Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Внутрипроизводственное планирование




 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- получить представление о планировании объемных показателей структурных подразделений предприятия;

- познакомиться с особенностями планирования деятельности участков (бригад);

- познакомиться с планированием деятельности отделов и служб предприятия;

- познакомиться с организацией работ по разработке плана деятельности структурных подразделений предприятия.

 

****

При планировании деятельности структурных подразделений предприятия объекты планирования подразделяют на:

- заводские (планирование всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия);

- внутризаводские (планирование деятельности цехов, служб и обеспечение согласованности в их работе);

- внутрицеховые (планирование деятельности участков, линий, рабочих мест).

Основные требования к планам структурных подразделений:

- согласованность и увязка всех плановых показателей с конечными целями деятельности предприятия;

- выбор для каждого подразделения помимо общих показателей – специфических, отражающих вклад именно данного подразделения в общие результаты;

- привлечение работников подразделений к проработке проектов плана;

- анализ результатов и доведение их до работников подразделения.

Внутризаводское планирование должно обеспечить: выполнение плана производства и реализации продукции при минимальных затратах; сочетание централизованного планового руководства и хозяйственной самостоятельности подразделений; ориентировать подразделения на использование прогрессивной техники и технологии, организации труда и производства.

Планирование и оценка работы отдельных служб, цехов, участков и бригад должны строиться на основе весьма ограниченного круга показателей. Утверждаемые подразделениям показатели определяют границы их самостоятельности. Именно это свойство плановых показателей предопределяет необходимость их четкого разграничения в управлении на директивные (утверждаемые) и расчетные. Утверждаемые показатели обеспечивают единство интересов предприятия и подразделений, а так же используются в качестве критерия оценки деятельности подразделений (объем, затраты, целевые задания). Расчетные (вспомогательные) используются для исчисления и анализа динамики, эффективности использования ресурсов.

Система утверждаемых показателей должна:

- четко устанавливать цель для каждого подразделения;

- обеспечивать преемственность между планом предприятия и планами структурных подразделений;

- быть органично связанной с системами стимулирования;

- выражать как вещественную, так и стоимостную сторону производства;

- для того чтобы быть критерием оценки деятельности подразделения, система утверждаемых показателей должна учитывать конкретные условия деятельности каждого звена, выражать конечные результаты деятельности подразделений, обеспечивать их сравнимость.

- система показателей должна достоверно отражать реальные процессы производства, содержать сводимые в рамках предприятия показатели, быть согласованной с действующей на предприятии системой учета и отчетности.

В системе внутрипроизводственных планов наибольшее значение имеют две группы показателей, характеризующие: объем производственной деятельности; эффективность производственной деятельности. Указанные показатели отражают выполнение основной задачи каждого подразделения – обеспечить требуемый объем производства при минимальных затратах.

Планирование объемных показателей подразделений.

План производственной деятельности цеха, участка и бригады представляет собой конкретизацию плана предприятия. Производственное задание, нормативы расхода сырья, материалов, затрат труда и другие показатели строятся на одной методической базе. Показатели цехового плана должны охватывать все главные стороны его работы и рассчитываться на основе годовых планов предприятия (учитывая внутризаводские резервы). Производствам, цехам, участкам планируются только те показатели, величина которых может быть учтена бухгалтерским или оперативным учетом.

Организация работ по подготовке плана осуществляется начальником цеха. В разработке разделов плана участвуют соответствующие функциональные отделы и службы. Разработка плана осуществляется в течение месяца после получения контрольных цифр по экономическим показателям предприятия.

Составление внутризаводского плана заканчивается подготовкой мер по обеспечению контроля за своевременным и качественным выполнением установленных заданий.

По цехам (участкам) основного и вспомогательного производства разрабатывается план на год с распределением по кварталам и месяцам.

Цехам основного прои зводства рекомендуется планировать следующие показатели:

- объем производства продукции в стоимостном выражении (Q);

- выпуск продукции в натуральном выражении (N);

- численность ППП;

- фонд заработной платы;

- производительность труда (выработка на одного работающего);

- себестоимость продукции;

Цехам вспомогательного производства (ремонтно-механическим, инструментальным, энерго-механическим, транспортным и др.) рекомендуется устанавливать следующие показатели:

- объем продукции, услуг, работ;

- номенклатура продукции, работ, услуг;

- численность работающих;

- ФЗП;

- смета затрат на производство.

Планирование производства.

План производства в цехе (участке) должен содержать номенклатурно-количественное задание, вытекающее из плана производства предприятия. Номенклатурный план устанавливается в виде конкретного перечня и количества изделий, узлов, машино-комплектов, подлежащих изготовлению и отгрузке и предназначенных для внутризаводского потребления. Номенклатурный план цехов должен быть увязан с составом продукции, подлежащей поставке по срокам отгрузки.

Объем производства в номенклатуре доводится:

заготовительным цехам и участкам – в машино-комплектах и в тоннах литья и поковок; механообрабатывающим цехам и участкам – в машино-комплектах, узлах или подетально; выпускающим цехам и участкам – по изделиям.

В качестве объемных показателей цехам так же доводится производственная программа в часах на год с разбивкой по кварталам и месяцам. Программа на месяц содержит конкретные задания по видам работ с выделением перечня основных изделий. Месячный план служит основой для оперативного руководства производством и ориентирует руководство цеха на соблюдение интересов предприятия в целом.

Планирование себестоимости продукции.

Себестоимость продукции по цехам и участкам должна планироваться по калькуляционным статьям затрат зависящим от их деятельности. Плановая себестоимость продукции по цехам определяется исходя из величины затрат на производство каждого изделия, машино-комплекта, узла, детали по следующим калькуляционным статьям:

- сырье и материалы;

- покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

- основная заработная плата производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- отчисления на социальные нужды;

- общепроизводственные расходы.

Особенности планирования деятельности участков (бригад).

Система количественных и качественных показателей должна соответствовать задачам цеха и предприятия, обеспечить достоверную оценку результатов деятельности, отражать реальный трудовой вклад.

Нормативную базу планирования работы участков составляют: длительность производственных циклов и размеров партий запуска; нормативы запасов материальных ресурсов и незавершенного производства; нормы расходы материальных ресурсов; расценки, ставки.

Возможность планирования как объемных показателей, так и затрат обеспечивает обособленный учет оперативного выпуска продукции и затрат на ее производство.

Цеховые службы (с учетом утвержденных цеху технико-экономических показателей) разрабатывают:

- производственную программу участка, которая базируется на расчете производственной мощности и номенклатурном плане цеха;

- показатели по труду и заработной плате участка разрабатываются экономистами цеха на основе цехового плана. Фонд заработной платы рабочих сдельщиков и повременщиков определяется отдельно прямым способом.

В себестоимость включают только затраты, зависящие от участка. Таким образом, для участка чаще всего используются следующие показатели: объем производства в часах; номенклатурный план участка; процент сдачи продукции с первого предъявления; выработка на одного работающего; численность работающих; фонд заработной платы; коэффициент загрузки оборудования.

Планирование деятельности отделов и служб.

Как правило, отделами планируется объем работ и затраты на их выполнение, т. к. по этим показателям можно оценить результат труда коллектива отдела. Однако эти результаты сами по себе не могут рассматриваться как полный вклад коллектива отдела, службы в результаты деятельности предприятия в целом.

С точки зрения конечных результатов деятельности предприятия объем работ, выполняемых отделами и службами, важен не сам по себе, а важно, как именно он повлиял на результаты деятельности производственных подразделений, в продукции которых, в конечном счете, материализуются результаты труда работников служб и отделов. Затраты на ведение работ очень незначительны (умственный труд) и следовательно не могут оказывать существенного влияния на снижение себестоимости конечного продукта. Деятельность этих подразделений должна быть подчинена в первую очередь задаче снижения затрат в сфере материального производства, т. е. снижение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости конечного продукта. Таким образом, нужно сформировать планово-оценочные показатели, позволяющие измерить и оценить выполнение отделами и службами своих функций по конечному результату деятельности предприятия. Что же можно планировать и соответственно оценивать в деятельности отделов и служб?

