КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Космологизм ранней греческой философии
ТРЕЩЕВСКАЯ Нина Юрьевна Конспект лекций Финансы и кредит для студентов экономических специальностей заочной формы обучения
Составитель:
В авторской редакции
Подписано в печать 03.03.2010. Формат 60×84/16 Усл печ. л. 7. Тираж 100 экз. АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67 www.immf.ru
Отпечатано в ООО ИПЦ «Научная книга» г. Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а. тел. (4732) 205-715, 29-79-69 http:// www.n-kniga.ru Е-mail: ipc@sbook.ru
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление попять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимона, представителей так называемой милетской школы (VI век до н.э.), несколько позднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмподокла так и называли — «физиками», от греческого слова «природа». Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих веровании и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Гераклита (ок. 544—483 годы до н.э.) – огонь. Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Ее центральный мотив — выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. На место мифологического порождения у философов становится причина. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. Однако диалектика натурфилософов еще не свободна от образно-метафорической формы. Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (Пифагор), а так же учение элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, VI века до н.э.), которые считали началом всего сущего число, вычленивших понятие бытия как такового. Согласно Пармениду, бытие — это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того — постижимость разумом — важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия,— это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, доступно только размышлению. То есть, бытие – это то, что всегда есть, оно так же едино и неделимо, как и мысль о нём в противоположность множественности и делимости всех вещей в чувственном мире. Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений (апорий), с помощью которых он хотел доказать, что множественность и движение не могут существовать без противоречий, а поэтому они –не суть бытие (самые известные – «Ахиллес и черепаха», «Стрела»). Он сформулировал вопрос о природе континуума, который является одним из «вечных вопросов» для человеческого ума. Апории Зенона сыграли важную роль в развитии античной диалектики, как и античной науки, особенно логики и математики. Атомистика Демокрита и Эпикура. Знаменитый греческий философ Демокрит (род ок. 470 до н.э.) создал развернутое учение о познании, основанное на различении чувств и рассудка, предложив атомистическую трактовку бытия, понимая под ним неделимое, нечто простое, атом («атом» по-гречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он мыслил атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие одно. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира, создал грандиозную теорию о космических вихрях, порождающих бесконечность миров: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. Демокрит предпочитал получить одно объяснение причин, чем царскую власть. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Они разделены пустотой, пустота – небытие, и поэтому непознаваема; только бытие познаваемо. Чувственный опыт может дать лишь темное, неполное и недостоверное знание, т.к. истинная природа вещей (атомы) недоступна ему, поэтому мышление через восприятие истекающих потоков атомов должно искать истину. Его теория идолов (тончайшие образы, истекающие из предметов, воспринимаются глазом, приспособленным для этого) предвосхитила волновую теорию света. Все живое отличается от неживого наличием души, которая состоит из особых подвижных атомов (огня). Человек отличается расположением атомов души, чередующимися с атомами тела. Разработал понятия микрокосма и макрокосма, доказывал смертность души. Боги имеют особое соединение атомов, они не вечны, хотя и могут влиять на человека. Заложил теорию естественного права (установление закона и возможность согласования его с законами природы), в которой личность должна подчиняться целому. Общественный идеал Демокрита – демократический полис. Двигатель общества к цивилизации - нужда и насущные потребности. Развивал этику, в которой цель и смысл жизни - достижение равновесия духа (блага), души, свободной от страха, чувство меры, атараксии (безмятежности) и симметрии (размеренности), совести. Только мудрец может быть счастливым, изгоняя страдание. Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у знаменитого материалиста Эпикура (341—270 годы до н.э.), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99—55 гг. до н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое — вот отправной пункт эпикуровской этики. Индивид — первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и явления видимого мира, весь кос мое в целом,— это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов. Эпикурейская этика гедонистична (от греч. «удовольствие»): целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинным, высшим удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью. Его наиболее известное высказывание о смерти: «Смерти не надо бояться: когда мы есть - смерти нет; а когда приходит смерть – нас уже нет». Эпикур развивал канонику - учение о критериях, канонах истины, непосредственно данных в ощущениях. Поскольку разум опирается на ощущения, которые он не может опровергнуть и ничего нового привнести, критерий истины - практика. Он мог принять несколько объяснений, если они имеют естественные причины.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |