Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компенсаторная агрессивность подростка




Про­блемы подростка формируются в младшем школьном возрасте. И если он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стремится скомпенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в косвенной форме, т.е. в виде насме­шек, издевательств, использовании ненормативной лексики. Особый интерес представляет унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление под­ростка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Такой подросток демонстрирует компенсаторную агрессивность, которая позволяет ему в момент проявления агрессии почувствовать собственную силу и значимость, поддержать чувство собственного достоинства. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность. Чувство неполноценности в пассив­ном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантиль­ную позицию и социальную незрелость.

Таким образом, наиболее характерной для подростка формой агрессивности является компенсаторная агрессивность, стремление скомпенсировать это чувство собственной неполноценности через проявление агрессии к тем, кто слабее его.

 

Литература

  1. Адлер А. Понять природу человека.- СПб., 1997.
  2. Аликина Н.В. Особенности агрессивного поведения несовер­шеннолетних и основы его профилактики // Метод, рекоменда­ции.- Киев, 1991.
  3. Бандура А. Теория социального научения.- СПб., 2000.
  4. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влия­ния воспитания и семейных отношений.- М., 1999.
  5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб., 2001.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб., 1997.
  7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.-М., 1991.
  8. Гюттенбюль А. Зловещее очарование насилия. — СПб., 2000.
  9. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии 1993.- №5-6.
  10. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.- М., 2004.
  11. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. — М,1998.
  12. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков.- М., 1981.
  13. Крэйг Г. Психология развития.- СПб., 2000.
  14. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
  15. Масагутов Р.М. Индивидуальные различия в проявлениях агрессии у подростков // Вопросы психологии 2003.- №3.
  16. Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризис­ный механизм. — СПб., 1999.
  17. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии.- 1994.- № 3.

18. Психоаналитические термины и понятия /Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фаина. - М., 2000.

  1. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Составитель К.В. Сельченок.- Мн., М., 2001.
  2. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.- М.,2003.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.