1. Собственный результат деятельности подразделений, например для:

- технических служб – выполнение мероприятий по разработке новых и совершенствованию выпуска изделий и технологических процессов;

- вспомогательных – выполнение плановых графиков ремонта, объема перевозок и т. п.;

- коммерческих – выполнение плана снабжения, сбыта, графиков отгрузки и т. д.

2. Результаты деятельности производственных подразделений и результаты деятельности предприятия в целом, которые формируются под непосредственным воздействием работ отделов и служб, например для:

- технических служб – получение запланированной суммы экономии затрат от внедрения мероприятий, которая является частью запланированной предприятием прибыли от производства и реализации продукции;

- вспомогательных – снижение затрат, энергоресурсов на единицу продукции, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и т. д.;

- коммерческих – уровень транспортно-заготовительных расходов на единицу приобретенных материальных ценностей и т. п.

Доля расходов, уровень которых зависит непосредственно от деятельности функциональных служб, составляет 20-25%. Поэтому необходимо разрабатывать плановые показатели, отражающие характер и степень влияния на конечные результаты деятельности предприятия.

 

Контрольные вопросы по теме.

1. Что является объектом внутрипроизводственного планирования на предприятии?

2. Каковы цели внутрипроизводственного планирования?

3. Какие требования предъявляются к системе утверждаемых показателей?

4. Какие показатели рекомендуется планировать цехам основного производства?

5. Какие показатели планируются отделам и службам предприятия?

Тестовые задания

 

1. Закончите следующее определение:

«Основной задачей планирования является сведение к минимуму…………………. предпринимательства».

 

2. Пронумеруйте логическую последовательность этапов планирования:

□ выбор альтернатив

□ планирование выполнения

□ целевое планирование

□ планирование средств

□ контроль результата

□ анализ ситуации

 

3. Отметьте, что относится к функциям планирования:

□ получение дохода

□ анализ предыдущих результатов

□ разработка и выбор альтернатив действия

□ разработка структуры управления предприятием

 

4. «Гибкое планирование» означает возможность…

□ увеличить объем производства

□ увеличить объем продаж

□ адекватно реагировать на изменение внешней среды

 

5. Укажите соответствие:

 

Принцип гибкости Необходимость создания взаимосвязанной системы планов
Принцип эффективности планов Возможность изменений в результате непредвиденных обстоятельств
Принцип согласования по времени Соизмерение результатов и расходов, связанных с реализацией плана

6. При принятии решений главную роль играет принцип…

□ гибкости

□ ограничивающего фактора

□ корректировки планов

 

7. Укажите соответствие плановых документов целям их разработки:

 

Целевая программа Определение долгосрочных целей и путей их достижения
Стратегический план Обоснование целесообразности реализации отдельных проектов
Бизнес-план Способ решения конкретных задач в различных сферах деятельности

 

8. Укажите соответствие планов предприятия по сроку и содержанию:

 

Стратегический план Среднесрочный план
Тактический план Краткосрочный план
Оперативный план Долгосрочный план

 

9. Укажите логическую последовательность разделов плана предприятия…

□ Планирование ресурсного обеспечения

□ Планирование производства

□ Планирование затрат и результатов

□ Планирование сбыта

□ Планирование финансов

 

10. Формальным итогом планирования сбыта является:

□ производственная программа

□ портфель заказов

□ формирование плана поставок

□ портфель заказов и формирование плана поставок

□ производственная программа и портфель заказов

 

11. Планирование потенциала предприятия относится к…

□ краткосрочному планированию

□ среднесрочному планированию

□ долгосрочному планированию

□ среднесрочному или долгосрочному планированию

□ краткосрочному или среднесрочному планированию

 

12. Номенклатуру, ассортимент и объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении по кварталам определяет…

□ портфель заказов

□ производственная программа

□ производственная мощность

□ производительность труда

 

13. Укажите этапы планирования производства:

□ расчеты производственной мощности предприятия

□ разработка производственной программы в натуральном выражении

□ расчеты стоимостных показателей объема производства

□ расчеты изменения остатков готовой продукции

 

14. План производства (годовая производственная программа) отличается от плана поставок на величину…

□ изменения остатков готовых изделий на складе

□ на величину внутризаводского потребления

□ изменения остатков готовых изделий на складе и на величину внутризаводского потребления

 

15. Что является исходной точкой для планирования производственной программы:

□ объем закупок

□ производственные возможности предприятия

□ прогноз сбыта

16. Укажите, какие коэффициенты используются при определении изменения незавершенного производства при соответствующем типе производства:

Коэффициент нарастания затрат Единичное и мелкосерийное производство
Коэффициент готовности Серийное производство

 

17. Для расчета какого показателя необходимо знать «Изменение остатков готовой продукции на складе»:

□ объем производства

□ объем реализованной продукции

□ общий объем произведенной продукции

 

18. Годовая производственная программа обосновывается расчетом…

□ среднесписочной численности работников

□ производительности труда

□ производственной мощности

□ ресурсного обеспечения производства

 

19. Заключительный этап планирования производства…

□ определение пропускной способности оборудования

□ определение потребности в финансовых ресурсах

□ оперативно-производственное планирование

□ стратегическое планирование

 

20. В единичном и мелкосерийном производстве при непродолжительном цикле сборки (не более 1 месяца) применяется следующая система оперативно-производственного планирования:

□ позаказная или комплектно-узловая

□ серийная по опережениям

□ планирование на склад

 

21. Потребность в материальных ресурсах рассчитывается в стоимостном выражении для целей…

□ финансового планирования

□ расчета сметы затрат

□ расчета сметы затрат и финансового планирования

 

22. Укажите соответствие норм и нормативов группам:

 

Нормы затрат труда Норма потребности в оборудовании
Нормы расходов предметов труда Норма времени
Нормы определения потребности и использования орудий труда Норматив незавершенного производства
Нормы организации производственного процесса Норма амортизации
Финансовые нормы Норма расхода топлива

 

23. Полезный (эффективный) фонд времени представляет собой…

□ максимальное число рабочих дней, которое может быть использовано рабочим в плановом периоде

□ время фактического пребывания рабочего на предприятии

□ календарный фонд времени

 

24. Величина доплат, включаемых в часовой, дневной и месячный фонды заработной платы, определяется на основании…

□ трудового законодательства

□ коллективного договора

□ трудового законодательства и коллективного договора

□ приказа руководителя предприятия

 

25. Вставить пропущенное слово: «Планирование затрат– это определение величины затрат, необходимых для производства и реализации определенного объема продукции (оказания услуг, выполнения работ) при нормальных организационных, технологических и …….. условиях производства и труда».

 

26. В процессе планирования затрат решаются следующие задачи (исключить лишнее):

□ рассчитывается стоимость ресурсов, необходимых для производства продукции

□ определяется общая величина затрат на производство и реализацию продукции, исходя из которой определяется прибыль

□ исчисляется стоимость каждого вида продукции

□ определяются предельные затраты по отдельному подразделению для оперативного контроля

□ определяется цена единицы продукции

 

27. Что характеризует категория себестоимости продукции в машиностроительном производстве:

□ отраслевые затраты

□ общественно необходимые затраты

□ индивидуальные затраты предприятия

□ средние народнохозяйственные затраты

□ минимальные мировые затраты

 

28. Группировка затрат по экономическим элементам используется…

□ для составлении сметы затрат на производство

□ для калькулирования себестоимости единицы продукции

□ для калькулирования себестоимости произведенной продукции

□ для определения нормы прибыли

 

29. Для исчисления себестоимости единицы продукции и контроля затрат в ходе производства применяется группировка затрат…

□ экономическому содержанию

□ производственному назначению

□ структурным подразделениям

□ основным цехам

 

30. Производственное назначение и место возникновения затрат характеризует…

□ калькуляционная статья расходов

□ элемент затрат

□ смета затрат

□ структура затрат

 

31. Выполнить классификацию подразделений предприятия относящихся к основному производству (ОП) и вспомогательному производству (ВП):

□ заготовительный цех

□ инструментальный цех

□ сборочный цех

□ механообрабатывающий цех

□ ремонтный цех

□ складское хозяйство

 

32. По способу отнесения на себестоимость конкретного продукта затраты подразделяются на…

□ основные и накладные

□ прямые и косвенные

□ постоянные и переменные

□ простые и комплексные

 

33. По степени однородности затраты подразделяются на…

□ прямые и косвенные

□ постоянные и переменные

□ простые и комплексные

□ основные и накладные

34. По отношению к объему производства затраты разделяют на…

□ основные и накладные

□ простые и комплексные

□ прямые и косвенные

□ переменные и постоянные

 

35. При расчете сметы затрат на производство:

 определяется сумма накладных расходов

 определяется сумма косвенных расходов

 определяется сумма накладных и косвенных расходов

 не определяются накладные и косвенные расходы

36. В первую очередь базовая смета корректируется на индекс…

□ изменения численности работников

□ изменения объема производства

□ структурных сдвигов

□ цен

 

37. По отношению к каким факторам переносятся косвенные общецеховые и общехозяйственные расходы на себестоимость единицы продукции машиностроения:

□ к цеховой себестоимости

□ к материальным затратам

□ к основной заработной плате рабочих

□ к основной и дополнительной заработной плате рабочих

38. Какие затраты, скорее всего, контролирует руководитель подразделения (начальник цеха):

□ цена, уплачиваемая за материал

□ арендная плата за помещение

□ расходы на используемое сырье

□ платежи за электроэнергию для работы оборудования

□ амортизационные отчисления по основному оборудованию

□ заработную плату основных рабочих

□ страховые платежи за производственное оборудование

39. Какие из следующих составляющих классифицируются как труд вспомогательных работников?

□ работники сборочного цеха предприятия, которое выпускает телевизоры

□ помощник кладовщика на заводском складе готовой продукции

□ штукатур строительной организации

□ аудитор в аудиторской фирме

40. Если фактический выход продукции ниже запланированного, какие из следующих видов затрат, как можно ожидать, будут меньше установленных в плановой смете:

□ валовые переменные издержки

□ валовые постоянные издержки

□ переменные издержки на единицу продукции

□ постоянные издержки на единицу продукции

 

41. Прямые затраты — это расходы, которые…

□ понесены непосредственно в результате принятия определенного решения

□ могут быть отнесены к оцениваемой единице продукции

□ не могут быть отнесены к оцениваемой единице продукции

□ могут контролироваться непосредственно

□ относятся к сфере ответственности Совета директоров предприятия

 

42. Под постоянными издержками, как правило, понимаются затраты…

□ которые постоянны на единицу выпускаемой продукции

□ которые постоянны, даже если объемы выпуска продукции изменяются

□ на которые не могут влиять менеджеры

□ на которые не влияет инфляция

 

43. Группировка затрат по экономическим элементам используется…

□ для составлении сметы затрат на производство

□ для калькулирования себестоимости единицы продукции

□ для калькулирования себестоимости произведенной продукции

□ для определения нормы прибыли

44. По экономическим элементам рассчитывается себестоимость:

 незавершенного производства

 готовой продукции

 всей производственной продукции

 реализованной продукции

45. Для исчисления себестоимости единицы продукции и контроля затрат в ходе производства применяется группировка затрат…

□ экономическому содержанию

□ производственному назначению

□ структурным подразделениям

□ основным цехам

46. По способу отнесения на себестоимость конкретного продукта затраты подразделяются на…

□ основные и накладные

□ прямые и косвенные

□ постоянные и переменные

□ простые и комплексные

47. По отношению к объему производства затраты разделяют на…

□ основные и накладные

□ простые и комплексные

□ прямые и косвенные

□ переменные и постоянные

48. По отношению к каким факторам переносятся косвенные общецеховые и общехозяйственные расходы на себестоимость единицы продукции машиностроения?

□ к цеховой себестоимости

□ к материальным затратам

□ к основной заработной плате рабочих

□ к основной и дополнительной заработной плате рабочих

49. На предприятии изменили технологию производства продукции в результате чего возросла производительность труда рабочих. Себестоимость единицы продукции в результате роста производительности труда:

 останется прежней

 возрастет

 снизится

 

50. Прибыль предприятия, которая определяется как сумма прибыли от продажи продукции, реализации имущества и внереализационных операций, представляет собой…

□ прибыль от реализации

□ валовую прибыль

□ налогооблагаемую прибыль

□ чистую прибыль

 

51. При расчете цены на продажу продукции используют калькуляцию себестоимости:

 участковую

 цеховую

 производственную

 полную

 

52. Что учитывает чистая прибыль?

□ Общую сумму доходов от реализации продукции

□ Общую сумму доходов от реализации продукции и услуг промышленного характера

□ Общую сумму всех доходов предприятия

□ Общую сумму всех доходов за вычетом налога на прибыль

 

53. Рентабельность изделия определяется как отношение…

□ прибыль/капитал

□ прибыль/себестоимость

□ прибыль/объем продукции

 

54. Закончите определение:

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, называется………….прибылью.

 

55. Закончите определение:

Рентабельность представляет собой ……………показатель эффективности.

 

56. Продолжите предложение:

«Разработка разделов финансового плана является …………………………этапом плановой работы на предприятии».

57. Укажите соответствие видов политики предприятия ее содержанию:

Кредитная политика Политика распределения прибыли в акционерном обществе
Дивидендная политика Политика формирования текущих активов на предприятии и осуществления их финансирования
Политика управления текущими активами Политика, касающаяся системы расчетов с потребителями продукции и сбора денежных средств

 

58. При планировании баланса на основе прогноза объема продаж используются следующие гипотезы (исключить лишнее):

□ большинство элементов баланса тесно связаны с объемом продаж

□ соотношение собственных и заемных средств остается постоянным

□ использование активов фирмы находится на оптимальном уровне для текущего объема реализации

 

59. Продолжите предложение:

«Для лучшего управления денежными средствами (планирования, учета, анализа) денежные потоки обычно разделяют на три типа: денежные потоки от основной деятельности; денежные потоки от финансовой деятельности; денежные потоки от ……………………………….. деятельности».

 

60. Планирование прибыли начинается с планирования…

□ объема продаж

□ объема производства

□ ресурсного обеспечения

 

61. В плане по прибыли важным элементом является…

□ внереализационные доходы

□ прибыль от реализации

□ чистая прибыль

□ балансовая прибыль

62. При выполнении экономических расчётов роста прибыли основной эффект образуется за счёт:

 снижения переменных затрат

 повышения оптовых цен

 снижения постоянных затрат

 повышения объема производства

 

63. Укажите соответствие объектов планирования при планировании деятельности структурных подразделений предприятия содержанию процесса планирования:

 

Планирование всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия Внутризаводские
Планирование деятельности цехов, служб и обеспечение согласованности в их работе Внутрицеховые
Планирование деятельности участков, линий, рабочих мест Заводские

64. Для внутрипроизводственных расчетов подразделений предприятия используются:

 оптовые цены предприятия

 расчеты по себестоимости продукции (работ, услуг)

 трансфертные цены

65. Какой показатель чаще всего используется при принятии управленческих решений?

 полная себестоимость продукции

 производственная себестоимость продукции

 маржинальная себестоимость

Заключение

Электронный конспект лекций в сжатой форме представляет содержание всех разделов и тем рабочей учебной программы дисциплины и является средством самостоятельной подготовки студентов. При сокращении аудиторного времени изучения дисциплины электронный конспект лекций совершенно необходим для глубокого изучения остальных вопросов и тем, предусмотренных для самостоятельного изучения. Включение в электронный конспект лекций контрольных вопросов после раздела (темы), тестовых заданий, списка литературных источников и терминологического словаря превращают его, по существу, в учебно-методический комплект документов для глубокого, самостоятельного изучения материала дисциплины.

Список литературы

Основная литература

1. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг: Учебник / Ю.П. Анискин, А.М.Павлова.- 3-е изд. М.: Омега-Л, 2007.

2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е издание. М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2007.

4. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – 8 изд. – М.: Новое знание, 2008.

5. Либерман И. А. Планирование на предприятии: Учебное пособие. – 2-е изд. М.: РИОР, 2007.

