Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика агрессии




Причины агрессивного поведения в юношеском возрасте.

Особенности общения, юношеская дружба

 

Юношеский тип общения занимает доминирующее положение в 9 - 10 классах. Эмоционально - смысловой доминантой общения юношеского типа яв­ляется сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнёров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно - ориентирующий. Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнёров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек», «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития - физического, интеллектуального».

Доминанте юношеского типа общения соответствует появление нового ти­па диалога, специфического для юношеского типа общения - исповедного. Юношескому типу свойственны и все остальные виды диалогов - фатический, информационный, дискуссионный.

Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружеского общения со сверстниками своего и противоположного полов. Часто старшеклассники различают дружбу и приятельство.

 

 

 

Использование агрессии как формы поведения у юношей может быть связано с разными факторами, условиями и причинами. Особое значение в проявлении агрессивного поведения в юношеском возрасте, по мнению большинства исследователей, имеет специфика ценностно-мотивационной сферы, особенности прохождения подросткового этапа, условия развития личности.

На становление агрессивного поведения юношей влияют различ­ные семейные факторы, например низкая степень сплочённости семьи, кон-фликтность, недостаточная близость между родителями и ребёнком, неблаго­приятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не котролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослуша­нием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивные импульсы действительно могут приобретать формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных вариантов. Юношеский возраст, является особым этапом в развитии личности: он связан с расширением возможностей сознательной саморегуляции поведения. Поэтому проявления агрессивности не обязательно должны приводить к отрицательным послед­ствиям. Агрессивные импульсы могут замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности - биз­несе, учёбе, спорте, лидерстве и т.д.

Поэтому, одним из действенных средств профилактики агрессии на данном этапе возрастного развития можно считать самовоспитание и самопознание юношей. Эти процессы направлены на достижение состояния психического единства и целостности, стабильной идентичности, актуализации возможностей развития посредством перестройки от­ношений, разрешения внутренних конфликтов, устранения блокирующих лично­стное развития страхов, неуверенности в себе и болезненного перенапряжения психофизиологических ресурсов организма.. С этими процессами также связана и возможность управления агрессивным поведением.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем специфика юношеского возраста как этапа онтогенеза?

2.Какими особенностями характеризуются развитие личности, сфера общения и эмоциональная сфера в юношеском возрасте?

3. Назовите особенности развития в юношеском возрасте, являющиеся предпосылками агрессивных проявлений.

4. С чем по-вашему связаны основные причины агрессивного поведения в юношеском возрасте?

5. Какие внешние и внутренние факторы могут усиливать агрессию на данном этапе онтогенеза?

Литература

1. Адлер А. Понять природу человека.- СПб., 1997.

2. Аликина Н.В. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики // Метод, рекомендации.- Киев, 1991.

3. Бандура А. Теория социального научения.- СПб., 2000.

4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влия­ния воспитания и семейных отношений.- М., 1999.

5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб., 2001.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб., 1997.

7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.-М., 1991.

8. Гюттенбюль А. Зловещее очарование насилия. — СПб., 2000.

9. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии 1993. - №5-6.

10. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - С.Пб. 1998.

11. Змановская Е. В. Дивиантология. Психология отклоняющегося поведения.- М, 2004.

12. Кон И. С. Психология юношеского возраста. - М, 1999.

13. Мухина В. С., Хвостов А. А. Возрастная психология - детство, отрочество, юность.- М, 2000.

14. Фурманов А. В. Психология детей с нарушениями поведения.- М., 2004.

 

Заключение

 

Таким образом, в переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стрем­лением навредить), а также с негативными установками (например, этническими предрассудками) и разрушительными действиями.

В повседневной жизни мы пользуемся словом «агрессия», чтобы обозначить ряд форм поведения, от насмешливых комментариев до жестоких убийств. Однако большинство психологов характеризуют агрессию как поведение, которое является преднамеренным и нацелено на то,чтобы причинить вред другому человеку.

В настоящее время не существует общепринятой теории агрессии. Наибольшую известность имеют: инстинктивистская, фрустрационная теории, теория социального научения, а также когнитивные модели агрессивного поведения. Накопленные экспериментальные данные в той или иной мере подтверждают все основные теории агрессии, что говорит о многоаспектности и многоплановости феномена.

Агрессивность формируется преимущественно на ранних этапах социализации в детском и подростковом возрасте, и именно эти этапы наиболее благоприятны для профилактики и коррекции. В юношеском возрасте расширяется границы сознательной регуляции поведения, что дает основания для выявления особенностей (динамики) агрессии, при сравнении с более ранними этапами онтогенеза

Для подростковой агрессии наиболее характерны: высокая аффективность поведенческих реакций, кратковременность реакций с критическим выходом, недифференцированность направленности реагирования, низкий уровень стимуляции (Э.Квятковская-Тохович, В.Г.Степанов).

В юношеском возрасте агрессивные действия выступают в качестве средства достижения значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении (С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева, И.Соковня).

Для России, переживающей период широкомасштабных социально-экономических преобразований проблема агрессии имеет особое значение, т.к. изменение ценностных устоев, отсутствие стабильности обостряют многочисленные социальные проблемы, оказывая влияние на рост агрессивных проявлений, насилия, жестокости.

Так как, изучение агрессии можно по праву назвать одна из самых значительных проблем современной психологии, важной теоретической и практической задачей знание и учет закономерностей становления и проявлений агрессивного поведения очень важны для подготовки специалистов гуманитарного профиля.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.