КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результаты самодиагностики
Ваши Ф.И.О. и группа _______________________________ ___________________________________________________ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным результатом психолого-педагогической работы по развитию личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов можно считать активную внутреннюю работу студентов, направленную на познание, раскрытие и качественное преобразование самого себя. Данная активность, в первую очередь экзистенциально-психологического характера, повышает личностную самоактуализацию и саморазвитие, позволяет осуществить процесс переход потенциальных качеств в актуальные компетентности личности педагога. В контексте профессионального становления студентов пед. специальностей уровень самоактуализации выше среднего и высокий отражается в выборе гуманистического, личностно-центрированного подхода в качестве методологической основы будущей профессиональной деятельности. В частности укрепляется фасилитационная профессиональная направленность – ориентированность будущих педагогов на создание активной образовательной среды, помогающей становлению самостоятельной, ответственной, творческой и компетентной, самоактуализирующейся личности учащегося в целом. Определённую помощь в изучении результатов работы может оказать «Дневник самонаблюдения» и анкеты «Самооценивание личностно-профессиональной компетентности», «Изучение методологических основ профессиональной деятельности будущего педагога» (представлены в Приложении 1, 2 и 3).
ЛИТЕРАТУРА
1. Братченко С. Л. Верим ли мы в ребенка, или - что такое личностный рост с позиций гуманистической психологии // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы. - Красноярск, 2008. - Ч. I. - С. 47 - 56. 2. Бюджентал Д. В поисках свободного Бога // Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. - СПб., 2005. - С. 106 - 110. 3. Вачков И. В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп). Автореф. дисс. …канд. психол. наук. - М., 1995. - 19 с. 4. Вербицкий, А.А., Ларионова, О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции [Текст] – М.: МГПОУ, 2006. – 172 с. 5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по направлению «540500» - педагогика. - М., 2009. - 32 с. 6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2009.-302с. 7. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. пед ун-та, 2008. – 320 с. 8. Кульневич С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. - Воронеж, 2007. – 236 с. 9. Кульневич С. В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для педагог. ин-тов и слушателей ИПК и ФПК. - Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд. 3, испр. и доп. - Воронеж, 2007. - 184 с. 10. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности. Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 1997. - 39 с. 11. Куприянова Л.А. Педагогическое мастерство: принципы оценки //Высшее образование в России. – 2008. - №1. – С.78-80. 12. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. - М.: Республика, 2008.- 383 с. 13. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Речь, 2010. - 372 с. 14. Левитан К.М. Педагогическая деонтология / К.М. Левитан. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. – 272 с. 15. Левченко Е.Г. Тренинги подготовки учителей к развитию толерантности подростков. – Томск: STT, 2006. - 46 с.
16. Леднев B.C., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М., 2007. 17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: Т. II. - М.: Педагогика, 2003. - С. 240 - 390. 18. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии, 2007. - № 3 - С. 150 - 158. 19. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост. Ю.Н. Кулюткин Г. С. Сухобская - СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом “Тускарора”, 2006. -175 с. 20. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. Предисл. А. Я. Варга. - М.: Междунар. академия, 2006. - 368 с. 21. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Изд-кий центр «Академия», 2007. - 256 с. 22. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 2003. 23. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2006. 24. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 2007. - 430 с. 25. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. - 304 с. 26. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. - М., 2009. - С. 108 - 117. 27. Митина Л.М. Психология профессионального развития. - М., 2003. 28. Орлов А. Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению // Моск. психотерапевт. журн., 2009. - № 2. 29. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: МГУ, 2002. - С. 13 - 32. 30. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Владос, 2006. - 432 с. 31. Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования). Дисс. … д-ра. пед. наук / О.Л. Подлиняев. – Иркутск, 1999. – 390 с. 32. Подлиняев, О.Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогические проекции [Текст]: Учеб. пособие / О.Л. Подлиняев. – Изд. 3-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-т, 2008. – 159 с.
33. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 2005. – 140 с. 34. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2006. - 336 с. 35. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ Пер. с англ. М. Злотник – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с. 36. Фалунина Е.В. Структура взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения студентов педагогических вузов. Дисс. … канд. психол. наук / Е.В. Фалунина. – М., 2005. – 183 с.
Приложение 1 Анкета «Самооценивание личностно-профессиональной компетентности» (К.А. Морнов) Инструкция. Прочитайте составляющие личностно-профессиональной компетентности. Задайте вопросы (если необходимо) об их смысловом содержании, оцените по стобалльной шкале, насколько у Вас развиты данные качества. Выберите для каждого качества одну оценку, используя предлагаемую градацию: качество низко развито от 0 до 20 баллов; качество развито ниже среднего от 21 до 40 баллов; качество развито средне от 41 до 60 баллов; качество развито выше среднего от 61 до 80 баллов; качество высоко развито от 81 до 100 баллов
Обработка результатов Баллы в столбце А – отражают оценку будущего педагога своей личностно-профессиональной компетентности на уровне Я-реального. Баллы в столбце Б – отражают оценку будущего педагога своей личностно-профессиональной компетентности на уровне Я-идеального. Чем выше присваивается балл определенной личностно-профессиональной компетентности, тем выше ее субъективная значимость для респондента. Баллы в столбце В – отражают оценку будущего педагога необходимого уровня развития личностно-профессиональной компетентности (ЛПК) для непосредственной профессионально-педагогической деятельности. Общий средний балл – отражает оценку собственной ЛПК в целом. Вопросы №: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 – отражают позитивную Я-концепцию будущего педагога. В случаях если: - разница между А и Б составляет 20% и больше, свидетельствует о наличие мотивации к саморазвитию данной компетентности; - выше среднего либо высокие баллы Б =/≈ (равны, либо приблизительно равны) В – говорят, о профессиональной педагогической направленности будущего специалиста; - выше среднего либо высокие баллы А =/≈ Б =/≈ В – отражает личностную готовность будущего специалиста к профессионально-педагогической деятельности.
Приложение 2
Анкета «Изучение методологических основ профессиональной Инструкция. Отразите своё собственное мнение по ряду предлагаемых вопросов. Вы можете выбрать, как наиболее близкий Вам вариант ответа (в случае соответствия его Вашим взглядам), так и отразить свой вариант ответа, отличный от предлагаемых. Здесь нет неправильных вариантов ответа, все варианты соответствуют основным психолого-педагогическим подходам в современном образовании. Важен Ваш собственный выбор!
Как Вы считаете?
а) негативна, деструктивна и асоциальна; ____________
б) пассивно-нейтральна (ни негативна, ни позитивна); ____________
в) Позитивна и просоциальна;
г) амбивалентна (содержит как негативный, так и позитивный потенциал) _________
д) другая, отличная от предложенных (свой вариант) ______________________________________________________
а) внешняя среда, общество, обучение и воспитание; ___________
б) наследственность (генотип), бессознательные психические процессы; ___________
в) сам человек (сознание и самосознание, воля и интеллект, процессы саморегуляции личности); ___________
г) другому (свой вариант); ______________________________________________________
а) развитие, идущее изнутри личности, основанное на природных способностях и возможностях человека; _______________
б) формирование или исправление, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками, знаниями и умениями; _______________
в) ни то и ни другое (свой вариант); ______________________________________________________
а) формирование необходимых знаний, умений, навыков, свойств и качеств в личности учащихся; _______________
б) содействие естественным процессам самоактуализации и саморазвития, оказание помощи и поддержки личностному росту учащихся; _______________
в) исправление, компенсация и коррекция личности учащихся
д) другое (свой вариант); ______________________________________________________
5. Учащийся является:
а) объектом педагогических воздействий; ____________
б) равноправным субъектом и участником педагогического процесса; ____________
в) ни тем и ни другим (свой вариант); ______________________________________________________
6. Обучение является процессом организуемым и инициируемым:
а) собственной личностью учащегося; ____________
б) другими людьми за саму личность учащегося; ____________
в) ни тем и ни другим (свой вариант) _____________________________________________________
а) монологу учителя; _____________
б) равноправному диалогу личностей учителя и учащегося; _____________
в) другому (свой вариант); _____________________________________________________
а) директивной (жесткой), предписывающей основе; ______________
б) индирективной, непредписывающей (подразумевающей свободу выбора учащимся темпа и содержания своего обучения); ______________
в) на другой (свой вариант) ______________________________________________________
а) свободный и ответственный субъект собственного развития, личностного роста; __________
б) «производное» социальных взаимоотношений (в том числе обучения и воспитания); __________
в) в основном «продукт» глубин своего бессознательного и наследственности __________
д) ни то, ни другое (свой вариант); ______________________________________________________
а) определенный, требуемый уровень знаний, умений и навыков; формирование социально желательных качеств в личности учащегося; _____________
б) личность и личностное достоинство детей, их неповторимость в познании и самовыражении, творчество и инициатива, осмысленное учение, личностный рост учащегося в целом; _____________
в) другие (свой вариант) _____________________________________________________
а) обретение себя самостоятельной, ответственной, уникальной и свободной личностью _____________
б) приобретение определенных знаний, умений, навыков, практического опыта для будущей профессиональной деятельности; _____________
в) другое (свой вариант) _____________________________________________________
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |