Расходы данного (текущего) отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на: - расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами; - расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода). Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход. Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода), признаются в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, нежели наличием или отсутствием дохода. Примером расходов периода в отдельных случаях могут служить амортизация активов и расходы по аренде офисных помещений (более подробно авторская концепция учета и классификации доходов и расходов, а также проекты стандартов по доходам и расходам изложены в монографии, см.: Николаева С.А. Доходы и расходы организации: практика, теория, перспективы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Аналитика - Пресс, 2000). Итак, обобщим классификацию расходов в виде схемы (рис. 2.1).
┌────────────────────────────────────┐ ┌─>│Расходы данного (текущего) отчетного│ │ │периода, обусловленные полученными в│ │ │ данном отчетном периоде доходами │ ┌──────────┐ │ └────────────────────────────────────┘ │ Расходы ├─┤ ┌────────────────────────────────────┐ │ данного │ │ │Расходы данного (текущего) отчетного│ ┌>│(текущего)│ │ │ периода, не связанные с получением │ │ │отчетного │ └─>│ текущих доходов (расходы периода) │ ┌───────┐ │ │ периода │ └────────────────────────────────────┘ │Расходы├─┤ └──────────┘ ┌────────────────────────────────────┐ └───────┘ │ ┌──────────┐ ┌─>│ Инвестиции (капитальные вложения) │ │ │Отложенные│ │ └────────────────────────────────────┘ └>│ расходы ├─┤ ┌────────────────────────────────────┐ └──────────┘ └─>│ Расходы будущих периодов │ └────────────────────────────────────┘
Рис. 1. Классификация расходов
В содержании ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (с учетом последующих изменений) и вступившего в силу с 1 января 2000 г., дано следующее определение расходов: "...расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)" (п.2). Данное определение расходов в общем практически соответствует определению из раздела "Принципы" сборника МСФО.
Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий: - получены доходы в результате их осуществления; - имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах. Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат). В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов. В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на "затраты на продукт" и "затраты (расходы) периода". "Затраты на продукт" непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. Они имеют место при наличии производства и в большей части отсутствуют при свертывании производства. "Затраты (расходы) периода" являются функцией отчетного периода, они связаны скорее с длительностью отчетного периода, чем с выпуском и продажей продукции. Таким образом, затраты (расходы) периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного периода. В этой классификации нет чистоты, но есть прагматизм. С ее помощью можно сделать вывод, что если нет производства, нет затрат на продукт, то все равно остаются затраты периода. Затраты на продукт распределяются между текущими расходами, участвующими в формировании доходов отчетного периода, и запасами. Эти переходящие затраты (составляющие стоимость запасов) становятся расходами (в качестве себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг), только когда продукция реализована, что может произойти через несколько периодов после того, как она была произведена. Синонимом затрат на продукт является термин "запасоемкие затраты". Затраты периода (например, ими могут быть управленческие и коммерческие затраты) признаются в том периоде (месяц, квартал, год), когда они были произведены; они не проходят через стадию запасов (то есть не признаются активами), а сразу же оказывают влияние на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках. Их можно также назвать "незапасоемкими". Рассмотрим нормативное регулирование использования данной классификации.
Уточним понятие управленческих и коммерческих расходов. Управленческие расходы представляют собой расходы, связанные с осуществлением хозяйственных операций по использованию материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в процессе управления предприятием и обусловленные его содержанием как единого имущественно - финансового комплекса.
Управленческие затраты имеют двойственную экономическую природу. С одной стороны, они могут рассматриваться как косвенные по отношению к выбранным объектам учета затрат (видам деятельности, видам продукции, работ или услуг) текущие затраты, опосредованно связанные с извлечением текущих доходов в отчетном периоде. В этом случае управленческие затраты не будут признаны расходами до тех пор, пока не будут признаны соответствующие доходы от продаж соответствующих видов продукции; они могут рассматриваться как "запасоемкие". С другой стороны, управленческие затраты могут быть квалифицированы как расходы периода, возникновение которых не связано с получением текущих доходов. Расходы периода признаются в отчете о прибылях и убытках немедленно по окончании отчетного периода. При таком варианте их признания, как мы уже и подчеркивали, - это "незапасоемкие" затраты. Во втором случае управленческие затраты называются управленческими расходами и рассматриваются как вид операционных расходов - систематических (регулярных) расходов периода. То есть в данном случае речь идет о том, что так называемые общехозяйственные расходы, существование которых связано в основном с процессом обслуживания и управления производственной деятельностью, собираемые по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", могут выступать либо в качестве части текущих затрат, а впоследствии и расходов, будучи распределенными между объектами калькулирования на дебете счета 20 "Основное производство" (дебет счета 20 кредит счета 26), либо могут быть признаны в конце отчетного периода в качестве расхода (убытка) и относиться непосредственно с кредита счета 26 на счет учета продаж - 90 "Продажи" (или счет прибыли и убытков). Коммерческие расходы - расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ или услуг). Данные расходы накапливаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу".
Затраты предприятия - сложное и многогранное явление. Для эффективного управления ими необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку затрат по определенным признакам. В теории отечественного учета и анализа разработана классификация затрат по различным основаниям (см. табл. 1).
Таблица 1
Классификация затрат в отечественном учете
┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │ Признаки классификации │ Подразделение затрат │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │По экономическим элементам │Экономические элементы затрат │ │ │ │ │По статьям │Статьи затрат │ │ │ │ │По способу отнесения на │Прямые, косвенные │ │себестоимость │ │ │ │ │ │По отношению к уровню деловой │Переменные, постоянные │ │активности │ │ │ │ │ │По методу признания в качестве │Затраты на продукт, затраты │ │расхода │периода │ │ │ │ │По отношению │Основные, накладные │ │к технологическому процессу │ │ │ │ │ │По составу │Одноэлементные, комплексные │ │ │ │ │По целесообразности │Производительные, │ │расходования │непроизводительные │ │ │ │ │По возможности охвата планом │Планируемые, непланируемые │ │ │ │ │По периодичности возникновения │Текущие, единовременные │ │ │ │ │По отношению к готовому │Затраты на незавершенное │ │продукту │производство, затраты на готовый│ │ │продукт │ │ │ │ │По возможности регулирования │Регулируемые, нерегулируемые │ └───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘
Наиболее распространенными группировками затрат, используемыми в отечественной практике учета, являются группировка по экономическим элементам, а также по статьям.
Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Например, элемент "Затраты на оплату труда" отражает использование трудовых ресурсов, независимо от того, какие именно функции - производства, организации, обслуживания или управления - работники выполняют. Принято выделять следующие экономические элементы: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация; - прочие затраты. Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения, отрасли экономики можно разделить соответственно на материалоемкие (высок удельный вес материальных затрат в себестоимости), трудоемкие (высока доля затрат на оплату труда), фондоемкие (преобладает амортизация основных средств и иных внеоборотных активов). Классификация затрат по экономическим элементам нормативно определена. Она приведена в п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации". В настоящий момент системный учет затрат (то есть учет с помощью метода двойной записи) по экономическим элементам на предприятии не ведется, но формы отчетности по ним составляются. Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. в форму N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" введена таблица под названием "Затраты, произведенные организацией". Необходимо отметить, что План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н) предполагают возможность (как варианта учета) ведения системного (то есть с помощью двойной записи) учета затрат по экономическим элементам с использованием счетов 30 - 39 Плана счетов. Выбранный вариант учета затрат должен быть закреплен в учетной политике организации.
Статья затрат - совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой затрат. Согласно п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" "для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно". Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят рекомендательный характер. По некоторым отраслям и видам деятельности разработаны новые методические рекомендации, более соответствующие реалиям рыночной экономики, или актуализированы старые. Вместе с тем предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно - заготовительные расходы, амортизационные отчисления (в силу большого удельного веса) и т.д. В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей: 1. Сырье и материалы; 2. Возвратные отходы (вычитаются); 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий; 4. Топливо и энергия на технологические цели; 5. Заработная плата производственных рабочих; 6. Отчисления на социальные нужды; 7. Расходы на подготовку и освоение производства; 8. Потери от брака; 9. Общепроизводственные расходы; 10. Прочие производственные расходы; 11. Общехозяйственные расходы; 12. Коммерческие расходы. Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).
Классификация затрат на прямые и косвенные
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |