Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственный за выпуск — О. Б. Беляков




Избирательное право и избирательный процесс

в Российской Федерации

Учебник для вузов

Редакторы — О. Е. Михайлова, М. Г. Чигогидзе,

Д. У. Язмурадова

Корректоры — О. Я. Верза, Е. А. Сакович, А. С. Тока

 

 

Издательство НОРМА

109544, Москва, Школьная ул., 36-38

Тел./факс (095) 912-97-21

Лицензия № 064250 от 6 октября 1995 г.

Подписано в печать 29.07.99

Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 53,5

Тираж 30 000 экз. (2-й завод 6 001-12000 экз.)

Заказ № 1620

 

Издано при содействии издательства ИНФРА М

Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г.

127214, Москва, Дмитровское ш., 107

Тел.: (095) 485-70-63; 485-76-18


1 Значение этого признака отмечая еще дореволюционный государствовед Н. И. Лазаревский: "выборность... является фактором громадной практической важности, в значительной степени определяет и место народного представительства среди других государственных установлений и жизненное значение. Выборность создает тесную нравственную связь парламента с народом и является источником политической силы народного представительства... Затем выборность народного представительства создает его полную независимость от бюрократического механизма. Наконец, выборность создает для органов народного представительства положение независимое". (Народное представительство и его место в системе государственных установлений. Конституционное государство. Спб., 1905. С. 182.) В этом определении резюмированы, на наш взгляд, исходные признаки и качества демократической публичной власти, основанной на выборных началах, то есть правилах и процедурах, обеспечивающих политическую стабильность, юридическую преемственность и социальную легитимность представительных и исполнительных институтов.

 

2 В общем виде они сводятся к следующим требованиям: выборы должны обеспечивать избирателям возможность альтернативного решения вопроса о том, кто будет ими управлять и какую политику будет проводить правительство; выборы должны быть инструментом, при помощи которого назначается и распускается правительство; выборы должны способствовать формированию правительства, которое сможет эффективно работать; в результате выборов должно образоваться правительство, которое народ считает законным; политика правительства должна восприниматься как законная, даже когда она не популярна. Правительство обязано проводить беспристрастную политику в интересах всей страны даже под угрозой потери власти на следующих выборах; выборы должны содействовать тому, чтобы в правительстве были представлены различные интересы и точки зрения. Задача членов парламента — доведение до правительства мнения и жалоб избирателей и доведение до избирателей точки зрения правительства. (Оливер Д. Реформа избирательной системы Соединенного Королевства. Современный конституционализм. М., 1990.) И хотя указанные признаки парламентарной демократии относятся к опыту функционирования и развития институтов классической модели организации публичной власти, в своих исходных определениях они имеют общее значение и смысл, поскольку основу любой демократической политической системы составляет единство принципов представительности общественных интересов и выборности их полномочных представителей.

 

1 См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4869, а также Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года, который допускает (хотя данный термин не является императивным по своему содержанию), чтобы все мандаты, по крайней мере в одной палате национального законодательного органа, были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов (подп. 7.2).

1 См., например: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года № 7-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года № 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 9 ноября 1995 года) // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. № 4 (46).

 

1 Права человека. Основные международные документы. М.: Междунар. отношения, 1989. С. 139.

 

2 Права человека. Основные международные документы. С. 47.

 

1 См.: Конституции зарубежных государств. М.: ВЕК, 1996. С. 15.

2 Там же. С. 379.

 

1 Но есть исключения. В Индии, к примеру, при выборах депутатов Народной палаты, несмотря на принцип тайного голосования, производится нумерация бюллетеней, позволяющая установить, за кого голосовал избиратель.

 

1 См.: Строительство Советского государства: Сб. статей. М., 1972. С. 64.

 

1 См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

 

1 См.: Постников А. Е. Избирательное право России: Науч. и учеб. изд. М., 1996.211с.

 

1 См.: Лысенко В. И. Проблемы современного избирательного права в России и в европейских странах: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1995.

 

1 См.: Верт Н. История советского государства. 1900—1991. М., 1992. С. 43—48; Калинычев Ф. И. Вступительная статья к сборнику документов и материалов "Государственная дума в России". М., 1957. С. 3—23; Сиделъникова С. М. Образование и деятельность первой Государственной думы. М., 1962; Смирнова В. В. Критика думского избирательного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. право. 1971. № 6. С. 81.

2 См.: Поли. собр. законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. XXV. Отд. 1. № 26656.

 

3 Там же. Т. XXV. Отд. 1. № 26662.

 

1 См.: Российское законодательство X—XX веков. Т. 9. М., 1994. С. 57.

2 См.: Лазаревский Н. И. Русское государственное право. Т.1. Спб., 1912.С. 462.

3 См.: Поли. собр. законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. XXV. № 27029.

4 См.: Указ от 11 октября 1905 г. "О применении Положения о выборах в губерниях Царства Польского"; Указ от 20 октября 1905 г. "О применении Положения о выборах к части губерний Сибирских" и др. // Законодательные акты переходного времени / Под ред. Н. И. Лазаревского. Спб 1907.

1 См.: Поли. собр. законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. XXXI. № 24064.

2 См.: Поли. собр. законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. XXVI. № 27423.

1 См.: Вестник Временного правительства. 1917, 5 (18) марта. № 1 (46).

2 См.: Собрание узаконений Временного правительства. 1917. Ст. 916.

 

1 См.: Розенталъ П. Жизнь и смерть Учредительных собраний. Пг., 1918. С. 85.

 

1 Речь идет о лицах, осужденных за корыстные или порочащие преступления (казнокрады, растратчики, воры, грабители и т. п.). В соответствии со статьями 40, 41, 42 Уголовного кодекса 1922 года срок лишения этих лиц избирательного права мог быть определен судом (не менее пяти лет). Он исчислялся для осужденных к лишению свободы не со дня вступления в силу приговора, а со дня отбытия наказания или со дня условно-досрочного освобождения. Этот акт получил название "поражение в правах".

1 См.: Рудик П. Л. История советского избирательного права (1917-Дис.... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 54—55.

 

1 См.: Советское представительство и избирательное право. М., 122. С.16.

1 См.: О выборах народных депутатов СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. 49. Ст. 729.

2 Подробнее см.: Дмитриев Ю. А., Кунделев В. В. Извлекая уроки // Человек и закон. 1989. № 8. С. 29—32.

1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 31. Ст. 504.

 

1 См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597; № 42. Ст. 3994.

1 См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3907.

2 Там же. 1993. № 45. Ст. 4333 и др.

1 См.: Лапавва В. В. Выборы в Государственную Думу 1995 г.: проблемы совершенствования законодательства // Государство и право. 1996. № 9. С. 25.

 

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2398.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4869.

 

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510, 512; № 22. Ст. 776.

 

1 См.: Статья 13 Закона РСФСР от 27 октября 1989 г. "О выборах народных депутатов РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1306.

 

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 21. Ст. 1924.

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 21. Ст. 1924.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2398.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.

 

1 Российская газета. 1997. 25 и 30 сент.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5497.

 

1 См., например: Конституция Республики Татарстан // Конституции республик в составе Российской Федерации: Сб. документов / Госдума. М., 1995. Вып. 1. С. 206—236.

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

 

1 См.: Сборник законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. М.: Весь Мир, 1997. С. 487.

1 Международное право / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1995. С.13.

2 Действующее международное право. М., 1996. Т. 1. С. 58.

 

1 Международное право / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1995. С. 27.

2 Ушаков Н. А. Международное право: Основные термины и понятия / Ин-т государства и права РАН. М., 1996. С. 7.

3 Действующее международное право. М., 1996. Т. 1. С. 65—79.

4 Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 31.

1 Тункин Г. И. Конституционные принципы внешней политики СССР // Международная жизнь. 1978. № 3. С. 12.

2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

3 Российская газета. 1993. 25 дек.

1 Конвенция вступила в силу 27 января 1980 года. СССР присоединился 6 апреля 1986 года. На 1 января 1995 года участвуют 100 государств. См.: Действующее международное право. М., 1996. Т. 1. С. 343.

1 Международное публичное право: Сб. документов. М., 1996. Т. 1. С. 460— 464.

2 GA Res. 2200 А /XXI/ 21 UN GAOR, Supp. 16 and 49. UN Doc. A/6316.

3 Коливер С., Мерлоу П. Руководство по освещению избирательных кампаний электронными СМИ в странах с режимом переходной демократии. М., 1995. С. 51.

1 United Nations, Treaty Series. Vol. 193. P. 135.

2 GA Res. 34/180.

3 United Nations, Treaty Series. Vol. 660. P. 195.

4 Право Совета Европы и Россия. Сб. документов и материалов. Краснодар, 1996. С. 208—210.

5 Organization of American States, Treaty Series. No. 36. P. 1 [OAS Official Records OEA/SER. A. 16., English].

6 Organization of African Unity. 1981.

1 Совещание объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду. Эта Европейская региональная организация начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 года. В конце 1994 года Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ).

2 Советское государство и право. 1990. № 11.

1 В Албании в первые годы установления в ходе второй мировой войны коммунистического режима применялось с учетом неграмотности значительной части населения тайное голосование резиновыми шарами. Избиратель получал шар, прятал его в кулаке, затем опускал руку поочередно в ящики для голосования за и против кандидата (единственного), после чего поворачивал к избирательной комиссии ладонь этой руки, показывая, что шар опущен в один из ящиков. — См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. М., 1995. С. 35.

1 См.: Права человека и выборы / ООН. Женева, 1995. С. 33—34.

2 Зигхарт П. Международно-правовые аспекты прав человека. 19BJ. С.364.

1 См.: О критериях свободных и справедливых выборов: [По документам Межпарламентского Союза]. М., 1994. С. 15.

1 См.: О критериях свободных и справедливых выборов: [По документам Межпарламентского Союза]. М., 1994. С. 11.

1 См.: Материалы сорок третьей сессии Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. E/CN. 4. /Sub. 2/1991/28/ Rev. 1.

1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

2 Там же. 1993. № 41. Ст. 3907.

1 См.: Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 37—47.

1 См.: Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 194—195.

2 См.: Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее — Федеральный закон об основных гарантиях).

1 Весьма доказательная критика данной концепции сути политического объединения дана В. В. Лапаевой. См.: Лапаева В. В. Понятие и правовой статус избирательного объединения // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. № 11 (53). С. 42—50.

1 Речь идет об изменениях и дополнениях, внесенных в Федеральный закон "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 30. Ст. 3608). Новая статья 121 "Политические общественные объединения" не только дает определение этого вида общественных объединений, но и устанавливает, какие объединения не могут быть признаны политическими. Это, например, объединения, зарегистрированные в качестве профессиональных союзов, религиозных, благотворительных организаций, национально-культурных автономий, объединения, устав которых допускает членство иностранных граждан или предусматривает членство граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов, и другие. Принятие этих ограничений, безусловно, поможет несколько сузить круг желающих поучаствовать в выборах не имея на то достаточных оснований, хотя полностью исключить возможность злоупотребления мнимым политическим статусом гарантировать не сможет.

1 См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". Ст. 8, 9 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

2 См., например: Юдин Ю. Указ. соч. С. 40—41.

1 Такое уточнение текста ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях предусмотрено проектом закона о внесении в него изменений и дополнений.

1 Не случайно около ста пятидесяти общественных объединений в 1995 году остались за пределами избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы: формальная избирательная правоспособность организаций типа Всероссийского союза триатлона, Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, Федерации скалолазов или Российского психологического общества не могла трансформироваться в их реальную дееспособность по той причине, что настоящая природа этих организаций (профессиональных, любительских и других корпоративных) была совершенно чужда политической деятельности.

 

1 См.: Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Ст. 34.

1 См.: Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Ст. 46, 47.

1 См.: Основы избирательной кампании в таблицах и схемах. М., 1995. С. 56.

1 Кодекс поведения. Руководство ОБСЕ по наблюдению за выборами. Варшава, 1997. С. 5.

1 См., например: Распоряжение Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 558-рп "О Федеральной программе повышения правовой культуры избирателей — граждан Российской Федерации, организаторов избирательного процесса и представителей общественных объединений Российской Федерации" // Сб. законодательных актов Российской Федерации и других документов по вопросам выборов и всенародного голосования (сентябрь 1993 — декабрь 1994) / Центр, избират. комиссия РФ. М.: Известия, 1994. С. 150—151.

1 Проблематика правопонимания избирательного процесса интенсивно разрабатывается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации по конкретным делам, касающимся вопросов конституционности отдельных норм и институтов федерального и регионального избирательного законодательства. Это прежде всего постановления и определения, касающиеся общих принципов организации избирательного процесса, юридического содержания активного и пассивного избирательного права и отдельных избирательных процедур и действий, связанных с их реализацией и защитой, а также механизма развития и взаимодействия федерального и регионального избирательного законодательства, его единообразного применения. Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1995 года "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" изложена правовая позиция Суда по фундаментальным конституционно-правовым основаниям организации и проведения выборов. Конституционный Суд в своем определении разъяснил, что изменение возникших, развивающихся или сложившихся в ходе избирательной кампании конкретных правоотношений, в рамках которых происходит реализация избирательных прав граждан, может повлечь ограничения в этих правах и, в конечном счете, разрушить основные конституционные принципы избирательного процесса. Кроме того, в этом определении содержится и положение о том, что "обращение Верховного Суда Российской Федерации было получено Конституционным Судом Российской Федерации 3 ноября 1995 года, а обращение депутатов Государственной Думы — 10 ноября 1995 года, то есть спустя пять месяцев после вступления оспариваемого Закона в силу и более чем через два месяца после того, как началась избирательная кампания, на той важной стадии избирательного процесса, когда завершались выдвижение и регистрация кандидатов". Таким образом, был сформулирован важнейший принцип конституционной законности в сфере политических избирательных правоотношений — неизменность норм избирательного законодательства в ходе конкретной избирательной кампании. — Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1995. № 17.

2 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области в части констатации, что население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области, а органы государственной власти автономного округа обязаны принять все предусмотренные законодательством меры для реализации этого права граждан; воспрепятствование в какой-либо форме участию населения автономного округа в таких выборах является нарушением принципа народовластия, а также избирательных прав граждан и противоречит Конституции Российской Федерации. При этом на основе федеральной конституции и в рамках действующего законодательства автономный округ, край, область могут конкретизировать с помощью договора условия и порядок формирования органов государственной, власти, однако указанный договор не может содержать положений, ограничивающих избирательные права граждан автономного округа, края, области. При отсутствии такого договора должны применяться федеральное законодательство и соответствующие законы края, области. — Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. № 10 (52).

1 См.: Федеральный закон от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Ст. 2.

2 Там же. Ст. 4.

1 См., в частности: Мерло П. Избирательные кампании и проблемы их подготовки: "равное игровое поле" и демократические выборы // Политические исследования. 1995. № 4. С. 131—133.

1 Подробно порядок назначения выборов как одной из важных стадий избирательного процесса рассматривается в следующей теме "Назначение выборов: субъекты права назначения и процедура".

1 С учетом практики проведения в 1995 году выборов депутатов Государственной Думы второго созыва, проведения в 1996 году выборов Президента Российской Федерации и результатов так называемого ограниченного общественного избирательного эксперимента (праймериз) в Москве, Нижнем Новгороде и Московской области, а также анализа опыта президентских выборов в Болгарии и Франции рядом политических партий высказывались предложения о закреплении в законодательстве о выборах механизма проведения предварительного выдвижения кандидатур в кандидаты и проведения первичных выборов в общественных объединениях. См.: Первичные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации как основа объединения демократов // Материалы Нижегородской конференции демократических и центристских сил. М., 1997. С. 51.

1 В 1995—1997 годах общественные объединения более активно участвовали в выборах региональных законодательных органов, чем в выборах глав исполнительной власти. Так, только в 1996 году из 1150 общественных объединений своих кандидатов в депутаты выдвинули 246 (21,4%), при этом в 6 регионах было зарегистрировано 17 избирательных блоков и среди 5 тысяч кандидатов, выдвинутых на этих выборах, каждый четвертый представлял избирательные объединения и блоки. В то же время в 70 субъектах Российской Федерации из примерно 4 тысяч общественных объединений правом выдвижения кандидатов на должность главы исполнительной власти воспользовалось 101 (2,5%) и среди избранных только 10 являлись кандидатами от избирательных объединений. — См.: Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. № 5(47). С. 37—61.

1 Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. № 4 (46). С. 6—15.

1 Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1996. № 21 (41). С. 3—43.

1 В частности, в соответствии с частью 2 статьи 117 и частью 1 статьи 111 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации и обращается в Государственную Думу о даче согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, при этом в соответствии с частью 4 статьи 111 после трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1 См. также: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 года № 14-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. № 10 (52). С. 12—17.

1 См., например: Независимая газета. 1997. 19 июля.

1 Лейкман Э., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958. С. 157.

1 Полн. собр. законов Российской империи. 1911. Кн. 1. Т. П. Ст. 27.

1 См. также: Модельные законы о выборах в субъектах Российской Федерации. Вып. 1. М., 1998. С. 48, 113.

1 См.: Сборник законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. М.: Весь Мир, 1997. С. 486—499; 626—637.

1 См.: О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР: Инструкция Госбанка СССР № 28 // Бизнес и банки. 1991. № 30.

2 Не опубликованы, рассылаются в электронном виде.

1 См.: Сборник законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. М.: Весь Мир. 1997. С. 578.

1 См.: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М.: Юридическая литература, 1996.

1 См.: Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Гл. IX, ст. 49—61. Далее по данной теме будут описаны правила, установленные этим Федеральным законом, обязательные для исполнения на всех выборах, проводимых в Российской Федерации.

2 Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Ч. 1, п. 7.

3 О критериях свободных и справедливых выборов: [По документам Межпарламентского союза]. М., 1996. Ч. 4.

1 Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено указание в избирательном бюллетене фамилии, имени, отчества трех первых кандидатов из федеральной части списка и трех первых кандидатов из региональной части списка.

1 В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" иностранные граждане имеют право избирать органы местного самоуправления и участвовать в местном референдуме в соответствии с ратифицированными международными договорами Российской Федерации. В настоящее время такой договор у России имеется с Республикой Белоруссией.

1 В соответствии с п. 12 ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям.

1 На дополнительных выборах депутата Государственной Думы по Орджоникидзевскому округу № 165 Свердловской области в апреле 1998 года были установлены многочисленные факты подкупа избирателей при организации досрочного голосования сторонниками одного из кандидатов в депутаты. На выборах в ряде субъектов Российской Федерации руководителями предприятий, организаций принимались меры, побуждающие избирателей голосовать досрочно за конкретного кандидата (в частности, участвующим в таком досрочном голосовании предоставлялись отгулы).

1 Вступил в силу 1 сентября 1995 года — в день опубликования, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 12 августа 1995 года (преодолено вето Совета Федерации) и подписан Президентом Российской Федерации 28 августа 1995 года. В настоящее время действует в редакции федеральных законов от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, от 22 апреля 1996 г. № 38-ФЗ, от 26 ноября 1996 г. № 141-ФЗ, от 17 марта 1997 г. № 55-ФЗ.

1 Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние, особенности формирования, проблемы // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. № 4 (46). С. 74—109.

1 Например, таким образом раскрыт термин "выборы в Российской Федерации" в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

1 См., например: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года № 7-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года № 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 9 ноября 1995 г.) // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. № 4 (46). С. 6—15.

2 Термин "избирательные действия" именно в таком его понимании используется в Федеральном законе об основных гарантиях, хотя в числе терминов, определения которых даны в статье 2, он не значится.

1 Термин "региональный" здесь и далее используется для обозначения принадлежности к субъекту Российской Федерации.

1 В федеральном законодательстве уже сегодня говорится о возможности избрания мировых судей. — См.: Федеральный закон "О судебной системе Российской Федерации" п. 8 ст. 23 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

1 Вопрос учреждения должности главы муниципального образования заслуживает особого внимания. Следует подчеркнуть, что речь идет не о наименовании должности, а о главе муниципального образования как о родовом понятии, как об особом виде должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих не отдельные направления работы, а всю деятельность по осуществлению местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании. Специфика данной проблемы в том, что сам термин "глава муниципального образования" был введен в юридическую практику Федеральным законом о местном самоуправлении. В связи с этим представляется, что в отличие от должностных лиц местного самоуправления, наличие которых было предусмотрено ранее принятыми нормативными правовыми актами (например, глава местной администрации), вне порядка, предусмотренного названным Федеральным законом, такая должность, как глава муниципального образования, в структуру органов местного самоуправления включена быть не может.

1 На соответствие норм о частичной ротации коллегиального органа власти федеральным гарантиям избирательных прав граждан указывают выводы, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года № 7-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года № 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 9 ноября 1995 г.).

