Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты самодиагностики




Личностно-профессиональная компетентность (интраперсональные компетентности) Диагностика Уровень развития данной компетентности
  Высокий     Выше среднего   Средний   Ниже среднего   Низкий
Личностная самоактуализация   Исход.            
Итог.              
Позитивная Я – концепция Исход.            
Итог.            
Умение жить настоящим   Исход.            
Итог.          
Аутентичность Исход.                
Итог.            
Автономность   Исход.              
Итог.            
Открытость личностному и профессиональному опыту (шкала «Контактности») Исход.              
Итог.            
Интенциональность (по шкале ПФЛ) Диагностика   Высокий     Средний   Низкий
Исход          
Итог.          
Интернальность (внутренний локус контроля) Диагностика Экстернальный Интернальный  
Исход    
Итог.    
Личностно-профессиональная компетентность (интерперсональные компетентности) Диагностика Уровень развития данной компетентности
Позитивное отношение к другим (по шкале «Взгляд на природу человека»)     Высокий     Выше среднего   Средний       Ниже среднего   Низкий
Исход.            
Итог.              
Конгруэнтность (по шкалам «Аутентичность» и «Спонтанность») Исход.            
Итог.          
Креативность (по шкале «Стремление к творчеству») Исход.          
Итог.              
Интеллектуальность (по шкале «Потребность в познании») Исход.              
Итог.          
Эмпатия Диагностика   Высокий   Средний   Низкий
Исход.      
Итог.        
Толерантность Исход.        
Итог.        
Диалогическая коммуникативная направленность   Исход.      
Итог.        
                   

 

 

Ваши Ф.И.О. и группа _______________________________

___________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основным результатом психолого-педагогической работы по развитию личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов можно считать активную внутреннюю работу студентов, направленную на познание, раскрытие и качественное преобразование самого себя. Данная активность, в первую очередь экзистенциально-психологического характера, повышает личностную самоактуализацию и саморазвитие, позволяет осуществить процесс переход потенциальных качеств в актуальные компетентности личности педагога. В контексте профессионального становления студентов пед. специальностей уровень самоактуализации выше среднего и высокий отражается в выборе гуманистического, личностно-центрированного подхода в качестве методологической основы будущей профессиональной деятельности. В частности укрепляется фасилитационная профессиональная направленность – ориентированность будущих педагогов на создание активной образовательной среды, помогающей становлению самостоятельной, ответственной, творческой и компетентной, самоактуализирующейся личности учащегося в целом. Определённую помощь в изучении результатов работы может оказать «Дневник самонаблюдения» и анкеты «Самооценивание личностно-профессиональной компетентности», «Изучение методологических основ профессиональной деятельности будущего педагога» (представлены в Приложении 1, 2 и 3).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Братченко С. Л. Верим ли мы в ребенка, или - что такое личностный рост с позиций гуманистической психологии // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы. - Красноярск, 2008. - Ч. I. - С. 47 - 56.

2. Бюджентал Д. В поисках свободного Бога // Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. - СПб., 2005. - С. 106 - 110.

3. Вачков И. В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп). Автореф. дисс. …канд. психол. наук. - М., 1995. - 19 с.

4. Вербицкий, А.А., Ларионова, О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции [Текст] – М.: МГПОУ, 2006. – 172 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по направлению «540500» - педагогика. - М., 2009. - 32 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2009.-302с.

7. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед ун-та, 2008. – 320 с.

8. Кульневич С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. - Воронеж, 2007. – 236 с.

9. Кульневич С. В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для педагог. ин-тов и слушателей ИПК и ФПК. - Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд. 3, испр. и доп. - Воронеж, 2007. - 184 с.

10. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности. Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 1997. - 39 с.

11. Куприянова Л.А. Педагогическое мастерство: принципы оценки //Высшее образование в России. – 2008. - №1. – С.78-80.

12. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. - М.: Республика, 2008.- 383 с.

13. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Речь, 2010. - 372 с.

14. Левитан К.М. Педагогическая деонтология / К.М. Левитан. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. – 272 с.

15. Левченко Е.Г. Тренинги подготовки учителей к развитию толерантности подростков. – Томск: STT, 2006. - 46 с.

16. Леднев B.C., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М., 2007.

17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: Т. II. - М.: Педагогика, 2003. - С. 240 - 390.

18. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии, 2007. - № 3 - С. 150 - 158.

19. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост. Ю.Н. Кулюткин Г. С. Сухобская - СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом “Тускарора”, 2006. -175 с.

20. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. Предисл. А. Я. Варга. - М.: Междунар. академия, 2006. - 368 с.

21. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Изд-кий центр «Академия», 2007. - 256 с.

22. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 2003.

23. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2006.

24. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 2007. - 430 с.

25. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.

26. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. - М., 2009. - С. 108 - 117.

27. Митина Л.М. Психология профессионального развития. - М., 2003.

28. Орлов А. Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению // Моск. психотерапевт. журн., 2009. - № 2.

29. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: МГУ, 2002. - С. 13 - 32.

30. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Владос, 2006. - 432 с.

31. Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования). Дисс. … д-ра. пед. наук / О.Л. Подлиняев. – Иркутск, 1999. – 390 с.

32. Подлиняев, О.Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогические проекции [Текст]: Учеб. пособие / О.Л. Подлиняев. – Изд. 3-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-т, 2008. – 159 с.

33. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2005. – 140 с.

34. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2006. - 336 с.

35. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ Пер. с англ. М. Злотник – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.

36. Фалунина Е.В. Структура взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения студентов педагогических вузов. Дисс. … канд. психол. наук / Е.В. Фалунина. – М., 2005. – 183 с.

 

 

Приложение 1

Анкета

«Самооценивание личностно-профессиональной компетентности»

(К.А. Морнов)

Инструкция. Прочитайте составляющие личностно-профессиональной компетентности. Задайте вопросы (если необходимо) об их смысловом содержании, оцените по стобалльной шкале, насколько у Вас развиты данные качества. Выберите для каждого качества одну оценку, используя предлагаемую градацию:

качество низко развито от 0 до 20 баллов;

качество развито ниже среднего от 21 до 40 баллов;

качество развито средне от 41 до 60 баллов;

качество развито выше среднего от 61 до 80 баллов;

качество высоко развито от 81 до 100 баллов

 

  Шкала А Б В
Реальный уровень развития качества, у Вас на данный момент   Желаемый в будущем уровень развития данного качества у Вас Желательный уровень развития качества для педагога  
1. Автономность (самостоятельность, независимость)        
2. Аутентичность (понимание и переживание подлинной индивидуальности, уникальности, неповторимости собственной личности)      
3. Эмпатия(глубокое и искреннее сопереживание другому)      
4. Аутоэмпатия (понимание собственных эмоций, чувств, состояний и потребностей)        
5. Аутосимпатия (позитивное отношение к себе, к собственному внутреннему миру)        
6. Осознание и принятие себя как личности и как профессионала        
7. Уверенность в себе (доверие себе и безусловная вера в свои силы, возможности и способности)        
8. Личностная и профессиональная рефлексия      
9. Самопознание(стремление глубже узнать себя)        
10. Личностная целостность (целостность самосознания или холистичность)        
11.Разделение и принятие гуманистических ценностей и смыслов на личностном и профессиональном уровне        
12. Безусловно позитивное отношение к учащимся(уважение их как личностей, признание и доверие конструктивному саморазвитию учащихся)        
13. Интернальность или внутренний локус контроля (принятие ответственности на себя за события собственной жизни)        
14. Интенциональность(отношение к себе как к «главному фактору» становления собственной личности)        
15. Диалогическая направленность в общении (общение на основе конструктивного, межличностного, равноправного диалога)        
16. Конгруэнтность (соответствие самому себе, естественность)        
17. Креативность (стремление к творчеству)        
18. Открытость личностному и профессиональному опыту других, способность к его расширению        
19. Стремление и умение жить настоящим «здесь и сейчас»        
20. Толерантность (терпимость к проявлению индивидуальности другого)        
21. Интеллектуальность(потребность в познании, направленность на интеллектуальный рост, развитие профессионального мышления)        
22. Личностное саморазвитие (самосозидание, самодостраивание личностных качеств)        
23. Саморазвитие в качестве профессионала (самосозидание профессионально важных качеств)      
24. Уровень собственной самоактуализации(полное использование своего потенциала – возможностей, способностей, талантов)      
  Общий средний балл А=   Б=   В=

Обработка результатов

Баллы в столбце А – отражают оценку будущего педагога своей личностно-профессиональной компетентности на уровне Я-реального.

Баллы в столбце Б – отражают оценку будущего педагога своей личностно-профессиональной компетентности на уровне Я-идеального. Чем выше присваивается балл определенной личностно-профессиональной компетентности, тем выше ее субъективная значимость для респондента.

Баллы в столбце В – отражают оценку будущего педагога необходимого уровня развития личностно-профессиональной компетентности (ЛПК) для непосредственной профессионально-педагогической деятельности.

Общий средний балл – отражает оценку собственной ЛПК в целом.

Вопросы №: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 – отражают позитивную Я-концепцию будущего педагога.

