Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Государственное Управление в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды




План занятия

  1. Управление природопользованием и охраной окружающей среды
  2. Органы общей и специальной компетенции
  3. Основные функции государственного экологического управления
  4. Экономический механизм охраны окружающей среды

Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды

представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды в целях обеспечения экономических и экологических интересов общества.

В системе государственных органов экологического управления можно выделить две основные группы - органы общей и специальной компетенции

(см. схему 23). К органам общей компетенции относятся высшие государственные органы управления (Президент, Правительство), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, в создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в сфере экологии. К ним следует также отнести местные органы управления (администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

В отличие от них, органы специальной компетенции - это органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. В их число входят органы, которые осуществляют как надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды (Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды), так и ведомственные задачи по управлению использованием и охраной различных видов природных ресурсов (Служба лесного хозяйства, Государственный комитет по рыболовству, Государственный земельный комитет и др.). Некоторые органы выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического управления, например, Госгортехнадзор - по безопасности ведения работ при разработке недр, МЧС - по ликвидации экологических катастроф, Госкомстандарт - по стандартизации качества окружающей природной среды (см. схему 24).

-Центральным органом экологического управления, который несет ответственность за состояние окружающей природной среды в Украине, координацию деятельности всех государственных органов по этим вопросам, проведение единой экологической политики, является Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология Украины). Для выполнения указанных задач он наделен законом обширными полномочиями (см. схему 25).

Основные направления деятельности (функции) перечисленных выше органов различны и определяются особенностями их компетенции. Вместе с тем можно выделить ряд наиболее важных функций государственного экологического управления, исходя из характера и содержания составляющих их правомочий:

учет и ведение кадастров природных ресурсов; планирование и финансирование экологических мероприятий; установление правил и норм природопользования и охраны окружающей среды; организация рационального использования природных ресурсов (включая их распределение, лицензирование и лимитирование, а также пространственно-территориальное устройство); экологический контроль; применение юридической ответственности за экологические правонарушения и др.

Необходимой предпосылкой реализации указанных функций являются учет и регистрация природных ресурсов с составлением единых государственных документов, содержащих необходимые и достоверные данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов с учетом их конкретных собственников и пользователей по административно-территориальным единицам. Эти документы называются кадастрами природных ресурсов. Виды и порядок ведения кадастров регламентируются законодательством. Своеобразным кадастром можно считать и Красную книгу, так как она представляет собой официальный свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений с целью их особой охраны и восстановления.

Особое значение для организации рационального использования и охраны окружающей природной среды имеет лицензирование и лимитирование природопользования. Лицензия - это разрешение, которое предоставляет право на определенный вид пользования природным ресурсом, выдаваемое компетентным государственным органом специального управления. Лимиты -система экологических ограничений (объемов предельного использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды), которые устанавливаются специально уполномоченными государственными органами конкретным природопользователям (по отдельным территориям и на определенный срок).

С целью определения пределов допустимого хозяйственного и иного антропогенного воздействия на окружающую природную среду, обеспечивающего ее сохранение и воспроизводство, экологическую безопасность населения, производится нормирование качества окружающей природной среды.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий устанавливаются на основе технических и медицинских показателей и утверждаются компетентными органами государственного экологического управления. Эти нормативы (стандарты) имеют юридическое значение, поскольку закрепляются в нормативно-правовых актах и за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность.

К их числу относятся нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих химических веществ в воздухе, в воде и в почве; нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий - шума, вибрации, электромагнитных полей, радиации, ультразвука и др.; нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, установленных для источников загрязнения. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду представляют собой комплексные нормативы, учитывающие суммарное хозяйственное и рекреационное воздействие на окружающую среду и потенциальные возможности природы при формировании производственно-территориальных комплексов, размещении городов и др. Применяются также нормативы, действующие в сельском хозяйстве, в процессе водоснабжения, производства продукции, внедрения новых материалов и технологий и т. д. В условиях формирования рыночной экономики при осуществлении функций государственного экологического управления наряду с использованием административно-правовых методов все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. В связи с этим Закон «Об охране окружающей природной среды» вводит понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды, определяет его задачи и основные элементы. Помимо экономических аспектов рассмотренного выше учета природных ресурсов, а также финансирования экологических мероприятий, в число этих элементов закон включает создание и расходование экологических фондов (внебюджетных государственных фондов для решения неотложных природоохранительных задач), экологическое страхование (страхование юридических лиц и граждан на случай экологических бедствий, аварий и катастроф), экологическое стимулирование (льготное кредитование и налогообложение, поощрительные цены и надбавки за экологически чистую продукцию), а также платность природопользования.

Важную роль в системе экономических средств обеспечения рационального использования и охраны окружающей природной среды играет принцип платности, который раскрывается через установление различных форм платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды.

Схема 23. Государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды

Схема 24. Специально уполномоченные органы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды

 
 

 

 

Схема 25. Компетенция Государственного комитета по охране окружающей среды


 

Контрольные вопросы.

1. Управление природопользованием представляет собой:

а) деятельность компетентных государственных органов;

б) деятельность общественных неправительственных организаций.

2. Государственные органы экологического управления подразделяются на:

а) органы общей и специальной компетенции;

б) государственные и межгосударственные.

3. К органам общей компетенции относятся:

а) президент, правительство, Верховная Рада;

б) госкомитеты, министерства, госадминистрации.

4. Органы специальной компетенции выполняют:

а) функции экологического управления;

б) задачи по управлению использованием и охраной окружающей среды.

5. Для реализации процесса земле пользования необходимо:

а) составить перечень хозяев и арендаторов земли;

б) составить земельный кадастр.

6. Основанием для рационального использования и охраны окружающей среды является:

а) понятия; б) лицензия.

7. Лимиты как система экологических ограничений (объёмов предельного использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды) ограничивают:

а) природоёмкость хозяйственной зоны;

б) технологическую нагрузку на окружающую среду.

8. Принцип платности природопользования предпологает:

а) рациональное природопользование;

б) обеспечение поступлений в бюджет.

 

Ответы: 1 – а; 2 – а; 3 – а; 4 – а, б; 5 – б; 6 – б; 7 – б; 8 – а.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.