1 В этом смысле показательна ситуация, сложившаяся весной 1997 года в г. Александрове Владимирской области. Численный состав представительного органа местного самоуправления (Совета) г. Александрова установлен в 16 человек. Кворум заседаний Совета определен в две трети от установленного состава (т. е. не менее 11 депутатов). На выборах было избрано 13 депутатов. Однако впоследствии трое из них перешли на муниципальную службу, а еще один заявил о добровольном сложении с себя полномочий депутата, и все четверо указанных депутатов в явочном порядке прекратили участие в работе Совета. В результате Совет как коллегиальный орган местного самоуправления фактически перестал исполнять свои полномочия, не имея возможности принимать решения (даже решение о самороспуске).

2 Этот вопрос должен быть в значительной мере урегулирован в федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". В настоящее время проект такого закона находится в стадии доработки согласительной комиссией Совета Федерации и Государственной Думы. При успешной работе согласительной комиссии можно рассчитывать на принятие этого закона в конце 1998 года.

1 Например, в ряде сельских муниципальных образований Читинской области представительные органы местного самоуправления избраны в составе 4 депутатов.

1 Такой порядок формирования представительного органа местного самоуправления предусмотрен, к примеру, Уставом города Твери.

1 Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996. С. 117.

2 Там же. С. 127—128.

3 Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С. 657.

1 По состоянию на 1 сентября 1998 года.

1 В некоторых субъектах Российской Федерации, например в Курганской области, предусмотрено проведение совещательного, консультативного референдума субъекта Российской Федерации.

1 По состоянию на 1 сентября 1998 года.

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3596.

1 При использовании здесь и далее термина "органы местного самоуправления" подразумеваются представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами.

1 Пункт 5 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оставляет открытым вопрос о возможности включения в состав новой комиссии бывшего члена (членов) расформированной комиссии. На наш взгляд, в этом предписании следует акцентировать внимание на образование комиссии именно в новом составе. С этой целью необходимо уточнить указанную норму, дополнив ее после слов "комиссию референдума" словами "в новом составе".

1 См.: Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И. И. Веремеенко и др. М.: Проспект, 1997. С. 93.

1 В настоящее время диспозиции пункта 1 статьи 141 УК РФ и частей 1, 2 статьи 401 КоАП РСФСР совпадают, что создает сложности в разграничении одноименных преступлений и административных правонарушений. По-видимому, это и является основной причиной того, что пункт 1 статьи 141 УК РФ практически не применяется.

2 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М: ИНФРА • М—НОРМА, 1996. С. 88—89.

1 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. С. 89.

1 См.: Призыв. Владимир, 1997..31 янв.

2 См.: Избирательный кодекс Воронежской области. Гл. 23 // Собрание законодательства Воронежской области: Сб. нормативных актов. Т. 2 / Воронеж, гос. ун-т. Воронеж, 1996.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.

1 См.: Указы Президента Российской Федерации: от 29 октября 1993 г. № 1792 "Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года"; от 31 января 1994 г. № 228 "Об утверждении Положения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации"; постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 ноября 1993 г. № 18 "Об утверждении Положения "О порядке использования средств массовой информации избирательными объединениями и кандидатами в депутаты при проведении агитации в ходе выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации"// Сб. законодательных актов Российской Федерации и других документов по вопросам выборов и всенародного голосования (сентябрь 1993 — декабрь 1994). М.: Известия, 1994. С. 112—121; 137—141; 172—176. См. также: Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием; Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, утвержденных постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации соответственно 20 сентября 1995 г. № 18/149-П и от 5 апреля 1996 г. № 86/716-П // Сб. законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. М.: Весь Мир, 1997. С. 486—499; 625—637.

1 См.: Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Сер. Журналистика и право. Вып. 2. М.: Фирма Гардарика, 1996.

1 На это обстоятельство правильно указывает М.А. Федотов. — См.: Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М.: Фирма Гардарика, 1996. С. 261.

* Составители: Игнатенко В. В., Штурнев А. Е.

* Примерная программа подготовлена на основе методических материалов по курсу "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации", разработанных кафедрами конституционного и муниципального права России, конституционного (государственного) права зарубежных стран Московской государственной юридической академии в 1998 году. Авторы программы — д. ю. н. Фадеев В. И., д. ю. н. Дмитриев Ю. А.

* Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.