Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведения личности




Условия и факторы формирования агрессивного

 

При системном подходе к анализу природы агрессии необходимо принимать во внимание многоаспектность и многоплановость данного феномена, полифакторную обусловленность агрессии, как поведенческого акта, и агрессивности, как свойства личности.

На появление агрессивного поведения оказывают влияние многие факторы: возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность впол­не могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т. п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение [5].

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям не­редко сопровождается различными проявлениями агрессивного по­ведения. Так, в самом раннем возрасте дети, по всей видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт.

Психоаналитические исследования свидетельствуют об огромном количестве гнева, переживаемом младенцами, особенно в ситуа­циях, когда их потребности недостаточно учитываются [7]. Также хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отноше­нию к новорожденным брату или сестре.

Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «без разбора» - импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, уп­рямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внут­реннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.

В целом детская агрессивность является обратной стороной без­защитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (напри­мер, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление аг­рессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учи­телей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, по­скольку служит косвенным доказательством силы и независимо­сти последних. Тем не мене, именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному пове­дению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в под­ростковом возрасте является его зависимость от группы сверстни­ков на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». "Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживае­мые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвя­щения в члены группы (или испытания новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер.

Ритуалы усиливают чувство принад­лежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповои и внешней агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членам группы» оправдывается заверениями типа — «они предатели... мы должны защищать своих... мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» группо­вым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдель­ные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помо­щью агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, спо­собствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.

В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и не­правильная реакция окружающих, В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, ос­нованное на культе силы, которое может составлять основу соци­ального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

Агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению, считает Е.В.Змановская, существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития, особенно у взрослых людей. В качестве индивидуально-лич­ностных характеристик [2], детерминирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь обще­ственного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, этнические), а также склонность ис­пытывать чувство стыда. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).

Можно говорить об особой категории людей — экстремистах, проявляющих агрессию либо крайне часто, либо в крайних фор­мах. Экстремисты, в свою очередь, отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и повышенным самоконтролем. Первые в силу слабо развитых сдерживающих механизмов склонны к постоянному проявлению агрессии, вторые — способны длительно воздерживаться даже от сильных провокаций, но проявлять крайние формы агрессии (вплоть до брутальных), когда внутренние ресурсы уже иссякают.

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение лич­ности, является ее способность переносить фрустрацию. Как изве­стно, под фрустрацией понимают состояние, вызванное препят­ствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели. Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация — весь­ма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведе­ние успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если чело­век имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социально приемлемые способы пре­одоления фрустрации.

Если оценивать влияние другого — полового (гендерного) фактора, — то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) — косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.

При всей важности возрастного, тендерного и индивидуально­го факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего, наблюдая за чужой агрессией. М.Хьюсманн с группой исследователей отсле­живали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивно­стью в течение 20 лет [2]. Они обнаружили, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует пред­почтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. Механизм формирова­ния агрессивного поведения посредством телевидения может вы­глядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередача­ми — агрессивные фантазии — отождествление себя с персонажем — усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей — повторение агрессивных действий — использование агрес­сии для разрешения проблем в межличностных отношениях — под­крепление—агрессивные привычки — неразвитые социальные и учебные умения - фрустрация - чрезмерный просмотр телепере­дач - и т. д.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, увиденное должно выглядеть реально и захватывать. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия пере­нимается, когда зритель отождествляет себя с агрессором, а по­тенциальный объект агрессии для конкретной личности ассоции­руется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиаль­ным условием научения является то, что в результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя.

В целом просмотр агрессивных сцен, видимо, не оказывает предполагаемого прямого негативного воздействия на большинство взрослых людей, поскольку само восприятие определяется сово­купностью внутренних и внешних условий. Реакции людей на сце­ны насилия могут быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях - восхищение или стремление подражать. Тем не менее, негативное влияние СМИ на раз­витие детей и подростков вызывает справедливые опасения и тре­бует специального изучения.

В то время как влияние средств массовой информации на пове­дение личности остается не вполне понятным, семья в настоящее время признается основным социальным источником формирова­ния агрессивного поведения. Хорошо известно, что агрессия про­является не только к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, хо­лодность, оскорбления, негативные оценки, подавление лично­сти, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут де­монстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреп­лять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют раз­личные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость меж­ду родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Напри­мер, родители, применяющие крайне суровые наказания, исполь­зующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не кон­тролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкивают­ся с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказыва­ет агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

А. Бандура и Р. Уолтере [1] посвятили изучению данного «семейного» вопроса специальное исследование и получили следую­щие данные. Родители агрессивных мальчиков предъявляли мень­шие требования к достижениям детей в сравнение с родителями контрольной группы (без агрессивного поведения) и меньше ог­раничивали их в детстве. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с аг­рессивным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных подростков чаще опирались на мето­ды принуждения, в то время как в контрольной группе шире использовались методы развития внутреннего самоконтроля, напри­мер убеждение. Отцы агрессивных мальчиков характеризовались рез­костью и тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери — нетребовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицировались со своими отцами, они чаще отвечали им критичным и враждебным отношением, чем подростки из контрольной группы. Все это, по мнению иссле­дователей, затрудняло усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований.

Изучая связь между социализацией подростков и их семейными условиями, А. Бандура и Р. Уолтере выделили три основные осо­бенности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития совести, силу мотивации к агрессии.

По мнению авторов, семья должна создать минимальные условия эффективной социализации [1]. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих.

Второй необходимой предпосылкой исследователи называют «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрес­сии», агрессивное поведение ребенка вызывается прежде всего недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к воз­никновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учите­лей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смешаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.

Следует уточнить, что в рассмотренных выше экспериментах участвовали преимущественно мальчики. Большинство же иссле­дователей отмечают различное влияние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению ряда авторов, девочки, к которым в детстве проявляли жестокость, более склонны к разви­тию мазохистического паттерна поведения, в то время как маль­чики в этом случае чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей вероятностью развиваются в садистическом направлении [7].

Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении агрессивного поведения является извест­ное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских уч­реждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессив­ностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчине­нию или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, его конституциональных осо­бенностей и других обстоятельств).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приоб­ретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. На­пример, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный харак­тер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально прием­лемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии — дело личного выбора каждого взрослого человека. Задача овладения своей агрессией — одна из труднейших психологических задач.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Раскройте содержание и соотнесите следующие понятия: «агрессия», «агрессивное влечение», «агрессивность».

2. Назовите негативные и позитивные проявления агрессии.

3. Назовите основные виды и проявления агрессии.

4. Перечислите основные признаки агрессивного (нежелательного) поведения с учетом возрастной специфики.

5. Приведите основные психологические теории, объясняющие агрессив­ное поведение.

6. Сформулируйте условия, препятствующие становлению и проявле­нию агрессивного поведения личности.

Литература

 

1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влия­ния воспитания и семейных отношений.- М., 1999.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2001

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.-М., 1991.

4. Гюттенбюль А. Зловещее очарование насилия. — СПб., 2000.

5. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.- М., 2004.

6. Кернберг О, Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М., 1998.

7. Лоренц К. Агрессия.- М., 1994.

8. Мак-Вильяме Я. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

9. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный и кри­зисный механизм. — СПб., 1999.

10. Психоаналитические термины и понятия /Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фаина. - М., 2000.

11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивнести. — М., 1994.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.