6. Максютов А.А. Бизнес-планирование развития предприятия. – М.: ПРИОР, 2005.

7. Одинцова Л. А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: М.: Академия, 2007.

8. Платонова Н. А. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие / Платонова Н.А., Харитонова Т.В.- Дело и Сервис, 2005.

9. Шепеленко Г. И. Организация и планирование производства на предприятии: 100 экзаменационных ответов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на -Дону: Издат. центр «МарТ», 2006.

Дополнительная литература

10. Акофф Р. Планирование будущего корпораций/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

11. Алиев В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert. М.: Форум, Инфра-М, 2010.

12. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во "Питер", 1999.

13. Бекетова О. Н., Найденков В. И. Бизнес-план: теория и практика. М.: Изд-во АЛЬФА press, 2005.

14. Бизнес-планирование. М.: Финансы и статистика, 2009. 17. Бизнес-планирование. М.: Юнити-Дана, 2010.

15. Галенко В.П,, Самарина Г.П., Страхова О.А.. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики. М.: Академия, 2007.

16. Друккер П. Управление, нацеленное на результаты/ Пер. с англ. М., 1992.

17. Друри К. Управленческий и производственный учет. Учебник: Пер. с анг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

18. Ефимова С.А. Бизнес-планирование. Краткий курс. М.: Окей-книга, 2009.

19. Лопарева А.М. Бизнес-планирование. М.: Форум, 2009. 23. Максютов А.А. Бизнес-планирование развития предприятия. – М.: ПРИОР, 2005.

20. Морошкин В.А., В. П. Буров В.П. Бизнес-планирование. М.: Форум, 2009.

21. Попов В.М., Ляпунов С.И., Криночкин И.Ю., Воронова Т.А. Бизнес-планирование. М.: КноРус, 2009.

22. Просветов Г.И. Бизнес-планирование: задачи и решения: Учебно-практическое пособие.-2-е изд., доп.-М. Альфа- Пресс,2008.

23. Романова М.В. Бизнес-планирование. М.: Форум, Инфра-М, 2007.

24. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990.

25. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование. СПб.: Питер, 2009.

26. Уотермен Р. Фактор обновления / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.

27. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./Под ред. и с предисл. А.А.Турчака, Л.Г.Головача, М.Л.Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997.

28. Хоуп Дж., Фрэйзер Р. Бюджетирование, какие мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов / пер. с англ. – М. Вершина, 2005.

29. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006.

30. Шим Джей К., Сигел Джойл Г. Основы коммерческого бюджетирования: Пер. с англ. СПб.: Пергамент, 1998.

 

Терминологический словарь

 

Анализ потенциала (предприятия) – представляет собой анализ его внутренней среды, элементами которой являются продукция и услуги, уровень развития и функционирования основных функциональных сфер деятельности: НИОКР, производство, маркетинг, персонал, материально-техническое обеспечение, управление и организация, экономика и финансы, внешняя кооперация.

Бухгалтерская прибыль – разница между объемом продаж и величиной затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с действующими нормативными документами.

 

Бухгалтерский баланс – способ обобщения и экономической группировки хозяйственных средств предприятия и источников их формирования на определенную дату в денежном выражении.

Бюджет – скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы организации, базирующийся на комплексном анализе производственных изменений внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия.

Бюджетный процесс – формирование, согласование и утверждение бюджетов, а также контроль за их использованием и возможность оперативного внесения необходимых корректив.

Запасы – определенное количество сырья, материалов, продукта, необходимое для создания товара, потребления или функционирования предприятия в конкретный период времени.

Издержки обращения - совокупные затраты живого и овеществленного труда, связанные с процессом обращения товаров, выраженные в денежной форме.

Издержки производства – совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство продукта.

Издержки транспортные – затраты на транспортировку продукции от мест ее производства до непосредственных потребителей, выполняемую как специализированными организациями, так и собственным транспортном предприятий.

 

Издержки хранения – затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции, являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращение, т.е. носят производительный характер.

