2 Он не пошел на прогулку, потому что ____________________________
3 Он не вышел во двор, куда_______________________________________
9 тест«Скажу тебе несколько предложений, но будь внимателен, так как в них есть ошибки. Ты должен их исправить и сказать правильно».
3 Потом бросил один камни.__________4 Из реки выпрыгнула зеленый лягушка._____
1 Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик. _____________________________ _______________________________________________________________________________
2 Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь? ___________
1 Скажи одно слово ____________________2 Скажи один звук __________________________
3 Скажи одно предложение _______________________________________________________
12 тест«Будем играть в игру в «Запрещенные слова». Я буду спрашивать тебя, а ты отвечать. Запрещенные слова называть нельзя».
1 Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковь)___________________________
2 Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает)______________________________
З Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая)_____________________________________
ВРР х 100
КоРР = ------------------------ =
КВ
(Ф.Г.Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. /Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., ПРОМЕТЕЙ, 1989)
Обработка полученных результатов:
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле:
КоРР = ---------------------
где КоРР – коэффициент речевого развития,
ВРР – возраст речевого развития,
КВ – календарный (хронологический) возраст ребенка.
ВРР (возраст речевого развития ребенка) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
КВ (календарный возраст) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней, его календарный возраст равен 64 месяцам.
Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 11 вербальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда,
66 х 100
КоРР = ---------------- = 103, 125 = 103 балла
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.
Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 – значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 – низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 108 – нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 – высокое речевое развитие;
КоРР от 142 – значительно высокое речевое развитие.
Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.
Инструкции к выполнению:
1 тест Свободные словесные ассоциации по определенному слову.
Инструкция: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь другое, слово – какое хочешь». Оценка: по крайней мере, 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2 тест Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.
Инструкция: «Я начну предложение, а ты его закончи». Оценка: 5 верных ответов.
3 тест Подбор и активное употребление глаголов. Оценка: 5 верных ответов.
4 тест Подбор и активное употребление имен прилагательных. Оценка: 5 верных ответов.
5 тест Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов. Оценка: 2 верных ответа.
6 тест Составление предложения по одному данному слову. Оценка: 2 верных ответа.
7 тест Составление предложения по трем определенным словам. Оценка: 2 верных ответа.
8 тест Ассоциативное дополнение придаточной части в сложно-подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления. Оценка: 3 верных ответа.
9 тест Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.
Инструкция: «Скажу тебе несколько предложений, но будь внимателен, так как в них есть ошибки. Ты должен их исправить и сказать правильно». Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10 тест Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.
Оценка: полное и понятное объяснение одной из задач.
11 тест Практическое осознание основных языковых элементов.
Оценка: 3 верных ответа.
12 тест Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Инструкция: «Будем играть в игру в «Запрещенные слова». Я буду спрашивать тебя, а ты отвечать. Запрещенные слова называть нельзя».
Оценка: 2 верных ответа.
ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ СЧЁТА В ПРЕДЕЛАХ 10 / 20
Количество и счет
1/2 год обучения
начало
года
конец года
Пересчет предметов до 5-10-20
прямой счет (в пределах 5), (10), (20)
обратный счёт (в пределах 5), (10)
Количественный счет
Посчитай, сколько всего?
Порядковый счет
Который по счету?
Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев
Покажи столько же пальцев
(в пределах 5)
Выделение предметов из множества
(1-5)
по слову
Возьми 5 палочек. Сколько взял?
по образцу
Возьми столько же.
по показу
Сравнение множеств (больше, меньше, равно)
Где кружков больше? Меньше?
Чего больше (синих бабочек, желтых бабочек)?
Меньше?
Сделай одинаково
(оба способа)
Как можно по- другому?
Счетные операции
на конкретном материале – счет вслух
2+1= 4-1=
на конкретном материале – счет «про себя»
3+1= 5-1=
отвлеченно
(без конкретного материала)
Решение простых задач (6 лет)
Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?
Гуляли 4 ребенка. Один из них мальчик. Сколько девочек?
На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало?
Их стало больше или меньше?
Оценка результатов:
1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).
2. Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла).
3. Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого (3 балла)
4. Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 10. Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла)
без особенностей
редкие, кривые,
вне челюстной дуги,
крупные,
с большими промежутками
отсутствуют резцы (верхние, нижние)
прикус
без особенностей
открытый передний
открытый боковой (двусторонний/односторонний)
глубокий, мелкий
челюсти
без особенностей
прогения (выступает нижняя),
прогнатия
подвижность нижней челюсти
нижняя челюсть
открывание и закрывание рта
нёбо
твердое нёбо
без особенностей
узкое, высокое «готическое», плоское, низкое, куполообразное,
расщелина (открытая, закрытая)
мягкое небо
подвижное, малоподвижное
(поднимание небной занавески – звук “А” на твердой атаке; произнесение гласных)
расщепление,
отсутствие язычка
поднимание небной занавески – звук “А” на твердой атаке ______________________
произнесение гласных _______________
А_________ О _________ У __________ Ы ________ Э _________ И __________
язык
без особенностей
массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий,
гипертрофия (увеличенный объем) корня языка
кончик языка (истонченный, широкий, раздвоенный)
подъязычная связка
без особенностей
короткая,
укороченная,
спайка с тканями подъязычной области
позиция в полости рта
правильно стабилизирован
оттянут назад,
лежит на дне полости рта
при фонации в межзубном положении
статичность
распластывание языка “Лопатка”_______
тремор
отклонения в сторону (вправо, влево)
“Трубочка”_________________________
“Чашечка”__________________________
удержание языка
кинестатическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение)
тонус
норма, повышен, понижен
движения
вперед-назад ________________________
вверх-вниз “Качели”_________________
вправо-влево “Часики”_______________
высовывание языка “жалом” “Иголочка”
___________________________________
подвижность (истощаемость)
достаточная, недостаточная
переключаемость (темп, плавность) достаточная, недостаточная
саливация
норма, повышенная
дыхание
носовое
без особенностей
затруднено, отсутствует
ротовой выдох сформирован,
не сформирован
голос
без особенностей
тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый, визгливый
речь
назализованная,
с незначительной назализацией
смазанная, неразборчивая, разборчивость снижена
разборчивая, выразительная
темп
без особенностей
тахилалия,
брадилалия (замедленный), запинки,
заикание (степень, форма)
Качество и объем движений артикуляционного аппарата (достаточный, недостаточный) _________________________________________________________________________
Возможность произвольного выполнения артикуляционного движения (есть, нет) ___
Наличие сопутствующих движений (синкинезий) при выполнении артикуляционных движений (есть, нет) ________________________________________________________
Наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольного сокращения мышщ) (есть, нет) __________________________________________________
Оценка результатов:
1. Ребенок не справляется с заданиями (1 балл).
2. Ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении большинства заданий (2 балла).
3. Ребенок выполняет задания с некоторыми неточностями, наблюдаются незначительные затруднения при произвольном выполнении артикуляционных движений (3 балла).
4. Выполняет все задания, способен произвольно выполнять артикуляционные движения (4 балла).
умение закрывать глаза ______________________
“Закрой глаза”______________________________
“Зажмурься” _______________________________
“Закрой правый глаз”________________________
“Закрой левый глаз”_________________________
губы
выраженность носогубных складок и их симметричность __________________________
в покое (без особенностей, ассиметрия, сглаженность слева, справа, другое) ___________________________
в улыбке (без особенностей, ассиметрия, другое) ______
плотность смыкания губ (без особенностей, затруднения, усилия, рот постоянно открыт, другое) ____________________________________
умение держать рот закрытым в различных ситуациях
“Жевание”_________________________________
“Глотание”_________________________________
ориентирование на образец (есть, нет, частично) ____________________
копирование образца (есть, нет, частично)__________________________
сенсо-моторные навыки (возрастная норма, сформированы частично, не сформированы)
Самоконтроль при выполнении (есть, нет)
Отчетливость, точность движений (движения точные, неточные, незначительная моторная отсталость, значительная моторная отсталость, движение выполнить не может)
1. Ребенок не справляется с заданием – 1 балл.
2. Значительная моторная отсталость – 2 балла.
3. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдается незначительная моторная отсталость – 3 балла.
4. Четко выполняет все задания, движения качественные и дифференцированные, действия с предметами в пределах возрастной нормы – 4 балла.
Состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики
МОТОРИКА Общая моторика
ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ (тесты мотометрической шкалы Озерецкого- Гельнитца)
1/2 год обучения
начало
года
конец года
4 года
5 лет
6 лет
Статическая координация движений
Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами, руки вытянуты по швам, ноги – носок левой ноги тесно при-мыкает к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии.
Схождение с места, балансирование при выве-дении балльной оценки учитывается как минус.
Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа.
Задание считается не выполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.
Стояние в течение 10 секунд на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги – плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты.
Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола.Учитываются шатания, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.
Стояние в течение 10 секунд попеременно на правой и левой ноге с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе.
Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок опустил приподнятую ногу, сошел с места или коснулся пола подогнутой ногой.Учитываются и припод-нимание подогнутой ноги, балансирование, подпры-гивание.
Динамическая координация движений
Подпрыгивание.
Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается.
Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 секунд производит меньше 7 подпрыгиваний.Допускается повторение.
Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 метров.
Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается.
Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см. отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками.Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.
Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см. от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли.
Из 3 проб испытуемый должен 2 раза перепрыг-нуть веревку, не задев ее.
Задание считается невы-полненным при касании руками пола, при падении.
Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель – квадратная доска 25 × 25 см на стене, на уровне груди обследуемого.
Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой.
Задание считается выполненным, если из 3 метаний (мальчики), из 4 метаний (девочки) правой рукой попадут в цель 2 раза. Отметить для какой руки задание не выполнено. Допускается повторение задания.
Обследуемому предлагается описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении.
Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.
Подать ребенку руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой руками, затем обеими руками одновременно.
При наличии лишних движений задание считается невыполненным.
Справа и слева по бокам спичечной коробки, на расстоянии, равном дли-не спички, расположены тесно в ряд (верти-кально) по 10 спичек с каждой стороны. По сиг-налу обследуемый начи-нает укладывать спич-ки в коробку. Он должен одновременно брать большим и указательным пальцами обеих рук с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 секунд должно быть уложено не менее чем по 5 спичек.
Задание считается невы-полненным, если ребенок производит движения разновременно или уло-жил за 20 секунд менее 5 спичек. Допускается по-вторение задания.
Обследуемому предла-гается оскалить зубы (широко улыбнуться).
Следят за тем, чтобы не было лишних движений. При наличии лишних движений задание счи-тается невыполненным.
Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 секунд.
После перерыва 5-10 секунд предлагают взять катушку в правую руку.
Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно. Отметить для какой руки выполнение не удалось. Допускается повторение задания 2 раза.
Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу.
Следят за тем, чтобы не было лишних движений.
При
обследовании и в процессе наблюдений учитываются
общий вид ребенка (опрятен, неопрятен), осанка (без особенностей, нарушение осанки) __________________________________________________________
отношение к речевой инструкции (инструкцию понимает, не понимает), активность (активен, самостоятелен, заинтересован, малоактивен, пассивен, отказывается от выполнения некоторых движений, негативизм) ________________
ориентировка в пространстве (соответствует возрасту, трудности в ориентировке на своем теле, от себя; не ориентируется)___________________________
координация слова с движением (есть, трудности, нет),
наличие патологических или сопутствующих речи движений (есть, нет)_____
состояние мышечного тонуса (норма, понижен, повышен) _______________
признаки утомляемости (есть, нет, значительные, незначительные)_________
темп движений (без особенностей, ускоренный, замедленный) ______________
упражняемость в моторных навыках (есть, нет) ________________________
Оценка результатов:
1. Не справляется с заданием - 1 балл.
2. Выполняет 1-2 из предложенных заданий, плохая координация, неловкость движений, значительная моторная отсталость – 2 балла.
3. Выполняет не более 5 заданий, допускает неточности, наблюдается незначительная моторная отсталость – 3 балла
4. Четкое выполнение всех заданий - 4 балла.
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном – Пресс», 2000
Гризик Т.И., Тимощук Т.И. Маленький волшебник: пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет. – М.: Просвещение, 2005
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению; Москва – 1996 (Библиотека практикующего логопеда)
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г. – М.: АРКТИ, 2001
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 (РГПУ им. Герцена А.И.)
Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. – М.: «АРКТИ», 1999
Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. альбом №1 и методические рекомендации к альбому №1. – М., 2001 (Библиотека практикующего логопеда)
Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. альбом №2 и методические рекомендации к альбому №2. – М., 2001 (Библиотека практикующего логопеда)
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех». – М., Новая школа, 2000
Илюк М.А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2004
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002
Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004
Марковская И.Ф. Клинические и нейропсихологические критерии отбора детей с ЗПР в специальные школы и классы. – М.: научное объединение «Компенс –центр», 1992
Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» - авт. – сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – Москва: АРКТИ, 1999 (Библиотека психолога-практика)
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей редакцией Шевченко С.Г. – М.: Школьная пресса, 2003
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей редакцией Шевченко С.Г. – М.: Школьная пресса, 2004
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997
Протоколы первичного обследования 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом. – Научный руководитель Шевченко С.Г.; авторы педагоги-дефектологи Шорина В.И., Дроздова В.М., Белова И.К., Былич Р.В., Ваганова Г.Н., Кузнецова И.А.; - Институт коррекционной педагогики РАО, лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении; Москва
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / (Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.); под ред. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004
Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.; Под ред. Назаровой Н.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1998
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. – Н.Новгород: НГПУ, 1994
Учебно-методический комплект «Готовимся к школе» - сборник «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» - Институт коррекционной педагогики РАО – Москва, 1997
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление