Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аутоагрессивное поведение подростков




Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное поведение, т. е. агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия. но существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Аутоагрессия, так же как и агрессии вообще, представляет значительный интерес именно для «анормальной» психологии личности.

Результаты исследования подростковой агрессии (Реан А., 1997), подтверждая сложность феномена аутоагрессии, позволили автору ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, аутоагрессия представляем собой не просто изолированную личностную черту, конкретную особенность, но является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях.

В структуре аутоагрессивного типа паттерна личности, как показывают результаты этого исследования, могут быть выделены следующие субблоки: характерологический, самооценочный, интерактивный и социально-перцептивный.

Характерологический субблок аутоагрессивного паттерна. Как оказалось, аутоагрессия имеет множественную систему достоверных связей с целым рядом характерологических особенностей личности. Так, уровень аутоагрессии положительно коррелирует с интроверсией, педантичностью, а также с депрессивностыо, невротичпостью и отрицательно связан с демонстративпостью личности.

Самооценочный субблок аутоагрессивного паттерна. Самооценке и самоотношению принадлежит центральное место в структуре личности. Поэтому на наш взгляд, не вызывает удивления то, что в аутоагрессивном паттерне личности выделяется самостоятельный самооценочный блок. Уровень аутоагрессии, отрицательно коррелирует как с уровнем общей самооценки личности, так и с отдельными ее парциальными составляющими. Так, чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей (память, мышление), ниже самооценка тела («физическое Я»), ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

Интерактивный субблок аутоагрессивного паттерна. Аутоагрессия связана со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации личности, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия в микросоциуме. Уровень аутоагрессии личности, по нашим данным, отрицательно коррелирует с общительностью и положительно - с застенчивостью. Аутоагрессия, как мы могли убедиться выше, - это, как правило, низкая самооценка и неприятие себя. Уже это вполне достаточные основания для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивною общения. Что, собственно, и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и низких показателях общительности.

Социально-перцептивный субблок аутоанрессивного паттерна личности. Наличие аутоагрессии связано и с особенностям восприятия других людей. Аутоагрессия, данным Реана А.А. практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых других. Наиболее сильно эта тенденция позитивного восприятия других с ростом уровня аутоагрессии проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и собственных родителей (дифференцированно изучалось отношение к отцу и к матери - тенденция оказалась общей) 20.

Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, «каким меня видят другие» (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности. Необходимо заметить, что данный социально-перцептивный феномен прямо связан с зафиксированными выше особенностями самооценочного субблока аутоагрессивного паттерна личности.

Итак, агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями.

Агрессивные действия, поступки либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Однако в том случае, когда речь идет именно о подростковой агрессии, игнорирование ее актов чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности, поскольку отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии. Когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.

Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам по­ведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности.

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями.

В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. В возрасте 12-13 лет, как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек - вербальная. В более старшем возрасте (подростки 34-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек - вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное понятию «конфликтность». Однако с содержательно-психологической точки зрения понятия «агрессивность» и «конфликтность» обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. Кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности.

Значительный теоретический и, может быть, особенно практический интерес представляет выявление конкретного типа связи между агрессией и вполне определенными (конкретными) характерологическими особенностями. «Возбудимость» и «демонстративность» положительно коррелируют с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной и косвенной агрессией.

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели обшей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для враждебной.

Оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку -либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки.

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, как любой фрустратор, может провоцировать проявление агрессии.

Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное повеление, т. е. деструктивное, саморазрушающее поведение. Уровень аутоагрессии положительно коррелирует с интроверсией. педантичностью, а также с депрессивностыо, невротичпостью и отрицательно связан с демонстративностью личности. Кроме того, он отрицательно коррелирует как с уровнем общей самооценки личности, так и с отдельными ее парциальными составляющими. Наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Наиболее сильно связь позитивного восприятия других с ростом уровня аутоагрессии проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и собственных родителей (дифференцирование изучалось отношение к отцу и к матери -тенденция оказалась общей). Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, «каким меня видят другие» (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.