 

Калькуляция – элемент метода бухгалтерского учета, посредством которого производится расчет себестоимости продукции, работ, услуг.

 

Конкурентоспособность – совокупность потребительских свойств товара или продукции, характеризующая их отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен.

 

Контроллинг – функционально и организационно обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции при принятии оперативных и стратегических управленческих решений.

 

Кривая опыта (опытная кривая) – полученная эмпирическим путем или прогнозируемая зависимость между единичными издержками (себестоимость единицы продукции) и объемом выпуска этой продукции в натуральном выражении.

 

Маржинальная прибыль – часть выручки, остающаяся на покрытие понесенных затрат и образования прибыли.

 

Накладные расходы – расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства.

Нормальная прибыль – величина прибыли от производства товара, при которой фирмы-производители не стремятся покинуть данный сегмент рынка, а новые фирмы не имеют стимула для внедрения на рынок.

Оптовая цена – цена реализации товара крупными партиями при продаже торговым и промышленным предприятиям.

Организационная структура управления (оргструктура) – совокупность составляющих объект управления элементов и их взаимосвязей друг с другом.

Портфельные матрицы – инструмент стратегического анализа и планирования, позволяющий отразить наглядным образом (графически) фактические или желаемые (планируемые) позиции объекта стратегического управления (предприятия, продуктово-рыночной комбинации, стратегической хозяйственной единицы, функциональной сферы деятельности) относительно определяющих эти позиции стратегических факторов успеха.

Планирование (как функция менеджмента) - представляет собой определение будущего желаемого состояния объекта управления и тех действий (мероприятий), которые необходимо осуществить чтобы перейти из нынешнего состояния в желаемое.

 

Потенциал предприятия – совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, риски и многие другие резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.

 

Предельные текущие затраты – изменение совокупной величины текущих затрат, связанных с производством и реализацией товара в результате увеличения (уменьшения) объемов производства товара на единицу.

 

Предприятие - комплексная, открытая, социально-экономическая система, связанная множеством

Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятии. Основная часть – прибыль от реализации продукции, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизных сборов) и суммой производственных затрат на производство и сбыт продукции, работ и услуг.

 

Программа – комплекс мер по реализации принятой стратегии, сбалансированной по срокам, исполнителям и ресурсам.

 

Производственная структура – организация производственного процесса в пространстве и во времени.

 

Производственный потенциал – системное единство основных фондов, производственного персонала и производственных площадей.

 

Сбыт - персонифицированный, непосредственный двусторонний процесс осуществления контактов и убеждения с целью увеличения объемов продаж продукции на рынке.

Себестоимость продукции – денежное выражение издержек предприятия, его текущие расходы на производство и реализацию продукции.

Системы заработной платы – формы и взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок, премий.

 

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стимулирование сбыта – комплекс мероприятий по продвижению товара на рынке (при условии, что покупатель знает товар, например, благодаря рекламе), основной задачей которых является увеличение объемов продаж, обеспечение стабильности заказов.

 

Стратегическое планирование – итеративный процесс определения стратегических целей развития предприятия, разработки стратегий по достижению поставленных целей и распределения необходимых для этого ресурсов.

 

Стратегия предприятия – генеральная программа действий предприятия, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей.

 

Тарифная система –включает тарифные сетки, тарифные ставки и классификацию работ по сложности, ответственности, условиям труда.

 

Тип производства – степень постоянства загрузки рабочих мест в течение определенного периода одной и той же производственной работой (например, детале-операций).

 

Трансфертные цены - внутрифирменные цены, используемые при экспорте или импорте деталей, узлов, комплектующих изделий и выполнении отдельных производственных операций в рамках многонациональных и транснациональных корпораций, находящихся в разных странах.

Унификация – выбор оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей.

Фонд оплаты труда – величина денежных средств предприятия или его подразделения (цеха, участка), расходуемая на оплату труда.

Экономическая прибыль – разница между величиной бухгалтерской прибыли и величиной нормальной прибыли. Экономическая прибыль характеризует величину дохода, получаемого фирмой сверх величины, которая необходима для привлечения и удержания капитала на заданном рынке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.362 сек.