Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностное развитие




Когнитивное развитие в юношеском возрасте

 

В отличие от психодинамическихе и персонологических теорий, связывающих юность главным образом с развитием эмоций или духовного мира и самосозна­ния личности, в центре внимания когнитивно - генетической теории находится развитие интеллекта, познавательные процессы, способность индивида совер­шать те или иные логические операции. При этом, в противоположность бихевиористским взглядам, по которым становление личности выглядит результатом более или менее внешнего «научения», эта теория утверждает закономерное развитие умственных способностей, стадии которого строго детерминированы.

Родоначальник этой теории - выдающийся швейцарский психолог Ж Пиаже выделяет в умственном развитии юношества четыре главные стадии, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на ряд фаз.

Переходный возраст (12-15 лет) характеризуется, по Пиаже, тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Это усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Пиаже указывает два таких момента. Прежде всего, вступление в фазу фор­мальных операций вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам и т.д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.

Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается свое­образной теорией, объединяющей множество свойств, которые либо вовсе несо­вместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко.

Вторая особенность юношеской психики, связанная с формально - опера­ционным мышлением - изменение соотношения категорий возможности и действительности. Ребёнок мыслит, прежде всего, о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности.

 

Важнейший коллектив, к которому принадлежит старшеклассник и под влиянием которого формируется его личность - это школьный класс. Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков. Прежде всего, повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. Отношение к коллективу и собственное положение в нём - один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки.

Наряду с учёбой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью расширение общественно - политических горизонтов юношей и девушек и во­влечение их в общественно полезную трудовую деятельность.

Для ранней юности типично эмоционально - личностное отношение к кол­лективу. Особенно большое значение придаётся его сплочённости, дружбе меж­ду его членами, причём требования эти нередко бывают максималистскими. В среднем старшеклассники положительно оценивают степень сплочённости своих классов, хотя девочки во всех возрастах настроены значительно более критично, чем юноши, а городские школьники - более критично, чем сельские.

Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин агрессивного поведения в юношеском возрасте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.