Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агрессия и агрессивность: сходства и различия




Сегодня термином «агрессия» даже в научной литературе, обозначают подчас существенно различные феномены. Однако, понятия агрессия и агрессивность не синонимичны.

Под агрессией понимаются любые действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Отличия в определении агрессии обычно связаны с другими, но также очень важными критериями.

Так, Э.Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту.

Р.Бэрон специально фиксирует внимание на данном критерии и подчеркивает, что в качестве агрессивных могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам.

Агрессивность определяют как личностное свойство, проявляющееся в готовности к агрессии, а также как черту характера, как одну из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми.

В первоначальном смысле быть агрессивным означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». В современной психологии понятие «агрессивность человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию как способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию - человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей.

Змановская Е.В. отмечает, что агрессия как внутренняя побудительная тенденция — это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность - склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий является индивидуальной особенностью. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи, с чем основным способом оцен­ки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих про­явлений [4].

Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.

Уровень агрессивности, будучи биологически детерминированным, в человеческой среде подвергается определенным видоизменениям и определяется как степенью социализации, так и этнокультурными нормами, требованиями, установками.

Идеи Ж.-Ж. Руссо о "добродушном дикаре" и об идеальном безагрессивном обществе предполагают, что люди в своем естественном состоянии являются добрыми, счастливыми и добропорядочными существами [2]. Эти идеи оказали влияние на многих антропологов. Современный американский антрополог Э. Монтэгю приложил массу усилий, доказывая, что агрессивное поведение - продукт культуры. Проведя исследования по антропологии детства у "мирных" народов (бушмены Кунг Ботсваны, эскимосы Аляски, папуасы форе Новой Гвинеи), он попытался доказать, что в культурах, где агрессивное поведение детей не поощряется, оно отсутствует. Действительно, в процессе воспитания детей у этих народов стимулируются развитие дружелюбия, взаимопомощи, готовность к компромиссу, а любые конфликты между детьми старшие пытаются свести к шутке и игре.

Однако, данные археологов, историков, культурных антропологов и психологов свидетельствуют о том, что агрессия сопровождала человека на всем протяжении его эволюции и продолжает присутствовать в современном мире. Не только угрозы, но и летальная агрессия зарегистрированы в самых различных по социальной структуре, уровню экономического развития, географическому местоположению общества, у охотников-собирателей (австралийские аборигены), у земледельцев (янамами Венесуэлы, джебуси Новой Гвинеи) и скотоводов. То есть агрессия это вовсе не побочный продукт индустриальной культуры.

Однако, существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека.

Отмечается, что не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения как агрессивных действий всегда является результатом сложного взаимодействия факторов [5].

В теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения [3]. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения».

С позиции социального научения люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения. На основе многочисленных исследований было выявлено, что агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в процессе ранней социализации — в детском и подростковом возрасте.

Часто агрессивное поведение связано с эмоцией страха, а страх может перерастать в агрессию. Самые разнообразные опыты на животных подтверждают наличие этой связи. Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее. То жепроисходит и с толпой людей или обществом в целом.

Достаточно распространенным является мнение, что агрессия может быть вызвана внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не совсем так. Даже при отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт может возрастать, как бы накапливается. А порог запуска агрессии снижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу.

Это подтверждено во многих интереснейших опытах. Один из них, доступный каждому аквариумисту, описал К.Лоренц: возьмите пару семейных рыб - циклид и поместите к ним в аквариум какой-нибудь источник конфликтов - третью циклиду или другую задиристую рыбку. Пара циклид будет с ними драться, а между собой поддерживать самые добрые отношения. Уберите теперь объект агрессии - и через некоторое время самец начнет нападать на самку. Теперь разделите аквариум стеклом пополам и в другую половину поместите другую пару циклид. Пары будут враждовать между собой через стекло, и в результате внутри каждой пары будет царить мир. Сделайте стекло полупрозрачным - и в обеих парах возникнут конфликты.

Ненашедшая выхода агрессия грозит индивиду тяжелыми последствиями (3. Фрейд). Но сегодняшний человек потому и страдает от недостаточной разрядки агрессивных побуждений, что цивилизация, со своими порядками, не дает возможности для нормальных проявлений естественных наклонностей и разрядки агрессивной энергии (К. Лоренц). Так как вытеснение агрессии не решает проблемы, то в известной мере «нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя» (3. Фрейд) [5].

В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем научиться управлять своей агрессивностью, но вероятно, полностью устранить ее не можем.

Однако, против утверждения, что агрессию человека следует рассматривать как инстинкт, свидетельствуют факты, полученные из наблюдений и экспериментов над представителями других биологических видов.

Например, в исследованиях Зинг Янг Куо попытался рассеять распространенный миф о том, что кошки ловят крыс и убивают их, повинуясь инстинкту. Его эксперимент был чрезвычайно прост: исследователь вырастил котенка в одной клетке с крысой. И котенок не пытался атаковать крысу. Когда он вырос, он не желал ловить и убивать других крыс. Однако данный эксперимент еще не доказывает, что агрессивное поведение не является инстинктивным, он демонстрирует, что агрессивное поведение можно подавить, соответствующим образом организовав воспитание в раннем возрасте [2].

Таким образом, накопленные экспериментальные данные в той или иной мере подтверждают все основные теории агрессии, а это говорит лишь о многоаспектности и многоплановости феномена агрессии, о полифакторной обусловленности агрессии, как поведенческого акта, и агрессивности, как свойства личности. Справедливости ради необходимо отметить, что экспериментально, все-таки, наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Вспомните и приведите вариантые определений понятия агрессия.

2. На основе полученной информации объясните, как рассматривают агрессивность в современных исследованиях?

3. Почему в литературе понятия агрессия и агрессивность часто отождествляются?

4. Почему несостоятельным является понимание агрессии как негативной установки, отрицательного эмоционального состояния, реакции?

5. На что, должны быть направлены внимание и основные усилия специалистов (психологов) – на агрессивность или на агрессию?

6. От чего зависит уровень развития агрессивности личности?

7. Охарактеризуйте особенности и трудности личности с разными уровнями агрессивности.

 

Литература

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд.-М., 2002.

2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Под ред. В.С. Магуна - М., 1999.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2001.

4. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.- М., 2004.

5. Леонов Н.И. Конфликтология. Воронеж, 2002.

6. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

9. Наумчик В. Н. Социальная педагогика. Мн., 2005.

10. Темина С.Ю. Конфликты школы или "школа конфликтов"? Воронеж, 2002.

11. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 17927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.