В случаях если:

- разница между А и Б составляет 20% и больше, свидетельствует о наличие мотивации к саморазвитию данной компетентности;

- выше среднего либо высокие баллы Б =/≈ (равны, либо приблизительно равны) В – говорят, о профессиональной педагогической направленности будущего специалиста;

- выше среднего либо высокие баллы А =/≈ Б =/≈ В – отражает личностную готовность будущего специалиста к профессионально-педагогической деятельности.

 

 

Приложение 2

 

Анкета

«Изучение методологических основ профессиональной
направленности будущего педагога»
(К.А. Морнов)

Инструкция. Отразите своё собственное мнение по ряду предлагаемых вопросов. Вы можете выбрать, как наиболее близкий Вам вариант ответа (в случае соответствия его Вашим взглядам), так и отразить свой вариант ответа, отличный от предлагаемых. Здесь нет неправильных вариантов ответа, все варианты соответствуют основным психолого-педагогическим подходам в современном образовании. Важен Ваш собственный выбор!

 

Как Вы считаете?

  1. Изначальная природа человеческого организма, природная сущность человеческой личности:

 

а) негативна, деструктивна и асоциальна;

____________

 

б) пассивно-нейтральна (ни негативна, ни позитивна);

____________

 

в) Позитивна и просоциальна;

 

г) амбивалентна (содержит как негативный, так и позитивный

потенциал) _________

 

д) другая, отличная от предложенных (свой вариант)

______________________________________________________

 

  1. Основной или главный источник развития личности:

а) внешняя среда, общество, обучение и воспитание;

___________

 

б) наследственность (генотип), бессознательные психические процессы;

___________

 

в) сам человек (сознание и самосознание, воля и интеллект, процессы саморегуляции личности);

___________

 

г) другому (свой вариант);

______________________________________________________

 

  1. Как вы считаете, процесс обучения – это:

 

а) развитие, идущее изнутри личности, основанное на природных способностях и возможностях человека;

_______________

 

б) формирование или исправление, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками, знаниями и умениями;

_______________

 

в) ни то и ни другое (свой вариант);

______________________________________________________

 

  1. Смыслом, целью обучения и воспитания является:

 

а) формирование необходимых знаний, умений, навыков, свойств и качеств в личности учащихся;

_______________

 

б) содействие естественным процессам самоактуализации и саморазвития, оказание помощи и поддержки личностному росту учащихся;

_______________

 

в) исправление, компенсация и коррекция личности учащихся

 

д) другое (свой вариант);

______________________________________________________

 

5. Учащийся является:

 

а) объектом педагогических воздействий;

____________

 

б) равноправным субъектом и участником педагогического процесса;

____________

 

в) ни тем и ни другим (свой вариант);

______________________________________________________

 

6. Обучение является процессом организуемым и инициируемым:

 

а) собственной личностью учащегося;

____________

 

б) другими людьми за саму личность учащегося;

____________

 

в) ни тем и ни другим (свой вариант)

_____________________________________________________

 

  1. Для Вас, приоритет взаимодействия в процессе обучения и воспитания принадлежит:

 

а) монологу учителя;

_____________

 

б) равноправному диалогу личностей учителя и учащегося;

_____________

 

в) другому (свой вариант);

_____________________________________________________

 

  1. Как Вы считаете, процесс обучения и воспитания предпочтительно строить на:

 

а) директивной (жесткой), предписывающей основе;

______________

 

б) индирективной, непредписывающей (подразумевающей свободу выбора учащимся темпа и содержания своего обучения);

______________

 

в) на другой (свой вариант)

______________________________________________________

 

  1. Человек есть:

 

а) свободный и ответственный субъект собственного развития, личностного роста;

__________

 

б) «производное» социальных взаимоотношений (в том числе обучения и воспитания);

__________

 

 

в) в основном «продукт» глубин своего бессознательного и наследственности

__________

 

д) ни то, ни другое (свой вариант);

______________________________________________________

 

  1. Приоритетными профессиональным ценностями педагога в процессе обучения и воспитания являются:

 

а) определенный, требуемый уровень знаний, умений и навыков; формирование социально желательных качеств в личности учащегося;

_____________

 

б) личность и личностное достоинство детей, их неповторимость в познании и самовыражении, творчество и инициатива, осмысленное учение, личностный рост учащегося в целом;

_____________

 

в) другие (свой вариант)

_____________________________________________________

 

  1. Как Вы считаете, приоритетней для Вас является:

 

а) обретение себя самостоятельной, ответственной, уникальной и свободной личностью

_____________

 

б) приобретение определенных знаний, умений, навыков, практического опыта для будущей профессиональной деятельности;

_____________

 

в) другое (свой вариант)

_____________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.